Гл.4 ч.9
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В предыдущих частях этой главы, были, рассмотрели все причины разногласий между Западной и Восточной христианскими церквями, накопившиеся у них к 1054 году от Рождества Христова.
Их достаточно много и они появились в христианстве не в один год, а накапливались на протяжении 600-700 лет, по мере развития и становления христианства как новой мировой религии.
Так же мы установили, что по сути выдвинутых «обвинений», ни сам Константинопольский патриарх Михаил, ни будущие сторонники и последователи, ничего конкретного и убедительного возразить не смогли.
Потом, были обоюдные примирения и подчинения в диптихе христианских церквей Восточной церкви Западной, затем новые обвинении и предания анафеме, пока крестоносцы во времена Четвертого крестового похода, казалось бы, силой меча не поставили точку в многовековых богословских спорах, захватили сам Константинополь и изгнав Патриарха и его сторонников.
Скорее после этого, на месте Византийской империи появились две новые: Латинская и Никейская. О них известно следующее:
«ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ феод. гос-во со столицей в Константинополе, созданное крестоносцами в результате завоевания части Византии в 1204 и существовавшее до 1261. Назв. "Л. и.", вошедшее в ист. лит-ру, - визант. происхождения (от латиняне).
Официально государи Л. и. титуловались императорами Романии (франц. назв. Византии). Л. и. включала мн. р-ны Балканского п-ова, С.-З. М. Азии, о-ва Эгейского и Ионич. морей. Эти земли были поделены между князьями, рыцарями и Венецией. Император Л. и. (им был избран граф Фландрский Балдуин IX) получил 1/4 терр. империи (включая б. ч. Константинополя). Крупнейшими феод. владениями в Л. и. были Фессалоникийское королевство, Ахейское кн-во и Афинское герцогство в вассальной зависимости от Фессалоникийского королевства).
По своему политич. строю Л. и. являлась феод. монархией зап.-европ. типа.
Власть императора была ограничена советом виднейших сеньоров.
Социально-правовые порядки Л. и., в основе унаследованные от византийских, определялись ассизами Романии. Лат. владычество ухудшило положение греч. народа в целом, только часть местной знати сохранила свои привилегии, перейдя на сторону крестоносцев.
Попытки папства насильственно ввести католицизм в Л. и. оказались неудачными; лишь высш. церк. должности замещались католиками, на местах влиятельной силой оставалось рядовое православное духовенство. Латинская империи не была стабильным государством. Она на раздиралась межфеод. распрями и ослаблялась постоянными конфликтами с соседними гос-вами.
14 апр. 1205 войска Болгарии нанесли крестоносцам поражение под Адрианополем, положившее конец агрессии зап. рыцарства на Балканах. Постепенно терр. Л. и. сокращалась.
В 1235-36 Константинополь был осажден войсками Никейской империи и Болгарии, но ему удалось удержаться - отчасти с помощью венецианского флота, а гл. обр. благодаря разрыву болгарско-никейского союза (Иван Асень II пошел на сговор с латинянами).
В конце концов, не располагая достаточными средствами, Л. и., территориально сведенная к Константинополю с округой, была ликвидирована в 1261: никейский император Михаил Палеолог овладел городом, латиняне были изгнаны (в отдельных областях Средней и Южной Греции западноевропейские феодалы продолжали держаться вплоть до 15 в.)».
Никейская империя, государство на С.-З. Малой Азии, возникшее в 1204 после захвата Константинополя крестоносцами, когда столица Византии и резиденция константинопольского патриарха были перенесены в Никею.
«Первым правителем Н. и. был Феодор Ласкарис. Территория Н. и. определилась в борьбе с турками-сельджуками (над ними была одержана победа при Антиохии на Меандре в начале 1211), Латинской империей (поражение Н. и. при Риндаке 15 октября 1211) и Трапезундской империей.
В 1214 Нимфейский договор установил границы с Латинской империей. Тогда же были присоединены Гераклея (Ираклия) и Амастрида. В Н. и. значительного развития достигли города (Никея, Нимфей, Смирна, Эфес, Пруса), сельское хозяйство втягивалось в товарное производство.
Крупные императорские хозяйства подчас приобретали предпринимательский характер. Н. и. вывозила хлеб в Геную, торговала с Кенийским султанатом, с Русью. В горных районах сохранилось свободное крестьянство, нёсшее пограничную службу.
Вместе с тем упрочилась феодальная собственность: феодалы пользовались судебно-административными правами на своей земле, предпринимались попытки прикрепления к земле частновладельческих крестьян — париков. Н. и. оказалась наиболее жизнеспособным из греческих государств, образовавшихся на территории Византии.
Иоанн III Дука Ватац изгнал латинян из Малой Азии (по договору 1225 они удержали лишь Вифинский полуостров с г. Никомедней), занял острова Лесбос, Хиос, Родос и перенёс военные действия во Фракию. Иоанн III в союзе с болгарским царём Иваном Асенем II в 1235 и 1236 пытался взять Константинополь, находившийся в руках латинян.
В 1246 Иоанн III, захватив значительную часть Фракии и Македонии, без боя вступил в Фессалоники. Император Михаил VIII Палеолог в 1259 разбил при Пелагонии войска антиникейской коалиции (Эпирское государство, Сицилийское королевство, Ахейское княжество, королевство Сербия).
В марте 1261 Н. и. подписала Нимфейский договор с Генуей, предоставив генуэзским купцам, торговые привилегии в обмен на военную помощь против венецианцев и Латинской империи.
25 июля 1261 полководец Михаила VIII Алексей Стратигопул, почти не встречая сопротивления, занял Константинополь; Михаил VIII перенёс в него столицу. Т. о. была восстановлена Византийская империя. Н. и. перестала существовать».
Несмотря на такой, счастливый исход для Восточной христианской церкви в ее борьбе с Папским Римом, радовались греки рано и недолго.
Ведь на юге Византию все более и более теснили входившие в Монгольский доминион турки сельджуки. Они впервые на исторической арене появились в 1071 году, когда основали свое государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии. Но, их тогда быстро завоевали монголы.
Постепенно монголы, стали утрачивать свою силу и влияние, и в 1326 на отвоёванных у византийцев землях османами был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1362 турки-османы, начали вести завоевания земли в Европе и перенесли столицу в город Адрианополь ( сейчас г. Эдирне). Европейские владения Турции получили название Румелия.
А в 1453 турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.
А произошло это при следующих интересных обстоятельствах спровоцированных самих императором Константином XII.
Об этом последнем Византийсколм императоре известно что родился он 8 февраля 1405 — погиб 29 мая 1453 года во время захвата Константинополя турками.
Константин был сыном Мануила II, восьмым из десяти детей Мануила II и Елены Драгаш, дочери сербского князя Костантина Драгаша.
По византийской традиции, позволявшей принимать фамилию по материнской линии, в случае если она достаточно престижна, Константин предпочитал называться фамилией матери — Драгаш. Большую часть детства он провёл в Константинополе, под наблюдением своих родителей. В период отлучки своего старшего брата в Италию Константин был правителем Константинополя с 1437 по 1439.
До своего вступления на престол, Константин снискал себе уважение ромеев как храбрый деспот Мореи (средневековое название Пелопоннеса). Он не блистал образованием, предпочитая книгам воинские упражнения, был вспыльчив, но обладал здравым рассудком и даром убеждать слушателей.
Когда умер Иоанн VIII, Константин находился в Мистре. Его младший брат, Дмитрий первым прибыл в Константинополь в надежде, что императорский трон достанется ему, но его никто не поддержал.
Сам Константин был провозглашён императором в начале января в Мистре.
В марте 1449 года он прибыл в столицу и принял власть. Вопреки традиции Константин не был коронован патриархом.
Следующие годы он занимался тем, что готовил город к обороне на случай осады, в борьбе с турками искал помощи и союза на западе и пытался примирить церковные смуты, вызванные унией с католиками.
Во всём этом он преуспел только отчасти, но большего в его положении трудно было ожидать.
В 1452 году воспользовавшись войной османского султана Мехмеда II в Азии, Константин потребовал от него увеличения денежного взноса за надзор над жившим в Константинополе османским принцем Урханом, который мог, при случае, явиться опасным претендентом на султанский престол.
Мехмед не только ответил отказом на это требование, но совсем прекратил уплату взноса и начал войну с ним. Константину не удалось добиться своевременной помощи от западных государств.
Обращение к папе Николаю V привело лишь к возобновлению вопроса об унии. Лично ничего не имея против неё, Константин разрешил присланному папой кардиналу отслужить обедню в Софийском соборе, в присутствии двора, сената и высшего духовенства.
Это вызвало среди масс, возбуждаемых враждебным унии монашеством, сильное негодование, нашедшее себе выражение в заявлении мегадуки Луки Нотароса, что он готов видеть Константинополь «скорее под властью чалмы, чем под властью тиары».
Ну и последствия такого решения сказались немедленно…..
5 апреля 1453 г. Константинополь был подвергнут осаде со стороны турецких войск султана Мехмеда II, имея цель захват города.
Султан предложил Константину и горожанам сдаться, но ромеи ответили отказом. Следующие два месяца ознаменовали собой ожесточённые бои между византийскими и турецкими войсками за контроль столицы.
Император Константин принимал участие в боях как простой воин и был убит турками 29 мая 1453 г. во время штурма.
После взятия города его труп был похоронен с императорскими почестями, но голову Константина Мехмед II приказал выставить на константинопольской площади Августеоне.
Могила Константина в Константинополе до сих пор поддерживается за счет правительства.
Это был последний император ромеев. Со смертью Константина XI Драгаша Восточная Римская империя прекратила своё существование.
Для нас же важно, что от официальной даты раздела христианских церквей в 1054 году прошло 400 лет!
И в продолжение этой истории нас в первую очередь интересует два важных вопроса:
Что сталось с христианским населением, жившими в Византии после завоевания их турками?
И как был решен вопрос с существованием Константинопольской и других восточных православных церквей на территории Османской империи?
А для христиан и самой Константинопольской православной церкви их завоевание турками не означала уничтожение или поголовное обращение в рабство с насильственным обращением в ислам.
Во-первых, Османы сознательно сохраняли местное самоуправление подвластной «райи»; о религиозных преследованиях они и не думали, так как Ислам запрещал ограничивать свободу вероисповедания любых народов.
После взятия Константинополя султан Мехмед предложил греческому духовенству избрать нового патриарха (прежний был убит во время осады) и немедленно утвердил избранного.
Для его охраны была приставлена стража из янычар, что сразу придало ему характер турецкого чиновника.
Патриарх вместе с собором получил значение верховного управления над греками и суда в спорах между ними.
Они могли назначать грекам наказания, до смертной казни включительно, и османские власти обыкновенно без возражений приводили их в исполнение. Точно так же поступали турки и с другими народами.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация Константинопольский патриарх в Османской империи получил светскую (гражданскую) власть над греками не пожелавшими принять ислам, которую он никогда не мог иметь при византийских императорах!
А первым з пост Константинопольского патриарха при турках – османах занял Геннадий II Схоларий ( 1453-1459)
Личность его примечательная во всех отношениях, поскольку мы в его лице видим, что процесс борьбы за воссоединение (унию) с Западной христианской церковью в Византии продолжался и спустя 400 лет от решения принятого Патриархом Михаилом.
Родился Геннадий II Схоларий предположительно в Константинополе около 1400 года.
Мирское его имя было Георгий. Император Иоанн VII Палеолог сделал Георгия государственным судьей и членом верховного совета.
Когда Иоанн VII и константинопольский патриарх Иосиф II по приглашению папы Евгения IV отправились в Феррару в 1438 году и потом в 1439 году во Флоренцию для переговоров об унии, в свите их находился и Георгий.
Как светский человек, он не мог участвовать в соборных заседаниях, но тем не менее, способствовал делу унии: этой цели служили сделанные на соборе три речи его (о пользе, трудности и возможности унии) и воззвание к грекам об угрожающей от турок опасности и о неотложной необходимости изыскивать средства защиты.
Но вот по возвращении в Константинополь, узнав, что уния решительно осуждается клиром и народом, он присоединился к главному ее противнику Марку Эфесскому, своему другу и духовному отцу.
Вражда к унии расстроила отношения Георгия к императору Иоанну VII и ещё более к его брату и наследнику императору Константину (правившему в 1448—1453 годах), поэтому он принял монашество.
При взятии Константинополя турками погиб патриарх Афанасий. Когда султан Мехмед II приказал грекам избрать нового патриарха, единодушный выбор пал на Геннадия.
По желанию султана Геннадий составил для него изложение главных догматов христианской веры.
Патриарх делал все, что было возможно для облегчения тяжкой участи своих единоплеменников, но ввиду многих препятствий и, между прочим, интриг самих греков, не позднее 1459 года, он был вынужден прекратить свою благодетельную для церкви и народа деятельность.
Он оставил кафедру и удалился в монастырь, где и умер, как полагают, в 1464 году. Греческая церковь причислила его к лику святых.
Но не все так было легко и просто как можно понять из выше описанного.
Как бы турецкие султаны не «дружили» с Константинопольскими Патриархами в Турции главной религией был ислам.
В наше время широко распространено мнение о нетерпимости мусульман к представителям иных конфессий. Отчасти оно и обосновано скажем на оглядываясь на недавние события и войны в Ираке, Иране и Афганистане
Но, надо принять во внимание, что традиционная исламская религиозная политика очень многогранна.
В первую очередь объектами пропаганды ислама в первый век его существования стали арабы-язычники – соотечественники первых мусульман.
Политеизм объявляется главным противником ислама, а главным грехом становится т. н. «ширк» – поклонение твари вместо творца.
Мусульманское законодательство предписывает насильственное принятие ислама язычниками под страхом смертной казни. Язычники (кафир) не поклоняются тому, кому поклоняется Мухаммад, в этом их главное отличие от христиан и иудеев, поклоняющихся единому Богу.
Христиане и иудеи в традиционном исламе именуются «ахл ал-китаб», что значит "люди Писания" - категория людей, находящихся в промежуточном положении между мусульманами и язычниками.
Они поклоняются тому же Богу, что и мусульмане (в отличие от язычников), но не столь угодны Богу, так как не приняли его последнего откровения. К ним относились иудеи, христиане, и зороастрийцы.
Этим религиозным общинам были ниспосланы богом священные писания - Тора, Евангелие, Псалмы - но они исказили их.
В мусульманских странах ахл ал-китаб занимали положение "покровительствуемых" (ахл аз-зимма), облагались особым налогом (джизье), должны были соблюдать определенные правила.
Инорелигиозные общины в мусульманском государстве являлись своего рода государством в государстве, обладали рядом юридически оформленных прав и обязанностей.
Одним из важнейших прав было право исповедовать свою веру.
Мусульманам запрещалось насильственно обращать в ислам представителей других религиозных общин, это каралось законом.
Законы ислама гарантировали также покровительствуемым религиям и их устойчивость по отношению друг к другу: так, иудей не имел права стать христианином, и наоборот; перейти можно было только в ислам.
Мусульманское законодательство делит мир на два ареала – обитель мира (дар ас-салам), т. е. мир ислама, и обитель войны (дар ал-харб) – весь остальной мир, не подвластный халифу.
По мере завоевания территория дар аль-харб превращается в дар ас-салам, причем язычники в принудительном порядке обращаются в ислам, а иудеи, христиане и представители некоторых других конфессий, включенных в список покровительствуемых, входят в тот или иной «миллет» – автономную религиозную общину в государстве ислама.
. Законодательная база в Турции была выстроена на основе шариата султаном Сулейманом Кануни (Законодателем) в XVI в. Султан одновременно являлся и халифом – главой всех мусульман-суннитов.
С первых лет существования тюркских государственных образований на территории Малой Азии султанам приходилось мириться с греческим христианским населением городов и деревень.
В то же самое время, согласно интернациональной концепции ислама, мусульмане не обязательно должны были быть тюрками.
Принятие ислама гарантировало равноправное вхождение в умму и практически гарантировало знатным грекам достижение высокого положения в иерархии Османской империи.
Некоторые из представителей былой византийской аристократии, приняв ислам, стали родоначальниками известных родов беев-завоевателей (гази), утверждавших османскую власть в западной Анатолии и на Балканах (семейные кланы Михал-оглу, Эвренос-оглу).
Для тех же христиан, которые отказывались менять веру предков, были открыты многочисленные направления развития.
Ведь собственно для турка–мусульманина почетными профессиями являлись только три – пастух, крестьянин и солдат. К последним приравнивались и «люди пера» – работники аппарата управления.
Целые отрасли экономики, в основном, городской, находились в руках христианского и иудейского меньшинств. Однако путь к вершинам административной власти империи для них был закрыт.
Конфессиональная разобщённость в ещё большей степени закрепилась в Османской империи, которая выделила своих немусульманских подданных в отдельные "миллеты".
Они подчинялись не только духовной, но и светской власти патриархов, избиравшихся каждой общиной и утверждавшихся Портой.
Таким образом, каждая религиозная община становилась своеобразным церковно-политическим телом.
Число таких официальных миллетов возрастало.
Если в XV веке султан Мехмет II выделил всех подвластных ему христиан и иудеев в три общины (одну составили монофизиты во главе с католикосом армян, вторую все остальные христиане, во главе с Вселенским Патриархом, третью - иудеи), то к 1914 году в Османской империи насчитывалось уже 17 миллетов, причем каждый пользовался покровительством одной из европейских держав.
Для христианского и иудейского меньшинств султаном Сулейманом Кануни на основе шариата был разработан комплекс правил поведения «Канун-и Реайа» , который дает представление о взаимоотношениях между мусульманским и немусульманским населением.
В его основе лежит налоговая политика Османской империи по отношению к иноверцам.
Немусульмане, помимо ашара – десятины, косвенных и экстренных налогов обязаны были выплачивать денежную ренту «джизье».
В конце XVII века джизье покрывал около 20% расходов империи. Существовали три категории по выплате джизье – аля, эвсат и эдна, в зависимости от имущественного ценза. Специальный, пониженный джизье платили немусульмане, проживающие в приграничных районах.
Одним из основ мусульманского законодательства является запрет на насильственное обращение в ислам христиан и иудеев.
В то же самое время в Османской империи существовала узаконенная система насильственного обращения в ислам.
Детей славянского, албанского, греческого населения Балкан забирали у родителей в порядке "налога кровью" - девширме.
Мальчиков 6-8 лет обращали в ислам, воспитывали в турецких семьях наравне с родными детьми, учили военному делу и с детства прививали им чувство безграничной веры в турецкого (османского) султана и уверенность в превосходстве янычарского боевого братства над всем остальным миром.
Янычары становились «капы кулу» – рабами царских врат и часто добивались высоких должностей при дворе Османской империи из-за личной преданности султану.
Также в кодексе законов записаны и второстепенные правила, которые должны были подтверждать высокий государственный статус ислама по отношению к другим религиям:
1) Христиане и евреи не смеют на покорённых землях строить монастыри, церкви, синагоги и часовни. На самом деле это можно было устроить с разрешения санджакбея. Как правило, обходилось взяткой.
2) Они не смеют самовольно чинить свои церкви. Требовалось разрешение санджакбея.
3) Те из них, которые живут рядом с мусульманами, могут чинить свои дома только в случае большой необходимости. Действительно, власти стремились к поквартальному расселению христианского и мусульманского населения. Однако к обособлению стремились и представители других конфессий. Например, в Стамбуле, Измире, Салониках существовали отдельные компактные поселения христиан, мусульман, иудеев, иностранцев.
4) У себя они не будут принимать беглецов, а если о таких узнают, то должны тут же их предавать мусульманам. Имеются в виду беглые крестьяне и люди вне закона. То же правило относится и мусульманам.
5) Между собой они не имеют право произносить приговоры. Действительно, суд вершил мусульманский судья – кади. Однако миллеты имели право на рассмотрение торговых разбирательств между единоверцами. Впрочем, уже в XVIII в. их права в этом направлении значительно расширяются.
6) Никому из своей среды они не могут препятствовать стать мусульманином.
7) По отношению к мусульманам они будут вести себя с уважением, вставать при их приходе и предоставлять им почётное место без промедления.
8) Они не могут носить одежду и обувь как у мусульман. Это касается только зеленого цвета и "истинно мусульманских" атрибутов, таких, как, например, чалма или феска.
9) Они не могут учить арабский литературный язык. На самом деле это правило нарушалось сплошь и рядом. Зачастую арабский язык преподавали христианским юношам добровольно, чтобы привить доброе отношение к исламу.
10) Они не могут ехать на осёдланном коне, носить саблю или другое оружие ни в доме, ни вне него. Верхом нельзя ехать только в случае, если рядом находятся пешие мусульмане, чтобы не быть выше их.
11) Не имеют право продавать вино мусульманам.
12) Не могут поставить своё имя в перстень с печатью.
13) Не могут носить широкий пояс.
14) Вне своих домов не имеют право открыто носить крест или своё святое письмо.
15) Вне своих домов не имеют право громко и сильно звонить, но только умеренно (имеется ввиду церковный звон А.С.) Колокольный звон вовсе был запрещен. Из-за этого в Греции, Болгарии, на Афоне произошел серьезный застой колокольного искусства.
16) У них (могут) только негромко петь (религиозные песнопения). Имеется в виду «не привлекая внимания мусульман». На самом деле, есть многочисленные свидетельства, что христиане, мусульмане и иудеи проводили совместные массовые религиозные празднества с использованием музыкальных инструментов, несением хоругвей во время засухи.
17) Могут только тихо молиться за покойников. Нельзя устраивать громкие похоронные процессии.
18) Мусульмане могут пахать и сеять на христианских кладбищах, если они больше не служат для захоронений.
Такие правила касались в первую очередь общественной жизни, и, как показывает практика, легко обходились при помощи специальных договоренностей с властями.
И вот, что примечательно, в сравнению с европейской религиозной политикой в средние века Османская империя является образцом веротерпимости!
Положение религиозных меньшинств в Османской империи резко изменяется в XVIII в.
В первую очередь это связано с общим системным кризисом государства.
И, тем не менее, на основании вышеизложенного мы можем констатировать, что положение христиан и развитие и существование Константинопольской православной церкви при турках было, не только сохранено, но и стабилизировано.
И тут даже наверно было б уместнее сказать «законсервировано» вместе со всеми теми противоречиями, что обсуждались папскими легатами в 1054 году в Константинополе.
Если Западная христианская церковь развивалась, хотя и в муках, но опираясь как на развитие общего научно-технического прогресса и философии, но, тем не менее, христианство обрело в 1526 г. новые формы в учении и протестантизма.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).
Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.
Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.
Таким образом, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).
Ничего подобного в отношении Константинопольской, да и всех других восточных церквях оказавшихся на территории Османской империи в этот же исторический период такого не скажешь. Там время шло, а церкви больше не развивались.
Более того что Константинопольский патриарх что другие восточные патриархи войдя во вкус и светского управления христианами сами не желали менять свое положение, продолжая оставаться на осужденных Западной церковью церковных догматах.
Что касается распространения православия, то поле возникновения Османской империи, православия исповедовали в Болгарии, Румынии, Молдавии, Украине и Московском царстве.
Эти церкви были подчинены Константинопольскому патриарху и им же ставились в этих церквях высшие церковные иерархи – митрополиты.
Со временем у Османской империи появляется опасный конкурент – Российская империя, религиозная политика которой на Балканах опиралась на общности религиозной традиции русских с народами Балканского полуострова.
В этом случае в Турции появился и свой внутренний враг.
Внешне, лояльный и послушный Константинопольский патриарх, а на деле подстрекатель и шпион, и пособник Российских царей императоров начавших завоевания в Крыму и на Балканах с целью захвата Константинополя и установления своего контроля за проливами Средиземного моря.
Конечной целью этих геополитических планов Российской империи был захват всех территорий входивших в Византийскую империю в период ее расцвета и переноса в Константинополь столицы.
Поскольку в планах России, как раз в это же время (1523-1524 года) было заявлено, что Московское царство это Третий Рим.
«Да в;си, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. да в;сть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския в;ры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нын; глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство ин;мъ не останется, по великому Богослову.» (старец псковского Елеазарова монастыря Филофей).
Ну, а о том, как дальше развивались события, будет рассказано в следующей части…
(конец 4 части)
Все рисунки и карты к статье находятся здесь:http://h.ua/story/301772/