Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 362
Авторов: 0
Гостей: 362
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Проблема гуманизма в философии. (Эссе)

Автор: dorian
Проблема гуманизма в философии.

Идея «кризиса  европейского гуманизма» - одна из доминирующих в современной концепции философии. Именно поэтому стоит взять на рассмотрение данную тему.  Конечно, идеи кризиса гуманизма не так молоды, как может показаться вначале.  
Об этом говорили еще на рубеже XIX XX вв. Достаточно вспомнить «Закат Европы» Шпенглера, «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных... Как только цель достигнута, и... вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья».[2:264]                                                
Из слов Шпенглера следует, что культура еще долго будет сопротивляться, но, в конце концов, падет перед величием цивилизации, цивилизация – последняя, заключительная и неизбежная ступень развития культуры, в которой сам смысл культуры, ее идеалы и нравственность будут уничтожены.
«Культура, - отмечал мыслитель, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию. Цивилизация же «есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни». [2:264]                                                
Т.е. все творческое, человеческое, а, значит, гуманистическое создается культурой, ведь именно культура и возможность творчески мыслить одно из основополагающих отличий человека от животного мира, а «Цивилизация есть воля к могуществу» [2:264], к доминированию, т.е. к животному естеству. Таким образом, наш путь закончиться там, где было его начало (если рассматривать теорию эволюции, как основополагающую). Это замкнутый круг метафизики.
Вторая мировая война дала новый толчок для пессимистических настроений касательно будущего человека. Знаменитый доклад Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» 1946 года, в котором автор выступает в защиту экзистенциализма. А тот, в свою очередь, противостоит той распространенной светской морали, которая желает избавиться от Бога. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с ним исчезают все нормы и морали. Отправная точка экзистенциализма – слова Достоевского: «если бога нет, то все дозволено» [6:…].
Своеобразный ответ на доклад Сартра дал Хайдеггер в своем «Письме о гуманизме».
«...Существо деятельности в осуществлении. Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, producere - произвести. Поэтому осуществимо, собственно, только то, что есть. Но что прежде всего "есть", так это бытие... Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты - обитатели этого жилища. Их сфера - обеспечение открытости бытия, насколько они дают ей слово в речи, тем самым сохраняя ее в языке» [4:…].
На первый план Хайдеггер ставит бытие. Именно в нем состоит весь гуманизм, а что касается творчества, так оно всего лишь плод мысли, путь к открытию того самого бытия, которое в, в свою очередь, существует за рамками нашего понимания. Конечно, полагаясь только на слова Хайдеггера можно привести человеческую цивилизацию к еще большему кризису, ведь, по сути, он отодвигает  творческое, гуманистическое начало человека на второй план, на первый, ставя животное начало. Тем не менее, он все же ставит человека и человеческое бытие превыше животного мира "стояние в просвете бытия я называю экзистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия"[4:…]. А сущность человека "покоится в его экзистенции".
Ясперс оправданно критикует труды Хайдеггера «Если путь ведет не к разуму, коммуникации, свободе в сообществе, - то не ведет ли он к противоположности: к изоляции, исключительности, к претензии на фюрерство, к разрушительному - а значит, и к варварству?» [4:…]. Ведь действительно, не приведет ли путь, направленный лишь на блаженство собственного бытия, к трагедии нашего общества,  к хаосу.
В поддержку же Ясперса можно привести, как пример заблуждений о гуманизме, труд Макиавелли «рассуждения о первой декаде Тита Ливия» . Автор основывается на примере «Римской республики»  обосновывает идею сильного государства, способного бороться с человеческим эгоизмом. Таким образом, Макиавелли не чужды принципы полицейского государства. И это называется гуманизмом? С точки зрения понимания и идеалов Макиавелли – да.
Если же рассмотреть слова Хайдеггера с другой стороны, в них есть проблески истины. Ведь каждый человек эгоистичен по своей природе и нет ничего превыше собственного ЭГО. Ради любви мы жертвуем гордостью, потому что нам самим очень неплох такой расклад, даже рассматривая случаи когда люди отдают свою жизнь, ради спасения близких, опять же мы трусы и боимся проснуться завтра и не найти человека, который сделал бы для тебя все что угодно. Для друзей мы готовы на многое, но, возможно, лишь из расчета, что сами получим это многое от них, при необходимости. А если не получаем – значит они предатели. Здесь идет речь скорее даже о подсознательном расчете, который, порой, мы сами не осознаем.
К трудам Хайдеггера, по своей сути, близка диалектико-материалистическая идеология Маркса. Маркс  также ставит бытие на первый план, причем именно материальное бытие человека. Человек не может мыслить творчески, пока у него не будет  жилья, еды и других средств достойного существования. Но из этих слов следует, что творчество все же конечная цель, в этом и состоит отличие. Но, с другой стороны, многие великие творцы эпохи Ренессанса жили в нищете. Человек двойственен по своей сути, для тела ему нужна материальная поддержка, а для разума – духовные, нравственные ценности, возможность самореализоваться. Тело не может жить без разума, впрочем, как и разум без тела.
Что касается русских философов, в пример гуманистического направления можно привести Достоевского. Автор  в ряде произведений таких,  как «Преступление и наказание», «Бесы»,   «Братья Карамазовы» открыто призывает к благоразумию будущее поколение.  В этом на наш взгляд и заключается великий гуманизм Достоевского,  как писателя и философа.  Идеал любого общества - счастье и благоденствие его граждан. Сколько было войн,  революций,  всякого рода реформ - но всегда оставались «угнетенные и ограбленные» - так Достоевский призывает человечество жить в мире.
Рассмотрим его произведение «Братья Карамазовы» – главу «Бунт». Можно догадаться что автор здесь  основное внимание уделяет несовершенству человеческой юридической системы и, как следствие, человека, не даром в самом начале главы он использует рассказ о Ришаре, который был воспитан человеком (причем очень плохо воспитан, но не в том вина его), люди после посвятили его в грехи его и он раскаялся и встал на путь праведный и что получил за это? Эшафот.… Вот и человеческий гуманизм. Вместо того, чтобы исправить человека и оставить его жить, люди, в итоге, лишили его жизни. Видимо, все дальнейшие злодеяния, описанные в труде Достоевского, следуют как сравнение. Ведь смерть младенца, растерзанного собаками по приказу барина, насмерть засеченный отцом, ребенок – все это не лучше и не хуже того, что совершили убийцы Ришара, ведь он тоже дите неразумное! Он не понимал, что творит и, подобно животному, действовал, чтобы выжить. А люди лишили его самого ценного - жизни, причем не как животного, а объяснив то, что сотворил он и обучив «уму и разуму». Вместо того, чтобы, когда он раскаялся (а в произведении Ришар осознает свои ошибки и действительно кается) оставить его жить, они лишают его жизни - вот и гуманизм человеческий.
И в заключение, в качестве вывода, хотелось бы привести слова Достоевского: «Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку…Должны,  непременно должны! Это обязанность самого человека так устроить.   Это закон - скрытый,  но существующий непременно…»[7:408]

Литература:
1)Плеханов «Гуманизм как философско-антропологическая проблема», «ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ» Лето 2005 № 3 (36).
2) Шпенглер О. “Закат Европы”. Т.1.М., 1993.
3)Сартр Ж. П.  « Экзистенциализм – это гуманизм», «Тошнота». М., 1994;
4)Хайдеггер М. «Письмо о гуманизме», «Время и бытие». М., 1993.
5)Макиавелли Н. «Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве». Мн.: Попурри; Издание 2-е, 2005.
6)Достоевский Ф.  М.  «Братья Карамазовы».  т1.  М. , 1991
7)Достоевский Ф.  М.  «Бесы».  Л. , 1990г.


© dorian, 14.04.2010 в 16:58
Свидетельство о публикации № 14042010165848-00161014
Читателей произведения за все время — 1181, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют