В крушеньях царств, меж мук земли:
И за оградой монастырской
Свои святыни сберегли.
В.Брюсов
И вновь зима. То ли гостьей, то ли хозяйкой явилась к нам – не разобрать. Одно ясно: несколько месяцев жить нам вместе. Неожиданные снегопады сменяются пронзительными метелями, порывистый ветер со злостью стучится в окна многоэтажек, грохоча и сметая все на ходу. Мягкий пушистый снег чередуется с колким холодным дождем, а приходящий им на смену мороз все покрывает ледяной коркой. Рано наступивший зимний вечер разместил всех по своим жилищам, и чем сильнее свирепствует погода, тем сильнее хочется чего-то теплого и светлого, для души.
Рука потянулась к сборнику Валерия Брюсова, и не ошиблась. Его поэзия, образная и красочная, порой мистическая, мгновенно оторвала от быта, непогоды, каждодневных проблем и перенесла в таинственный и неповторимый мир.
Я, в жажде сумрачного крова,
Скрываясь от лица дневного,
Бежал к бесстрастию могил.
Я думал: божескую гневность
Избуду я в святой тиши:
Смирит тоску седая древность,
Тысячелетних строф напевность
Излечит недуги души.
Эти прекрасные строки – об Армении! Поэт хорошо знал культуру, историю, традиции и обычаи армянского народа и был большим его другом. Как в свое время Валерия Брюсова поразила поэзия Верлена и Рембо, и он стал одним из лучших переводчиков их стихотворений, так впоследствии был очарован и армянской поэзией. Особенно восхищался творчеством Ованеса Туманяна, считая, что его поэзия – это сама Армения. Валерий Брюсов оставил нам переводы армянской поэзии, собрав их в сборник, дав возможность русскоязычным читателям познакомиться с душой этого народа.
Но возвращаемся к строкам Валерия Брюсова. Понятны и многим знакомы мысли поэта «смирит тоску седая древность» - подальше от суеты сует, от хлопот, обязательств, многолюдия. В святую тишь, в пустынность, к древним истокам… Только там, в полном одиночестве, и можно обрести свободу – истинную свободу духа. А что слаще, выше свободы?! Полной свободы – от всех и всего?! Свобода через смирение и отречение…
И Армения, древнейшая страна мира, манила и влекла поэта, ведь история этого государства насчитывает более двух тысячелетий. На Вавилонской карте V в. до н.э. есть и Армения. Именно древность окутывает нас таинственностью и дает умиротворение душе. И мы следом за поэтом готовимся к тиши, уединению, осмыслению нашего бытия.
Но там, где я искал гробницы,
Я целый мир живой обрел:
Запели, в сретенье денницы…
…
Не мертвым голосом былины, -
Живым приветствием любви
Окрестно дрогнули долины,
И древний мир, как зов единый,
Мне грянул грозное: «Живи!»
Необыкновенной, жизнеутверждающей мощью обладает армянская земля, веками собирая и сохраняя свою светлую энергетику. И в человека, готового уже принять смирение и покой как исцеление, вливает новую силу, живую энергию, заставляя снова гореть, бороться, любить, жить. Второе дыхание… Первое, младенцу, дала Россия, второе, взрослому и уставшему человеку, - Армения. Велика ее жизнетворная сила.
Поэтому, видимо, армянский народ на протяжении всей истории находил силы отстаивать свою свободу и независимость. Каких только завоевателей не было на этой благодатной земле!
Но, - воин стойкий, - под ударом
Ваш дух не уступал Судьбе;
Два мира вкруг него не даром
Кипели, смешаны в борьбе.
Армянский народ, имеющий высокую духовность, древнейшую культуру, потрясающий творческий потенциал (даже от одной только церковной архитектуры дух захватывает!) оставляет свой созидающий, прогрессивный, неповторимый след для потомков. Но исторически сложилось так, что армяне не знали покоя на своей кровной земле, многие вынуждены были покинуть свое государство. И сейчас очень много армян живет за пределами своей исторической родины.
И верится, народ Тиграна!
Что, бурю вновь преодолев,
Звездой ты выйдешь из тумана,
Для новых подвигов созрев.
По-другому быть не может. Можно надеяться, что Армения, первой принявшая христианство как государственную религию (в 331 г.), будет под благословением Бога. И на этой земле воцарятся мир и добро!