63. Некоторые преданные, проповедуя, общаясь между собой, искренне
считают, что неверующие представляют собой ту часть общества, которая
оторвана от Личности Бога. Следует им понять, что и вера и безверие
каждому дается только по Плану Бога в свое время. Человек полностью и
всецело подчиняется Богу и только Бог Знает, когда он готов, а когда -
нет, чтобы встать на религиозный путь. Только Бог, абсолютно зная
каждого, дает ему соответственно именно ту религию, которая ему
будет и благоприятна и отвечать его качествам и желаниям. И только
Бог знает с рельсов какой религии на рельсы какой его следует перевести. Для Бога никто не потерян и никто от Него не оторван, ни одно живое существо. Только некоторые это уже осознали, а некоторые - нет. Но то, что все придут к Богу - в этом никогда и ни у кого не должно быть сомнения. Милость Бога дается всем в равной степени, но каждый, возвышающий себя над неверующим, еще находится в невежестве.
64.Можно ли сказать, что если духовный учитель не доволен своим
учеником, то ученик терпит крах на пути духовного осознания?
На самом деле нет и никак. Неудовлетворение духовного учителя есть проявление через него подсказки Самого Бога. Значит, Бог Кришна хочет, чтобы ученик поднялся на более высокую ступень духовного самоосознания. Далее последует только путь преодоления. Как бы не выглядел этот этап в глазах и духовного учителя и других преданных, даже если ученик проявит в ответ демонические качества и перестанет посещать храм, даже если он перестанет после этого выполнять все или хотя бы один из ре¬гулирующих принципов, Бог Кришна его ведет только вверх на пути к духовному совершенству, ибо процесс этот необратим и никто для Бога не потерян. И надо понимать, что Бог хочет ему дать еще и еще и возможно в новых условиях и в новом окружении, и через новый опыт. И никогда не надо забывать, что и духовный учитель может быть ограничен в понимании, и среди его учеников могут быть те, кто за прошлые жизни приобрели куда более существенный духовный и материальный опыт, и по Плану Бога взяли и берут у духовного наставника те качества, что им не достает, а далее... у них свой путь, и в этом пути все сверять они могут только с Мнением Бога в себе.
65.Надо также знать, что безоговорочное подчинение духовному
учителю и полное принятие всех его наставлений не всегда удовлетворяет
Бога. ЕСЛИ в беседе с духовным учителем возникает протест, недоверие,
сомнение, несогласие... это надо понимать так: Сам Бог Кришна в преданном
дает это чувство. От него нельзя отмахиваться, не обращать на него
внимание, нельзя бояться, что, возразив, будешь выглядеть несмиренным. Раз это чувство Бог дал, значит, есть существенная причина. Значит, она тормозит ваш путь к духовному совершенству. Даже маленькое духовное непонимание влечет за собой большие препятствия. Если объяснение духовного учителя вас не удовлетворило, не показалось убедительным, если он оскорбился или указал на ваше несмирение или слабость понимания - это не ваш духовный учитель, и он может вести за собой только тех, чьи чувства он удовлетворяет вполне.
66. Не следует духовному учителю стирать его одежды, есть после него пищу или благословлять друг друга пылью с его стоп. Это чрезмерное преклонение перед духовным учителем пагубно действует и на самого учителя. Никогда не следует считать, что духовный учитель, находясь на расстоянии, может с вами разговаривать изнутри, знает ваши мысли, может дать вам наставления. Также не приписывайте ему мистических свойств. Также не желайте проявления со стороны духовного учителя сверхчеловеческих качеств или способностей, ибо это желание в невежестве. Никогда не считайте духовного учителя стоящим наравне с Богом, более милостливым, чем Сам Бог. Не считайте, что все его понимания единственно верные и безупречные, что они абсолютно неоспоримые. Преданный может усомниться, преданный может дополнить, преданный может и не согласиться. Но все должно быть выражено в смирении, в почтении и с целью постичь Истину. Цените в духовном учителе его чистоту, его жертвенность в преданном служении, его непривязанность, добродетель, полное знание святых писаний, умение оперировать духовными пониманиями, ясность мышления, четкость изложения и проявле¬ние качеств, достойных духовного учителя. С почтением обращайтесь и с почтением слушайте, но с почтением и возражайте, если Бог в вас возражает, и с почтением отвечайте, если Бог через духовного учителя спрашивает. Будьте настойчивы в своих вопросах, ищите истину и не забывайте, что на самом деле самый великий духовный учитель в вас - Сам Бог Кришна. Давая вам сомнения, Бог дает и желание вопрошать, Бог и разъясняет через духовного наставника и рассеивает сомнения, тем упрочая в совершенных знаниях и делая духовный путь безошибочным, убирая знаниями и опытом духовных учителей камни преткновения. Обращайтесь к Богу в себе мысленной молитвой объяснить, наставить, дать понимание... Не сразу, но вы начнете черпать в себе такие знания, которые превысят знания всех Вед, которые вам не даст никакой другой учитель. Но для этого надо служить Богу в себе, вручить себя Ему, только в Нем видеть свою цель и смысл своей жизни. Делая так вы пойдете по пути, указанному Богом Кришной в Бхагавад-Гите.
67. Некоторые духовные лидеры видимо для того, чтобы склонить на свой путь многих и многих, утверждают, что "духовное благополучие естественным образом приводит к материальному процветанию...". Если под духовным благополучием понимать удовлетворение живого существа, занятого преданным служением и идущим по пути духовного совершенства, то, увы, никогда. Ни о каком материальном процветании речи и быть не может. Напротив, всякий идущий вверх по духовной лестнице, естественным образом вырастает из материальных пеленок, что есть материальное благо¬получие и наслаждение чувств, материальное общение, планы и цели, материальное счастье и материальные причины. Заманивающие на путь религии материальным процветанием, увы, невежды и не знают Бога. Рука Бога тверда и бескомпромиссна. И там, где Бог Кришна дает духовный путь, там, несомненно, присутствует аскетизм, отрешенность, контроль ума и чувств и конечно же ограничения. Все дается только для поддержания тела и не более.
68. Что есть лень? Прежде всего это нежелание что-либо делать, тяготение души к состоянию покоя, расслабления, или неприятие какого-либо вида деятельности, нежелание им заниматься продолжительное время. В материальном мире природа этого состояния не изучается, не рассматривается, но само состояние осуждается. На самом деле существует достаточно строгая причина состояния лени, и это следует хорошо понимать. Лень, как и любое другое состояние, овладевающее человеком, также причисляется к категории деятельности или, точнее, труда. Невозможность, нежелание, категорический отказ от чего-то короткое или продолжительное время каждому в свой час и периодически в жизни дается Самим Богом. Живое существо почти не понимает в себе энергии Бога и любое свое состояние называет собой, подводя ему с помощью ума подходящее объяснение, что тоже фактически дается Богом, причем каждому - свое. Лень - это то состояние, которое позволяет на какой-то период отходить от той или иной деятельности по причине необходимого отдыха, порою неосознаваемого человеком. Это кармическая реакция из этой или из прошлой жизни, когда человек был занят этой деятельностью достаточно продолжительный отрезок времени, возможно, десятилетия. Это состояние также дается тогда, когда человеку еще предстоит длительный процесс занятия именно этим делом в этой жизни, возможно со второй ее половине или в следующем воплощении. Также это состояние видимого бездействия Бог дает, когда этот вид деятельности кармически обязан выполнять другой, кто в прошлой жизни был или отстранен или был занят в этом виде деятельности незначительно и теперь его вовлечение рассматривается или воспринимается, как долг, а у другого - как нежелание. Также лень во всех случаях необходима для процесса внутреннего погружения в себя, осмысления своего бытия для перехода на новую ступень развития и дается Богом как внутренний процесс подготовки. Иногда лень выливается в увеселение, не обремененное ничем и осуждаемое времяпрепровождение. И это снова есть не менее, как необходимый отдых перед началом нового этапа духовного и материального развития. Следует ли, исходя из такого понимания природы лени, терпимо относиться к этому состоянию человека? В некотором роде – да. Но и наставления, требования, настойчивые убеждения также необходимы, поскольку Бог, одной Рукой удерживая от деятельности, другой Рукой, т.е. через тех, кто рядом, направляет мысль ленящегося на предстоящий труд и его необходимость, не давая расхолаживаться и перерасти в намеренное устранение от деятельности или привыкание, или неверное понимание своего состояния, которое трактует бездействие, как норму, заслуженность, преимущество, обязанность других... Также, любой вид лени сопровождается длительным процессом обдумывания, рассуждений, неудовлетворенности, поиска, осмысления себя и своего положения, подытоживание, постепенное переключение мысли на новую деятельность, также возможны другие переживания, переходящие порою в страдание. Фактически леннность есть труд и не ниже. И от такого труда невозможно уклониться, отказаться от него или сделать наполовину или насильственным путем преодолеть, хотя усилия над собой человек с Божьей помощью может делать и с Богом преодолеть это чувство и фактическое состояние, когда пришло время преодолеть. Поэтому и за ленящегося человека, или не работающего особо беспокоиться не следует. Бог кажщому в полной мере дает свое в свое время. И привязанные к работе в этой жизни в следующей могут стать
Ленивыми, как бы уклоняющимися (по Воле Бога) и наоборот. Поэтому и ругая и восхваляя друг друга надо знать, что все идет по плану Бога, и никто ни в чем не выше другого и не ниже. У каждого свои этапы подъема, остановки, отдыха, успеха и поражений и все есть неизменно путь вперед. Состояние лени и необходимости преодоления и мобилизации усилий Бог дает и в преданном служении. Это надо понимать, как необходимость переключиться, ослабить свою духовную практику тем, кто еще не готов служить Богу в полную меру. Это не должно быть осуждаемо. Бог всех ведет осторожно, бережно, с учетом возможностей и тела и души, в соответствии с уже имеющимся духовным багажом, дает ленью передышку и осмысление, как и возможность оценить свои усилия и возможности. Поэтому понимающий труд Бога над каждым преданным и материальным человеком не должен осуждать рядом идущих, но доверять Богу и Его Плану на каждого.
69.В Ведах сказано, что жизнь дана человеку для самоосознания. Как
это понять? Разве любое живое существо не осознает себя? - осознает.
Но такое осознание достаточно примитивно и сводится к пониманию:
Я - есть, Я - хочу. Многие люди пользуются именно таким осознанием и назвать его истинным самоосознанием невозможно, но и достигается оно не в одночасье. Вот признаки высокого самоосознания:
1. Религиозность.
2. Понимание, что и тело и ум ни есть ты.
3. Видение себя как отделенной неотделимой частицей Бога.
4. Понимание своего изначального положения, как слуги Бога.
5. Естественное погружение в себя, как форма жизни, слияние с Богом в
себе и точное знание Мнения Бога в себе.
6. Абсолютное беспристрастие к материальному миру, понимание себя
духовной сущностью, изначально имеющей духовную природу, несовместимой с требованиями и данностями условностей
материального мира.
7. Видение Бога во всем, постоянная медитация на Бога и невозможность
мыслить материальными категориями и все объяснять только с точки зрения
материалистов.
8. Вручение себя Богу, бесстрашие, аскетизм, управление чувствами, желаниями и контроль ума, а также свобода от гнева и зависти, независимость от условностей материального мира и его двойственности, милосердие, доброжелательность, твердость и непоколебимость в практике преданного служения
9. Осознание качеств Бога, Его Величия, равенства всех пред Ним.
10. Поклонение Богу, воспевание Бога, Любовь к Богу как к Отцу
всех живых существ.
Процесс самоосознания достаточно долгий путь, который начинается еще с непроявленных форм существования живого существа и заканчивается только в процессе преданного служения Богу после многих и многих рождений и смертей. Причем процесс самоосознания заканчивается в материальном мире достаточно условно, по достижении живым существом Божественной нормы видения и понимания, максимально допустимых в материальном мире и продолжается непременно на духовном плане, фактически не имея границ.
70.Многие преданные, также духовные учителя называют систему образования
в Кали-Югу порочной, а человека - жертвой заблудших учителей. -
Оба высказывания неверны по следующим причинам:
1.Все дети Бога и все идут к Богу на какой бы ступени духовного
самоосознания они не находились.
2.Материальная система образования спускается на Землю Самим Богом
через умы избранных людей, подготовленных Богом в текущей и в предшествующие их жизни.
3.Все материальные знания устроены таким образом, что человек даже
неверующий и не оперирующий к Богу получает достаточно верное
понимание обо всех областях науки, культуры, искусства... что
есть фактически Божественное откровение и План, и способствует также духовному и материальному развитию.
4. Человек, который еще не видит, что за всем стоит Сам Бог, приписы¬вающий еще все своим собственным усилиям, восторгающийся талантами и успехами других, через материальное видение и через материальное знание и одухотворяется, и углубляет, и расширяет мысль, и постигает Бога и Его деяния во всей доступной сложности и многообразии. И, становясь на религиозный путь в свое время, он свои знания и наблюдения, как и материальный и духовный опыт, уже легко оформляет в истинную оправу и употребляет в пути преданного служения несомненно, ибо Бог ничего не дает зря.
5. Невозможно дать высокие духовные знания неразвитому уму. Поэтому, доступно все представляя и донося до человека материальными средствами, ориентируясь на ступень каждого, Бог дает знания в материальный мир в своей мере достаточно точно, хотя и не полно, но при этом как бы устраняясь Сам и этим упрощая процесс постижения знаний, не связывая его непосредственно с религией и Самим Богом.
6. С каждым человеком Бог работает индивидуально, давая ему через иллюзорную энергию интерес, желания, понимание, память, также склонность к определенному виду знаний. От жизни к жизни человек постигает по воле Бога новые и новые знания, привлекается новыми видами искусства, и так на уровне подсознания у каждого накопляется немалый багаж интеллекта, опыта и знаний, что в свое время, развиваясь как бы по спирали вследствие повторений, может проявляться, как склонность, талант, великий талант, гениальность. Но на самом деле все развито и дано Богом, но не во всех жизнях проявляется в полную меру, ибо такой груз также может служить и препятствием для дальнейшего развития.
Поэтому систему образования невозможно назвать порочной, но направляющей и развивающей, даже если она нерелигиозна. Когда же человек становится на религиозный путь, то Бог в нем через мысль и через духовные писания поясняет и дополняет все с этой платформы подсознания, так как есть уже то, что можно взять за основу и необходимо и дополнить, и углубить, и изменить, поскольку некоторые знания без Бога не могут быть абсолютно точными. Что касается заблудших учителей и их жертв - то такое высказывание недопустимо. И те и другие идут по воле Бога и иначе идти не могут, и другие знания давать и брать не могут. Человек вообще ничего не может предпринять от себя. Что дает Бог, то и во благо, то и развивает на данной ступени. Но, может быть, всем берущим и дающим знания в материальном мире следует также знать, что есть знания точней, совершенней, абсолютные. И они доступны в этом мире и даже в этой жизни. Это те знания и понимания, которые дает Сам Бог изнутри и через духовные откровения, через религию. Но готов ли ты?
71. Можно ли сказать, что душа изначально духовна и ее невозможно удовлетворить никакими материальными планами? - Духовность живого существа ни есть то, что дано ему изначально. Абсолютно точно то, что живое существо есть отделенная неотделимая частица Бога. Духовность ни есть изначальное энергетическое состояние, что есть слабое отражение Всевышнего, но это есть развитая до Божественности мысль, качества, понимание, самоосознание, все выражающееся в чистоте деяний и слиянии со Всевышним в каждый момент и в каждой точке пространства, т.е. абсолютное и достигаемое как на материальном, так и на духовном плане осознанно и направляемо только Богом. Но духовность есть результат достаточно длительного процесса развития живого существа в материальном мире, будучи воплощенным в материальное тело и возможное только через материальное тело и материальные чувства. Духовность живого существа, развиваясь от жизни к жизни, претерпевает изменения, а о самом живем существе говорят, что оно поднимается на новую ступень духовного совершенства. Никогда не было и не будет так, чтобы в прошлой жизни живое существо было на более высокой ступени своего развития, чем в следующей. Это если говорить об истинном положении живого существа, хотя с точки зрения самого человека, если бы у него была возможность обозреть свой путь в нескольких жизнях, ему могло бы показаться, что иногда его духовность падает, и он сам деградирует. И тем не менее, духовность и растет и развивается и изменяется. Назвать живое существо воистину духовным в середине его пути неверно (но условно это возможно, имея в виду его изначальную природу). Но к концу круговорота рождений и смертей, оставляя материальный мир, оно действительно достигает тот уровень, который считается духовным, и о таком уровне говорят, как о слиянии с Верховным Брахманом. И только этот уровень дает возможность выйти за пределы этой материальной вселенной на духовный план. Но утверждение многих преданных, что мы там уже были и пали - неверно. Бог ведет безупречно и безошибочно и достигший духовное небо никогда не возвращается в материальный мир, но идет дальше в своем развитии, которое не имеет границ.
И поскольку душа на всем своем пути развития в материальном мире не достаточно высоко духовна, то удовлет¬ворение чувств она все-таки черпает в материальной природе, и служат ей материальные чувства материального тела. Материальный мир не может предложить развивающемуся в нем живому существу ничего, что бы не было связано с удовлетворением ее чувств. Это естественная связь материального мира и живого существа организована Богом так, что, с одной стороны, живое существо поддерживает свое тело, а с другой – втягивается в соответствующие материальные игры, призванные его развивать систематически. Эти функции материального мира, решая Божественные задачи, также не могут не удовлетворять чувства живых существ, ибо поддерживают их жизнь и интерес к жизни. Поэтому отказываться осознанно от того, что обуславливает саму жизнь, т.е. идти против себя и своего бытия живое существо не может, ибо это противоестественно его природе. Но с развитием живого существа духовность его возрастает, а материальные потребности соответственно ослабевают, что происходит только по Плану Бога, только через совершенные духовные знания и религиозный путь, только вследствие работы всевоздающей кармы, а также вследствие того, что материальный мир в своих предложениях живому существу исчерпывает себя в основном, ибо как бы он не прогрессировал и не изощрял возможности удовлетворения чувств, но сами чувства, их набор не меняется и пресыщение следует неотвратимо, как и возрастает потребность в более глубоких переживаниях, уже не связанных с телом и его материальными потребностями.
Что касается постоянных поисков живого существа в плане удовлетворения чувств, то они вызваны ни несоответствием его духовности и материальности окружающего мира, а работой иллюзорной энергии Бога, заставляющей живое существо находиться в постоянном внутреннем и внешнем движении и так через материальную жизнь увеличивать свою духовность и естественно отказываться от того, что предлагает материя, и шаг за шагом переходить на новую ступень духовного развития. Поэтому только в конце пути душа становится настолько духовной, что ее уже невозможно удовлетворить никакими материальными планами. Однако и здесь надо понять, что Божественная природа живых существ такова, что на определенном этапе развития живое существо начинает осознавать, что постоянно фактически неудовлетворено никакими достигаемыми и недостигаемыми материальными благами, что все временно, приходяще, по сути не привносит истинный мир и полное удовлетворение, как и радость, как и чувство счастья. Такая обеспокоенность изначально присутствует в живом существе, но сокрыта от внутреннего осознания, как бы спит, ожидая своего часа. Поэтому иногда говорят, что живое существо, как бы не путешествовало по материальному миру, оно никогда не будет удовлетворено и полностью привязано к удовлетворению своих чувств, ибо ищет Бога изначально, чувствуя в себе неистинность для нее материи, в какой бы привлекательной форме она не проявляла себя для живых существ. И это тоже истина.
72. В Шримад-Бхагаватам сказано, что даже неосознанное произнесение вслух имени Бога Кришны, освобождает человека незамедлительно. Это очень немалое преувеличение. Несомненно, имя Бога Кришны могущественно, но Бог его в таком направлении не применяет. Или, не следует приведенные выше слова об освобожднии принимать буквально, имея ввиду освобождение уже в этой жизни. Неосознанное или осознанное произнесение вслух имени Бога Кришны также не случайно, именно Сам Бог ложит на язык говорящему Свое Имя Своим путем, давая ему полное осознание или нет. Но это означает, что Бог на этого человека посмотрел, это означает, что его качества уже позволяют пойти путем преданного служения именно Богу Кришне, это означает, что человек уже в начале истинного духовного пути и готов получать совершенные духовные знания. Но это не означает, что это произойдет именно в этой жизни, ибо чаще всего Бог рассматривает эту жизнь, как еще один, последний подготовительный этап, где предусматривается отдача долгов, путь страданий, как очищений, возрастающая внутренняя неудовлетворенность материальным бытием из-за многих вопросов, на которые материальный мир уже не в состоянии давать удовлетворяющие ответы.
На самом деле ни в чем, тем более в вопросе освобождения чудес не бывает и не может быть. Этот процесс естественный, долгий и неприменно осознанный. Он также необходимо требует развития божественных качеств, преданного служения и полного вручения себя Богу. Но произнесение имени Бога Кришны неверующим человеком, как сказано, может рассматри¬ваться, как хороший символ: Бог на него обратил Внимание. Это означает, что , если ни в этой жизни, то в следующей он будет привлечен к процессу преданного служения.
Многие преданные ошибочно полагают, что, живя в храме, преданно служа Богу Кришне, поклоняясь Ему, они тем самым уже уготовили себе освобождение и рассматривают свою жизнь как завершающей круг Сансары. Это неверное понимание. Даже если человек уже знает Бога Кришну, он бывает далеко не готов с точки зрения приобретенных им ка¬честв и в следующей жизни, снова рождаясь, добирает эти качества и в других религиях и также отдает кармические долги. И только через одну, две жизни возвращается к сознанию Бога Кришны и снова отходит, и снова возвращается... И каждый раз возвращаясь, он в своих знаниях становится более понимающим и уже превосходит по качествам других преданных, которые действительно впервые пришли к сознанию Бога Кришны. Отсюда и разный уровень духовного понимания среди преданных, разная память и разная способность проповедовать. Впрочем это относится к многим религиям. Каждый человек несколько, может, десяткой раз за свое земное пребывание является и верующим ислама, и буддистом, и христианином, и иеговым и т.д. и в каждой религии достигает то, те качества, что параллельно отшлифовы¬ваются в преданном служении Богу Кришне. Поэтому, если человек случайно произнес имя Бога Кришны, это может говорить и о том, что ему пора (и уже может быть в который раз) вернуться к сознанию Бога Кришны. И Бог ему, в глазах других, очень быстро вернет то, что ему уже принадлежало. И это будет не чудо, но вполне заслужено, хотя со стороны будет выглядеть, как быстрое продвижение или как особая Милость Бога. Такой возврат к преданному служению возможен и через брахманов или других святых личностей, роль которых невелика фактически. Они лишь послужили причиной того, что и должно было уже проявиться. И поэтому на такие чудеса надо смотреть правильно, видя во всем только руку Бога и План Бога и непосредственный путь того, кто как бы прозрел. Также, если человек перед смертью вспоминает имя Бога Кришны, это вовсе не означает, что его путь на Земле непременно закончен. Это лишь свидетельствует о том, что Бог напомнил ему о Себе в связи продолжительной практикой преданного служения и медитацией на Личность Бога непрерывную в течение этой жизни, и не оставит его в дальнейшем, будь то еще материальный или уже духовный план. Но и такую возможность Бог дает далеко не каждому, ибо нужно быть действительно достаточно пре¬данным Богу Кришне человеком и постоянно обращаться к Нему, не зная другого мышления в течение очень долгого периода. В этом случае Бог дает и в последний момент мысли о Себе. И это может означать, что и в следую¬щей жизни такой человек будет иметь возможность служить Богу. И неплохо-бы знать, что многие оставляют круг Самсары будучи достаточно непримет¬ными среди других верующих и даже в других религиях.
73. Обладает ли имя Бога Кришны таким же могуществом, как и Сам Бог
Кришна? На самом деле – нет, или в определенном смысле, в определенном ограничении, приемлемым человеческим сознанием, для человека. Это не умаляет Величия Имени Бога, но надо понимать, что имя Бога Кришна обозначает - всепривлекающий, великолепный. А само могущество Бога, величие, все Его качества это имя в себя вбирая, не вбирает во всей их совокупности, ибо о них человеческое сознание и не имеет представления даже в теле самого совершенного преданного.. Это имя Бога – Кришна, предназначенное для человека материальной планеты, играет строго определенную роль, не выходящую за пределы Земли. На духовном плане это имя Бога, согласно уровню одухотворенности живых существ, имеет большую глубину и действенную силу, большее магическое влияние и требует большую строгость в употреблении. У Бога есть очень много и других имен, отражающих Его деятельность, славу, могущество, величие не только в пределах этой вселенной, но и далеко за ее пределами. Нет такого имени, которое абсолютно вместило бы в себя все могущество Бога, все Его качества, и от¬ражало бы в себе всю Его деятельность и другие достояния. Разные имена несут в себе разные качества Бога, и произнесение
любого из них вслух соответствует немедленному присутствию Бога именно
под этим именем с теми качествами, которые оно в себе несет, и при условии, если говорящий осознает, что говорит. Когда мы с верой
говорим Иисус Христос, Бог присутствует как христианский Бог, когда
мы говорим Будда, Бог присутствует, как Будда с соответствующими качества¬ми, когда мы говорим Аллах, Бог присутствует, как Аллах. Соответственно, когда мы говорим Бог Кришна - Сам Бог Кришна присутствует, как Все-привлекающий Бог преданных. Поэтому любое имя не обладает полным и таким же могуществом, как Сам Бог. Но частичным могуществом - да.
74. Иногда можно услышать от преданных, что духовный учитель более
милостлив, чем Бог, или духовный учитель может считаться равным Богу.
И без особых комментариев следует определенно сказать: Никогда духовного учителя не следует считать ни более милостливым, ни равным Богу. Такое понимание в невежестве и считается оскорблением Бога Кришны,
75.Иногда преданные, желая показать свое смирение, называют себя слугой
слуги, иногда имея ввиду или духовного учителя, или более продвинутого
преданного, достигшего той или иной инициации. Такое положение и
пони¬мание не способствует духовному продвижению. Нужно и думать о себе и
понимать себя, как слуги Самого Бога Кришны. Только такое направление
ума позволит все посвящать Богу, вручить себя Богу, и направлять свои
мысли на Бога, видя Его в себе и вне себя, все связывать с Богом.
76.Надо хорошо понимать, что, как бы ты или любой другой высоко не
стоял, как бы ни служил Богу и ни приклонялся, как бы ни следовал
духовным писаниям, какими бы качествами и знаниями не обладал – ты, строго говоря, будучи в материальном мире и вне его, никогда не свободен от последствий кармической деятельности. Только Бог знает, сколько еще долгов есть у каждого и сколько еще отдавать и в какой форме, где и когда, ибо Самый безгрешный – только Бог. Живые же существа все зависимы от своих поступков, в каком бы мире они не прибывали. Вопрос лишь может стоять о степени греховности и пути очищения, что всегда является движущей составляющей развития творения Бога, а потому движущей составляющей развития Самого Творца. Поэтому даже тот, кто уже освобождается, на самом деле будет и далее очищаться, даже за пределами этой материальной вселенной. Живое существо всегда склонно ошибаться ввиду недостатка знаний, а этот путь к знаниям бесконечен и неприменно через процесс очищения, включая духовный план. Там тоже есть последствия греховной деятельности._
77.На санскрите Бхагавад-Гита обозначает - знания, несущие в себе наслаждения. На самом деле, любое святое послание Бога на Землю несет в себе наслаждения. В этом смысле и Библию, и Коран можно назвать Бхагавад-Гитой. Тем не менее они названы так, как названы, и рассчитаны на определенную ступень духовного самоосознания, которое еще не готово в высокой мере принятъ и надлежаще использовать высочайшее божественное откровение Вед, которое несет в себе непосредственно Бхагавад-Гита, поведан¬ная Арджуне на поле битвы Курукшетра Самим Богом. Бхагавад-Гита отличается от других писаний тем, что указывает практический путь преодоления круговорота рождений и смертей. Священный диалог Бога Кришны с Арджуной состоялся на Земле немногим более пяти тысяч лет назад, но была ли Бхагавад-Гита поведана кому-либо и именно на Земле ранее? Безусловно нет. В том виде, какой мы знаем ее теперь она не могла быть дана человечеству в силу ограниченности его интеллекта и понимания в целом на тот и более ранние периоды. Ступень развития среднего человека была значительно ниже, и религиозные чувства поддержи¬вались за счет соответствующих религиозных писаний, которые еще божест¬венным откровением назвать было бы не возможно, ибо ставили перед человеком другие задачи, не выходящие за пределы Божественных Законов, не касающиеся качеств Личности Бога и Его непосредственного труда в творении, включая путь развития живых существ и сотрудничество с Богом через связующий процесс преданного служения. Была ли Бхагавад-Гита в свое время поведана Богу Солнца Вивасвану? На самом деле нет. Какие нет и самого бога Солнца. Есть только Единый Изначальный и Неизменный Бог Кришна, являющийся Богом всего созданного Им. Упоминание в Бхагавад-Гите, о Боге Солнца Вивасване, которому были переданы эти сокровенные знания непосредственно Богом Кришной и который таким образов возглавил парампару, были на тот период необходимы, чтобы показать и существование самой парампары, как путь приемственности этих знаний.Такое понимание укрепляет авторитет духовных учителей, что было в ту пору необходимо, и усиливает авторитет самих знаний. До Бхагавад-Гиты действительно существовали знания, которые были упрощенней и содержали такие понимания, которые исчерпали себя, привнесли свое и были Самим же Богом уничтожены, как уже не соответствующие и препятствующие дальнейшему духовному раз¬витию человечества. Арджуне были даны новые, более совершенные знания, которые и теперь должны быть значительно дополнены или изменены, чтобы стать направляющими для большинства людей этого периода Кали-югн. Также можно сказать, что и на других планетах вселенной существуют свои варианты изложения Бхагавад-Гиты, где такие азы, как карма, духовная сущность, гуны материальной природы, энергии Бога, совершенное знание, все виды йоги, жертвоприношения, непривязанность и пр. являются первокирпичиками, из которых строятся еще более сложные духовные понимания, как и взаимоотношения с Богом и на которых единственно основывается само преданное служение, без которого Бог ни к кому не приблизится. Только Бог Сам Лично дает знания, поддерживает их и привносит в них. Прерванные парампары - Воля Бога. И надо понимать: если бы живое существо Бог Кришна уполномочил бы быть богом Солнца, как бы он мог исполнять эту божественную роль, не обладая всей полнотой Божественных знаний, включая Бхагавад-Гиту в самом точном и глубоком изложении? Причем знания должны быть достигнутыми и закрепленными практически, ибо, даже услышанные от Самого Бога Кришны, они должны быть проверены в материальной и духовной практике, причем в теле человека и на планете среднего уровня, так как предназначены только для человека. Также надо сказать, что Сам Бог Кришна придает Бхагавад-Гите неизмеримо большое значение. Именно ради нее и произошла великая битва на Курукшетре около пяти тысяч лет назад, и путь каждого участника этого сражения был спланирован Богом задолго до его рождения, каждый явно или неявно был приобщен к проявлению этого сокровенного на тот период знания, которое погибших на поле битвы с обоих сторон в первую очередь привело на духовный план в следующий рождениях.
В комментариях сказано, чтобы понять Бхагавад-Гиту необходимо обладать качествами Арджуны. Но у Бога другое Мнение. Человечество Земли в целом встало на ту сту¬пень развития, когда понять Бхагавад-Гиту может по крайней мере полови¬на людей на Земле. Но принять и следовать пути, указанному в этом святом писании можно лишь с учетом данного дополнения, учитывающего уровень развития и восприятия современного человека, его более высокий уровень самоосознания. Повтому Бхагавад-Гита не нуждается в некоторых сказочных вымышленных персонажах и действительно призвана нести истину, как она есть, т.е. саму Суть сокровенных знаний. Какие же качества необходимы человеку, чтобы принять эти знания и в необходимой мере следовать им?
1.Смирение. 7. Терпеливость.
2.Религиозность. 8. Неизменность ума.
3.Аскетизм. 9. Контроль ума.
4.Милосердие. 10. Контроль чувств.
5. Бесстрашие, 11. Контроль желаний.
6.Трудолюбие. 12. Устремленность к духовным знаниям.
Вот основные качества, на которые Бог Кришна обращает внимание и которые далеко не все мог проявить Арджуна, но которые проявляют многие в современном мире.
78.Преданными Бога Кришны часто допускаются достаточно неточные утверждения. Здесь приводятся их исправления:
1. Материальная природа не действует под присмотром Бога.Не Бог следует за ней и присматривает, но Сам Лично в ней творит изнутри, через Свои многочисленные энергии, будучи в стороне, но и будучи неотделимым от своего творения, ставя извечной целью его развитие. Здесь нет и не может быть "присмотра", но материальная природа есть низшая энергия Бога, неотделимая от Него. В каждой ее точке, в каждом мгновении при¬сутствует сознание Бога, Его Воля, направляющая развитие и изнутри и извне. Материальная природа, какой бы она нам не представлялась, живая, самоосознающая и управляема Богом в свою меру, как любое живое существо. Именно отсюда развился каждый и достиг тот уровень, который приписывает своим усилиям. На самом деле надо всегда понимать, что во всем заслуга только Бога, который не созерцает, но созидает Сам, Лично.
2.Неправы и те, кто считает, что, занимаясь преданным служением, живое существо может восстановить свою сварупу - вечное взаимоотношение с Богом. На самом деле живое существо не восстанавливает, но развивает, ведомое Богом, определенные осознанные отношения с Создателем, которые и раньше и впредь будут развиваться, и в основе этого развития лежит только преданное служение Богу Кришне и непосредственно совершенные знания Вед, знания, которые Бог дает Сам Лично в этом связующем процессе. Невозможно сказать, что когда-то у живых существ с Богом Кришной были некоторые извечные отношения и теперь их необходимо восстановить, это значит допустить, что живые существа пали. Но это невероятно. Все в Боге, развиваясь, движется вперед и невозможна деградация, ибо деяния Бога совершенны.
3. Нельзя также утверждать, что редко кто задается вопросом о причине своих страданий. И что стоит человеку об этом задуматься - он неприменно изменит свое мышление и понимание. На самом деле как раз-таки нет ни одного человека, который бы не задумался о причине своих страданий, однако не все вышли на религиозный путь. Размышление о себе Бог дает каждому ибо Сам направляет его мысль в это русло. Это начальный, подготовительный этап для всех на пути к Богу. Даже животное мыслит о своих страданиях и ищет причину. Не человек сам выбирает свой религиозный путь, но только Бог, и исходит Он из ряда составляющих начала этого пути.
4. Также нельзя упрекать материального человека в том, что он устремля¬ется властвовать над природой. Прежде всего, Сам Бог позволяет ему вторгаться в Свои дела. Ведь живое существо, как частица Бога, устремляется творить, созидать, привносить, изменять, влиять, подчинять и от этого никуда не деться и без этого нет развития мыслительного про¬цесса, нет знаний, которые лишь отчасти материальные, материальные потому, что люди все успехи приписывают в основном себе, не видя руку Бога. Но тем не менее, постигаются законы материального мира, созданные Творцом, и так явно и неявно, вникая во все, дети Бога постигают Бога. Он Сам дает мысль, дает озарение, любопытство, устремленность, показывает конечную цель. В итоге ведет на новый и новый уровень, расширяя и углубляя сознание, неприменно одухотворяя, развивая Божественные качест¬ва: терпение, трудолюбие, настойчивость, твердость, непоколебимость, сотрудничество... А это тот фундамент, на котором потом будут строиться и религиозные убеждения и религиозное мировозрение разумного современного человека.
5. Неверно и то высказывание, что действуя правильно, живое существо изменяет свою карму уже в данной жизни, тем самым активно и независимо от Бога влияя на нее и свою судьбу в данном воплощении. На самом деле и то, что есть, и то, что изменяется в судьбе в результате усилий самого человека в действительности запланировано Богом. Сам Бог дает в понимание человека путь влияния на свою карму, ибо этот путь имеет осознаваемую человеком причину, разъясняющую ему перемены в судьбе, которым и так по Плану Бога должно быть. Такие опосредствованные перемены в Судьбе также приемлемы Богом, ибо делают человека в итоге религиозным и упрочают в таком понимании, как карма. Благодаря иллюзорной энергии Бога человек может думать, полагать, что может повлиять на свою судьбу, изменить карму так, как это ему необходимо, если он будет действовать правильно, т.е. негреховно. Но и эту мысль изменить карму и направление деятельности человека в этой связи опять же, как сказано, дается Богом, поскольку Богом все запланировано до рождения человека. Но плохо верующий человек или неверующий панически боится быть неудел в своей собственной судьбе и охотнее берет мысль о том, что своим желанием, усилием воли может повлиять или изменить ход своей собственной Судьбы, но тем самым становится только на путь к Богу.
И только истинно верующий человек, хорошо знающий скрупулезный труд Бога над каждым, творящим каждого извне и изнутри, ведущим Лично, Сам каждого по пути духовного развития, радостно вручает себя Богу, находит в Нем свое убежите и понимает все только в связи с Планом Бога и Волей Бога. Он хорошо понимает в себе проявление многочисленных энергий Бога, дающих и желание и устремленность и видит, как Бог его ведет, хорошо знает Мнение Бога в себе и устремляется в этом пути сотрудничать с Богом, не ставя перед собой цели изменить судьбу, но ставя цель очищать свое существование, зная, что Бог всегда поддержит.
Также он хорошо хнает, что результат кармы изменить невозможно и прини¬мает- страдания и трудности, как путь очищения и милость Бога.
6. Одна из ошибок заключается в том, что многие преданные считая, что,
поскольку карма может изменяться и кажется приходящей, она не входит
в категорию вечных, как ишвара, джива, пракрита и кала. Но на самом
деле эта категория неотъемлема от всех остальных, не существует сама по
себе и сопутствует как в материальном мире, так и в духовном и дживе,
и духовной природе и времени. Именно карма, т.е. реакция наступившая после совершенных действий как в материальном, так и в духовном мире, есть основное орудие Бога в развитии живых существ на пути к духовному совершенству, которое не прекращается ни со смертью на Земле в кругово¬роте рождений и смертей, ни в духовном мире.
7. Неточно говорить, что Бог знает помыслы и переживания каждого живого
существа. Надо говорить, что Бог дает помыслы и переживания Сам, Лично,
но в соответствии с тем, на какой ступени стоит живое существо и что
взять оно уже готово в соответствии со своим пониманием, опытом и
убеждениями, которые опять же вырастил в нем Сам Бог. Бог более, чем знает.
8. Можно полагать для определенности, что Бог обитает в сердце и
медитируя, обращаться к Богу в сердце, как к Высшей Душе. Но при этом
необходимо точно знать, что Бог в равной степени расположен в любой части
тела, как и вне тела. А также понимать, что на самом деле общение с
Богом происходит через мысль, мысль - это Сам Бог, Его Высшее проявление в живом существе, т.е. соединение с Богом происходит в голове, а точнее - в затылочной части. В области же сердца Бог проявляет энергии, которые управляют человеком, начиная от любви и заканчивал гневом, и дает им разъяснение и восприятие их через только мыслительный процесс.
9. Среди преданных есть такое понимание, как осквернение. Это понимание
связано с материальным миром, с взаимоотношением с ним. Это понимание
все же необходимо в начале преданного служения, но достаточно продвинутый
преданный должен хорошо понимать, что ничего не может осквернить того,
кто абсолютно точно знает, что Бог в равной степени любит всех и не
воспримет за осквернение ничего, что связано с творением Бога, но увидит
во всем святость, как План Бога, и во всем увидит Самого Бога и Его Руку.
А потому преданный не должен быть труслив, крайне осторожен в общении с другими или выполняя грязную работу или общаясь с животными или участвуя в похоронах… Кому-кому, а преданному не должно быть ничего не чуждо в материальном мире в хорошем смысле. Здесь и есть возможность проявления истинной любви к Творению Бога и заслужить тем самым Любовь к Самому Богу.