В конце 80-х один знакомый дал мне для копирования кассету с песнями Галича. И сказал: «На одной стороне – Галич, на другой – Вера Матвеева».
- Может, Новелла?
- Именно Вера. Песни у неё просто потрясающие, и очень трагическая судьба. Она умерла в 76-м, в возрасте тридцати лет, от рака мозга.
Я взял кассету и поспешил домой. Информация о ранней смерти неизвестной мне женщины была невесёлой, но сердца не пронзила. Ранняя смерть Высоцкого была для меня тогда куда актуальнее.
Переписав Галича, а перевернул кассету. Просто так, из праздного любопытства. Зазвучал гитарный перебор, потом послышался мелодичный, необычайно проникновенный, голос. Нескольких песен оказалось довольно: я был сражён наповал! Удивительным было всё: ажурная вязь поэтических строк, искусная игра на гитаре, подлинность интонаций. А голос-то, голос! Специалисты говорят, что это редкий дар: колоратурное сопрано. Многие называют её голос «серебряным».
Конечно, она знала, что жизнь будет недолгой. Но, удивительно: в её песнях нет ни капли тоски! Есть грусть, страсть, печаль, отвага. А тоски – нет совершенно! Зато есть ощущение того, что она не «пела», а – «поёт», не «была», а – «есть». Потом я не раз убеждался, что это мне в первый раз не померещилось. Ахматова писала: «Когда умирает человек, изменяются его портреты». Наверное, и голоса тоже меняются. Возможно, это и так. Но только не в отношении Веры.
Её песни звучат и сейчас: многие исполнители охотно включают их в свой репертуар. Но с её песнями происходит то же, что и с песнями Высоцкого. Ни одному, даже самому искусному исполнителю, они по-настоящему не даются. Получается «хорошо», «искусно», «красиво» и «почти так же…» Одним словом, совершенно не так!
В одном из интервью хорошо знавший Веру Матвееву Александр Мирзаян сравнил её с Высоцким. Не по тематике песен или темпераменту, а - по масштабу дарования и личности.
Вере Матвеевой было отпущено очень мало времени. У неё не было ни студийных записей, ни радиоэфиров. Несколько лет творчества, несколько десятков песен...
Песни Веры Матвеевой потрясли очень многих. Называя её имя, я сразу чувствую, знает ли про неё мой собеседник. Чувствую по новым ноткам в голосе, по выражению глаз. Про Веру Матвееву мало читать – её песни нужно слышать. Сегодня, в эру Интернета, сделать это очень легко. Пожалуйста, послушайте их!