Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 325
Авторов: 0
Гостей: 325
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Иверская икона Божией Матери ч.3 (Очерк)

                                            ч.3

         Продолжая  наш рассказ о Иверской иконе Божией Матери мы  приблизились к  месту   нахождения оригинала  иконы - к Святой горе Афон и Иверскому  мужскому монастырю.
      О том, что такое гора Афон и где она находится , автором   было подробно  рассказано в предыдущей  работе «Икона Божией Матери "Экономисса". Вот ссылки на все части этой работы.
http://h.ua/story/209949/
http://h.ua/story/210006/
http://h.ua/story/210035/
http://h.ua/story/210269/
         И в связи с этим, автор  настоятельно  рекомендует поновить свои представления  о  горе Афон и вообще о Афонской монашеской республике,  прежде чем перейти к чтению подлинной истории  Иверской иконы Божией Матери.
  Для  тех же читателей, коим  вечно недосуг, но которые хотят все же знать, хотя в общих чертах что такое «Святая гора Афон»,  автор    попытается кратко объяснить  таким вот  вступлением..
      «Святая Гора Афон – земной удел Пресвятой Богородицы, православная монашеская республика.
        Афонский полуостров – восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее.
         На юго-восточной оконечности полуострова на 2033 м над уровнем моря возвышается сама гора Афон.
          Монашеству на Афоне более 1000 лет. Если рассматривать только так называемую культурную часть афонской истории, то конечно, на земле больше нет такого места, где византийская культура сохранилась бы в таком же нетронутом виде. По сути, Афон – это живая Византия. И еще это место куда категорически запрещено появляться женщинам всех вер и исповеданий! Так что дорогие девушки и дамы есть еще на Земле места недоступные для Вас..
         Однако  история  «Афонской монашеской православной республики», как бы  необычно,  это словосочетания  не звучали для   юристов-международников– не главное, что влечет сюда паломников со всего мира.
         Святая Гора Афон  это  по мнению иерархов  православной  церкви– это место непрестанной молитвы к Богу, место, освященное подвигами тысяч и тысяч монахов, на протяжении тысячелетия передававших своим последователям Православную веру в нетронутой чистоте и сохранивших ее таковой до сегодняшнего дня.
   Именно поэтому Святую Гору Афон называют оплотом Православия во всем мире.
          Ну, а теперь о делах земных. Верховная власть на Афоне принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей 20 афонских монастырей. Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.
         Все 20 монастырей делятся на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.
         Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Священной Эпистасии.
         В первую группу входят Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
         Во вторую - Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
         В третью - Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
         В четвертую - Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую - Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Костамонит.
           Согласно Уставу Святой Афонской Горы, принятому в 1924 году, «все на Святой Горе обители… входят в духовную юрисдикцию Великой Христовой Восточной Православной Церкви, и не допускается поминовение иного имени, кроме имени Вселенского Патриарха» (ст. 5).
            Этот Устав определяет полномочия Святейшей Константинопольской Церкви на Святой Афонской Горе.
            В компетенцию Константинопольского Патриаршего престола входит осуществление суда в третьей инстанции для рассмотрения дел, согласно которым предполагается наказание низвержения (ст. 52); издание сигиллиона о преобразовании особножительного  монастыря в общежительный (ст. 85); издание разрешения архиерею другой юрисдикции совершать на Святой Горе священнодействия (ст. 173); издание разрешения на посещение библиотек Святой Горы (ст. 185).
          Что касается самих монашеских обителей на Афоне, то, согласно Уставу, «священные монастыри являются самоуправляющимися. Они управляются согласно со своим внутренним канонизмом, который они принимают и который одобряет Священный Кинот».
         Основные функции наблюдения за соблюдением частных монастырских уставов, а также общего Устава Святой Афонской Горы осуществляются Священным Кинотом Святой Горы. Кроме того, «все остальные учреждения, скиты, келии, исихастирии являются зависимыми заведениями каждого суверенного монастыря».
      При углублении в историю Иверского монастыря (Ивирона)  как такового,  мы неожиданно узнаем, что в православной  церкви создано и действуют сейчас  три  Иверских мужских монастырей .
    Один  «Ивирон» на горе Афон, второй на Валдае в Новгородской области РФ и третий в Одесской области Украины.
    И поэтому  мы  будем вынуждены в дальнейшем  рассказать о каждом поскольку  все они являются  местом поклонения  Иконе Иверской  Божией Матери и все  обладают своими собственными  чудодейственными списками  этой  иконы.
      Но, вначале о  главном Иверском монастыре, что расположен на горе Афон.
       О нем  несмотря  на его известность и  почти более чем тысячелетнюю  историю известно в открытой печати немного. Поэтому и займемся по сути впервые,  светской реконструкцией его истории.
     Итак документально доказано, что Иверский мужской монастырь он же  «Иверон». основан в 972 г. св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским).
     Ивирон имеет множество святых мощей, больше, чем любой другой монастырь на Афоне. Чудотворная икона Вратарница  почитаемая с IX века, также находится в Ивироне.
    Библиотека монастыря насчитывает около 2 000 рукописей, 15 свитков и 20 000 печатных книг, большинство — на грузинском, греческом, еврейском и латинском языках.
     Во времена Греческого восстания за независимость от турецкого ига, монастырь отдал свои сокровища, чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний грузинский монах умер здесь в 1955 г.
      В настоящее время в монастыре живут около 30 монахов и послушников, уже давно среди них нет грузин, но недалеко от Ивирона есть келья, где живут около сорока грузинских иноков.
          Но, это день как говорится сегодняшний, а нам  нужно вернуться  к моменту  основания монастыря и  без Св. Иоанна Иверского  и св. Афанасия Афонского- отцов основателей монастыря нам не обойтись.
         А что мы знаем о  этих двух  исторических лицах, уважаемый читатель?
         Да, я думаю, что почти ничего, поэтому и предлагаю  сначала  заняться их  жизнью и деятельностью рассмотрев светскую часть их истории.
         Итак,  первым был Иоанн Иверский (ум. 1002)— грузинский монах, которого почитают как святого.
         Родом был из грузинского дворянства, он так же  был женат и служил в качестве военного командира в Византийской армии.
         Позднее он стал монахом в Вифинии, а затем ездил в Константинополь, чтобы спасти своего сына, Евфимия Афонского.
        Евфимий был в заложниках у императора, но жил там не в тюрьме,  и даже успел получил хорошее по тем временам образование.
        Иоанн и его сын  первоначально  служили в монастыре святого Афанасия на гореАфон. Здесь, на Афоне  они привлекли много других последователей и затем основали в 972 году  монастырь Ивирон.
       Причем было это сделано  не с Божией помощью и без всякого « чуда», а  на деньги  зятя Иоанна, Иоанна Торникиоса, отставного  военоначальника высокого ранга Византийской армии.
      Этот Иоанн и был выбран  первым  игуменом нового мужского монастыря  получившего название  «Ивирон» .Торникиос (а умер  настоятель Иоанн в 985 т.е. через 13 лет от основания монастыря).
      Из тройки отцов основателей  монастыря Иоанн Иверский,Иоанна Торникиоса и Евфимия Афонского в православии наибольшую, но неоднозначную известность получил последний.
         Вот что о нем говорит светская история.
          Преподобный Евфимий Афонский, также Евфимий, Новый,  Святогорец, Иверский (груз.имя- Эвктиме  Атонели; ок. 955 — ок. 1028) — грузинский и византийский философ и учёный, православный монах. Почитается как святой, память совершается 13 (26) мая и 12 (25) июля.
            Происходил из богатого рода, и был племянник эристави Торнике, ( Иоанна Торникиоса) основателя грузинского монастыря на горе Афоне.
         Справка: Эристави (груз. «эри» — «народ» и «тави» — «глава»), в русском прочтении Эристов, Эристав — наследственный правитель-князь крупной области в Грузии.
           В детстве  Эвктиме  Атонели   был  отдан заложником  византийскому  императору  в  Константинополь,  где  с успехом окончил книжное обучение, был отпущен на свободу и стал   монахом в афонской  Афанасьевской лавре.
          Со временем встал во главе грузинского монастыря Ивирон, проявил себя как видный богослов и книжник.
           Согласно житию, Евфимий даже отказывался от игуменства, чтобы сосредоточиться на переводе всего Священного Писания на грузинский язык.
           Владея   грузинским, греческим и другими языками, перевёл около 100 религиозных и философских сочинений.
           Среди них есть «Мудрость Балахвари» — переложение популярнейшей на христианском и мусульманском  Востоке повести о Варлааме и Иоасафе, которая, в свою очередь, основана на жизнеописании Будды.
           Огромно значение его переводов произведений греческой философии, теологии и юриспруденции на грузинский язык.
        Закончив со светской историей преподобного  Евфимия Афонского,  автор хочет предложить для объективности изложения ее  церковную  версию, изложенную в «Житиии»  Евфимия Афонского.
         «Преподобный отец наш Евфимий был родом грузин (иверец) из области Тао.
           Справка: Тао-Кларджетское княжество — государство грузинских Багратионов в области Тао (арм. Тайк) на территории современных турецких провинций Эрзурум, Артвин, Ардаган и Карс, послужившее в IX—XI вв. плацдармом для распространения власти Багратидов на территорию современной Грузии.
          В XVI веке под напором османских султанов грузинские цари утратили контроль над Тао-Кларджети.
          С 1878 года эти земли составляли Карсскую область Российской империи.
           В 1921 году бассейн реки Чорохи вновь отошел к Турции
           «Отец его, именитый и богатый, по сердечному влечению к равноангельной жизни, оставил богатство и славу мира и в духе нищеты Христовой, шествуя крестным путем жизни под именем Иоанна, принятым в пострижении, удалился из Грузии в Константинополь.
         Между тем Евфимий, бывший в то время еще в младенческих летах, оставался на родине со своим дедом, под старческим руководством которого и воспитывался в правилах строгой христианской нравственности.
        Впрочем, и дед недолго оставался с ним в Грузии: взяв с собой Евфимия, он отправился тоже в Константинополь, чтобы найти там сына своего Иоанна и убедить его возвратиться в отчизну.
        Так и случилось: он отыскал Иоанна и со слезами упрашивал его пойти домой.
        Но Иоанн не только не соглашался на это сам, но даже и сына своего Евфимия не хотел отпускать от себя.
        Поэтому огорченный старец должен был войти с сыном своим в большой спор: Иоанн желал оставить его при себе, а отец Иоаннов не хотел расставаться с любимым своим внуком ни под каким видом, так что наконец это дело дошло до сведения царствовавшего тогда (византийского императора )» Никифора II Фока (ок. 912—969) .
           Это достойная  и поучительная в своей жизни  историческая личность и рассказ о нем  в истории об  Иверской  иконе  Божией матери  будет  правильной иллюстрацией  той жизни которой  жила Византия,  времен появления в Константинополе будущих отцов основателей Иверского мужского монастыря на г. Афон.
      Справка:  Никифор II Фока (ок. 912—969) — военачальник, затем византийский император (963—969).
     Отличившись многими удачными войнами на Востоке против арабов и нося звание главнокомандующего восточных войск, Никифор пользовался громадным авторитетом в войске и был весьма популярен в Византии.
        В 960 г. он был назначен главнокомандующим войсками, посланными на Крит, чтобы отбить его у арабов; в числе союзников или наемников его упомянуты русские.
      С громадным флотом (с лишком в 3000 больших и малых судов) Никифор высадился на Крите близ Хандака. Критский эмир Абд ал-Азиз едва успел собрать небольшой отряд, который не мог оказать грекам серьёзного сопротивления.
      После восьмимесячной осады Хандак был взят приступом. Обезопасив Крит укреплениями и поселив в нём армянских и греческих поселенцев, Никифор озаботился устройством церквей, причём пользовался услугами знаменитого подвижника Никона Метаноите.
       По возвращении в Константинополь, Никифор дал грекам давно невиданное зрелище славного триумфа и поразил их громадными богатствами и множеством пленных, в числе которых был и сам эмир. Завоеванием Крита Византия приобрела свободу на Средиземном море, предотвратила совершенное истощение греческого элемента в Крите и обезопасила свои береговые владения от набегов критских сарацин.
      Скоро после того Никифор, с званием доместика Востока, отправился в Азию, где одержал несколько побед над сирийскими арабами и обогатился громадной добычей.
          Получив известие, что император Роман II умер (март 963 г.) и что по случаю малолетства царевичей Василия и Константина регентшей провозглашена царица Феофано, Никифор вернулся в Константинополь.
            Есть известие, что царица Феофано тогда же обратила внимание на популярного генерала и желала приблизить его к престолу, но тогдашний всесильный вельможа, паракимомен Иосиф, принимал меры к устранению Никифора от дел.
         По настоянию патриарха Полиевкта, Никифор снова предоставлена была главная команда над азиатскими войсками. Когда он находился на Востоке, паракимомен Иосиф прислал письмо к военачальнику Иоанну Цимисхию, находившемуся под командой Никифору и состоявшему в близком с ним родстве.
          В этом письме Цимисхию давался совет арестовать Никифора, прислать его в Константинополь и самому принять вместо него начальство. Цимисхий показал письмо Никифору и убедил его немедленно принять решительные меры. 2 июля 963 г., в лагере под Кесарией, Никифор был провозглашен императором.
           Двинувшись к столице, Никифор написал патриарху и Иосифу, чтобы они не противились признанию его царём; со своей стороны, он давал обещание не нарушать прав наследников престола, заботиться о них и дать им воспитание.
            Старания Иосифа поднять движение против Никифора не имели успеха; 15 августа главные чины государства вышли навстречу Никифору, и он имел торжественный вход в Константинополь, приветствуемый всеми как царь.
             Вопрос о наследниках престола разрешен был тем, что Никифор женился на вдовствующей царице Феофано, и таким образом права старой династии не были нарушены.
         Но недолго царствовал Никифор. Как мы  уже знаем Никифор не происходил из царского рода и не имел по рождению прав на императорскую корону.
         Отмена роскоши и церемоний бережливость в расходовании государственных средств не могли нравиться большинству, особенно высшим чинам гражданского и военного ведомства, не перестававшим смотреть на Никифора, как на равного себе.
         Кроме того у Никифора были такие планы государственных реформ, которые не могли быть по душе землевладельческому сословию и духовенству.
         Из его законодательных актов видно, что он желал ослабить знать в пользу народа и лишить церковь многих привилегий.
        Понятно, что византийская аристократия, высшее духовенство и монашество не были на стороне Никифора. Царица Феофано примкнула к лагерю недовольных.
      В декабре 969 г. Никифор был убит в собственном дворце Иоанном Цимисхием, который тайно введён был в царскую спальню с согласия Феофано. По свидетельству Льва Диакона: «заговорщики ворвались в спальню Никифора, стали бить его и пинать ногами, а один из них нанес сильный удар мечом по голове. Обливавшегося кровью императора подтащили к Иоанну.
         Тот, схватив несчастного за бороду, безжалостно терзал ее, а остальные били его рукоятками мечей по щекам и выкрошили ему все зубы. Наконец, пресытившись мучениями, Иоанн толкнул Никифора ногой в грудь, взмахнул мечом и рассек ему надвое череп. После этого отрубили голову, а труп вышвырнули на улицу.
         Целый день он валялся на снегу под открытым небом. Вечером останки Фоки уложили в наскоро сколоченный ящик, отнесли в храм Святых Апостолов и там похоронили».
         А убийца  стал новым византийским императором -Иоанн I Цимисхий  автократор (10 декабря 969 — 10 января 976)
        Тут можно сказать одно. О времена о нравы…O tempora! O mores!  Так сказал  в све время Цицерон в своей «Речь против Катилины», «О времена! О нравы! Сенат это понимает, консул видит, а он [Катилина] живет»
          Но продолжим чтения «Жития»….
          «Пораженный трогательным спором о дитяти между его отцом и дедом, Никифор приказал представить к нему всех троих.
           Когда они предстали и перед лицом царя возобновили спор об отроке, Никифор решил так: чтобы ни тот, ни другой не оставлял его при себе против собственной его воли, но чтобы поручили это суду Божию, — то есть к кому отрок пойдет, пусть при том он и будет.
          ( Как видим решил Никифор  стать новым Соломоном - автор)
       Надобно заметить, что Евфимий почти и не видал хорошенько и не знал своего отца.
       Когда таким образом оставили отрока на собственную его волю, он бросился к своему отцу, которого, как сказано, и не видал, и не знал до настоящего часа, — так что этим растрогал, удивил и привел в слезы всех бывших там.
       Тогда блаженный Иоанн  принял сына своего как будто прямо от Бога, и потому, как дар Божий, немедленно посвятил его служению Господу, облек в иноческую одежду и озаботился образованием его в науках внешних, в большей или меньшей мере нужных для инока.
       Прекрасные способности и чрезвычайное прилежание Евфимия скоро усовершенствовали его внешнее образование, а между тем неуклонное шествие по крестным стезям христианского самоотвержения под строгим и бдительным руководством отца привлекло на него благословение свыше, так что он сделался наконец приятелищем Святого Духа.
       Может быть, сколько, с одной стороны, занятия классические, столько, с другой — строгие лишения плоти даже в существенных ее требованиях, изнурили жизненные его силы, и он заболел тяжко.
        Но и здесь Господь не оставил его: предстательством и помощью Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Евфимий сперва оправился от болезни, а наконец и совершенно освободился от нее.
        Такая очевидная милость Божия и заступничество Пренепорочной Девы Богородицы были новым для него побуждением и возлагали на него священный долг — более прежнего посвятить себя подвижническим трудам и преуспеянию во всех делах благочестия.
         С помощью благодати Божией он, действительно, был для своего времени светлым образцом иноческой жизни, достойным не только подражания, но и удивления. Чтобы удостовериться в этом, довольно рассказать об одном обстоятельстве.
         Однажды пришел к нему еврей — поговорить о вере. Блаженный Евфимий никак не хотел вести с ним беседу подобного рода, почитая пустословием отъявленным врагам Христовым излагать и объяснять божественные таинства веры.
        Впрочем, из уважения и почтительности к своему отцу, много убеждавшему его к беседе с евреем, наконец согласился на это.
         Когда начал он приводить еврею различные изречения и предсказания Ветхого Завета о Божественном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, которого отвергли евреи, — слушавший его еврей онемел, невольно убеждаясь в справедливости его слов и не находя им со своей стороны никаких возражений.
        Однако этот отверженец, пристыженный святым Евфимием, вместо того чтобы принять к сердцу глаголы святой истины, по упорству, свойственному неверным, дерзнул произносить нечистыми своими устами хулу на Господа нашего Иисуса Христа.
      «Да онемеют уста, хулящие Господа Бога нашего!», — воскликнул тогда святой Евфимий, воспламенившийся божественной ревностью.
          И в то же мгновение еврей онемел, ринулся оземь, и из богохульных его уст начала клубиться пена.
          В таком ужасном положении на другой день нечестивец испустил преступный свой дух.
         Это чудо привело всех в страх и ужас, и по всему Константинополю пронеслись слава и молва о святом Евфимии.
         Конечно, по-мирски, событие подобного рода и человеческая слава могли бы другого осуетить и привязать к жизни среди столицы.
         Но блаженный Евфимий, как и все истинные подвижники, глубоко чувствуя и зная, что окруженный славой мира чуждается славы Божией и воспринимает награду свою от людей, как птица от пут, понесся из Константинополя, как узник из темницы, в сопутствии своего отца на Святую Гору Афонскую и поселился в Лавре преподобного Афанасия».
        Тут автор вынужден  вновь прервать  «Житие» и высказать свое впечатление от прочитанного.
        Вся эта история о споре с неизвестным евреем, а речь наверно идет как раз о  известном    еврейском проповеднике и диспут с Ефимием,  у него  наверно был  открытым и публичным, то внезапная  смерть оппонента, смахивает на  его убийство. Ибо как будет видно с дальнейшей биографии  был  уж очень «горяч» в спорах монах Ефимий..      
       Как бы там нибыло, но Ефимий и его отец Иоанн, были  вынуждены, опасаясь  вмешательства  властей, с их суровыми законами за убийство, установленными Кодексом Юстиниана,  срочно и тайно покинули   Константинополь и перебраться «в глушь», на святую гору Афон, поскольку на нее не распространялась юрисдикция  византийского императора!
      Теперь продолжим чтение  «Жития» дальше:
      «Афанасий с любовью принял их, и так прошло еще некоторое время.
       Между тем божественный Афанасий видел прозорливыми духовными очами, что святой Евфимий,  за сердечную чистоту был избранным сосудом Святого Духа, и потому начал убеждать его к принятию священства.
        Долго не соглашался на это смиренный Евфимий, отзываясь из-за собственного своего недостоинства и важности священного сана.
          Однако, наконец, как истинный послушник, отдал себя в волю святого Афанасия и принял рукоположение.
        В этом высоком сане Евфимий возвысился более прежнего тайными подвигами, прилагая воздержание к воздержанию и добродетель к добродетели, так что впоследствии, чувствуя силы и благодать Всесвятого Духа, принял на себя труд — перевести все Священное Писание на грузинский язык.
        Кроме того, составил он много полных высокой мудрости книг и своих собственных произведений, возобновил многие храмы и больницы, и таким образом возвеличил Святую Гору с ее пустынями, придав им еще большую красоту.
        Нужно признаться, что сердечную его доброту и христианскую внимательность ко всем и каждому, неподражаемое его смирение, с каким он служил четырнадцать лет больному своему родителю и великому Афанасию, невозможно описать языком человеческим.
      Когда же преподобный Афанасий отошел ко Господу, блаженный Евфимий по просьбе и желанию братства принял управление священной Лаврой.
          Впоследствии и вся Святая Гора избрала его своим правителем, потому что он был в деятельности неусыпен и бдителен, и слово священных уст его, исполненное мудрости и утешения, источало для всех врачевство духовное.
        Впрочем, он недолго оставался в своем звании: любовь к строгому безмолвию влекла его в уединение.
       Поэтому, избрав для Лавры вместо себя игуменом родственника своего Георгия, он погрузился в пустыню, и только Бог знал и видел тайные его подвиги и молитвенные труды.
          Но так как не может, по слову Писания, укрыться город, стоящий на верху горы (МФ. 5: 14), то и жизнь святого Евфимия не утаилась от ведения человеческого: Сам Бог прославил его и явил дела его, как увидим это из нижеследующего.
         Однажды преподобный Евфимий прибыл в Солунь, где был весьма ласково принят тамошним  епископом — мужем весьма благочестивой жизни».
         Справка: Сало́ники или Фессало́ники (, русск. Солунь, болг. Солун, ) — второй по величине город Греции с населением вместе с пригородными территориями более 800 тысяч человек (данные 2001 г.).
         «Епископ был близко знаком с одним из Солунских евреев, которого он постоянно убеждал к принятию христианской веры, но тот ни под каким видом не соглашался.
        В бытность преподобного у епископа, упомянутый еврей пришел к нему и по-прежнему был убеждаем к верованию во Христа.
       Но вместо того чтобы принять убеждения архипастырские если не с уважением и покорностью, то, по крайней мере, со скромностью и молчанием, еврей, считая слова епископа за пустословие и шутку, дерзко отзывался о христианской вере.
        Слыша это, епископ просил святого Евфимия поколебать мудрыми своими убеждениями упорство еврея, но преподобный, как истинное чадо кротости и смирения Иисуса Христа, говорил, что это относится более к обязанности и долгу епископа и что он считает себя в этом случае человеком посторонним.
         Впрочем, когда епископ стал настоятельно просить его, послушный Евфимий отверз уста свои, исполненные благодати и силы Святого Духа, и все возражения еврея относительно христианской веры опроверг ясными свидетельствами Ветхого Завета, и изложил на основании пророческих слов все истины Евангелия так, что обезоруженный израильтянин должен был наконец со стыдом умолкнуть.
       После этого, кипя негодованием на святого Евфимия, так пристыдившего его при всех, он не вынес движений огорченного сердца и, вместо возражений, на доказательства святого о Божественности Иисуса Христа дерзнул произнести хулу на Него.
     Тогда, строго воззрев на него, святой Евфимий сказал:
      «За то, что ты смел произнести хулу на Творца и Владыку всех, Господа Иисуса, да умолкнут уста твои, беззаконный!»
         И еврей онемел, упал на землю, и богохульные уста его и глаза исказились.
         Такое чудо чрезвычайно ужаснуло всех находившихся там евреев и христиан. Припав к ногам преподобного, они просили сжалиться над евреем и исцелить его.
         Преподобный, насколько строгий к хулителям имени Христова, настолько же и сострадательный к бедствующим, послушал их и, осенив еврея знамением животворящего креста, исцелил его.
         Тогда еврей громогласно исповедал, что Иисус Христос есть истинный Бог, Творец всего, Обладатель всякого дыхания и крестился с домашними своими и со всеми евреями, находившимися там и видевшими это чудо.
        Впоследствии уверовало во Христа много и других евреев, слышавших об этом. Исцелившийся в благодарность пожертвовал святому большое количество серебра, но он отказался и повелел этот дар раздать нищим.
           Однажды на Святой Горе случилась засуха: все отцы чрезвычайно скорбели из-за бездождия и просили преподобного, чтобы он помолился о дожде.
          Наконец после долгих убеждений святой с великим трудом решился на это. Он удалился в церковь пророка Илии, находившуюся близ обители Иверской, и, как только со слезами и с принесением бескровной жертвы помолился всемилостивому Богу, тотчас пошел сильный дождь, напоивший иссохшую землю. Все прославили Бога, прославляющего славящих Его.
        У иноков Святой Горы издавна и доныне соблюдается обычай — на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину Афона для всенощного бдения и Литургии.
         Однажды вместе с братией взошел наверх и святой Евфимий.
        Братия окружила его и усердно просила, чтобы он совершил Божественную литургию.
        Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию. Когда на Литургии он возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», а братья воспели: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» — внезапно облистал всех чрезвычайный свет, гора потряслась в своем основании.
       Пораженные иноки пали  ниц на землю. Преподобный же Евфимий стоял неподвижно, осияваясь дивным светом и имея вид огненного столпа.
( Чудо? Может быть. Но наука классифицирует это явление как «Огни святого Эльма»( особо любопытным особая ссылка-http://bioserge.narod.ru/ball_lightning.html)
        После этого чуда преподобный более прежнего прославился всюду.
      В то время отошел ко Господу архиепископ Кипрский.
      Греческий император Василий отправил послов с собственноручным письмом к преподобному Евфимию, убедительно прося его принять пастырский жезл управления Кипрской Церковью».
      Тут снова прервем «Жити» ибо непонятно  о каком таком  греческом императоре Василии у автора «Жития» идет речь. Ведь после Никифора II  до смерти  Ефимия правили всего два императора :
    Иоанн I Цимисхий  автократор 10 декабря 969 — 10 января 976) и
    Роман III Аргир (Ρωμανός Γ' ο Αργυρός) автократор 15 ноября 1028 — 11 апреля 1034)
     Правда был в Византийской истории и Василий I Македонянин ( 26 мая 866 — 29 августа 886) но в то время наш Ефимий,  как бы еще и не родился?
      Продолжаем чтение «Жития»
      Но преподобный и слышать не хотел о таком иерархическом достоинстве, говоря, что при своем недостоинстве он не только не может управлять другими, но сам требует постороннего водительства по крестным стезям иноческой жизни.
      Так он был смиренномудр, зная, что смиренномудрие есть мать всех добродетелей.
       Впрочем, при всеобщем к нему уважении и славе, которой славил Бог Своего угодника, завистливый враг — диавол, всегдашний противник добра, не вынося постоянного уничижения и побед, которыми преподобный низлагал и сокрушал гордую его шею, избрал своим орудием одного из иноков для того, чтобы убить Евфимия.
       ( не хочется повторятся, но незаинтересованный  читатель сам видит, что уж очень был крут в своем религиозном рвении и подчинении других  св. Еписаний Афонский. А вот и примеры..)
        «Несчастный, забыв свои строгие обеты и ужасные последствия сатанинского замысла, увлекаясь только завистью к доброй славе Евфимия, решился на убийство и, скрыв под одеждой нож, взошел на башню, где была келия преподобного. Но Бог не дал жезла грешника на жребий праведника.
       Послушник святого, заметив у убийцы нож, прежде чем тот успел ворваться в дверь, запер келию и не позволил ему войти.
     Неудача взбесила несчастного: в неистовстве своем он поразил ножом блаженного ученика преподобного и, бросившись бежать, в бешенстве, с бесчинным криком и воплем встретил другого ученика преподобного.
      Поразил и того ножом и вслед за этим был сам постигнут праведным судом Божиим: произнося хулу нечистыми своими устами, он ударился оземь и испустил дух.
       Между тем святой, благодатью Святого Духа узнав о том, что случилось по действию диавола с ранеными учениками, поспешно подошел к ним и облек их в великую схиму, после чего вскоре отошли они ко Господу.
       Наглый же и зловонный пес — диавол, никак не терпя дел святого, снова побудил к убиению его одного садовника, который, придя к преподобному с ножом, поразил его, думая, что с одного удара убьет преподобного.
      Но хранимый Богом Евфимий не потерпел никакого вреда, потому что нож убийцы согнулся, а железо, потеряв свойственную ему твердость, умягчилось, как воск, рука же, посягнувшая на жизнь угодника Божия, осталась недвижимой и иссохшей.
       Пораженный таким чудом, садовник со слезами пал к стопам преподобного, искренне исповедал свой грех и трогательно умолял его о прощении и исцелении иссохшей руки. Незлобивый старец смиренно простил его и, помолившись Богу, даровал ему не только телесное, но и душевное здравие.
       Но, излагая таким образом некоторые светлые черты из дивной жизни преподобного, что можем мы сказать надлежащим образом о сердечных качествах, а именно о милосердии, кротости и безгневии, о сострадательности ко всем и каждому, равно как и о постоянных его молитвенных подвигах, и о всех свойствах иноческого образа, которые возвышают человека над всем чувственным и видимым и прежде времени доставляют ему ангельское бесстрастие и божественную славу?


       Это выше всякого описания и человеческой речи.
     При всех этих, так сказать, сокровенных и внутренних свойствах преподобный Евфимий и по обстоятельствам внешним оставался для всей Святой Горы украшением и славой.
       Там, где нужда требовала каких-нибудь царственных пособий, то святогорские отцы просили его ходатайства перед императором, и он с удовольствием принимал на себя труд лично ходатайствовать перед ним и просить о нужном для Святой Горы.
      А император, зная его с давнего времени и постоянно слыша прекрасные отзывы о святой его жизни, с особенной внимательностью и чувством уважения принимал его просьбы и тотчас исполнял их.
       Так случилось, когда на Святой Горе проявились некоторого рода нестроения.
      Святой Евфимий по просьбе отцов немедленно отправился в Константинополь, следствием чего были для Святой Горы желанный мир и тишина, а для самого преподобного — страдальческая кончина.
       Находясь там, он по необходимости отправился однажды на муле в сопутствии инока в часть города, называемую Платия.
     На одной улице сидел нищий и просил милостыню.
     Сострадательный Евфимий, не слезая с мула, хотел подать просившему что-нибудь, но бессмысленное животное, испугавшись движений нищего, одичало, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не будучи в силах удержать его, был сброшен на землю и разбился смертельно.
    Собрались христиане, подняли его и, едва дышащего, отнесли в дом, где он остановился.
     Преподобный недолго мог переносить убийственный удар и через несколько дней, 13 мая, мирно предал свою святую душу Господу.
     Так судил Господь преподобному Евфимию окончить подвижническую свою жизнь.
     А в проявление святости и дерзновения его перед лицом Своим тотчас прославил его: от священных мощей преподобного происходило много исцелений и чудес.
     Впоследствии мощи его были перенесены на Святую Гору и положены в обители честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленной преподобным Евфимием и прозванной потом Иверской во славу Отца и Сына и Святого Духа, Единого Божества и Царства. Аминь».
     Вот так прожил свою земную часть жизни Святой Ефимий.  Но нам  в этой истории  крайне интересна и еще одна важная деталь!
    «Впоследствии мощи его были перенесены на Святую Гору и положены в обители честного и славного Пророка,  Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленной преподобным Евфимием и прозванной потом Иверской»
     Эта цитата говорит, о том, что  Ефимий был похоронен в Константинополе. Через время ( не меньше 3-5 лет)   вскрыли его могилу и убедившись в нетленности его мощей, уже перенесли  их на гору Афон.
     И что, задолго до появления  на горе Афон - Иоанна Иверского и его сына Ефимия  там  уже  был монастырь «Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна», а Ефимий  его только «обновил»! А еще  через время  монастырь  стали «прозывать» Иверским!
      Кто же и когда  основал тогда монастырь Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна на горе Афон ?
     На этот вопрос ни светская  ни церковная история  пока не дают  ответа.
     Хотя ответ на этот и другие пока неясные вопросы  хранятся  в монастырских библиотеках на Святой горе Афон, куда увы  светским историкам доступа нет.
      Второе  важное обстоятельство. Мы в «Житии Ефимия»  ничего не  узнали о явлении на горе Афон Иверской иконы Божией матери, «Надвранице» Иверского мужского монастыря на г. Афон?
       Но, с этим обстоятельством мы попытаемся разобраться в следующей  части  этой работы.
                                       ( конец  3 части)

© Бровко Владимир, 12.10.2009 в 20:34
Свидетельство о публикации № 12102009203437-00130622
Читателей произведения за все время — 99, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют