Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 442
Авторов: 0
Гостей: 442
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Обычные заблуждения начинающих авторов (Эссе)

Тимофей Бондаренко
ОБЫЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ

Оригинал статьи находится здесь


Здесь я кратко изложу свои наблюдения  над стихами начинающих авторов.

Заблуждение номер один - к поэзии собственно не относящееся.
Это о том, что авторы склонны верить в исключительность своих чувств и переживаний.
Стихи обычно начинают писать на почве каких-то личных переживаний, как правило, любовных.
И путают необычайность своих переживаний для самого себя с необычайностью для мира.
В мире ничто не ново. И множество людей в этом мире переживали то же самое,
и не менее остро и глубоко, чем вы. А может и в десять раз сильнее.
Кто-то даже наверняка, а не "может". И вовсе не обязательно писали стихи.
Поэтому само по себе сообщение окружающим о подобных вещах не может никого поразить.
Ну бывает, ну и что... И автору не стоит обижаться, когда читатель просто
молчит или пожимает плечами, говоря - эка невидаль.
И не стоит обольщаться, если кто-то хвалит просто потому, что он тоже переживал что-то подобное.


Заблуждение номер два (а по важности для новичков даже скорее один) -
автор воображает, что если он испытывал при написании своего стиха некие чувства,
то и читатель при прочтении должен испытывать то же самое.
Или, иначе говоря, что достаточно при написании испытать некие чувства,
чтобы они автоматически оказались выражеными в стихе.
Люди путают ПЕРЕЖИВАНИЕ неких чувств и УМЕНИЕ ИЗЛОЖИТЬ их.
Увы, это ДАЛЕКО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Самая величественная музыка, звучащая в вашей душе, не имеет никакого значения,
если вы не можете сыграть или хотя бы записать ее.
Самая замечательная картина, реально или в мыслях, виденная вами,
останется только достоянием вашей памяти, если вы не умеете держать кисть в руках.

ПОЭТ - ЭТО ТОТ, КТО УМЕЕТ ТАЛАНТЛИВО ПИСАТЬ СТИХИ. И не более.
Безотносительно даже к тому, что он там переживает.
Человек, чьи видения в 10 раз более убоги, чем ваши, как художник неизмеримо выше вас,
если он прекрасно владеет кистью, цветом, перспективой, композицией и т.д., а вы - нет.
Любой актер вам скажет: актерское мастерство - это умение выражать чувства, а не проживать их.
Да вспомните - нигде не воевавший Высоцкий сумел написать куда более проникновенные вещи,
чем очень многие из тех, кто прошел войну. Конечно же, спору нет, кастрат, даже очень талантливый,
вряд ли напишет что-то путное про любовь.
Естественно, пишущий должен иметь жизненный и чувственный опыт.
Но далеко не только глубина и объем этого опыта определяют насколько удачными окажутся стихи.
Есть еще чисто профессиональные факторы - талант и ремесленное умение.

Стихи - это то что находится на бумаге - а никак не то, что находилось в голове
и душе у того кто их писал. И уж совсем не то что он реально испытал и пережил.
Нередкие самооправдания - да стихи неумелые, но зато какие чувства они выражают.
Автор не замечает, что он невольно лжет. Не "выражают", а "пытаются выразить"! В этом-то все дело! Это только детей принято хвалить за хорошие намерения.
А со взрослого человека спрос - за то, что сделано.
Важно, сколько поднял штангист, а не сколько собирался.

Писание стихов конечно не стоит сводить только к ремеслу.
Но НИКАКАЯ ГЛУБИНА ЧУВСТВ АВТОРА НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ МИНИМУМА РЕМЕСЛЕННОГО УМЕНИЯ.
Бах, не умеющий играть на органе, остался бы просто придурком местного масштаба.
Поймите, это так же смешно, как желание выставлять свои картины на всеобщее обозрение,
человека не умеющего рисовать, и не желающего учиться.
Остап Бендер со своим "сеятелем" понимал-то, что он не художник.
А в стихосложении подобную хрень иногда на полном серьезе пытаются преподнести.
В конце концов, если не умеете писать стихи, и не хотите учиться этому,
то почему бы не перейти на прозу?

Другое, схожее заблуждение - что в стихах достаточным является то, что они "выражают чувства".
Рычание, мычание и бормотание - хотя вполне спосбны передавать эмоции
(и даже очень хорошо) - к искусству не относятся.
Основных эмоций не так уж много, и здесь ничего нового не изобретешь.
Важно не только чувство само по себе, но и то, кто его испытывает, чем оно вызвано,
как конкретно выражается, как все это описано и подано... Здесь очень важны оттенки...
И кроме того, человеческие переживания никак не сводимы к простым эмоциям.
Тем более к простым животным чувствам.


Третье заблуждение - можно сказать, противоположного плана.
Это святая вера в то, что ВСЕ поэтическое умение сводится только к умению запихать слова
в строчки и снабдить (желательно не "глагольными") рифмами.
Для начинающих это действительно, пожалуй самое трудное.
И в процессе длительного освоения формируется впечатление, что это и есть умение писать стихи.
Но нельзя же всерьез сводить только к этому! И на этой почве живет и процветает огромное
количество графоманов. Они искренне считают, что раз размер и рифма есть, то это - стихи.
А даже с точки зрения ремесленной - это далеко не вся поэтическая техника!
Надо еще уметь увидеть или сконструировать образ, умение заставить его (как и другие приемы)
работать на идею стиха, умение пользоваться сравнениями, эпитетами....
Умение построить сюжет, умение грубо говоря, расставить все орудия на нужные позиции
и заставить стрелять согласованно в одном направлении и залпом, а не вразброд.
Не меньше чем умение придумывать важно умение беспощадно отсекать все лишнее.
Наконец, умение работать со звуком стиха, стилистикой...
Да в конце концов просто следить за осмысленностью и понятностью своей речи.
А с точки зрения содержания - да даже виртуозные, но пустопорожние стихи
интересны разве что для профессионалов, с точки зрения практической иллюстрации
каких либо формальных идей и приемов.


Четвертое заблуждение - очень нередкое у новичков.
Они воображают, что достаточно того, что стих понятен им самим.
А кто честно говорит что не понимает - придурак жизни.
Автор может был бы и прав, если бы дело касалось вещей, которые при некотором напряжении
мозговых извилин можно вывести из самого стиха или из жизненого опыта.
Но автору почему-то и в голову не приходит, что читатель не обязан знать его биографию,
привычки, жизненные обстоятельства, жизненную философию, и даже его жаргон.
Тем более читатель не обязан телепатически угадывать, что автор хотел бы
подразумевать под тем или иным невнятным выражением.
Автор, написавший "это не рот, а кровавая рана..." , получив отзыв
"А что, героиня кактус сосала?" должен винить себя, а не пошляка-рецензента.
Неважно, что вы имели в виду - важно, что вы написали.
И прямо противоположное - из той же серии: авторы невразумительных стихов принимают
за чистую монету уверения хвалильщиков, что они там что-то "поняли".
В большинстве случаев оказывается вообще невозможным выяснить, что там "понял" читатель.
А во многих других - выясняется, что разные читатели воспринимают стих по-разному.
И автор вместо того чтобы догадаться, что написал очень невнятно,
начинает даже гордиться "многогранностью" своего произведения.


И наконец, еще одно заблуждение - впрочем, опять не собственно поэтическое.
Это свойственно пожалуй всем молодым и начинающим.

Дурацкое представление об искусстве вообще.

НИКТО НИГДЕ НЕ ЖДЕТ И НЕ ЖАЖДЕТ ВАС УСЛЫШАТЬ!
Никто не рвется издавать ваши откровения. Никому вы не нужны со всеми вашими заморочками.
Даже если вы талантливы, как Лермонтов или Есенин, никто нигде не ждет вас с распростертыми
объятиями. Тепленькие ниши давным-давно уже заняты, и никто не жаждет уступить вам свое место
у теплой кормушки. Никто просто так не собирается вас возводить в герцоги от поэзии.
Даже если вы трижды заслуживаете этого. Да будь вы действительно гениальны, вам много лет
надо будет учиться, пробиваться, находить своего читателя....
А если вы не гений - то тем более. Любая область искусства - это порядочный гадюшник,
а вовсе не милая приятельская компания единомышленников, куда принимают всех желающих.
Да даже в достойных компашках - неприятие новичков - это норма. И нормальная норма.
Почему тебя должны встречать на ура? Ты постарайся, докажи что действительно достоин.
Не верьте в сказочки о мгновенных гениях.
Тем более в сказочки о легком и мгновенном признании со стороны коллег.
Ведь скольких людей в искусстве  по-настоящему признали только после смерти....

Глядя на удачливых бездарей, не огорчайтесь. Мир всегда был таким.
Первыми у кормушки (даже виртуальной, не говоря о реальной) оказываются не самые талантливые,
и даже не самые ремесленно сильные, а самые проворные,  самые оборотистые,
умеющие где надо подлизать, где надо - укусить, втереться в фавор к тем, кто что-то решает,
организовать группу заединщиков...
Не верьте во всякие "фабрики звезд" - это все грандиозные нае#аловки.
И реальный поиск реальных талантов и их воспитание организаторов таких шоу мало волнует.
Так же как и организаторов различных стихотворных конкуров и номинаций.
Один цирк с "конкурсом" на новый текст гимна страны чего стоит!

Поэтому не стоит обижаться на судьбу. И тем более ждать и требовать каких-то гарантий.
Отбросьте психологию детей. Это родители обязаны опекать вас.
А взрослым людям за просто так - никто ничего не должен. Ни по жизни, ни в искусстве.
Любите искусство в себе, и немножко себя в искусстве.
Учитесь не только писать стихи, но и пристраивать их.
Конечно же, я не призываю к беспринципности, и тем более к подлости.
Но если даже не пытаться как-то продвигать свои стихи, то глупо ждать что вас заметят.
Дикинсон могла бы остаться и безвестной...
(американская поэтесса, которая при жизни практически ничего не публиковала)

Будьте готовы к длинной и трудной дороге, которая скорее всего, ни к каким сияющим вершинам
вас не приведет. Как сказали бы китайцы, главное - следовать своему пути.
И уже за одну эту возможность благодарить небо.
А вообще -
Искусство требует жертв.
И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги.


© Copyright: Тимофей Бондаренко, 2003

Свидетельство о публикации № 30012010152046-00148273
Читателей произведения за все время — 270, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Азачем
Азачем, 31.01.2010 в 14:52
*)  Можно подумать, что Тимофей - младенец: стока истин наглаголил!..

Все, вроде, верно, но... какой-то осадок остается.

Очень уж много какой-то снисходительности (почти презрения) к "начинающим". NB: Себя таковым автор явно не считает.

Человек, поучающий других, сам должен быть безупречен. А что мы, "начинающие", наблюдаем тут невооруженным глазом?

Орфографические ошибки в каждом третьем-пятом предложении!

Например:
"Но далеко не только глубина и объем этого опыта определяют насколько удачными окажутся стихи." - запятую после "определяют" Пушкин будет ставить?

"А может и в десять раз сильнее" - Лермонтов?

"...а никак не то, что находилось в голове
и душе у того кто их писал" - Некрасов?

"Автор может был бы и прав..." - Тютчев?

"Это свойственно пожалуй всем молодым и начинающим" - Есенин?
Кроме того, чем обосновано употребление этих двух слов одновременно - "молодым" и "начинающим"? Если молодой, но НЕ начинающий – к делу не относится. С другой стороны, начинающий может быть отнюдь не молодым. Как ни крути, «молодым» - лишнее. Мелочь, конечно, но для мастера слова, каковым Тимофей себя явно считает, не очень солидно. Это ведь не экспромт на блиц, а, можно сказать, хрестоматийная статья!

А вот это уже перл:

"А кто честно говорит что не понимает - придурак жизни." - ладно, запятой нет (привыкли уже), но "придурАк" меня просто убил!!

ТщательнЕе надо, товарищ учитель!
Ну, и скромнее как-то...

И напоследок:

"И реальный поиск реальных талантов и их воспитание организаторов таких шоу мало волнует.
Так же как и организаторов различных стихотворных конкуров и номинаций."

Из уст человека, который не вылезает из жюри всевозможных "стихотворных конкуров и номинаций", слышать подобное несколько странно, нет?

*)

Первый Конкурсный Проект
Ну что поделать, пунктуация, конечно, не на высоте)
Я эту статью публикнул, потому что мысли-то в ней, по сути, верные. Согласен, что такая небрежность не украшает автора.
Азачем, а может, стОит эту рецензию скопировать ему на страницу стихирную?) Тут же он вряд ли ответит и увидит замечания..
Азачем
Азачем, 31.01.2010 в 18:53
*) нивапрос! щас снесу *)
Азачем
Азачем, 01.02.2010 в 17:36
*) дакладаю:

Провел "разбор полетов" с Тимофеем на Стихире. "Тостуемый" сделал следующее:

1) ткнул меня носом в мой собственный ляп (каюсь, обозвал я грамматику "орфографией" *);

2) заявил, что им с Маяковским знаки препинания не писаны;

3) скромно перечислил поэтические инстанции, членом которых являлся или является и в которых "делает все, что может" [предположительно, для очистки поэзии]; при этом признал, что он не господь бог(!):
"А насчет жюрения - я делаю, что могу, но, к сожалению, я не господь бог, и даже не организатор, а только член жюри."

4) пообещал "к лету с препинаками исправиться" (это, видимо, ирония*).

Но дело вовсе не в ляпах, а в духе, которым веет от статьи.
Этакое брезгливое брюзжание ВСЕ повидавшего корифея. Я, мол, все это уже прошел, а вы - "как ни садитесь...".

Вот такая вот петрушка.
То есть, все верно изложено (за исключением, пожалуй, кастрата*), но в общем - негатив какой-то.

Однако это мое личное мнение.
И да здравствует свобода слова! Аминь.

Андрей Сочинялкин
Андрей Сочинялкин, 03.02.2010 в 14:19
Ой и не говори кума, это у них ревность профессиональная.
Страх перед тем, как а вдруг какой-нибудь талантливый проходимец у них, у корифеев, кусок хлеба отберёт.
Каста...
Какой-то запах отвратительный,
Какой-то вид непривлекательный...
Союз членов композиторов
В союзе с членами писателей...

Не все, разумеется и к счастью, и даже не большинство, но то, другое, большинство с поучениями не лезет, потому как мудрые.

Strega
Strega, 01.02.2010 в 01:35
От жеж холера! написала почти столько же в рецензии, а Графа ррраз!!!  - и "Вы не авторизованы"! И всё нафиг. Повторять в лом. Скажу только что, начиная с "НИКТО НИГДЕ НЕ ЖДЕТ И НЕ ЖАЖДЕТ ВАС УСЛЫШАТЬ!", текст лучше заменить на стих Алексея Порошина: http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/13261/
У него гораздо живее и убедительнее.
А ещё невесело смеялась тут: "Конечно же, спору нет, кастрат, даже очень талантливый, вряд ли напишет что-то путное про любовь." Тимоша свёл всё к гениталиям. Не понимает, что как раз самое сильное пишется о недосягаемом. Поэт, млин....
Первый Конкурсный Проект
Угу, этот стих мне запал навеки)))
Андрей Сочинялкин
Андрей Сочинялкин, 03.02.2010 в 14:24
А вот насчёт НИКТО НИГДЕ НЕ ЖДЕТ И НЕ ЖАЖДЕТ ВАС УСЛЫШАТЬ, то лучший ответ дадут мемуары.

Вертинского читал, Волошина... Но более всего интересен Мариенгоф... И вправду  - никто не ждёт, и Есенина не ждали, и Маяковского.. никого.  Как впрочем и во всех других областях человеческой деятельности, самому продвигаться надо. Так что истина - банальна донельзя.

Первый Конкурсный Проект
Ага! И тем удивительнее, что множество авторов этого не понимают. Вот и бегают с места на место "непризнанные хении", обиженные на всех, вот отсюда и привлекательность дутых рейтингов - хоть какая-то иллюзия своей значимости, когда амбиции чешутся нестерпимо.
Андрей Сочинялкин
Андрей Сочинялкин, 03.02.2010 в 14:43
Ну что ж... Надо отдать должное организаторам - для них это хлеб с маслом. Тщеславие неистребимо.
Александр Коковихин
А мне эта статья понравилась! Что-то в ней есть, может, отчаянная честность, может, совпадение с собственным опытом... По-крайней мере, статья эта Тимофею удалась много больше, чем любой его стих! Есть спорные моменты, например, что без ремесленных навыков на одном чувстве далеко не уедешь, что ремесленные навыки - это чуть ли не самое важное... Это довольно удачно опровергли  махровые дилетанты Маяковский с Есениным, с явным отрывом обошедшие своих более подкованных в ремесле современников-поэтов!
Но под многим подпишусь...
Сколько раз мне приходило в голову, что никто никого не читает, а если читает, то не вчитывается, а если вчитывается, то не понимает, а если понимает, то совсем не то, что хотел донести автор!

И стих Порошина - супер!

Первый Конкурсный Проект
Ну, правду-матку по своим понятиям - у Тимофея не заржавеет)))
Спорные моменты, конечно, есть в любой статье - на то оно и ИМХО)) Но многое действительно верно и ценно.

Порошин - вне конкуренции адназначна)))

Анна Хайль (Логиня)
Анна Хайль (Логиня), 03.03.2010 в 23:17
Саша, боюсь, что слухи о махровом дилетантизме Маяковского и Есенина сильно преувеличены (см. биографии). К тому же, оба поэта не сидели сложа руки, а активно продвигали своё творчество. Не думаю, что мы сейчас знали бы их имена, если бы они в своё время не прибились к той или иной поэтической тусовке и не стали бы активно работать над стихами и public relations.
Стэн Цукерман
Стэн Цукерман, 05.06.2011 в 18:47
абсолютно прав!
mrMischief (Михаил Степанов)
статья в принципе понравилась :) стихи Порошина нет
Летящая над Дебаркадером (ЛнД)
Михаил, тут об одном стихе Порошина речь:) Правильный стих:)
Mishunya Mihail Blatnik
Mishunya Mihail Blatnik, 03.03.2010 в 22:14
Тимофей, статья актуальная для ВСЕХ авторов, а не только начинающих!!! Думаю, на каждом, уважающем себя, сайте в правилах надо начинать с этой статьи. Модерировать строго, как это делали в своё время литконсультанты при издательствах "толстых" журналов, тогда графоманов заметно поубавится. Функционеры были, есть и будут ВСЕГДА! Одарённым людям заниматься пустяками не хватает ни сил, ни времени. Скажите человеку прямо "рифмоплёт" или "бездарь" и он надолго забросит ручку и бумагу. ИМХО. Спасибо Вам за труд.
Первый Конкурсный Проект
Согласен, жесткость иногда ой как нужна))

Это произведение рекомендуют