Здравствуйте, ребята:)
Конечно, существует огромное количество всяких учебников, справочников и методических указаний на тему правил стихосложения. И при желании Вы сами можете их найти. Здесь же, в этой статье, я хотел бы поговорить с Вами на очень «узкую» тему и практически без использования в нашей беседе каких-либо специальных терминов, то есть очень упрощенно и, надеюсь, доходчиво:)
Я надеюсь, что эта статья будет полезна начинающим авторам или тем, кто пишет давно, но только сейчас пришел(приходит) к пониманию того, что иногда нужно знать что Вы, собственного говоря, сами сочиняете и почему иногда получается, а иногда не очень:)
В данной статье я использую примеры из моего личного поэтического опыта (чтобы никому не было обидно), это стихи, написанные мной в 7-8-летнем возрасте. Кстати, взрослые – то есть родственники и друзья, которые в то время были около меня, все говорили о «хорошем» (а иногда и «гениальном») ребенке, как будто не замечая тех ошибок, которые были присущи моим «произведениям». Так вот и бывает в жизни, и не только в детстве… Вот почему так важно иметь некоторый «иммунитет от похвал» и встретить хоть когда-нибудь хотя бы одного беспристрастного критика… Но вернёмся всё-таки к нашей теме:)
Я не буду рассказывать Вам – что такое ритм в поэзии, и какие бывают ритмические размеры и т.п. Вы можете прочитать об этом в словарях или учебниках по стихосложению, если хотите. А сейчас представьте себе просто такую картину: играет музыка, звучит вальс, под эту музыку кружится танцующая пара… и вдруг на 3-5 секунд вместо музыки вальса включается лезгинка, потом опять вальс, потом секунд на десять ламбады, перемежающейся с рок-н-роллом и опять вальс… Конечно, танцующая пара уже остановилась и танцевать не может, она просто не понимает как тут танцевать… Так вот по этой аналогии: ритм стихотворения – это музыка вальса, затем есть пара танцующих глаз читателя и… вот-вот ритмические ошибки, то есть внезапные "вкрапления" других ритмов в музыку стихотворения… Естественно, стихи с ритмическими ошибками читать очень трудно, постоянно «спотыкаешься», постоянно куда-то «не-туда» идёт ударение и т.д.
И теперь давайте рассмотрим одну из самых распространенных ошибок, назовём её так – «ударение не-туда»… Рассмотрим на примере двух строк из одного моего опуса:
Жили-были два зайчишки
И любили они книжки…
Вроде бы на первый взгляд, если прочитать эти две строки БЫСТРО, то ничего особенного в них нет… Однако на самом деле они содержат ритмическую ошибку, которая до времени «спит» себе… Попробуйте прочитать эти строки медленно, фиксируясь на каждом слоге и стараясь не «скакать» - не убыстряться и не медлить:
ЖИ-ли БЫ-ли ДВА зай-ЧИШ-ки
И лю-БИ-ли О-ни КНИЖ-ки…
При медленном чтении в слове «они» ударение почему-то стремится упасть на первый слог, хотя все мы прекрасно знаем, что в русском языке оно(ударение) падает на второй слог в этом слове… И получается какое-то неблагозвучное «Они» (большая буква выделена как ударение)…
Вот это и есть наша искомая ритмическая ошибка, обнаруженная при медленном фиксированном чтении…
Для полной уверенности мы можем нарисовать так называемую «ритмическую схему», где знак «-» обозначает неударный слог, знак «\\» обозначает ударный слог, причём ударения для схемы берутся «правильные», то есть так как звучат слова в русском языке… Итак, получится:
\\-\\-\\-\\-
\\-\\--\\\\-
Здесь мы видим, что третье ударение во второй строке («онИ») смещено на слог, то есть «по ритму» будет правильнее как раз «Они», что и показал первый приём с фиксированным чтением…
Теперь об исправлении этой ошибки. Нужно, чтобы ударные и безударные слоги в рифмующихся строках были в одинаковом порядке, в данном случае через один слог и начиная с ударного… В 50 % случаев достаточно немножко подумать и просто переставить слова в «проблемной строке» или подобрать другие слова-синонимы… То есть чаще всего можно сохранить тот же смысл… В нашем примере достаточно переставить слова вот так:
Жили-были два зайчишки
И они любили книжки…
И всё… Вся проблема с ритмом решилась сразу и окончательно, ритм стал идеальным…
Давайте проверим на ритмической схеме?:
\\-\\-\\-\\-
\\-\\-\\-\\-
Идеально!..
Другой распространенный вариант ритмической ошибки – это «вкрапления иных ритмов» или вообще «сплошная сбивка»… Рассмотрим на примере такого четверостишия:
И не нужно нам пожаров,
И убийств не нужно!
Нам нужны только два слова –
Это мир и дружба!
Попробуйте прочитать медленно, ну что? Чувствуете? В третьей строке что-то не так, как-то она коряво читается, хочется «пробросить» побыстрее эти «только два» слова:)
Нарисуем ритмическую схему с количеством слогов в строках:
\\-\\-\\-\\- 8
\\-\\-\\- 6
\\-\\\\-\\\\- 8
\\-\\-\\- 6
Видите? В третьей строке после слов «Нам нужны» начинается что-то совершенно иное, непохожее на гармонию первой строки (да, забыл, хотя и рифмовки первой и третьей строки нет, но её нет по поэтической «лени» автора, а не по замыслу, поэтому ритмически мы считаем, что первая и третья ДОЛЖНЫ рифмоваться, а следовательно и ритм их должен совпадать).
Исправить данную ошибку опять-таки просто, достаточно подумать над синонимами слов… Вот например так:
И не нужно нам пожаров,
И убийств не нужно!
Нам нужны всего два слова –
Это мир и дружба!
Прочитали? Стало лучше читаться? Никаких проблем в танце Ваших глаз?:)
Нарисуем:
\\-\\-\\-\\- 8
\\-\\-\\- 6
\\-\\-\\\\\\- 8
\\-\\-\\- 6
Здесь мы видим ещё одну вещь, которая называется «сверхсхемным ударением», я имею ввиду ударение в слове «два», которое вообще-то по ритму должно было остаться безударным… Но это НЕ ритмическая ошибка. Запомните, когда у Вас в целом ритм правильный, то есть все ударения есть на нужных местах, то «лишнее» ударение, особенно в коротких словах или предлогах, не имеет большого значения и чаще всего не разрушает ритм…
Резюмируем: с нашим исправлением ритм не идеален, но в целом вполне нормально…
И последний вариант, который будет рассмотрен в данной кратенькой статье – это разные ритмы в разных четверостишиях (строфах) одного стихотворения, этакий «салат из ритмов» в одном стихотворении…
Примера приводить не буду (надеюсь, что Вы меня простите), но опишу… А точнее про этот вариант я и говорил в самом начале статьи. Помните? Вальс, потом лезгинка, потом ламбада и рок-н-ролл и всё это на фоне вальса…
Эта ритмическая ошибка наиболее трудная и для классификации, и для исправления…
Начнём с того, что бывает и так, что в одном хорошем стихотворении есть строфы, написанные в двух разных ритмах… Пример: тексты песен, в которых припев чаще всего совершенно в ином ритме, чем куплеты (или бывает, что и какая-то часть куплетов отличается друг от друга). Но случается и так, что эти два (или несколько) разных ритмов образуют в буквальном смысле «кашу», то есть просто не подходят друг другу, не сочетаются…
А уж чтобы в обычном стихотворении - не тексте песни, не поэме, не эпосе, а в самом обыкновенном (по типу) стихотворении - хорошо сочетались несколько разных ритмов в разных строфах, это надо очень постараться и мало кому это удаётся хорошо…
Поэтому я советую всё-таки придерживаться одного ритма в каждом отдельном стихотворении, то есть как (в каком ритме) написано первое четверостишие стихотворения, так должны быть написаны и последующие… Конечно, это если Вы хотите позаботиться о «танцующих глазах» читателя, если Вам не хочется, чтобы на Вашем стихотворении «спотыкались» и «падали»…
Вот вобщем-то и всё на этот раз:)
Высказывайте, пожалуйста, свои мнения и пожелания (но только, прошу Вас, корректно и вежливо).
Член Коллегии Школы Поэтического Мастерства
Алексей Лис
---
Оригинал статьи: http://www.stihi.ru/2007/09/21/2185