Перечитывая одно из конкурсных стихов, я вдруг поняла, что зашла в тупик.
Что это, черный юмор, гротеск, театр абсурда, нечто иное? Почему-то мне хочется «разнести его в пух и перья»?
Звоню подруге. Она тоже «из наших», из «графоманческих». Ната Ли.
Сожалею, не включила диктофон, этот краткий конспект не передаст интонаций, пауз, всех эмоций.
Мы, конечно, увлеклись, и так Ната стала соавтором моего обзора.
- Аллё…
- Натк, я тут конкурс жюрю, и мне помощь нужна!
- Давай!..
- Дело очень серьезное. Натали Мастер Шедевр
Уймутся брань, кастрюльный гром
И пыл потасканных легавых…
Нат, ты ходишь на охоту? А с кастрюлькой?..
Родная мне найдётся гавань,
А к ней – ничейный тихий грот.
- Охота – в гавани, что ли? Или в гроте? «Зайца не видали?»
- Дальше слушай:
Здесь звуки мерные дождя
И плёск волны, и запах ветра –
На скуку слов наложат вето,
До мудра утра подождя.
- Подождя?! Это русский язык?
- Может, это о дожде?
- Под дождя подождав? (смеется)
- Отсюда вылазки в народ,
Во всеоружьи, станут чаще:
Индейцем выскочить из чащи –
Не в этом, право же, порок!
- Аааа, у них в гроте – телепорт со встроенным реинкарнатором!
- Потом – обратно. Налегке.
Песок. И волны. И наяды.
Восторг! И класть на ваши клады.
И ракушка в руке…
- Восторг! Здесь после «ракушки» просится мораль, знаешь, как в баснях Крылова…
- Да?. Интересно, изобрази!
- Скажите мне, япона мать,
Ну, где ж на всех кастрюль набрать?
- Скажи, может, я не доросла еще до подобной поэзии, может это…
- Мушенька, расслабься. Ты ж знаешь, я куртуазный маньеризм обожаю и чувствую его «на подлете». А еще есть?
- Оо, дааа, сколько угодно!
Тамара Тагеко Страшная серая сказка...
На примятых губах –
- На каких- каких?!
- Чё хохочешь, утюга у них не было…
Вкус вчерашних обид.
Разбивается день
На осколки, как чашка.
Простой штамп.
- Это не так страшно по сравнению с тем, что может быть…
- Вновь безликой толпой
Яркий шут будет бит.
Слишком пестрый колпак
И штаны,
И рубашка..
. . .
Небо в сером. Из туч
Серый сшит половик.
На зеленый (указ!) резко снижена квота.
- Только на зеленый?
- Сказали же, одежда вся пестрая, значит, и на пестрый. Или пестро-зеленый. Подожди, дальше следует самая загадочная фраза в этом стихотворении:
Глупый вялый король тире атрибут в тронный зал точка
Молчишь?
Я зажгу над столом
Очень яркую лампу!
- Не хватило …
- Давай лучше я тебе почитаю стишинку, которая мне реально нравится
Курильчук Виктор В покосах розового клевера
Босым по всем росстаням:
С концовкой, покос.
Пусть временем спросится:
Косец или гость.
- Косарь?
- Косец.
- Диалектизм?
- Или устаревшее?
- Не «лезет»
- Подожди, я хотела предложить Виктору вместо «по всем росстаням» - «да по росстаням», получится мелодичнее, может и «косец» тогда «влезет». «Росстань» - перекресток, точно, диалектное…
- Мух, помнишь, стихо одного юного дарования, который заигрался подобными вещами и написал настоящий колдовской заговор? Это ведь колдовство, Муха.
- Хочешь, повеселю, прочту тебе Михаил Степанов ПРО ....
Его не нужно разбирать, критиковать или хвалить
- Почему?
- Он умудрился поссориться со всеми, мне кажется. Теперь использует конкурсную площадку для сведения счетов
- А ты на провокации не поддаешься?
- Нет! Я сама умею…
- Почитай мне лучше что-нибудь хорошее.
- Пожалуйста! Светлана Алексеева Осенние мыши
А ты, как нарочно, всё спишь почему-то,
Ленивая кошка тепла и уюта.
- Кошки-мышки (видимо, улыбается)
- Меня что-то настораживает в этом стихотворении, я не могу сказать, что оно мне безоговорочно нравится
- Я знаю, что! Диссонанс. Оно певучее, мягкое по звучанию, но раскрываются образы:
Когорты мышей листопадной тревоги
задевая холодную жижу,
Летучие твари
- Ты знаешь, наверное…
- А еще есть хорошее?
- Дэниел Р. Оливо Единожды
Сложное. В нем – и гражданское, и религиозное, и что-то еще.
«Книгу жалоб требую! Же не манж.
Ни души за пазухой…»
Не несут.
Слышат завсегдатаев – не меня.
- Это ж настоящая философская лирика!
- Меня немного отвлекает «же не манж па сис жур»
- Так это специально!
- Картинки перед глазами расплывчатые, словно фотографии, сделанные через мокрое стекло.
- Ты хочешь его в свой шорт лист забрать?
- Да.
- Я – за! Хотя при втором прочтении ощущения не усиливаются.
- Еще читаем?
- Конечно! Очень интересно.
- Есть Андреев Чайк. Победа скромного автора над распущенным литературным героем
Предупреждаю сразу: у меня оно никак не классифицируется, хотя сам Андрей мне симпатичен, я читаю его с удовольствием.
, но, пожалуйста, никому не говори про это стихотворение
- Я тебя понимаю. Хотел написать нечто оригинальное, видимо, не получилось.
- А жаль. Что дальше читаем, фантастический боевик или романтический вечер, и то, и другое требуют жесткого вмешательства.
- Давай фантастику.
- Аэль Дороро Вирус пустоты
И ты послУшно следуЕшь его прикАзам
- Хватит! Я прошу! Такая проблема с размером?
- Еще какая! Дальше есть
Свободным мОбом бродишь в лАбиринте Яху
- Больше не хочу!
- Есть еще суповой набор "всегда, когда … опять"
- Да, еще бы «когда» для полноты… Всё-о!
- Ладно, всё, иначе люди скажут, что я тебя пытала.
- Ты мне про любовь обещала…
- Татьяна Проскурина Нелепое
Его, кстати, если «вычесать», получится миленькое стихотворение. Перекликается с
«- Будет январь, Вы считаете?
- Да, я считаю»
Будет, конечно, весна, может быть – апрель.
Вечер зажжет угольки в глубине камина.
Нет, лучше пусть – Новый Год-Рождество-метель…
. . .
А утром в окно впорхнет ветер цвета беж
- Беж?.. В январе?
- Чего ты, еще был апрель. Если выровнять размер, напр. А утром в окно проскользнет ветер цвета беж…
- Договорились ведь, январь лучше …
- М-да… А когда земляника зреет, в январе или в апреле?
- ???
- Я буду готовить тебе земляничный фреш
- Тогда знаю, сразу после ананасов!
- Теперь приготовься:
И, в тысячный раз, посмотрев «Пятый элемент»
- У меня ощущение, что стишинка писалась под заказ. Набор картинок, плохо связанных между собой.
- А хочешь «то, что любишь»? О любви.
Валерий Панин Астры
. . .
И поэтому я астры
Вновь в саду чужом «нашел».
Одари негромким:
«Здравствуй…»
Улыбнись:
«Как хорошо!..»
- Хо-ро-шо!
- В шорт!
- В шорт. Мужчины обычно о таком не пишут… 5-5-5! Идея, исполнение, обнажение души.
- Теперь у меня есть «три сестрицы под окном», причем, кажется, тройняшки. И опубликовались подряд. Чистенькие, умытые, у меня к ним нет претензий. Кроме одной…
- Ну-ну…
- Ольга Саулко Первый
Закружит стужа в танце диком
Мои деньки…
Юлия Лавданская Октябрь.Замоскворечье.Воскресенье
И я иду. Зовущим не переча,
Забыв унылых будней тяжкий пресс
Анна Галанина Я люблю тебя, будто нехотя
Бог на небе косится пристальней
На меня
- Действительно, дневники прилежных школьниц. Без замечаний, но искры они не смогли высечь.
- У Ани есть изюминка…
- Да, только она ее съела после первой строфы. Еще есть участники?
- Коновалова Татьяна. Отпустил бы…
Лишь душицы-мяты пахучий цвет
- СУпеР!
- А мне не нравится «растопырив пальцы», и вообще я не понимаю, речь ведется от лица женщины, потом вдруг соскакивает: «пережить ее», «замолчать о ней», как будто вступает в разговор мужчина.
- Дура ты, Муха, возьми-ка в руку блюдечко, не «растопырив» пальцы!.. А «сколько дал ее мне – сто лет транжирь» - это о любви, Муха!
- Хочешь предложить – в шорт?
- Решать все равно тебе. (хихикает, зараза)
- Читаем дальше!
Пак Маша У тишины есть я… Это похоже на меня. Я так же писала. Поэтому, если Маша совсем молода, как автор, я бы сказала ей «пишы исчо», но, окажись это кто-либо из известных ныне мне авторов, укусила бы
И…
ваши очи
звенят
дождем
по белому карнизу
- М-да…
- Страшнее мухи зверя нет. А хочешь, будет ночь. И счастье.
- Да.
- Кульков Михаил Одеяние ночи
Пусть утром плачут о погибших ивы,
А нас, живых, счастливей в мире нет
- Ты представляешь, насколько должно быть темно, тоскливо и жутко в душе, что счастье превратилось в тризну…
- Да, я помню, ты тоже однажды написала «стишинку с грустинкой», судороги начинались от ужаса.
- У меня сейчас лирическое, осенне-солнечное настроение, у тебя что-нибудь такое есть?
- АГА. Марина Киевская Посленаркозное
- Измываешься?
- (Мозг устал. Втихаря выпивает абсент.
Здесь цирроз. Ни к чему трепанация).
- «В больнице делать нечего», -
Подумала я печенью.
- А начало было.
- А потом его загрузили разными органами и диагнозами. Получился отличный объект для пародий.
- Есть сегодня опубликованное, я еще сама не читала, хочешь?
Дмитрий Турчанинов Какая разница
Ты одиночество. Одиночество пусто/ты
Такой ритм… Это по-другому надо читать, я с начала начну, с выражением, если получится.
- В нем нет ритма
- Еееесть. Ты послушай:
…знаешь…
И ночь в октябре на холодной улице под дождем
- Ты знаешь, мне нравится!
- Сложное для чтения
- Сложное - не значит плохое? Нет вычурности. Образы легко связываются
- …Как иголка с ниткой
- …Как дождь
- Клавдия Смирягина Она живет
И с царственной улыбкой на лице она легко обмолвится в беседе, что скоро непременно переедет, хотя здесь очень славно, во дворце
Меня зацепило стихотворение
- Можно было бы поспорить по поводу рифмы «беседе – переедет»
- А можно и не спорить
- Можно..
- У Алексея Абашина Небо в комнате. Гуляем?
- Не упадем?
- Там видно будет
Тронув облако, скажу: «Очень мило!»-
И почувствую себя дюже важным
- Я – за!
- Стихотворение-настроение. Хорошее настроение.
Следующий Борис Кузнецов. Городу
Что сетью «правильных» кварталов
Растянута улыбкой для меня
- В сад!
- Здрассте! Я не могу Бориса – в сад. Это Борис свои рифмы – в сад…
- Ага, особенно «везу - мечту» даже просить не пришлось, они сами вышли.
- А «правильные» кварталы так ждали «правильных» рифм…
Шкодина Татьяна. Невидимка
И толпа восторженно узрела
Розовый с оборками чепец, -
- Класс – класс – класс!
- Я девчонкам на работе читала сегодня, хохотали.
Теперь читаю тебе сонет
Галка Сороко-Вороно. О поэзии
Дышать поэзией, освоить ремесло,
Оттачивая рифму или слово,
Чтоб творчество, как яркая обнова,
Мир от греха уныния спасло.
Державин не писал сонетов? (смеюсь)
- Который, Михаил или Андрей? Дай, скажу:
И, если в мире правды вовсе нет,
Я пышный сочиню себе сонет.
И остальная пишущая братья
Меня задушит в дружеских объятьях.
- Галя подняла настроение, ой, спасибо
- Во мне умер пародист. (веселимся вдвоем)
- Следующим номером нашей программы
Маргарита Шмерлинг. Уютный стих
Я, сразу скажу, не чувствую себя в нем уютно. Затянуто, зажевано:
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.
Думаю, не очень удобно и профессору:
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком
…
…мудрый профессор
дремлет,
- Сонное царство позабывает взвести механизмус. Кто следующий?
- Сергей Черкесский. Анатомическая философия
На замках аксиом не удержится ржавь.
Из приличия лишь мат сменю эвфемизмами
Есть желание расколоть стихотворение на два и дописать каждое…
- Я расстроена. Это – тот Сергей с имиджем Казановы? Слушай, не умудрился ли он посетить несколько каких-нибудь мастер-классов по стихосложению? Это часто накладывает не очень хороший отпечаток на хороших людей.
- Натка, я обязательно спрошу. (хищно щурюсь, потираю руки)
- Еще!
- Кажется, ты вошла в азарт
Татьяна Демина. В никуда
Вот и всё, осталось в "Боинг" лишь сесть,
Ныть о прошлом не к лицу буржуа,
- Где ты видела буржуа, готового подарить свое имущество, тем более недвижимость, тем более бомжу? Можно же в аренду сдать!
- Кажется, нам с тобой смешинка в рот попала.
- Это просто прекрасно. Значит, конкурс удался.
- Сейчас я прочитаю такое, от чего смех пройдет.
Александр Фокеев . Иисус и рыбы
Я затрудняюсь что-либо сказать даже…
а сегодня в глазном просвете
облетает терновый нимб.
мне идти не с руки на юг,
- Так нужно «с ноги» идти.
- Я не имею, что сказать человеку, ни хорошего, ни плохого. No comment. Чего молчишь?
- Не знаю.
- Ладно, читаю легкое, игривое. Приготовься получить удовольствие
Даниш Николай. В городе туман, или крамольные мысли по дороге на работу
Только где-то на границе подсознания маячит:
Может, Людка согласится? Может, думает иначе?
Может мы, летя по кругу в повседневной карусели,
Так нечаянно, друг с другом, мимо счастья пролетели?
- В шорт!
- Однозначно!
- Может, ее не Людка звали, может, и не было ее, а стихотворение запомнится…
- Александр Оберемок . Аполлинер
Прошло сто лет. Я никому не верил, и не поверю, боже упаси. А что она? Она тогда пропала, я даже не заметил, что её в привычной жизни походя не стало – я был зациклен, замкнут на своё
Это стихотворение, кажется, победило в конкурсе, посвященном Ю. Арабову.
- Не набивай цену. Ты мне только что читала о том же. Только без самолюбования, с другими акцентами.
- Тебе не нравится?
- Хорошее. Еще читаем?
- Нина Новикова. Карнавальные маски срывая…
Охлажденные временем чувства.
От молчания сходим с ума...
Сердце шепчет -
поплачь если грустно.
Разум стонет -
виновна сама.
Так пишут 16-летние девочки, просто, наивно, экспрессивно…
- Ага, или леди за 40…
- Тогда следующий этап для них – написание стихов для детей…
- И у многих получается…
- Егор Мирный. Вокруг октябрь
Не сплю -
не спится –
сны залезли под кровать
И там почили.
- Это слишком сложно для меня
- Подожди, дальше сентиментальная сценка с ребенком
«Не болей!», -
Легко бросаю по дороге малышу,
Который с жаром теребит сопливый нос.
- Зачем?
- Время осенней спячки. Человеку не спалось. Пошел в парк. Или ночь была. Человеку не спалось. Пошел в парк…
- Куда смотрят родители? Чей ребенок, господа, замечен ночью в парке?
- Дальше
Анастасия Ли. А сумерки меняют очертанья…
Это о богине, но не о тебе
- Я что, богиня?
- Ты тоже Ли. Ната Ли. Настя Ли
ПрихОда ночи с нЕтерпеньем жду я,
Как в глУбине пустЫни ждут воды,
. . .
И - пОдчиняясь твОему порыву -
Взлетаю я на сладостной волне,
- Вопрос снят. Хорошо, что я не богиня.
- Опять мы с тобой развеселились. Читаем
Александр Коковихин. Чердачное окно
а нынче пацанов
таких не подросло,
кого зовёт и манит
чердачное окно...
- Это лучшее, что я читала у Александра
- Ну, скажешь тоже…
- Серьезно!
- Все лучшее – всегда впереди. Далее наступают розовые потёмки.
- Мне не нравится название.
- Это не название
Ольга Королева. В эту мокрую осень…
По размытым тропинкам в набухший потемками лес
Мы идем, словно в розовый, кем-то заброшенный, терем.
. . .
И собака бежит, настороженно нюхая лист;
Упоенно фырчит, и пытается что-то расслышать.
Скажу : собаки так себя не ведут. Чтобы расслышать что-либо, они останавливаются, поднимают голову, задерживают дыхание.
За речною запрудой в траве мы нашли водопад.
- Стой!
- Стою.
- За запрудой – стоячая вода, пруд
- Там водопад, водопадище, правда, не слишком заметный в гигантской траве.
- Тогда нужно «за заводопадой нашли…» Кто у тебя следующий?
- Валерий Сид. "ЗА ОСЕНЬ"…/с её приходом…/
Думаю, сейчас будет тост, товарищи
осень пришла в этот иссера-серый город
(Позволю себе пропустить бесконечное количество реплик двух хохотушек, склоняющих: «избела-белый», «искрасна-синий»)
всюду и сплошь где ни плюнь - юфте-кирзовые и не чета сафьяну!..
- Я теперь понимаю фразу «пьет как сапожник». А он при этом еще и пишет!
- Владимир Коркунов Произнеси украденную ноту
Можешь ноту произнести?
- До.
- Но отольётся в памяти дурливой
Не ласка, сорванная непонятно кем,
А дамочка, застывшая под сливой,
И радио, заглохшее совсем.
- Почему же «украденную ноту»
- Радио стырили…
- Дамочка?
- …А ты говоришь, «до». Нужно было сказать: «После». Нота до и нота после.
Татьяна Долинина. Вот новый день невидимой рукою
Вот новый день невидимой рукою
Воздвиг оплот. Рассеян нынче дым.
Душа поет. Священно, вновь священно
Прикосновение руки Твоей к делам моим.
«Оплот», если я что-нибудь понимаю, это забор. А в нем торчат две «руки» (в одной строфе)
И круговой порукою …
. . .
…летит моя душа.
- Странное построение предложений…
- Рифмы даже не обсуждаются!
- Лааадно.
- Читаю
Владимир Невесенко. Я умирал мучительно и долго
Ни в двадцать пять,
ни в тридцать семь,
ни позже
В меня ничей
не целил
пистолет.
Судьба порой
натягивала
вожжи,
Чтоб не упал
без сил
в расцвете лет.
- Хрестоматия. Литература. 10 класс
- Это из тех стихов, по которым потомки рисуют «героя нашего времени»?
- Нравоучительно, масштабно…
- Екатерина Ладных. дни перелистывать - молча...
дни перелистывать - молча, и только ночью -
множить слова, уходить в тишину подтекста,
- Нра. И завершенность, и обреченность
- Берем!
- Да.
- Анатолий Калашников. А музыка кружит, как клоун в цирке сальто
Скрипач мотнул челом, предав немного шику,
И прИгласил людЕй, что мИмо мирно шлИ
- Прикольно.
- Жаль, я не вижу тебя, попросила бы мотнуть лбом, интересно взглянуть со стороны.
- Я бы гривой мотнула, а оторвать кусок кожи, чтоб тебе, как белым флагом помаячить, - дудки!
- О, ГОсподи, прошУ, над мУзыкантом сжАлься,
- Сегодня День борьбы с ударениями?
- Есть еще стихотворение
Славицкий Илья. Вальс о санитаре и Сонечке
Сонечка, девочка с чёлкой и глазками круглыми,
Где твои куклы, в какой они скрылись дали?
- Слышится «гдЕтваи кУклы…»
- «Итвой халАт – будто белое бальное платьице». Уходим к
Ирине Мельник. Синопсис
Идёт балет,
Зрителей нет, суфлер – суматошный флюгер.
Я, правда, в глубоком детстве занималась балетом, но не уверена до сих пор, что балерине нужен суфлер… Текст мы никогда не читали со сцены.
Рано еще в утиль, подождут её
Мёртвые без бумаги, - живые строки.
- Хорошая стишинка. Только Летти попыталась сделать ее социально-значимой… Не нужно было… Добить бы безнадегой…
- Не надо Летти бить. Нас приглашает в Зазеркалье
Вера Рехтер . Мне бы…
Зеркала - прямолинейны, даже если и овальны...
- У меня ассоциация сразу срабатывает: «ночи черный квадрат это замкнутый круг»
- Позабыв про притяженье
Я бы избавилась еще от «про при..»
- Кто у тебя остался?
- Два симпатичных парня и очаровательная девушка.
- Давай, девушку почитаем.
- Я ее напоследок приберегла
- Жадина ты!
- Йегрес Вокашу. Сорняки
Вырвать прошлое с корнем недавно хотел.
Нет, не стану полоть давних лет сорняки!
- «Сныть, крапива» - три согласные подряд «т, к, р». Ты сильно о них споткнулась при чтении.
- Азачем Азачемов. Мадридский диптих
На свете тьма столиц и весей -
Один-единственен Мадрид
Я, думала, читаю серьезное стихотворение балагура и прикольщика. А тут:
Бычком аренным окочурюсь
Нет, Азачем неисправим
- Напоследок вкусненькое приберегла. Читай уже!
- Виктория Дворецкая Закрывая глаза
Я, понимаешь, хочу ей предъявлять претензии технического характера, но в этом стихотворении я отождествляю автора с героиней. Я ей верю. Это настоящая истерика!
И опять как по маслу –
e-mail,
sms,
звонки.
Дескать, ждет всё равно, дескать, любит его, хоть плачь.
Одиночество давит на шейные позвонки,
словно ржавой секирой упрямый седой палач.
Я бы сказала ей, Эля, зачем базарные словечки: «левая пуля», «мамочка, не горюй», а еще…
- Даже не думай! У человека, действительно, настоящая истерика. Ты думаешь о выражениях и словах в этот момент?
- Значит, ты ей тоже поверила?
- Конечно!
Не стану больше тянуть кота за хвост.
Шорт:
Максимальное количество баллов хочу отдать
Даниш Николай. В городе туман, или крамольные мысли по дороге на работу
Элеонора Счастливая. Закрывая глаза
Валерий Панин Астры
По 5 баллов
Алексей Абашин Небо в комнате
Екатерина Ладных. дни перелистывать - молча...
Дмитрий Турчанинов Какая раз ница
По 3 балла
Коновалова Татьяна. Отпустил бы…
Клавдия Смирягина Она живет
Шкодина Татьяна. Невидимка
Дэниел Р. Оливо Единожды
Хочется сказать слова благодарности за живые, пронзающие стихи, за удовольствие от прочтения
Азачему
Братиславе
Йегресу
Кулькову Михаилу
Ире Мельник
Владимиру Невесенко
Саше Коковихину
Татьяне Деминой
Владимиру Коркунову
Курильчуку Виктору
Нине Новиковой
Саше Оберемку
(никого не забыла?..) Ребятки, я вас лю…