Начинать рассказ о Богине-Матери всех славянских народов МОКОШИ, да, как и обо всех других славянских Богах не пояснив современному читателю, что же собой представляли славянские народы, образовавшие в Восточной Европе свое государство - Киевская Русь, автор считает неправильным.
Потому, что без мысленного погружения читателя в те давние, средневековые времена, нам не понять, как и чем жили славяне, во что верили и помощи кого просили, кому отдавали божественные почести и за что.
Мне могут возразить, что мы, мол, все учились в средней школе и знаем историю Киевской Руси!
Но, автор на этот счет имеет свое мнение. Школьный курс истории это не история, а так, идеологическая «шпаргалка», для ликвидации детской неграмотности. Историю, чтобы ее понимать, надо изучать, будучи взрослым!
Итак, Киевская Русь. Это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
Что же оно представляло собой, во времена великого киевского князя Владимира Святославовича?
Надо сказать, что Киевская Русь ко времени восшествия на великокняжеский престол Владимира Святославовича уже приближалась к периоду своего наивысшего расцвета и занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами.
Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем.
Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами которые в случае необходимости объединялись в единое войско.
При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг.
Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга).
Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных.
Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород.
В 946 году древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».
При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский».
В X веке сложилась унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Своего рода аналоги сегодняшних американского доллара и западно-европейской валюты «евро».
Основными денежными единицами были гривна, куна, ногата и резана. Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии» и споры эти научные продолжаются и ныне.
Первые сведения о государстве руссов относятся к первой трети IX века: в 839 году. В 860 при византийском императоре Михаиле III появляется упоминание о походах Руси на Царьград, зафиксированные в греческих летописях.
В 862 согласно Повести Временных лет, славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
«Сказали Руси Чудь, Словени и Кривичи: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“».
Пришли 3 брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус сел в Белоозере, а Трувор сел в Изборске.
В 862 варяги плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. Летопись сохранила имена этих варягов: Аскольд и Дир.
В 866 Аскольд и Дир совершают поход на Царьград.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу -регенту при малолетнем сыне РюрикаИгоре.
В 882 князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей.
Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.
(«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»);
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам, но вот о конфликте Олега с хазарами, исторические источники ничего не сообщают. Так, что наверно неправ был А.Пушкин написавший
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем.
Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. Игорь совершил два военных похода на Византию.
В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.
После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги.
Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно - славянских племён платили дань хазарам.
Святослав был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980).
Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород.
В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной.
В ходе междоусобицы свои права на престол, перекупив варягов воевавших за Ярполка, отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015).
При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
Как сам видит читатель, что за двести лет в Восточной Европе возникло новое и сильное славянское государство заставившее считаться собой своих соседей, как из числа друзей, так и врагов.
А уж, сколько кровушки было пролито пока «рождалось» государство, так то не меряно будет….
Киевский князь Владимир Святославович утвердившись с помощью армии варягов приведенных его воеводой Добрыней с Новогорода в « столичном» Киеве, так же, для укрепления своей власти провел в Киевской Руси первую религиозную реформу.
Он выбрав из всех славянских богов, шесть «главных» и поставил (соорудил) им в Киеве общеславянский «Пантеон» или как его называют в христианских источниках языческое капище на Владимировской горке.
Среди этих шести высших богов славянского пантеона была и Мокошь единственная представительница «женского», как сказать пола.
Официальная история дает нам многочленные данные о том, что ее культ был широко распространен среди славянских народов, которые ее называли не только как Мокошь, а и Макошь, Мокощь, Мокуша, Макажь, Мокашь, Мока.
Но у всех славянских народов она была олицетворением — Матери, покровительница женского начала, плодородия, брака и родов.
Но, тут не все так однозначно и ясно. К примеру, академик Б.А. Рыбаков посвятив славянским Богам свое основательное исследование, писал так: «Макошь — женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они отрывочны и кратки.
Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне ее культа...»
«Все говорит за то, что Макошь (задолго до того, как она стала лишь покровительницей женских работ) была очень важной богиней праславянского пантеона...»
Как видим вопрос «с налета» не осилить. Официальная история это полно не исследовала: толи не могла, толи под давлением христианской идеологии не хотела.
Поэтому давайте сделаем новое отступление и рассмотрим историю развития славянского язычества, как его представил в своей книге Б.А. Рыбаков.
Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.
Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).
Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, из которых в конце концов, самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих хтонических противников.
В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом.
Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом.
Но развитие славянского язычества нельзя свести только к процитированной выше периодизации. Потому что ситуация в религиозных верованиях древних славян со временем менялась.
На определенном этапе становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел.
Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.
Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян.
В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.
Кроме них, восточные славяне поклонялись также Велесу, богу скота и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с солнечным культом. Бог Ярило, нес ответственность за прорастание хлебных злаков, Купало, отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими судьбами, Чур, охранял межи между полями и всяческие границы.
Значение некоторых богов остается загадочным: таковы Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве", и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.
Были по книге А. Рыбакова в славянском пантеоне и богини: Мокошь, богиня собранного урожая и ремесел, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды.
Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады.
Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы - зимы, холодов, возможно и смерти.
Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен.
Создание славянской государственности вызвало выдвижение нового социального слоя - князя с дружиной. Выдвинулся среди богов и их покровитель - громовержец Перун, первоначально занимавший не самое значительное место.
Мокошь по религиозной реформе Владимира Святославовича, оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне.
Перуну был придан характер главы всех богов: ради этого голова его была отлиты из серебра, а усы позолочены.
Однако реформа не удовлетворила князя, строившего единое государство, и он ввел на Руси христианство по византийской его версии.
Но уважаемый читатель и «старые» в понимании того ж князя Владимира и его советников, в один день никуда с Киевской Руси не исчезли.
Не взирая на появление на Руси культа Иисуса Христа как сына Божьего, со всем его могуществом и величием! Как это утверждается в христианстве.
Просто между христианством, которое в Киевской Руси олицетворяли вначале пришлые византийские, а затем доморощенные священнослужители и культами славянских Богов, которых олицетворяли славянские волхвы, началась нешуточная и кровопролитная война
И еще более двух веков от дня крещения Руси сохраняло так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания.
В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века.
Вот и славянская богиня Мокошь как говорится «жива и здорова» как и положено быть Великой Богине!
Но русская православная церковь ее «адаптировала» в Параскеву Пятницу!!!! Но давайте обо всем по порядку.
Начнем с научной точки зрения, которую полно и в доступной форме изложил в своей работе «История возникновения мировой цивилизации» А. Тюняев. (смотри 5.2.4. «Символ «Макошь» и его значение») (http://www.organizmica.org/archive/307/rp6-5.shtml#5.2.4)
Но, не вся информация о славянской богине Мокоши может быть втиснута в прокрустово ложе - научных формы. О богине Мокоши есть, что рассказать и помимо сведений собранных о ней А.А. Тюняевым.
Многочисленные исследователи как из числа сторонников так и критиков язычества, пишущие о Мокоше сходятся в общем мнении, она есть славянская Богиня-Мать, и предположительно — покровительница разных ремёсел.
Мокошь так же сопоставлялась с более ранней богиней плодородия у скифов-землепашцев и женским божеством в трипольской культуре.
Память о Мокоши на Украине и на севере России хранилась до ХIХ века; в жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).
В украинских обрядах Мокошь (Пятницу) представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням (что называлось «водить Пятницу» по селам).
В народе считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (священный день Мокоши); .
Также Мокошь— богиня плодородия, мать урожаев, по некоторым данным, имела 12 годовых праздников; иногда изображалась с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в 19-ом веке на народных праздниках.
Мокошь упомянута и в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества.
«Поучение духовным детям» в XVI веке так предостерегает: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» .
«Того ради не подобает христианом игръ безовскых играти, иже ест плясание, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошии и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании» по списку XVI века).
Но, что особенно интересно, то оказывается « любимый» герой русской истории Мамай, тоже как славянин верил и поклонялся славянским Богам! Не верите уважаемые читатели? Ну тогда найдите и сами прочтите:
«Мамаи же царь… нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета.» («Поведание о Мамаевом побоище вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского» в изложении Срезневского).
А в «Слово об Идолах», XV века) сказано:
«требу кладутъ и творят… Мокошьи диве…. Мажютъ Екатию (Геката) богиню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут.»
Ну, а теперь о том, как русская православная церковь, не сумев побороть в славянских народах веру и почитание Мокоши, вынуждено адаптировала ее в Святую Параскеву.
Что же известно о Святой Параскеве и как ее культ распространился по Восточной Европе?
Святая Параскева - Пятница(греч., «канун праздника, пятница») — христианская великомученица III века. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю).
Как гласит церковное предание (а какие либо документы отсутствует) , Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни.
Справка: Гай Авре;лий Вале;рий Диоклетиа;н (245 Далмация — 3 декабря 313) (имя при рождении — Диокл — римский император с 20 ноября 284 по 1 мая 305.
Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой.
Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру.
Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и обезглавлена.
Как видим ничего общего с славянской Мокошью, византийская Параскева кроме имени не имеет!
Но, как же так получилось, что она стала христианским аналогом Мокоши?
Исследователи этого «феномена» пришли к выводу, что «образ великомученицы Паравскевы на землях восточных славян тесно сросся с культом языческого божества Пятницы ( т.е. все той же Макоши- автор). В народе новая русская святая получила двойное имя Параскева - Пятница.
28 октября по ст. стилю было посвящено Параскеве-Пятнице. В этот день, «не пряли, не стирали и не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаза. В случае нарушения она могла наслать болезни».
Считалась «бабьей святой». По украинским народным поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и изверченная веретенами. До XIX в. на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами.
У других восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида.
Существует и сейчас древний обряд, согласно которому девушки босиком должны обойти вокруг церкви три раза, если они хотят выйти замуж или родить детей. Загаданное должно случиться в течение одного года.
Вот так и стала Святая Параскева в русском православии, не борцом за христианскую веру с «безбожным» императором Диоклетианом, а покровительница полей и скота.
В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Русский народ называл Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени —Прасковья, уменьш.Параша, Пана.
Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках.
На старых северорусских иконах Пятница может изображаться на обороте образа богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове.
Русская православная церковь, вынужденная пойти в случае с культом Мокоши на «компромисс» официально, разумеется, негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов.
Так, в «Стоглаве» все суеверия, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими».
Справка: Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение . Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.
А на исповеди священник обязан был спросить каждую женщину: «Не творила ли с бабами богомерзкие блуды и не поклонялась ли вилам и Мокоши?».
Как видим христианские богословы сделали, все чтобы выхолостить в славянских народах память о богине Макоши.
А поняв , что, несмотря на тысячелетние гонения, это выполнить не возможно, они «скрестили» ее с византийской мученицей Паскевой.
Или будет точнее сказать умышленно спрятали за ипостасью Параскевы-Пятницы, приписав ей значение чисто «женской святой», заодно «обременив» ее разными хозяйственными и ремесленными задачами и тем скрыли от народа главное.
Но российский специалист по славянской древности Б.А. Рыбаков, все же сумел приоткрыть эту главную тайну Макоши!
Он разбил слово МОКОШЬ не на корень МОК (мокнуть, промок, мокрость) и суффикс, а как МО-КОШЬ, и, опираясь на значение КОШЬ (жребий, судьба), определил значение Мокоши, как Богини судьбы и удачи.
Из этого и получается что главное предназначение Богини Макошь это славянская Богиня, прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе.
Но ткать Пряжу Судеб ей помогают две помощницы Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.
(Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)
Мокошь – это и великая богиня и не зря она была князем Владимиром Святославовичем поставлена в Киевский «Пантеон» главных славянских богов. Ведь ее велениям подчиняются и боги, и люди.
Она следит за соблюдением обычаев, обрядов.
Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.
Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити - волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь -
от завязки- рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти.
«Книга Коляды», 1
А в книгах современных русских язычников сообщается и более подробные данные заслуживающие нашего внимания:
« Мокошь это и Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога.
Первый лик - Отец, Второй - Сын, третий - Мать. Ибо Мать - это и есть Дух Бога, приводящий в движение Мир.
Именно Мать дает жизнь Сыну. И это значит - Мир изменяется, после Отца является Сын, потом Сын Сам становится Отцом и вновь рождает Сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следование пути Прави, ( Путь Воина-автор) а зло - отклонение от него.
Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу - Макошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на земле, но уже не людьми.
Но Мокошь - женщина, и потому изменчива - может принести и радость и горе.
Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте.
И тогда Мокошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.
Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой – мол Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик.
И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею».
Мы не знаем как в свое время, древние славяне точно представляли себе Макошь, но в статуях и в рисунках, она изображается женщиной. Как великой славянской богине Макоши так же были присущи свои атрибуты и символы, по которым ее отличали от других богинь.
Атрибуты Мокоши
Основным атрибутом Мокоши были рушники. Именно рушники, а не рушник, т.к. каждый имел свое конкретное назначение.
Рушники вывешивались на крестовине Столба Мокоши, который неграмотные в русской обрядности священники считали «идолом».
Столбов могло быть много или один большой на холме. Ритуал составляли песнопения и хороводы, которые выражали желание селян, соответствующие образу рушника.
В центре рушника изображалась женщина, воздевшая руки к небу с просьбой дождя при засухе, или вниз для прекращения дождей.
Рушники вышивались комплектом, качество которого характеризовало невесту.
И как тут не вспомнить знаменитую украинскую песню о рушниках на слова поэта А. Малышко! Ведь в ней поется о том, чем занимается богиня Мокошь со своими помощницами.
Нити человеческих Судеб выпряденных Мокошью - на Небе, людям частично передавались и познавались ими, при их личном изготовлении рушников, которые были одними из главными украшениями славянских жилищ.
Рідна мати моя, ти ночей не доспала.
І водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала
І рушник вишиваний на щастя дала.
Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги, й солов'їні гаї,
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші твої.
Я візьму той рушник, простелю, наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю,
І дитинство, й розлука, і вірна любов.
Вторым важным атрибутом Мокоши были трезубые Вилы.
Когда была длительная большая засуха, то кроме двух рушников на крестовине (плечах) Столба Мокоти с женской фигурой на рушниках, поднявшей руки к небу, в хоровод включались мужики с вилами, поднятыми вверх зубцами через 4-6 девушек, т.к. хоровод теперь выглядел иначе – не сцепленное кольцо, а разрозненное, где девушки периодически, через несколько шагов кружились парами как в белорусской лявонихе, после чего продолжали движение.
Хоровод двигался по часовой стрелке. В случае хоровода для прекращения дождей, хоровод двигался против часовой стрелки, - как и в индийской мифологии.
Вилы с тремя зубьями повторяли по форме фигуру женщины (Мокоти) с поднятыми вверх руками. В руках в этом случае ничего не было. По мнению А.Масленникова, трехзубые вилы Мокоти, заимствованные из базовой культуры, послужили праобразом и для трезубца Посейдона, и для трезубца Нептуна.
На центральный зуб иногда нанизывалось цельное сморщенное сухое яблоко, символизируя иссушенность плодородной почвы. В летописях же есть совсем даже неграмотное упоминание о том, что крестьяне «тайно молятся вилам», особенно «по украинам».
Теперь надеюсь читателю понятно, почему не смотря на поглощения Параскевой Пятницей, культа славянской Богини Мокоши, на исповедях православный священник по прежнему спрашивает женщин о вилах и Макоши?
Символы Мокоши
Мокошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень».
Зверь Мокоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили накапища.
Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь— из осины.
Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия.
Слуги Мокоши —пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина. Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.
Ну и в качестве итога автор попытается ответить на ранее поставленный условный вопрос:
«Почему же православная церковь, признав культ славянской богини Макоши как своего достойного соперника и приняв все возможные меры по ее адаптации с православием, утаила от своих прихожан главное о Макоши - как о Богине, прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе?
Ответ на это вопрос наверно заключается в следующих обстоятельствах. Если у современного человека придерживающегося христианского вероисповедания, по жизни или работе возникают проблемы и даже горе, например, утрата кого-то из близких, то куда он идет?
А в церковь. Там он как бы ищет психологическую защиту у Бога от своих неурядиц и горя.
Находясь в храме или по пути в него, человек подвергает анализу свои поступки, ищет у себя поступки которые православная церковь относит к «грехам».
И он идёт в церковь для причащения у батюшки. Освобождаясь таким образом, от грехов, он чувствует облегчение, успокоение души.
Он надеется, что в конечном итоге попадёт в рай, т.е. как бы получает психологическую за щиту у Бога через священнослужителя.
Христианская церковь выступает тут как врачеватель души. Она окормляет христианина, а он становится зависимым от неё.
Чтобы привязать человека к христианской церкви она каждому человеку приписывает первородный грех Адама и Евы. Церковь помогает государству, какой бы там ни был установлен политический режим контролировать граждан. Вся история христианской церкви это лучшее доказательство.
А тут при появлении в жизни человека Богини Мокоши как видит сам читатель, оказывается, что не Бог Иегова вместе со своим Сыном и Святым Духом, определяют судьбу каждого человека и на чью помощь уповает человек, пришедший в христианский храм, а Богиня Мокошь, как прядущая Нити человеческих Судеб - на Небе, где связывает покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми, предрешает его окончательную судьбу.
Потому что Макошь по верованиям древних славян знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предначертанному пути.
Она дает и свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следование пути Прави ( Пути воина), а зло - отклонение от него.
Тех, кто уходит в сторону, губит себя и свою душу - Мокошь карает нещадно. Они вновь воплощаются на планете Земле, но уже не людьми.
И тут будет уместным вернутся к истории жизни князя Владимира Святославовича и посмотреть, как же МОКОЩЬ предрешила его судьбу.
Ведь вначале он был ее « любимцем» а потом стал заклятым врагом. И удар МОКОШИ был нанесен Владимиру Святославовичу в самое болезненное место на детей и естественно наследников!
Вот чем закончилась династия Владимира Святославовича он же Владимир Сятой.
Владимир был до христианского крещения известен как «великий распутник» имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове.
Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё).
Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов.
Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава»[21], попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
В итоге у Владимира было 13 сыновей и не менее 10 дочерей): Вот их список:
От «чехини» (— варяжки Оловы):
; Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
От гречанки (Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок.978):
; Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.
От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):
; Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
; Мстислав; , скорее всего, умер в младенчестве.
; Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
; Всеволод, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
; Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
; Премислава (ум. 1015), по некоторым источникам с 1000 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
; Мстислава, в 1018 г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
;
От Адельи
; Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников.
; Станислав, князь смоленский ).
; Судислав, князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.
От Мальфриды (
; Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.
От «болгарыни»:
; Борис, князь ростовский.
; Глеб, князь муромский.
Неизвестно, от какой жены:
; Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира.
; Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину.
Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел (есть версия что был отравлен) и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.
А что Борис и его союзник Глеб? А они убиты в 1015 году, своим старшим братом Святополком. Выиграл битву за престол хромой князь Ярослав, позже призванный Мудрым!
Усилиями православной церкви между 1021 -1039 годами Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Защитниками и советчиками они оказались плохими, ведь к 1237 году Киевская Русь как государство перестало существовать….
(конец 2 части)
Все фото к статье по этой ссылке http://narodna.pravda.com.ua/history/4bab51b833342/