5.Никогда, непременно, каждый, в каждый момент, в любое время не может оставаться, ничего не делая. Беспомощный (не управляющий собой), он непременно вынужден выполнять работу (вовлекается в трудовую деятельность любого порядка) всеми качествами, порожденными в нем гуннами материальной природы.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог дал живому существу достаточно Божественных качеств в миниатюре, которые не позволяют ему находиться в любом бездействии, но непременно вовлекают в деятельность, будь то мыслительный процесс или физический и другой труд. Именно природное любопытство, устремленность к знаниям, подвижность души в саморазвитии, как и причины материального характера непременно устремляют любую душу без исключения к деятельности, к самопроявлению и самовыражению. Живое существо ничего не может противопоставить в себе божественной в ней целеустремленности, ибо есть частица Бога и не может иначе себя проявлять, но исходит из своей изначальной природы, что есть ее суть. Поэтому Бог называет ее здесь беспомощной, не в состоянии противиться направляющему на деяния Богу в ней, ибо изначально ее жизнь есть частица Жизни Бога, ведущего Себя через нее в Своем развитии вперед и не позволяющему Себе как-то расслабиться в силу Божественной причины, как и необходимости, но исходящего их качеств каждого живого существа на данный период. Но, исходя из качеств живого существа, Бог устремлен развивать эти качества, от которых непременно зависит и качество и цель осознаваемой деятельности человеком. Только в развитии качеств, в приближении их к Божественным, что возможно только в результате осмысленного духовного пути, живое существо начинает мыслить и понимать через Божественные категории, что необходимо для осознанного служения Богу, ибо это изначальное предназначение живого существа, его дхарма, его извечный путь, называемый слиянием с Верховной Божественной Личностью.
В этом стихе присутствует немалое Божественное откровение и тот, кто увидит суть этого откровения, несомненно, найдет объяснение многим вещам, происходящим с человеком в материальном мире. Все, что бы ни происходило с человеком, не может иметь случайности, все абсолютно контролируемо, все видимо, все предназначено, все вовлекает, все беспокоит, направляет, заставляет, требует внутреннего и внешнего движения, как и осмысления. Все обстоятельства складываются не спонтанно, но Самой Верховной божественной Личностью, Главным и Всесовершенным Управляющим, неизменно и непременно присутствующем в Своем творении, не оставляя его ни на мгновение, но развивая, ведя, требуя, подсказывая и направляя всеми средствами, исходя из всех внутренних возможностей живого существа и развивая эти возможности поэтапно и систематически, как в одной жизни, так и от жизни к жизни, и в отдыхе и в труде, и в материальном теле и после смерти, на всех этапах взросления души, всеми видимыми и невидимыми средствами и Божественными приемами. Так начиная понимать, человек увидит и Бога и научится все объяснять его Божественным присутствием, научится, зная это откровение, и уповать на Бога, и вручать себя Богу, и молиться Богу и прославлять Бога, тем по сути сделав свою жизнь намного легче и осмысленней, ибо входящий в контакт с Богом получает и Милость от Бога, что не пустые слова. И еще одно откровение заключается в том, что любую деятельность, любую работу человек исполняет, упрощенно говоря, своими качествами всегда. Вот еще одни врата для осмысления. Именно в труде, в любом проявлении себя человек шаг за шагом своими поступками говорит всем о своих качествах, и своей ступени, говорит о том, что в нем преимущественно развито, что есть суть его склонностей и убеждений, говорит напрямую и о добродетели человека, как и о его греховности. Вот врата, вполне конкретные, через которые Бог разрешает помогать Ему, Богу в воспитании иных или врата, где можно брать пример и следовать. Но, опять же, достойными средствами и понимать, что неразвитый человеческий ум и добродетель может принять за зло и откровенное зло за добродетель, ибо человек несовершенен, не всегда видит истинные причины поступать другому тем или иным путем и склонен свою неистину выдавать за истину. Но разумные, уже идущие духовным путем, безошибочно или с большой вероятностью истины могут судить о человеке по его любой деятельности, как и подсказывать и помогать и направлять в этой связи, истинно служа Богу и не прибавляя страданий другому на этом направлении.
Эта глава посвящена карма-йоге, в частности, необходимости вовлечения человека в любую деятельность, как связанную с преданным служением, так и необходимую для поддержания тела в материальном бытии. В ст.4 этой главы высказано предположение о том, что произошло бы, если бы человек, имея или не имея цель духовного развития, отказался от исполнения предписанных обязанностей, работы, фактически устраняясь от нее, видя в этом жизнь в отречении. Бог утверждает, что в таком случае он не смог бы освободиться от последствий кармической деятельности, т.е. не смог преодолеть круг сансары и, во-вторых, такое искусственное отречение не принесло бы ему успех в самадхи, т.е. в слиянии с Богом в себе в процессе самопогружения. Но этот стих добавляет к предыдущему и то, что такое предположение хоть и возможно, но неосуществимо.
На самом деле человек непременно вынужден выполнять работу в соответствии с качествами, которые на данный момент порождены в нем материальным миром. Имеются ввиду все качества, которые проявляет человек, как достигнутые в этой жизни, так добытые и сохранившиеся из предыдущих воплощений. Т.е. человек в каждый момент, в любое время не может, согласно стиху, оставаться ничего не делая. С Божественной точки зрения и по Божественной необходимости душа не может остановиться в своем развитии даже на мгновение, но она деятельна, направлена, она постоянно трудится. Даже, если она в теле лежит, ходит, спит, сидит, говорит, молчит, мыслит, смеется, советует, подвинула стул, помыла тарелку, убрала волосок с лица, склонилась, отодвинулась, насторожилась – все это и более того в совокупности от мелких движений, автоматического и бессознательного действия, касаний, иных уловимых и неуловимых проявлений сознания до активного и осмысленного поведения и поступков разных уровней, есть деятельность, сам труд человека в разных формах и степенях, определяемый качествами человека, который в таком труде отвлекается и входит в контакт с внешним миром, управляемый внутренними и внешними энергиями Бога, которые он воспринимает в строгой зависимости от того, под влиянием какой гунны материальной природы он преимущественно находится, т.е. в зависимости от своей достигнутой на данный период духовной ступени.
Одни трудятся под влиянием в основном гунны невежества, лежат, много спят, сквернословят, собирают на свалках пригодные для себя вещи, устраивают скандалы, разборки, драки, воруют, насилуют, вовлекаются в азартные игры, как и проявляют дурные привычки. Это их работа, которая у любого за плечами и которая даст свои плоды. Другие трудятся под влиянием гунны страсти – строят планы, делают расчеты, озабочены плодами материального труда и привязаны к ним, считая свой труд целью и смыслом своей жизни, претендуя на все, ставя себя в прямую зависимость от своей той или иной деятельности, считая себя причиной, создающим, имеющим право и распоряжаться, в этом направлении мыслят, судят, обсуждают, претендуют, постигают, изучают, читают, помогают, планируют и т.д. Таким образом, и Арджуна не смог бы не трудиться, даже если бы Бог позволил бы ему оставить поле боя и повел той дорогой, которая соответствовала желанию и качествам Арджуны на тот момент. Но Арджуне надо было понять, что любой человек, хочет он или нет, но всегда автоматически вовлекается в ту или иную деятельность, которую не обойти, не избежать, не отказаться от нее и даже не выбрать, как бы иллюзорная энергия Бога не создавала видимость безделия или активного поиска и выбора. Все только по Плану Бога и строго в соответствии с качествами человека и, несомненно, в соответствии с тем, что он заслужил по своей карме. Об этом еще Бог будет говорить и далее и не один раз. Аналогично сказанному и в гунне благости человек непременно трудится, но управляемый преимущественно лучшими качествами, такими, как доброта, честность, справедливость, старательность, требовательность к себе, религиозность, энтузиазм, но посвящая плоды труда Богу, исполняя труд, как подношение Богу, о чем в следующих главах, как и в этой, будет сказано неоднократно.
В следующем стихе Бог даст предостережение тем, кто желает идти по пути непривязанности в процессе своей любой деятельности в начале осознанного духовного пути, но еще не пребывающего в совершенных знаниях, как и не утвердившегося разумом, а в ст.7 этой главы продолжит объяснения Арджуне, соединяя деятельность, работу или «карму» с понятием «непривязанность», тем самым подводя его очень близко к карма-йоге, т.е. к исполнению работы, как и любой деятельности самым лучшим образом и во благо для души, так начиная постепенно открывать саму суть этой главы.
6.Тот, кто контролируя действующие органы чувств, продолжает помнить умом об объектах чувств, глупая душа. Говорится, что такая душа действует ложно ( идет по ложному пути).
КОММЕНТАРИЙ.
В любом деле, чтобы помочь начинающему идти и направить его более точно, его следует обругать, хотя ругающий знает, что и такой путь неизбежен, его не миновать и сам по себе он также направляющий и подсказывающий. Бог не привязан и не пристрастен к любому, кто идет по пути духовного развития. Более того, Сам ведет и направляет каждого в свои сроки. Но там, где возможны задержки, некоторые тупики и поиски, указывает направление и таким путем, который на самом деле и однозначен и действен для идущего, тем более, если он решителен и Слово Бога для него авторитетно.
Не только Арджуна, но многие до него и после него устремлялись и устремляются к духовному развитию в принципе и правильно мысля, начиная свой путь с ограничений, отказов, аскез, но часто действуя по собственному почину, не выполняя все предписания Вед, не связывая процесс духовного развития с преданным служением Богу, т.е. идя не через связующий процесс соединения со Всевышним или недооценивая все рекомендации святых писаний, как и духовных учителей. Поэтому, идя почти вслепую, такие люди не могли и не могут найти в себе духовные силы и внутреннюю поддержку, и как бы они не пытались контролировать умом действующие органы чувств, мысль, как и разум, не утвердившиеся в буддхи-йоге, как и в совершенных знаниях, не могут отпускать объекты чувств, как источники удовлетворения и наслаждений, и неизменно притягиваются ими, удерживая мысль человека на них, этим вновь и вновь вызывая желания. Путь таких людей, еще привлекающихся внешними объектами удовлетворения чувств, даже если привлечение происходит только на уровне ума, здесь называется ложным, а потому неуспешен. Фактически человек сделал шаг в этом направлении, на практике ограничил доступ к объектам наслаждений, но этим стихом Бог как бы предупреждает, что на этом останавливаться рановато, это еще не тот успех, за который можно себе воздать удовлетворением за свою реализацию. Еще требуется немалый духовный труд, направленный на контроль мысли, обуздывание ее, дабы не позволить ей обозревать источники наслаждений, вникать в эти наслаждения даже на уровне мысли и мыслительного процесса, ибо это путь назад, поскольку не старающихся Бог возвращает к тому, что еще ими желательно и вызывает вожделения. Поэтому разумному, стоящему несколько выше, это Мнение Бога должно помочь осмотреться и понять, где его духовная ошибка, как и посмотреть на свои методы достижения, увидеть свой тупик, чтобы начинать идти лучшим, безошибочным путем, в котором все указания Бога должны строго выполняться, как и сама духовная деятельность должна неизменно предлагаться и посвящаться Богу, Высшему Управляющему, что непременно возможно в постоянной духовной практике карма-йоге, постоянно вовлекающей человека в деятельность и этой деятельностью наставляя человека и уча воздерживаться и отрекаться от плодов деятельности, как объектов удовлетворения чувств. О таких людях Бог Говорит в следующем стихе.
7.Но тот, о, Арджуна, кто начинает контролировать умом чувства, увлекая действующие чувства в работу (любую деятельность) без привязанности, он стоит гораздо выше.
КОММЕНТАРИЙ.
Шаг за шагом Бог начинает подводить Арджуну и сути карма-йоги. В стихе 3 этой главы Бог выделяет карма-йогу, как религиозный путь, как одно из двух важных направлений духовного развития. В ст.4 Бог предупреждает, что игнорирование этого пути с целью быстрого духовного развития ошибочно ибо невозможно таким путем, путем отказа от деятельности, отказаться и от последствий кармической деятельности, этот отказ ни есть очищение, но лишь искусственное и надуманное устранение от необходимой деятельности, направленной и на поддержание материального тела. Более того, в ст.5 Бог категорически настаивает на том, что живое существо, хочет оно того или нет, но будет вовлекаться в любую деятельность, ибо так устроен и задуман материальный мир и отклонение от этого направления может быть только по Воле Бога, что происходит далеко не часто и не по желанию живого существа. Человек всегда обязан выполнять ту или иную работу в соответствии с его качествами, которые он развил в себе на данный момент, как материальной жизнью, так и духовным развитием. Для тех же, кто уже желает идти по пути духовного развития что называется активно, Бог советом в ст.6 этой главы предостерегает от слабого пути, от слабых усилий, от ложных действий, акцентрируя внимание на неустанном контроле чувств и ума, дабы человек учился отрывать их также от объектов чувств и не прельщался внутренним обозрением, полагая, что такой мыслительный процесс не влияет на реальное взаимодействие с внешними объектами удовлетворения чувств.
Но в данном стихе, предупредив, что делать не следует в ст.6, Бог, напротив, указывает на то, как следует выполнять любую деятельность. Однако и предыдущий путь, путь отказа от реального взаимодействия с внешними объектами чувств, даже при наличии внутреннего неоднократного обозрения объектов чувств, считается Богом уже духовной ступенью, шагом вперед в духовном развитии, пусть еще с ошибками, и потому в данном стихе может быть сравним с еще более высокой ступенью, которая включает в себя сам труд, контроль чувств умом и вовлечение этих чувств в работу, в саму трудовую деятельность, но без чувства привязанности. Это очень важное указание Бога, которое нельзя никак проигнорировать, но взять за основу любому: Контроль чувств умом, непременное вовлечение чувств в деятельность, деятельность должна быть без привязанности. Это – основа основ, но это – еще не полные знания, это лишь фундамент для разъяснения карма-йоги.
На самом деле уже идут разъяснения карма-йоги. В предыдкщем стихе было подчеркнуто, что ошибается тот, кто, пытаясь идти путем не соединения с внешними объектами чувств, мыслью все же задерживается на объектах удовлетворения чувств. Однако, в материальном мире не просто найти человека, который бы действительно, вооружившись хотя бы начальным духовным пониманием, отважился бы на контроль чувств, в процессе соединения их с материальными объектами. А это значит, стал бы внимательнее относиться к своим желаниям, пытался бы их контролировать умом, в чем-то себя ограничивать или от чего-то отказываться совсем. Ну, разве что имея материальные цели или принуждающие обстоятельства. Но в самом начале именно духовного осознанного пути ум более, чем когда-либо, начинает как бы настойчиво соблазнять человека, и в начале пути очень сложно не удерживать в уме те или иные объекты чувств, рисуя хотя бы на мысленном уровне возможность удовлетворения своих чувств через органы чувств, ибо вкус к наслаждениям в той или иной мере присутствует. Никто не может миновать этот начальный путь колебаний. Но даже еще не утвердившийся в этом направлении человек, только робко пытающийся воздействовать на свои чувства, управляемый пусть не окрепшими в нем, но совершенными знаниями, стоит гораздо выше любого материалиста, не имеющего и понятия о контроле чувств и желаний. Но данный стих говорит о людях, которые, как указывалось, стоят еще выше, кто не только пытается контролировать действующие чувства умом, но этот процесс однозначно связывает с работой.
«кармендрийах карма йогам асактах…» - действующие, работающие чувства соединяет с работой (вовлекает в деятельность) без привязанности. Исполнять работу без привязанности – это еще не сама карма-йога, хотя и ее основа. Только на основании этих знаний связующий процесс с Богом через деятельность не состоится в полном объеме. Здесь очень существенно, сказанное Богом в ст.9 этой главы.
Относительно же непривязанности, как основы духовного развития, следует знать, что для так идущего она должна проявляться в любой деятельности, которая охватывается словом «карма», таким образом, непривязанность начинает практиковаться в течение всего дня, изо дня в день, как непрерывный процесс, единственно связывающий со Всевышним через любой труд, любую мысль, любой поступок, в любой ситуации, в любом состоянии человека, распространяется на любой результат его деятельности, на все последствия, как благоприятные, так и неблагоприятные, как в начале, так и середине, так и в конце. Только непривязанность призвана рождать в человеке неизменность к успехам и поражениям, в потере и приобретении, к славе и бесславию, как и к камню и золоту, другу и врагу. Такой человек, идя путем непривязанности, становится неискусственно терпелив, не гневлив, на завистлив, он также перестает тратить лишние усилия на подавление своих чувств, естественно отходит от материального счастья и материального удовлетворения чувств, видя все тленным и приходящим. Одно только устремление к непривязанности и неизменность в практике этого пути развивает лучшие духовные качества человека, благоприятствует утверждению в совершенный знаниях и разумом в самом связующем процессе, неизменно называемом буддхи-йогой – разумным.
Поэтому ступень такого человека всегда считается более высокой, нежели ступень тех, кто контроль чувств и ума не связывает с постоянной трудовой деятельностью и может быть легко соблазнен своей мыслью.
Далее в следующем стихе Бог снова и настойчиво рекомендует Арджуне исполнять предписанный долг, как средство для поддержания тела. Следует знать каждому читающему эти строки, что на самом деле, это требование Бога обращено к каждому. Но как лучше это делать Бог укажет в ст.9 этой главы.