Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 371
Авторов: 0
Гостей: 371
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Граждане, за лирикой не занимать! (Обзор конкурсных работ...) (Литературный обзор)

Независимый обзор произведений, представленных на Конкурс гражданской критики Первого конкурсного проекта .

В отделе "Поэзия" книжной лавки "Графоманов нет" – длинная очередь. Ажиотаж, раздраженное переминание с ноги на ногу... Нервно. Периодически слышны недовольные реплики вполголоса: "Вас здесь не стояло!", "Скажите там, чтобы больше двух в одни руки не давать!". Наконец, вспотевшая от непрерывного потока клиентов муза-продавщица - рубенсовских габаритов дама средних лет, на лице у которой навечно застыло выражение "Свобода на баррикадах" - зычно выкрикивает через придавок:
- Граждане, всё, больше не занимать! Товар в продаже заканчивается!
Только что подошедший графоман сосредоточенно справляется у крайнего из очереди:
- А что дают-то?
- Говорят, гражданскую лирику ...
- Ух ты, - озадаченно чешет затылок графоман. – А что это за штука такая, гражданская лирика?
- Да черт его знает, - в сердцах отвечает потенциальный последний покупатель. – Но дефецит, однако!

Итак, на Первом проекте – новый конкурс. Конкурс того-не-знаю-чего, лукаво притаившегося под ником "Гражданская лирика".
Гражданскую лирику писали и пишут все, кому не лень. И о гражданской лирике – тоже. Задайте в любом поисковике словосочетание "гражданская лирика", и вам выбросят полтораста тысяч ссылок на сотни поэтических сайтов, школьных сочинений и литературоведческих статей. Словом, море разливанное. Но при этом, как ни поразительно, четкого определения - что же называется "гражданской лирикой" - мне за неделю старательных поисков обнаружить так и не удалось. Трудно определить "то, чего на белом свете вообще не может быть" (с). Татьяна Бек замечательно проехалась по этому поводу:
"Само это слово — “гражданственность” — в применении к поэзии некорректно и вообще представляется мне сугубо советским квазитермином."
" В этом в значительной степени можно углядеть и атавистические черты времен, когда поэзия была больше, чем поэзия, — публицистика, информационное сообщение, нравственно-этическая проповедь и духовно-мистическое откровение." – вторит ей в том же обсуждении Д.А.Пригов.
Но поскольку конкурс объявлен, благополучно завершился и результаты его объявлены, хочется высказаться и мне. "За отсутствием уголовного кодекса руководствуясь революционным правосознанием", как ревтрибуналы в 1918 году. И в основу своего обзора я, заранее приготовившись к граду гнилых помидоров и тухлых яиц со стороны разгневанных читателей, кладу свое собственное понимание:

Гражданская лирика есть жанр поэзии, предметом и/или адресатом которого служит не отдельная личность, но общество в целом.

Социум, блин!
То есть, гражданская лирика по определению – это не обо мне, любимом, а О НАС. И не для тебя (хотя бы это было даже и приравненное к Господу "ТЫ" в стиле философии Мартина Бубера), но ДЛЯ НАС. Гражданская поэзия обращена к обществу, и она всегда в той или иной форме задает некий социальный императив. Иногда диктуя его впрямую, будь то "Подайте ж милостыню ей!" Беранже или "Уберите Ленина с денег!" Андрея Вознесенского. Чаще – косвенно: когда Евтушенко выстонал свое "Над Бабьим Яром памятника нет", в этом явственно читалось: так поставьте же! И отдадим ему должное – памятник-таки поставили. Обожает гражданская поэзия и агитацию "от противного": вот это "бяка", таким не будь и так не делай – возьмите к примеру "Господин Искариотов" того же Беранже.
(Ремарка в сторону). Осознанно не привожу примеров из Некрасова – не на нем одном поэтический свет клином сошелся, хотя говоря о гражданской лирике, поминают прежде всего именно его.
И последнее, о чем хочется сказать, прежде чем переходить к обсуждению непосредственно конкурсных произведений – это вопрос аутоидентификации, самоопределения. У автора, пишущего гражданскую лирику, всегда активная ЖП (жизненная позиция, а не то, что вы подумали), и он говорит так, чтобы его обязательно услышали "товарищи-потомки". Пишет не в стол, а urbi et orbi. Да, границы гражданской лирики нечеткие, порой она косит под философскую или юмористическую, о чем говорит и Евгений Рейн в уже дважды процитированной дискуссии в "Знамени", но всё-таки: если автор НЕ пометил свое стихотворение рубрикой "Гражданская лирика", то оно в 99 случаях из ста к гражданской лирике и не относится (исключая завуалированную политическую или антиклерикальную сатиру в авторитарных обществах, страдающих цензурой, но нашего интернет-пространства это явно не затрагивает).
И тот факт, что из представленных на конкурс произведений ровно половину (22 из 43-х) сами авторы к гражданской лирике не отнесли, уже настораживает.
Ну а теперь давайте по порядку.

1. M-a Emilia J.A.Gonzalez (Strega). Ещё раз об эвтаназии
Сама Эмилия и пр. и пр. определяет свой стих как гражданскую лирику. Соглашусь ли я с ней? Тут бабушка надвое сказала, фифти-фифти. Это в общем-то о себе, но автор ничтоже сумняшеся приравнивает к себе всех остальных скопом, заявляя самодержавное "Мы". Ох уж это Pluralis majestatis, столь любезное поэтам:
          Закрываем глаза и не верим, что сон уже с нами
          что-то тихо творит, превращая в подобие кукол.
          Мы бороться пытаемся с этими страшными снами -
          сердце воплем зашлось, но из горла не слышно ни звука!

Заявляю со всей ответственностью: лично ко мне это "мы" не относится, да и к огромному большинству моих знакомых – тоже. Так что, плиз, присоберите в талии ваши обобщения, а то уж больно широки.
Ах, сударыня, так это ж вовсе не обо всем человечестве, а только о тех, кто хотел бы отойти в мир иной, да бяки в белых халатах не пускают? Предупреждать же надо! Тогда совсем другое дело.
Но вот, кстати: про то, что они этого хотят, только сказать не могут – это вы за них решили? А как же быть с тем, кто даже попав под поезд, с кишками, намотанными на колесо паравоза, скажет
          "И всё-таки жизнь прекрасна!"
(не помню источник, сорри, но подозреваю, что это "Гранатовый браслет" Куприна) – как быть с ним?
То есть проблема поднята большая, но выражена довольно невнятно и неуклюже.
          Милосердие - зло, если рвётся душа на свободу,
          а балласт бесполезный прикован к протухшей постели.

Вы уверены? А может быть, вы просто перепутали, в чем милосердие заключается? Посмотрите в Википедии на "мизерикорд" или "coup de grace" – узнаете много нового и интересного. Я уже не говорю о свежей и незатасканной рифме "двери – верим", которую можно услышать едва ли не в каждой эстрадной песне, и о строчке
          ... и быстрее б и проще
которую умудриться не произнести "и быстрее бы проще" смогут разве что заики...
Но при этом – подкупает неравнодушием, четко уловленной и актуальной болевой точкой. Да и изложено довольно чистым слогом (не считая указанных выше огрехов). Так что, ви таки будете смеяться, вместо цианида "Эвтаназия" получает место в моем личном шорт-листе. И, как вы совершенно справедливо заметили, Эмилия,
          Остальное отослано к чёрту...
До встречи в Преисподней, дорогая!

2. Маргарита Шмерлинг. Нерон
Сама Маргарита отнесла это стихотворение к лирике философской, но здесь опять-таки 50/50 – социального заряда не отнимешь. "Все мы, товарищи, немножко Нероны. Каждый из нас по-своему Нерон", сказал бы В.В.Маяковский. Автор выражается по-своему:
          что самое жуткое - не прогоревший Рим,
          не мутные звёзды, не камня кровавый пот,
          а то, что Нерон у каждого - там, внутри,
          Молчит в нетерпении вечном и ждёт...

Странно только, что в качестве главной характеристики "неронства" выбран поджог Рима (третьего, надеюсь от души). А как насчет убийства собственной матушки – это тоже внутри у каждого? Ошибочка в грамматическом роде, однако: исключительно "у каждой", ибо это, как нам доходчиво объяснил дедушка Фрейд – комплекс Электры, только для дам-с. А у нас, мужиков, комплекс – Эдипов, мы больше по части подсознательного стремления к отцеубийству. Да даже и поджечь Москву – тут Нероном быть не обязательно, можно и Наполеоном образца 1812-го года обойтись.
Но при этом – ярко и впечатляюще, о тиранящих нас и тиранящих в нас. Так что – почетное место в моем шорт-листе, и гори он огнём, этот Рим!

3. Анастасия Гурман. Спилась кукушка
Тоже заявлено как "Гражданская лирика". Но запоздало с гражданственностью года так на двадцать три: в разгар горбачевской антиалкогольной компании было бы в самый раз. И это сколько же надо выпить, чтобы кисель в хлеб превратился?
          Молочных рек иссушенные русла,
          далеких берегов прокисший хлеб:

Берега-то у молочных рек, помнится, кисельные. Далее, мне трудно определить ту грань, где изящная игра слов превращается в бездумное жонглирование словами, но, по-моему, в строках
          Платон - в вине, а истина дороже,
          и кто-то там кому-то вроде друг

Анастасия эту грань незатейливо переходит. Хотя в гражданственности борьбе с пьянством и антиалкоголизмом все-таки не откажешь. Но уж настолько легковесно...
"Не пей, кукушка – козлёночком станешь!"

4. Шкодина Татьяна. "Тоска" есть только в русском языке...
А вот это уже – гражданская лирика высокой пробы, хотя и заявлено как "философская". Извечный вопрос выбора: "свобода от – или свобода для", особенно для общества, привыкшего к несвободе.
Pole position в моем шорт-листе. Хотя чьей дочерью считает Татьяна русскую тоску в своих последних строках
          Прильнув к душе, распятой на кресте,
          Врастет в нее с предательством дочерним.

(это ведь точно о тоске, в этом предложении на целых шесть строчек подлежащее – именно она!) я так и не понял. Ну да ничего, "вырастешь, Миша – узнаешь!".

5. Анастасия Ли. Запах врага
Полностью согласен с самоопределением автора: гражданской лирикой здесь и не пахнет. А значит, и обсуждать нечего, каким бы интересным само по себе стихотворение не было.

6. Йегрес Вокашу. Под откос
Социально-обличительная сатира: эдакая "Обстановочка" Саши Черного, раздутая до масштабов целой страны. Неприятие автором "царства победившего капитализма" вполне понятно и узнаваемо, несмотря на чеканные рифмы "капитализм-катаклизм" и гениальный в своей бредовости образ трёхлапой жабы. Это вы ее сами так покалечили, товарищ "бывший пионер"?
Но начатая еще "кормчим" очаровательная аллитерация
          Корчма, кормушка, карма, кара ли?
          Накаркал...

подкупает. Так что, несмотря на мое категорическое несогласие с авторским неприятием "эры изобилия", высокое место в моем шорт-листе обеспечено.

7. Влад Ладин. На дне бокала…
И еще один борец с алкоголизмом, в пандан к Анастасии Гурман. Но гражданственность этих восьми строк весьма сомнительна, тем более что сам Влад на ней и не настаивает. Вот, например, последняя строчка:
          … Что мы друг другу – два врага.
Таки это про войну или про любовь? Социальная ангажированность пролетает мимо, увы.

8. Сергей Черкесский. Я завтра вернусь…
Социально, гражданственно, ответственно. В отличие от многих и многих стихотворений конкурса, лирический герой Сергея не ограничивается простой констатацией того факта, что "всё погано", и в частности,
          … холмик земли над могилой солдата,
          Что травами буйными густо зарос.

но берется сам исправить к лучшему хоть что-то, что в его силах:
          - «Я завтра вернусь!»
          Инструменты и гвозди
          Венец справедливости…
          Здесь и сейчас.

К моему величайшему сожалению, поэтический уровень текста заметно уступает публицистическому, не предлагая ни ярких образов, ни неожиданных поворотов темы. Складно зарифмованный рассказ, который без малейших потерь мог бы существовать и в прозе.

9. Аэль Дороро. В прокуренной кухне
Памяти друга, погибшего на войне. И что подкупает – это не о Великой Отечественной, уже приближающейся к "временам Очаковским и покоренья Крыма". Нет, это о войне вчерашней и сегодняшней. Необъявленной, но от этого еще более страшной. Чеченской.
По форме – интереснейшая пятистрочная строфа с коротенькой, в одну стопу, четвертой строкой, словно выстрелом обрывающей размеренный ритм четырехстопного амфибрахия. Образное словечко "ржавь". Красивая рифма "цинка – в цирке".
И – заслуженное место в верхних строчках моего шорт-листа.

10. Курильчук Виктор Петрович. Над закрытой касьяновской шахтой
Заявлено автором как гражданская лирика. Но что здесь гражданского – не вижу, хоть убей. Ну да, закрыли шахту, очень жалко своих собственных воспоминаний о детстве. Но не более того.
Вот если бы о нищете горняков, потерявших работу… Или о каком-нибудь касьяновском Лехе Валенсе, за эту шахту боровшемся.
А так – лирика пейзажная, на фоне индустриального пейзажа.  

11. Клавдия Смирягина (Дмитриева). Больничное
Клавдия относит это к гражданской лирике. Здесь я с ней, пожалуй, соглашусь, хотя социальный императив прослеживается и не столь уж четко.
"Берегите участников ТОЙ Войны", наверное. На удивление свежая, оригинальная и самобытная мысль, вы не находите? Лично я не нахожу: просто о горькой и тяжелой старости "у разбитого корыта". Не первое и не последнее на данную тему.
Но с пронзительным рефреном сквозной третьей строки всех строф:
          Два такта - и пауза, снова два такта,
И – пожалуй, что место в моем шорт-листе.

12. Ирина Мельник. Будто
Я уже комментировал это стихотворение в обзоре Августовского лучшего, еще когда оно было от "Анонимного автора №1". Ничего добавить не могу, и ничего гражданского, в отличие от самой Ирины, не нахожу.

13. Даниш Николай. Памяти Олега Бебенина
Памяти погибшего при невыясненных обстоятельствах борца за гражданские права в Белоруссии. Соответственно, в гражданственности лирики нет сомнений ни у меня, ни у самого автора.
Написано резко и чётко, в здоровом полемическом запале, с остроумными поэтическими находками, как например
          Всё меньше в стране несогласных -
          Негласно они исчезают.

В верхних строках моего шорт-листа, вне всякого сомнения.

14. Светлана Алексеева (Братислава). Диспансеризация на селе
Ехидно и достоверно, выстраданно и неравнодушно, четко и сочно. Говоря казённо-газетным языком, "о некоторых недостатках системы здравоохранения в сельской местности". Хотя немного позабавило, что у Александра Городницкого "в далекое село" едет Пушкин, а у Светланы Алексеевой, в абсолютно том же поэтическом размере – Чехов.
Тоже занимает законное место в моем шорт-листе.

15. Татьяна Погодина (Сатори Ивадзику). О долге
Сама Татьяна этот стих к гражданской лирике не относит... Да и я, в общем, тоже. Разумеется,
          Мы будем все там!
У вас есть конструктивные предложения, как это изменить? Тот самый социальный императив? Отнюдь, сказала Татьяна. Весь мир – бардак, все мужики свиньи, все бабы суки, и т.д., всплошную русским по А4. А впридачу еще – кто-то кого-то накроет: то ли белый шум приказ(а), то ли приказ о чуде – шум(а):
          белый шум накроет приказ о чуде
Надутые губки и очередной плевок в строну мироздания, не первый и не последний. Ну да ничего, мироздание утрётся.

16. Егор Мирный. Зёрна без плевел
И еще один винегрет из претензий к пространственно-временному континууму "вааще". На сей раз, в отличие от предыдущего, заметно более пряный. Каламбуристика Абсурдистана. С забавными рифмами ("звезды – религиозны", "радость – падать", "Малевич – мелочь"), с милой игрой слов:
          Конь не валялся точно,
          А дурака валяли.

И, конечно, последний по порядку, но не по образности и неподражаемости герой долгого, из одиннадцати строф, повествования:
          Шишел за хлебом вышел,
          Видимо, не вернётся...

Пожалуй, что и место в моем шорт-листе, хотя заявлено как философская лирика, а по сути – бесприцельное плевание по всем азимутам. Хотя бы за остроумие и широту ассоциативного ряда.

17. Андреев Чайк. Конец света в туннеле
И это стихотворение я тоже уже комментировал в обзоре Августовского лучшего. С гражданской лирикой и рядом не лежало. Да автор и сам на этом не настаивает.

18. Кульков Михаил. перестройка
Чую, чую, русским Духом пахнет! Даже и не пахнет, судя по описанию Михаила, а повàнивает:
          Здесь убожество идёт за божество.
          Тут безбожие в обнимку со Христом.
          Лютый голод объявляется постом
          Радость торжища сойдёт за торжество.

И вы после этого полагаете, что
          С русским Духом только плохо на Руси…
А в чем вы видете тот самый русский Дух, о нехватке которого столь печалитесь? Самодержавие-православие-народность? Или Авось-пофигу-выпьем? А может, та картинка, которую вы в предыдущих строчках описали, и есть вожделенный русский Дух? Плохо ему, духу, ой как плохо...
То есть - предельно плоско и невнятно. Очередной обиженный плевок, на сей раз в М.С.Горбачева, если я правильно понял название стихотворения. Ну и правильно, ему ведь, нехристю, лишь бы покататься-поваляться, кульковского мясца поевши...

19. Валентин Багинский. «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Камю
Как философскую лирику определяет свое стихотворение Валентин. Соглашусь даже не на сто процентов, а на сто пятьдесят: еще и мировоззренческая, и экзистенциальная...
Но не гражданская ни на гран. Философия как отдельно взятого Камю, так и экзистенциализма в целом предельно индивидуалистична. Бунт Камю – это его личный персональный бунт, и "вечный ворон" Прометея – это его личный ворон. Вот если бы лирический герой Багинского, по примеру Председателя Мао, призвал в финале к поголовному уничтожению всех воронов в глобальном масштабе, в этом был бы социальный и гражданственный потенциал. А так – отнюдь.
Жаль, стихотворение-то в целом очень симпатичное (хотя парсек как астрономическая единица расстояния в 3.26 светового года – мужского рода, а не женского, как бы не склонялось автору. Поскольку "параллакс угловой секунды").
Но не для этого конкурса.

20. Косяк Наталия. Свободолюбивая горошинка
          - А горошины как летают?
          - Косяка-а-ами...
                    (по мотивам наркоманского анекдота).
Итак, даешь свободу [strike]Луису Корваллану?[/strike] [strike]Анджеле Дэвис?[/strike] Горошинам в стручках! А заодно младенцам в утробах, шпротам в банках, купюрам (тоже в банках) и патронам в обоймах.
Даже и не перечислить всех несуразных и корявых слов и выражений: круглешковый, свежьё, мàятой, стрючковато... Особенно хорош у Натальи дважды повторенный в стихотворении образ запаянного стручка. Так сразу и представляю, как этот стручок запаивают, паяльником или паяльной лампой, а он шкворчит и обугливается вместе с горошинами внутри. Или запаивают – это водкой, до белой горячки? Тоже неплохо, не хуже пары косяков. И полетят тогда свободные горошины по вольному ветру в страну обетованную, где необъятны луга конопляные и поля маковые, а закрома полнятся анашой и героином...
Ну а если серьёзно – сельскохозяйственно-гастрономическая аллегория социальной ангажированности ничего, кроме улыбки, вызвать не может. Тем более, что никак не могу согласиться с мыслью горошины о том, что
          Пусть обронят - затоптанной лучше быть,
          Чем приправой для щей и борщей.

Поверьте, Наталия: даже если вас проглотили, у вас остается в запасе по меньшей мере два выхода. А наилучшая судьба для горошины, кстати – это лечь под принцессу, вы не находите?
Наверное, это все-таки юмористика, а не гражданская лирика. И в таком качестве – очень даже мило.

21. Заур Кулиев. Забавна жизнь в миниатюре
Всякое желание комментировать пропадает из-за использования автором лексики, оскорбляющей национальное достоинство.

22. Азачем Азачемов. Устал я что-то…
Ну вот теперь все стало понятно: "Азачем Азачемов" – это клон Игоря Иртеньева!
По крайней мере, "Устал я что-то" смотрелось бы как родное в его колонке на www.gazeta.ru. Тот же стиль лёгкого и остроумного, но ни к чему не обязывающего стёба с проблесками социальной ангажированности. Сказколожь, полная намёков.
И – почётное место в моем шорт-листе, даже несмотря на отсутствие пометки "Гражданская лирика".

23. Александр Коковихин. Цыганка
Полностью согласен с автором: к гражданской лирике ни малейшего отношения не имеет. А посему – no comments.

24. Дмитрий Зазирцатель (Эээ-Какеготам). Минское время
Цикл из трёх хокку. Где-то здесь должен быть зашифрован социальный пафос, но я не Рихард Зорге, и мне такая дешифровка оказалась не по силам.
Что, предполагается, что после прочтения батька Лукашенко сделает себе харакири? Тогда осталось только уговорить его прочитать...

25. Вайлет DeRoss zi O. fon Devil. Девочкам-семечкам, девочкам-расписным орешкам
Ох уж это завораживающее обаяние греха! Если ваш социальный пафос, дорогая Вайлет и т.д. и т.п., в том, чтобы обличить проституцию и наркоманию – то в отношении меня вы явно добились прямо противоположного результата: так сразу и захотелось нюхнуть кокаину и записаться в жиголо (снова записаться, если точнее – когда-то я им уже был, на заре туманной юности).
А насчет того, что
          Каждая девочка мечтала попасть в дворец,
          Каждую девочку когда-то обидел бог.

- так ведь это только хорошие девочки попадают на небеса. А плохие, как известно – повсюду, куда только захотят.

26. Митюха Ухов (Шельмак). Я быдло
Это могло бы стать прекрасным примером обличительной гражданской лирики à la P.-J. de Béranger, если бы было вдвое короче – или разнообразнее, при сохранении объема.
Впрочем, возможно, автором именно так и задумано – создать образ медленно пережевываемой по невесть которому разу жвачки? Тогда стоит попробовать перечитать еще раз восемь.

27. Андрей Лавров. Я смотрел в твои глаза…
Прямо и в лоб, словно топором.
Полемический запал автора, неприятие войн и убийств не вызывает никаких сомнений в гражданственности лирики.
Что смущает – это полное отсутствие деталей, позволивших бы определить время и место действия. И масса неточностей. "Скоты в комбинезонах", например: если речь идет о войне 1941-1945 годов или о ГУЛАГе – так они все были в форме, в мундирах. Комбинезон – это уже из наших времен. Но вы же не о Чечне пишете, Андрей, и даже не об Афганистане?!
Скудный лексический набор тоже разочаровывает. Всё те же набившие оскомину скоты и собаки, господа, солдаты да кровь... (Вот то ли дело "трехлапая жаба" Йегреса Вокашу !) И засор указательных местоимений – там, тот, эти...
Одним словом, гражданскую позицию автора весьма и весьма уважаю. Но поэтически, на мой взгляд, очень слабо.

28. Владимир Бродский. Рейх ста г
Это – вообще вне поэзии. Помню, в детском саду расшифровывали свастику как составленную из четырех букв "Г", все с теми же именами по списку Владимира Бродского. Но с тех пор повзрослели.
Запоздало лет на семьдесят. Да и то, на эренбурговское "Убей!" явно не тянет.

29. Михаил Козловский. Ты знаешь край, где околачивают груши?
Про свое собственное стихотворение – умолчу, пусть скажут другие. Например, мнение Анны Хайль в обсуждении на странице конкурса мне очень польстило.

30. Ксана Коваленко. Город спящих камней
Ксана отнесла свое произведение к гражданской лирике. Но на мой пристрастный взгляд – это лирика исключительно городская. Только со знаком "минус" – антиурбанистическая, так сказать. Лирическая героиня исповедуется в своей ненависти к городу. Могу понять, вне всякого сомнения - но социальному, гражданскому мотиву здесь вообще не оказалось места, ибо всё человеческое из описываемого города уже выдавлено, лишь "менестрели" в первой строчке и "люди" в последней всё еще отчаянно цепляются за края стиха.
Так что – хорошее интересное стихотворение, но абсолютно мимо тематики конкурса.

31. Жанна Баринова. Печальные полосы
Вас обманули, девушка: это не стихи. Хотя ни в гражданственности, ни в лиричности вашему тексту не откажешь. Но по качеству поэтической реализации – пока еще только полуфабрикат.
Рифмы либо донельзя банальные и заезженные ("плач-палач, волосы – полосы"), либо весьма сомнительные ("твоё – повезёт"). Не говоря уже про "судьбы – рèзьбы", где множественное число от "резьбà" без резьбы режет. И еще: резьба бывает у винтов и гаек, а у напильника – насечка, так что и по факту предельно неточно.
А уж как размер-то плавает, без руля и без ветрил... Первая строфа начинается было четким дактилем:
          Я трогаю руки и волосы,
но к четвертой строке сбивается на что-то типа трехударного дольника:
          Значит скòро нàм повезèт.
(специально показываю ударные слоги). Вторая строфа возвращается было к изначальному дактилю... Зато третья строфа – это уже пятистопный ямб, и никаких сомнений:
          Исход своей не ведаем судьбы,
И так все двадцать строк: то в лес, то по дрова. Дальше, я думаю, можно не продолжать. Но неравнодушие и искренняя боль Жанны подкупают. И со временем, я не сомневаюсь, настоящая поэзия придет и к ней.

32. Алексей Абашин. Кёнигсберг*
Очень нелегко писать о стихотворении Алексея Абашина. Поэтически чисто и образно, вне всякого сомнения. И гражданственно, казалось бы, тоже. Проблема лишь в том, что речь идет о событиях 55-летней давности. А истерическое нагнетание драматизма, педалирование памяти о событиях 1941-1945 годов всегда было пропагандистским инструментом властей СССР, а теперь вот и России. Пышные празднования и показная забота о ветеранах (всегда кампанейская и зачастую лицемерно-фальшивая) призваны замаскировать тот факт, что никаких других успехов у режима-то и не наблюдается. Давно пора бы уже перевести "ту" войну в разряд исторических событий, в одном ряду с не менее отечественной войной 1812 года. С тех пор успело уже состояться столько бесславных войн – и Афганистан, и Чечня...
Особенно покоробила последняя строка:
          "огрызается ещё немчура…"
Во-первых, остро пахнуло советским канцеляритом, причем не в стиле сводок Информбюро (что соответствовало бы тому времени, о котором идет повествование), но времен средне-брежневских: "да, имеются еще у нас кое-где отдельные недостатки..." А во-вторых, сегодняшняя "немчура" не огрызается, а сплошь и рядом кормит из милости своих бывших победителей. И забывать об этом – только лишь готовить свои грабли к новому наступлению.
Мой дед, кстати, погиб 30 апреля 1945 года, под Берлином. Но это остается моей личной памятью и моей личной болью, а как "поэту и гражданину" мне хватает более актуальных проблем.
Впрочем, само по себе стихотворение очень неплохое. В шорт-лист так в шорт-лист.

33. Пан Лексiй. Народився в Луганську
Даже и не осмелюсь комментарием на "поганой москальской мови" прикоснуться к произведению ясновельможного пана Лексiя. Хай собi живе непрокомментированный.

34. Артём Заболотин. Накануне чумы
О чём это вы, дяденька Артём?
          Весёлая и нищая страна,
описываемая в стихотворении – это некая водевильно-опереточная "страна вообще", без малейшей временнòй или географической привязки. Смешались в кучу [strike]кони, люди[/strike] все знаки и символы, какие только возможно: эполеты, обозы, Рудольф, муж-бургомистр, приор, крысы, ордена...
Гражданственность и так не слишком просматривалась бы в этом тексте, а уж без конкретики и вообще блистательно отсутствует. Впрочем, сам автор его к гражданской лирике и не отнёс.
Прекрасная песенка Шута для какой-нибудь трагикомедии del arte.

35. Кира Зорина. 100-й километр
Ещё одна эмоциональная зарисовка под девизом "как же всё погано"! Чисто и складно раскидано по строчкам, безупречно зарифмовано. И начинается с яркого запоминающегося образа:
          Острым скальпелем колокольня
          Режет неба холодную кожу.

Что же смущает, что не пускает этот стих в мой шорт-лист?
Пожалуй, что абсолютная обезличенность и безадресность авторского негодования. Того самого социального императива, о котором я постоянно веду здесь речь – у Киры Зориной он обращен в никуда.
          Птице вольной сломали крылья,
          Разменяли любовь на порно.

И кто же это сломал птице крылья, кто посмел разменять любовь на порно? Некие абстрактные "они", к которым претензий не предъявишь. Уж не те ли самые, кстати, которые вслед за автором приклеили
          Сэконд хэнда ярлык позорный
В цивилизованных странах, между прочим, в секонд-хэнде ничего позорного не видят. Это только у нас "особенная гордость" такая: назло маме без шапки ходить буду и уши отморожу.
          Чей-то промысел злой и вздорный
          Забронировал место на нарах.

Не идолища поганого промысел, заметьте! Не властей недостойных или народа неразумного, не коварных империалистов, масонов или... Кто там у нас еще в во-всем-виноватых ходит? Ах да, Чубайс. Так вот, не рыжего олигарха промысел злой и вздорный, а так, вообще – чей-то. И по всему выходит, что единственный названный по имени (еще в первых строчках) источник недоброй воли – это те самые небеса, которые скальпелем колокольни порезать надо, чтоб горизонт кровоточил.
То есть, набор стандартных клише для гражданского негодования подводит автора вместе с его лирическим героем (пардон, с ее лирической героиней). Место на нарах, например – оно "в местах не столь отдаленных", а вовсе не на 100-м километре, куда высылали как раз тех, кто уже "откинулся" и с местом на нарах расстался.
И видеть эти смысловые неточности и стандартно-диссидентские шаблоны тем более огорчительно, что само по себе стихотворение предельно образно и сочно, стоит лишь только Кире Зориной чуть отстраниться от гражданственного пафоса:
          Облака предзакатной сыпью
          Обметали вечернее горло

Совершенно ведь потрясающие строки...

36. Дэниел Р. Оливо. НАДО
А здесь перед нами – достойный продолжатель дела незабвенного Козьмы Пруткова. Коротко, назидательно и афористично, со своим авторским пониманием грамматики:
          Присев на кухню, мне не спится,
Да-да, "подъезжая к перрону, с меня слетела шляпа". Но своими финальными строками
          Я так прикидываю – надо
          бы патриотом стать и мне.

укрывшийся за ником человекообразного робота автор, в полном соответствии в российскими литературными традициями гражданской лирики, четко объясняет нам, что делать. Или чего не делать, это уж выбирайте сами.
Только не забудьте мудрую мысль Пруткова:
          Держаться партии народной  
          И современно, и доходно

Дэниэл, похоже, уже отнесся к этому завету со всей ответственностью и серьезностью (читай: с юмором и сарказмом). За что и попадает в мой шорт-лист. Прям так, не вставая с кухни...

37. Галка Сороко-Вороно. Дым
Лирично и гражданственно, вне всякого сомнения. И социальный призыв явственно просматривается: заболотим осушенные леса по новой, чтобы не горели! Очень в духе нашей общенациональной идей – закапывать те ямы, которые раскопали вчера.
Вот если бы это стихотворение писал я, я попробовал бы обыграть, например,
          Свой образ седой и давно постаревший.
Уподобив эти седины пеплу от сгоревшего леса... А так – плосковато и прямолинейно: вчера осушал, а сегодня впору заболачивать. И вспоминается история подписания мира после какой-то очередной европейской войны – то ли семилетней, то ли тридцатилетней...
- Я начал эту войну, потому что был молодым дураком, - со вздохом произнес один из монархов, ставя подпись под мирным договором.
- Ну а зато теперь вы – старый дурак! – оптимистично ответил ему коллега по престолу.

38. Вера Рехтер (Вера Да Юра). Мелодия в ночи
"Уронили рояль на пол, оторвали роялю лапу..."
На самом деле – очень тонкое и лиричное стихотворение, щемящее душу и мастерски написанное. Но ведь в чем закавыка?! Предельно интимное, на уровне того фетовского "Сияла ночь", к которому апеллирует своим текстом Вера Рехтер.
И к гражданской лирике не имеющее ровным счетом никакого отношения.

39. Александр Оберемок (Migov). Обыденность.com
Интересный творческий приём придумал Александр: "гражданственный" фрагмент его стихотворения – это "вставная новелла" (выделенная курсивом в исходном тексте). Произведение в целом от этого, безусловно, приобретает – многогранность и своеобразие. Но вот гражданская его составляющая, тот самый социальный императив – он смазывается начисто. Ибо вставка сия оказывается совершенно необусловленной общими рамками стиха, оказываясь в них эдаким "развлекаловом". Или позитивная программа автора в том и заключается, чтобы удобрять российскую интеллектуальную почву вместо навоза собачьей чушью?
          Я упрямо ношу мешками
          откровенно собачью чушь
          среднерусского Мураками
          в среднерусскую нашу глушь...

То есть – изящная и элегантная игра в бисер, очень профессиональная. Но как (и только как) лирика именно гражданская – на мой взгляд, несколько слабовато.

40. Анна-из-Амбера (NB). Janis Joplin
О духовных исканиях одинокой души, "измученной нарзаном". Образно, ярко, субкультурно... Но к гражданской лирике отношения не имеет ни малейшего. Впрочем, Анна и сама свое произведение к таковой не относит.

41. Олег Юшкевич. канцеляrnое
Я бы рискнул предложить Олегу другой вариант написания названия этого стихотворения:
          Cancelярное
потому что авторское rn посреди кириллицы ничего особенно нового, кроме самого факта использования латиницы, не прибавляет – это же не ru и даже не net, как в названии нашего портала.
Но в целом – очень впечатяющий портрет молодого "поколения unisex". Особо хочется отметить сочную звукопись аллитераций (товарно-аватарная детвора), умелое обыгрывание дефисов, псевдо-переносов и прочих разрывов строки... Жанр "инвентарного списка" – жанр очень сложный, и мало кому удается вложить между позициями перечня такой "за-смысл", чтобы целое стало больше суммы своих частей (я не раз уже писал об этом в своих обзорах, и, как правило, писал негативно). Так вот, Олегу это удалось, вне всякого сомнения. И без его текста мой шорт-лист был бы неполным.

42. Анна Хайль (Логиня). Два малыша хохотали звонко
Я очень высоко ставлю Анну Хайль как поэта и как литературного критика. С удовольствием читаю и перечитываю ее стихи, высоко ценю рассуждения о поэзии и замечания по чужих стихам, включая мои собственные.
И именно поэтому, наверное, так разочаровали меня "Два малыша". О чём это? О неумолимом вращении колеса Сансары, о том, что "все возвращается на круги своя"? Но тогда я, пожалуй, лучше почитаю "Экклезиаст" и Далай-Ламу.
Или это о том, что "волки плодят волков, а бурьян породил бурьян"? О тщетности и бесполезности борьбы со злом? Не верю: сама Анна дает своими стихами прекрасные примеры противоположного. Одна "Карусель" чего стоит!
Но в целом отстраненное, "онемевшее" описание в "Двух малышах" показалось мне просто еще одной обложкой здешней бульварной газеты "Bild". Ну да, пожалуйста – пять трупиков новорожденных младенцев найдены замуроваными в бетоне, это молодая мама успела за восемь лет нарожать и зацементировать по очереди. А назавтра, извольте вам: средних лет адвокатша, съехав с катушек, расстреляла бывшего мужа, забила до смерти пятилетнего общего сына, а потом пошла пострелять в больницу напротив, только и успевая перезаряжать свой пистолет... Пока ее полицейские семнадцатью ответными пулями не успокоили навсегда. Придет новый день, придет и новый ужастик.
Но даже желтая пресса всегда задается вопросами: как, почему? И что бы сделать, чтобы больше не? В "Двух малышах" эти вопросы не возникают, все задано изначально и навсегда: "Умрешь – опять начнешь сначала, и повторится всё, как встарь…"
И вот это "замороженное равнодушие" страшного, в общем-то, стиха меня и огорчило. От гражданской лирики, тем более от такого сильного поэта, как Анна Хайль, ждешь большего. А с технической точки зрения никаких замечаний, да иного-то и быть не могло.

43. Екатерина Ладных. ***
Инвентарный список, как у Сергея Юшкевича. Но более рыхлый и сумбурный, целостная картинка складывается плоховато.
Диагноз (или приговор) безысходности – такой же, как у Анны Хайль. Но не столь брутально.
Общее неприятие собственной экзистенции – как у многих и многих на этом конкурсе. И столь же распространенное отсутствие альтернативы, пресловутого социального императива.
Оркестр, будьте добры, марш Шопена!

Мой персональный шорт-лист по итогам этого конкурса выглядит так:

1 Место:

Увы, званых много, но избранных не обнаруживается.

2 Место:

4. Шкодина Татьяна. "Тоска" есть только в русском языке...
6. Йегрес Вокашу. Под откос
9. Аэль Дороро. В прокуренной кухне
13. Даниш Николай. Памяти Олега Бебенина

3 Место:

1. M-a Emilia J.A.Gonzalez (Strega). Ещё раз об эвтаназии
2. Маргарита Шмерлинг. Нерон
11. Клавдия Смирягина (Дмитриева). Больничное
14. Светлана Алексеева (Братислава). Диспансеризация на селе
16. Егор Мирный. Зёрна без плевел
22. Азачем Азачемов. Устал я что-то…
32. Алексей Абашин. Кёнигсберг*
36. Дэниел Р. Оливо. НАДО
41. Олег Юшкевич. канцеляrnое

© Михаил Козловский, 25.09.2010 в 20:59
Свидетельство о публикации № 25092010205959-00182497
Читателей произведения за все время — 357, полученных рецензий — 14.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Эд Сетера
Эд Сетера, 26.09.2010 в 01:26
На том и сидим!..
Спасибо, Михаил.
Анна Хайль (Логиня)
Анна Хайль (Логиня), 26.09.2010 в 01:27
Доброй ночи, Михаил!))

Спасибо Вам большое и за обзор в целом, и за комментарии по моему стихотворению в частности. Гнилых помидоров и тухлых яиц я Вам предложить, увы, не могу и не хочу, но позволю себе, тем не менее, не согласиться с Вашим мнением))

Но даже желтая пресса всегда задается вопросами: как, почему? И что бы сделать, чтобы больше не? В "Двух малышах" эти вопросы не возникают, все задано изначально и навсегда: "Умрешь – опять начнешь сначала, и повторится всё, как встарь..." Ответы на вопросы "как", "почему" и "что бы сделать, чтобы больше не..." в стихотворении не только даны, но и образуют, как мне кажется, основную мысль, костяк стихотворения. На мой взгляд, за мясом и кровью Вы не увидели этот костяк. Чья тут вина: автора или читателя - этого я не знаю. Как всегда, возможны оба варианта.

Не очень люблю разъяснять стихи, но попробую ответить на Ваши вопросы с позиции автора.

О чём это? О неумолимом вращении колеса Сансары, о том, что "все возвращается на круги своя"? Нет. Речь в стихотворении идёт о личной ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. О том, что невинная детская жестокость из-за безразличия родителей и при попустительстве окружающих (т. е. нас) может со временем вырасти в кошмар, взрывающий все представления о человеческом. Хотелось также донести до читателя мысль о том, что деградацию личности можно остановить, если вовремя научить ребёнка адекватному поведению.

Возвращается ли всё на круги своя? - это спорный вопрос. Очень спорный. Сюжет возвращён не на круги своя, а - на развилку. И по какому пути стали бы развиваться события - это остаётся открытым. Всё зависит от поведения окружающих...

Я надеюсь, что стихотворение "работает" по принципу шоковой терапии: что читатель, возможно, сделает для себя вывод о том, что и он в состоянии помочь вовремя предотвратить подобное насилие.

Или это о том, что "волки плодят волков, а бурьян породил бурьян"? О тщетности и бесполезности борьбы со злом? Не верю: сама Анна дает своими стихами прекрасные примеры противоположного. Одна "Карусель" чего стоит! За "Карусель" спасибо)) Нет, конечно же, я не сторонница фатализма и пустых сетований на повсеместно присутствующее зло. Вроде бы, к тридцати восьми годам нормальному человеку уже пора бы отделаться от желания сделать мир чуточку лучше. А у меня вот никак не получается, увы...

Но в целом отстраненное, "онемевшее" описание в "Двух малышах" показалось мне просто еще одной обложкой здешней бульварной газеты "Bild". "Bild" не читаю принципиально: меня от него коробит.

И вот это "замороженное равнодушие" страшного, в общем-то, стиха меня и огорчило. От гражданской лирики, тем более от такого сильного поэта, как Анна Хайль, ждешь большего. А с технической точки зрения никаких замечаний, да иного-то и быть не могло. Михаил, если бы Вы знали, как бы мне хотелось писать подобные стихи в достаточной мере отстранённо, чтобы не гробить свои нервы!.. Но - не умею((( При этом "гражданскую позицию от первого лица" Вы у меня в стихах вряд ли найдёте. Обычно это, как и здесь, взгляд со стороны: наблюдения, которые читатель по мере прочтения складывает в эмоционально-визуально-смысловую картинку. Или не складывает - такое тоже порой случается, что греха таить...

Технические погрешности у меня таки есть (фонетика и пара-тройка слабоватых рифм): пришлось пожертвовать формой в угоду содержанию.

Ещё раз спасибо за Ваше мнение! Оно для меня всегда интересно (и даже тогда, когда оно отличается от моего) ))

С неизменным уважением,
Анна

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 26.09.2010 в 13:36
Дорогая Анна, обгромное спасибо за обстоятельный ответ и пояснения.
Прежде всего, я ни в коей мере не претендую на неоспоримость. Я высказал лишь свое собственное мнение и свое ощущение. Если мы посмотрим на отзывы и шорт-листы читателей на странице конкурса, то становится совершенно очевидно, что большинство читателей "Двух малышей" со мной категорически не согласны и оценивают это стихотворение гораздо выше. Vox populi - vox Dei, и спишем мое субъективное восприятие этого текста на мои собственные "заморочки". Меня вы всё еще не убедили, но это, наверное, уже предмет для работы моего психоаналитика.
С глубочайшим уважением и наилучшими пожеланиями,

Александр Коковихин
Престранно рассуждаете, Михаил...
Почему же "ни малейшего отношения к гражданской лирике не имеет" стих-е о нелёгкой судьбе одного из граждан нашего общества, а именно цыганки? Разумеется, не все язвы и нарывы общества показаны и вскрыты, что невозможно в 16 строках, но кое-что из этого набора явно присутствует.
А если я не затолкал стих-е в соответствующую рубрику, так только потому, что надеялся не только на гражданское звучание текста, но и на общечеловеческое...
Валентин Багинский
Спасибо, Михаил, за труды Ваши! (вполне серьезно!!!)
Преамбула Ваша совпала с моим мыслями, - и в отношении трудной определимости "гражданской лирики", и касательно "соответствия" ее критериям конкурсных работ.
"...адресатом которого служит не отдельная личность, но общество в целом." - с этим тезисом соглашусь, и оспорю (дополняя одновременно): Общество - это общество людей. Сдед-но, адресатом гражданской лирики так же полномочно является индивид, который еще и уже не-гражданин.  (Когда Пушкин пишет "Я мещанин!!!" - он себя как гражданина утверждает.)

"Но не гражданская ни на гран. Философия как отдельно взятого Камю, так и экзистенциализма в целом предельно индивидуалистична". По поводу этого тезиса могу спорить отдельно...и долго: Камю - не философ индивидуализма, а пытался его преодолеть, в том числе и его экзистенциальный вариант, - с Сартром спорил..., и сам "открещивался" от именования "экзистенциалист", когда его так величали.
   У меня было желание изменить рубрику философскую на гражданскую, но я вспомнил Аристотеля, который определял человека как существо политическое, и потому оставил первоначальную рубрику в силе.
Спасибо! И есть поле для дискуссий! Что есть хорошо!

Валентин Багинский
...и мысль вдогонку: по гамбургскому счёту - к не-гражданину может взывать состоявшийся гражданин! Наши родные просторы (политические) как-то скудны на позицию гражданина. Круг замыкается (а с ним и выбор критериев "гражданственности"). Остается самым последовательным - по Чехову: к своей (сори..) совести (с мировоззрением, волей...) взывать. А дальше - практика: политический выбор и т.д. А реальность на сегодня такова: понятие "гражданского общества" - замылено, заношено, затёрто языками, обесценено...
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 26.09.2010 в 13:55
Спасибо за комментарий, Валентин, и рад, что мой текст вызвал у вас желание поспорить и не согласиться.
Спор - это ведь не поиск истины, а уточнение позиций. Да и мои обзоры - это не расставление оценок, а приглашение к со-размышлению.  
Андрей Злой
Андрей Злой, 26.09.2010 в 12:10
Михаил, мои оценки степени гражданственности конкурсных близки к Вашим, но "не по теме" в шорт не отбирал, даже если сам стих хорош. А писать "кусучие" гражданские (не "национал-скандальные") стихи авторы, мне кажется, разучились.
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 26.09.2010 в 13:42
Спасибо за понимание, Андрей! Критика и должна быть задиристой и ершистой, провоцируя на желание оспорить. И за неимением "кусачих" стихов пишу "кусачие" обзоры.
Йегрес Вокашу
Йегрес Вокашу, 26.09.2010 в 14:31
"гениальный в своей бредовости образ трёхлапой жабы."
Михаил, должен Вас огорчить или разочаровать.
Вот что гласит википедия:
"Трёхлапая жаба (кит. 招財蟾蜍, пиньинь zhāocái chánchú, палл. чжаоцай чаньчу) – в китайской культуре символ богатства, жаба с тремя лапами."
:)))
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 26.09.2010 в 15:01
Ну что ж с меня, митрофанушки, взять... Впредь умнее буду. Особенно когда Россия окончательно станет задворками Веикой Китайской империи - а ждать-то, боюсь, не столь уж долго осталось.
Йегрес Вокашу
Йегрес Вокашу, 26.09.2010 в 17:59
Вот собстна это меня в нашем диком капитализьме и смущает...
Но власть совковую не жалую.
:)))
Koterina L
Koterina L, 26.09.2010 в 15:11
Михаил, честно говоря, не умею гражданскую лирику:)

Поэтому творила здесь как акын (что вижу - о том пою:).
Инвентарный список появился, конечно же, как продолжение классического "ночь, улица, фонарь, аптека...", мне казалось, что тут будет понятна ассоциация (кстати, эпиграф поставила тут позже, но два человека, рецензировавших стих, аллюзию заметили...)
По поводу безысходности... сама не очень люблю стихи, где сполошной негатив. Здесь, наверное, всего лишь настроение (ну, и в финале, если заметили, просто еще раз перефразировала Блока: "исхода нет" - "выхода нет"), чем  полная беспросветность:)
Спасибо:)

Koterina L
Koterina L, 26.09.2010 в 15:14
*сплошной
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 26.09.2010 в 15:24
Да-да, Екатерина, намёк на Блока угадывается сразу же, у "аптеки". Проблема лишщь в том, что у Блока ряд из четырех объектов, а у вас, не поленился подсчитать - из тридцати восьми.
Koterina L
Koterina L, 26.09.2010 в 15:35
из двадцати одного:)
имхо, к инвентарному списку (когда идёт просто перечисление) можно отнести только первые два катрена. точнее, две последние строки первого и весь второй.
в остальных - не просто неживая статика, есть действие...
Клавдия Смирягина (Дмитриева)
Спасибо, Михаил.

Что касается рефрена, думаю, он потому трогает читателя (не только Вас, но и многих других), что списан с моего собственного сердечного ритма, когда я лежала в кардиологическом отделении.
А вот с тем, что это стиш о необходимости беречь участников ТОЙ войны, я с Вами не соглашусь.
Михаил, я практически нигде, кроме родного Питера, не жила. Вот скажите, в Германии реально увидеть такую картинку - больничный коридор заставлен раскладушками, на них лежат больные, которым не хватило места в палатах? При этом на одной из раскладушек лежит старуха, беспомощная абсолютно, заголённая ниже пояса для санпроцедуры. Сестра отошла куда-то, старуха лежит... А мимо ходят больные, посетители, в том числе и мужчины. И разве так уж важно, была ли эта старуха участницей ТОЙ войны? Вот если Вы скажете мне, что такая ситуация в Германии возможна, я соглашусь, что это не гражданский стих.
Я наблюдала это лично, как понимаете.

С уважением и признательностью,
Клавдия.

Вера Рехтер
Вера Рехтер, 26.09.2010 в 23:22
Михаил, огромное спасибо! Написанные вами две строчки перечитала 3 раза))Ведь, хожу я по конкурсам (думаю не только я) из желания услышать отзыв со стороны - получилось или мне только так кажется...На теме гражданственности не настаиваю, хотя из гражданской позиции каждого складывается нравственность и духовность общества..
П.С. кстати, вы не родственник певца Кoзловского? Нет? А я не родственница композитора Рихтера)) С улыбкой и уважением Вера Рехтер.
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 27.09.2010 в 00:28
Спасибо, Вера, но увы - к Ивану Семеновичу я никакого родственного отношения не имею.  Не говоря уже о том, что он тенор, а я - баритон.
А насчет вашего стихотворения - не сыпьте мне соль на раны! через три дня у меня очень ответственный поэтический вечер на 200-300 слушателей, где я представляю свое русско-немецкое лит.объединение. И там как раз будет исполнен этот романс "Сияла ночь" на русском и потом на немецком, в переводе одного немца из моей "команды". И мы тут практически каждый день репетируем. Я уже это "Тебя любить, обнять, и плакать над тобой" и слышать не могу....
Вера Рехтер
Вера Рехтер, 27.09.2010 в 00:44
Про певца я к тому написала,что я-то Рехтер,а не Рихтер,как вы пишете,не говоря уж о том ,что у меня всего три класса муз.школы))))
Успеха Вам и вашей команде!
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 27.09.2010 в 10:11
Всё исправил дорогая Вера РЕХТЕР !
(ренегат)
(ренегат), 27.09.2010 в 12:50
Согласен с Вами, Михаил: стих - более, чем посредственнен.
Благодарю за мнение.
Strega
Strega, 27.09.2010 в 13:26
Здравствуйте, Михаил. Спасибо за "место под солнцем", т.е. в шорте. Я не очень расчитывала на высокое место этому стиху, он уже побывал в перестрелках, поэтому примерный расклад был мне известен с самого начала - такое читают не до конца :(. Но мне не привыкать, при обычной длине моих опусов дело житейские  )))

Очень благодарна за столь подробное мнение. Ужасны формулировки "фтопку" без аргументов.

Я уже схлестнулась с жюристами Гражданского в простыне под результатами на предмет тематического определения моего стиха. Они там в одну дуду дудят :). У Вас совсем другое, поэтому позволю себе отнять у Вас время своим несогласием TÊTE-À-TÊTE здесь.

Это в общем-то о себе, но автор ничтоже сумняшеся приравнивает к себе всех остальных скопом, заявляя самодержавное "Мы". Ох уж это Pluralis majestatis, столь любезное поэтам: - а с чего Вы взяли, что я и Вас включила в состав неизлечимо больных в хосписе, которые умоляют помочь им умереть, потому что в их КОНКРЕТНОМ случае никогда не будет найдено средство, дающее надежду, а муки нечеловеческие, которые САМИ правдами и неправдами пытаются найти возможность покончить с ними? Я и себя в их числе не упоминала. И что мне надо было ещё написать в оглавлении или где-то ещё, чтобы моих ЛГ не ассоциировали со мной? На моей странице об этом уже есть. Я вообще о себе лично написала только лет -надцать назад цикл "Перед Безмолвием", да потом 5 или 6 стихов лет за 10.

Ах, сударыня, так это ж вовсе не обо всем человечестве, а только о тех, кто хотел бы отойти в мир иной, да бяки в белых халатах не пускают? Предупреждать же надо! Тогда совсем другое дело. - т.е. писать в каждом случае, что описываемое не относится к читателю и его друзьям? Круто...
А можно, я каждый раз буду писать, что к Вам и Вашим знакомым оно не относится? Потому что больше никто не претендовал ))))

         Милосердие - зло, если рвётся душа на свободу,
         а балласт бесполезный прикован к протухшей постели.
Вы уверены? А может быть, вы просто перепутали, в чем милосердие заключается? Посмотрите в Википедии на "мизерикорд" или "coup de grace" – узнаете много нового и интересного. -  а Вы не у меня спросите, а у тех, кому выпали эти мучения.

Я уже не говорю о свежей и незатасканной рифме "двери – верим", которую можно услышать едва ли не в каждой эстрадной песне, и о строчке
         ... и быстрее б и проще
которую умудриться не произнести "и быстрее бы проще" смогут разве что заики... - Насчёт языколомки согласна, обдумываю варианты. А вот "свежесть рифм" - дело спорное. Я как раз всеми силами избегаю навороченности и чрезмерного новаторства. Моё скромное ИМХО шепчет, что не надо слишком отвлекать читателя от сути стиха любованием суперрифмами. Да и все они уже в той или иной мере затасканы.

И зачем нам встречаться в Преисподней, если грядёт Пейзажное? оооооооййййййййййййй..........

;))

Михаил Козловский
Михаил Козловский, 27.09.2010 в 17:31
Дорогая Эмилиа!
Первый абзац моего текста - это не вашем стихотворении вообще, а только о моем его первоначальном понимании (первых двух-трех строф). Я же потом поправляюсь:
"Ах, сударыня, так это же..." А оставил я этот абзац, чтобы обратить внимание на то, что первая строфа вводит поначалу читателя в заблуждение.
Что же касается милосердия, я именно о толковании этого слова. Упомянутые мною термины - это как раз "удар милосердия", которым убивают смертельно раненного врага, чтобы не мучался. То есть - в определенной культурной традиции (рыцарской и галантной прежде всего) царит  понимание милосердия, совершенно противоположное современному политкорректному "принуждению к жизни". И ТАКОЕ милосердие - именно то, которого просят ваши герои.
А насчет Преисподней - совершенно с Вами согласен. Но вы же сами писали: "Остальное отослано к черту". И я наивно полагал, что и нас с вами тоже туда отослали...
Заур Кулиев /Параноев/
Кхе-кхе. Здравствуйте, Михаил. Я стих на конкурс, мне - отказ в комментарии. А Вам, отказнику, - звание критика "the best". Вам письмо в "личку", а Вы опять молчком. Чьё национальное достоинство задето мною на сей раз?
Спасибо.
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 27.09.2010 в 20:30
Я не вижу смысла в дискуссии с вами, Заур. У вас - своя точка зрения, с которой вас не сбить. У меня - моя, которую считаю правильной я сам. Я категорически не желаю на своей странице дискуссий по национальному вопросу. Dixi.
Если вам неймется, напишите свой обзор и обругайте там моё стихотворение.
Заур Кулиев /Параноев/
... Какой вы странный человек, Михаил. Я не предлагал вам дискуссий, это же смешно, мне, когда я сам нац. меньшинство, провоцировать кого-то на спор по национальному вопросу. У меня эта тема "болела" в юношестве, но сейчас я ощущаю себя вне национальностей, рас, живу по принципу - ол ю нид из лав, то бишь, слегка приподнимаюсь над теоретиками, спорщиками и такими чудаками, как вы. Вы обвинили меня чуть ли не в национализме, если это реально ВАША точка зрения, то я-то как раз намерен её сбить.
А ругать ваши стихи не стану. Потому что не стану их читать.
Всё. Если теперь неймётся вам, имейте в виду, я - молчок.

Олег Юшкевичъ
Олег Юшкевичъ, 29.09.2010 в 23:47
спасибо, Михаил, за разбор и мнение )
с уважением,
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 30.09.2010 в 10:31
Всегда рад, Олег!
Всего вам наилучшего, дальнейших творческих успехов, и - до новых конкурсов.
Кира Зорина
Кира Зорина, 30.09.2010 в 21:47
Здравствуйте, Михаил! Во- первых, разрешите поблагодарить Вас за подробнейший разбор, а  во-вторых, разрешите сказать несколько слов в свою защиту. Несколько раз прочитала Ваш отзыв , и понимаю, что Вы правы, но с другой стороны  не  могу согласиться  с некоторыми Вашими  утверждениями. Вы, например, упрекаете меня в дешевом дисседентстве и указываете на надуманность и несоответствие некоторых образов. Но ведь Вы тоже не обратили внимание на посвящение. А стих-е посвящается  моему деду, и поэтому, смею   Вас уверить, здесь каждое слово обдуманно и выверено. Дед мой, коренной москвич, из древней купеческой династии (не очень богатой )) ), по полной "отмотал" по 58, безо всякого права на реабилитацию,т.к. был осужден верно ибо никогда не был ни комсомолцем ни, тем более, коммунистом и власть советскую не любил и не особенно это скрывал.  Взяли его поздно в 37, у него уже была большая семья, любимая жена , дети.  В лагере а потом и на поселении он так и не обзавелся новой семьей,  но в силу своей неуемности прослыл распутником (вот поэтому и "разменяли любовь на порно"). Он уже не вернулся в Москву,  жил, соответственно, за сотым километром. Мой отец  и его братья и сестры не смогли окончить десятилетку, хотя семилетку окончил почти все с отличием, а вот в десятилетку  их не взяли - не достойны оказались. Отец , расказывал, что именно это возмущало деда, мол  людей , как товар на сорта делят ("ярлык позорный")... Да , и, как ни странно, дед по-настоящему поверил в Б-га только после осуждения, но верил как-то с обидой и зло ( вот почему колокольня такая )...
.... Но, сдругой стороны , Вы же этого не знали а я, наверно, не должна была выставлять столь личное стих-е  на такой конкурс или надо было как-то ввести в курс читателя, а потому на оценки и не обижаюсь.   А за разбор и мнение, правда, большое спасибо.
До новых встреч
с теплом Кира    
Михаил Козловский
Михаил Козловский, 30.09.2010 в 22:23
Дорогая Кира,
большое спасибо за отклик. Разумеется, Вы не во всем со мной согласны - точно так же, как и я не во всем согласен с Вами. Я понимаю и принимаю Вашу боль за деда. И не сомневаюсь в том, что внутренняя логика в вашем стихотворении есть. Но вся беда в том, что внутренняя логика автора и "внешнее" восприятие читателя не всегда совпадают. Лично мне "точно настроиться" на ваше мироощущение в этом стихотворении помешала остро ощущаемая стилевая неоднородность, смешение лексикона сугубо современного и тогдашнего, которую я воспринял как некоторую небрежность поэтического мышления и образного ряда. Но это - только мое личное ощущение. Наверняка найдутся и такие читатели, у которых этого ощущения не возникнет, а возникнет какое-нибудь другое. Оказался же я в абсолютном меньшинстве в оценке победительницы этого конкурса - Анны Хайль в стихотворении "Два малыша..."
Я не судья и не облеченный какой-либо властью "начальник поэзии", в просто неравнодушный читатель - недаром я особенно подчеркнул в заглавии, что это НЕЗАВИСИМЫЙ обзор. Но если мой текст поможет вам с несклько другой стороны увидеть свое стихотворение и над чем-нибудь задуматься, или, еще лучше, придаст вам новый импульс Вашему творчеству - я буду только рад.
С неменьшим теплом, Михаил.

Это произведение рекомендуют