- это иметь своего собственного"
Убить Дракона
Ночь. Кухня в московском многоквартирном доме на окраине города. Во всех трех комнатах горит свет. Также ,повсюду горят свечи. Кухня освещена электрическим фонариком, подвешенным к перегоревшей люстре, а также свечей в форме сосульки, расположенной ровно под фонариком. Два света: электрический и огненный, тянутся друг к другу ,как бы изображая двух влюбленных , которые обреченные в вечной разлуке томясь и маясь, нехотя, отдают себя чуждому им пространству кухни со сломанными стульями. Воздух квартиры наэлектризован так , что можно почти физически ощутить полярные вектора, направленные перпендикулярно распространению света. Напряженность добавляет музыка группы "Coil" - любимой группы покойного Степы Разумовского. На стенах в огромном количестве в различных рамках присутствуют его портреты и фотографии разных лет: " Степа держит в руках ремень", "маленький Степа кушает апельсинчик", "Степа в мундире налогового инспектора", а также просто Степа в разных позах и годах. Ко всем фотографиям и изображениям прикреплены траурные ленточки синего цвета- любимого цвета покойного. За кухонным столом сидит Волк в бордовом клетчатом халате одетом на голое тело. На шее Волка массивная серебряная цепочка, а на черной веревочке висит амулет в виде человека, умирающего на кресте. На столе возле свечи лежит небольшая стопка книг: М.М. Бахтин " Эстетика словесного творчества"; Андрей Платонов " Пьесы"; "СС в действии"-документы о преступлениях СС под редакцией и с предисловием М.Ю. Рагинского, издательство "Прогресс" Москва, 1968г.; а также "Происхождение Зла и его облик в свете Антропософии" Рудольфа Штейнера. В одной руке волк держит раскрытую книгу Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", в другой руке между когтей дымится сигарета. С внешней стороны зрителю может показаться, что наш герой читает- но не спешите с выводами. Голова Волка делает характерный жест "кивок" , сигарета проваливается в рукав халата, на котором ясно заметны дырки, прожженные сигаретами. Какое-то время наблюдается тишина, дополняемая завываниями покойного Бэланса и постоянными характерными почесываниями. Какое-то время ничего не происходит. Но вот из халата начинает валит дым и действие оживляется:
Волк ( подставляя рукав под кран с холодной водой): - Блядь, опять не проконтролировал этот процесс. Однако, как воткнул. Прав был покойный Автор : "Нет ничего круче хорошего оргазма, качественного героина и СС в действии".
Волк надевает эсэсовскую фуражку и монокль. Подходит к одному из портретов Степы.
Волк: - Какая же ты сволочь! На кого ты меня оставил. Итак урода из меня сделал. В неволю загнал, паразит. Мне же скучно, понимаешь, одному в трехкомнатной квартире. Я, блядь, здесь что.... я блядь здесь кто? Я блядь призрак теперь трехкомнатный- вот я кто теперь. Кто тебя просил вообще меня создавать? Мне на улицу выходить стыдно. Дети пальцем показывают, плюют мне во след., так сказать. Только свет и музыка напоминают мне о себе. И все, и точка вместо зрачка.
Неожиданно, на всю квартиру раздается голос.
Голос: - Скучно бывает только дуракам. Ты это еще не усвоил, мой милый серый герой?
Зрачок Волка заметно увеличивается. Волк снимает эссесовскую фуражку, вытирает ей потную морду.
Волк (радостно): - Степа, ты -живой!!!!! Я знал, знал, что ты бессмертен. Где же ты, почему я тебя не вижу?
Голос оформляется в пространстве над сломанным стулом. Но визуализации не доступен.
Степа: - Увы, мой друг, я - мертвец. И живу только в твоем сознании. В сознании своего героя, так сказать.
Волк( моет посуду): - Ну и так тоже хорошо. Главное мне слышать твой напутствующий голос- и я уже не одинок.
Степа: - Ты, дружок, я слышал позволил себе помянуть меня недобрым словом. У тебя есть ко мне какие-то претензии? Давай выкладывай, давай сразу разберемся в наших отношениях и больше не будем к этому возвращаться.
Волк (вытирая руки о халат): - Ну ладно, ты сам напросился. Первое, почему мне так одиноко?
Степа: - Потому что ты единственный в своем роде. Создавать тебе волчицу в мои творческие планы не входило. И поверь мне, по своему собственному опыту я знаю, что -это не средство от одиночества. Одиночество - это единственное чего нельзя отнять. Если ты чувствуешь одиночество- значит в твоем теле еще бьется сердце героя, значит ты жив...
Волк: - Но существование же предшествует сущности. Или наоборот?
Степа: - Не читай говна. "Сущность", "Существование" экзистенциализм- бред отраженного существа.
Волк: - Это как понимать?
Степа: - А так. Зачем тебе другие, если ты сам себя вовне создать не можешь. Тебе другие нужны только для отражения себя в них. По сути они для тебя не существуют как " сами-по-себе". Они -это ты в зеркале ихнего восприятия.. А зеркала все врут, скажу тебе по секрету. Ты же читал Бахтина. В чем состоит проблема Автора и Героя? Я, как Автор, дал тебе не только жизнь, но и показал окружающую действительность. А ты, как активный Герой, должен уже сам найти себя внутри себя же. А не внутри меня, слышишь? Я -не есть ты. Я понимаю, как горько и грустно тебе слышать это, но это единственная возможность мне, как творцу, объяснить тебе твою объективную сущность.
Волк(задумчиво): - К сожалению, не все творцы объективны по отношению к своим героям.
Степа: - Конечно, ты прав. Творец и не обязан быть объективен к своему герою. Симпатии здесь не причем. Тебя, например, не должно интересовать люблю я тебя или нет. Да, это опять очень жестко с моей стороны. Пойми, я свою задачу выполнил. Я тебя создал таким, какой ты есть, я развесил по всему пространству "шарики" как ориентиры для твоих действий. Приведу пример:
Каждый из нас очень хочет знать: что о нем думают те или иные люди. Это касается не только эротических моментов. И это , в принципе, достижимо. Для этого нужно очень углубленно общаться с человеком и не врать ему, почувствовать себя в нем, так сказать. Ну и что это тебе даст? Спасет от одиночества? Черта -с- два. Я согласен с Бахтиным, что такой подход может только удвоить одиночество нумерически. Ну будешь ты знать: что о тебе думает какой-нибудь Иван Иваныч, или какая нибудь девка о том, как ты ебешься. Что с того? Чем больше они будут говорить о тебе так , как действительно о тебе думают- тем больше у тебя будет подозрений, что они тебе лгут, льстят и т.д.
Волк: - Согласен. Объективности в осознании себя в другом не найти. К тому же, все люди разные и хотя бы поэтому их нельзя упрекать во лжи.
Степа: - Единственный путь героя- самообъективация. Самообъективация - это твой собственный взгляд со стороны на себя самого. Не с предвзятой позиции, а именно объективный, т.е. не зависящий от взглядов Иван Иванычей и тд. Иными словами,это взгляд героя глазами Творца на себя, как на законченное целое художественное произведение. Творец сливается со своим Героем. Но у каждого своя задача, понимаешь. Как только ты сможешь своими глазами посмотреть на себя с позиции Творца, у тебя сразу пропадет ощущение одиночества и страха ...
Волк:- Да, вот еще этот страх постоянно одолевает. Здесь как быть?
Степа: - Это однородная проблема. Страх у тебя от того, что ты не осознаешь себя как целое, законченное произведение, где нет ничего лишнего и не требуется никаких дополнений. Словами Бахтина, мы переходим от эстетики экспресивного радикального эмпиризма к иверсивной эстетике формы.
Попробуй почувствовать себя не как сущность, а как форму, каждая граница которой осознана эстетически- и страх пройдет. Ты уникален, понимаешь. Ты можешь менять свою суть как угодно (Ad Libitum), но отношение к своей форме никогда не должно меняться. Ты не безграничен и не нужно пытаться объять в себе всю сущность мироздания
Волк: - Но также опять будет скучно и неинтересно. Я существо эмоциональное. И очень близко к сердцу воспринимаю твои авторские воплощения. Я не могу протестовать. Я существо пассивное.Я очень завидую Родиону Романычу, там все предопределено заранее. Там есть юридические основания для привлечения его к ответственности. Украл, выпил -в тюрьму. Какая-то динамика все же...
Степа: - Ты, мой друг, неправильно понимаешь назначение наказания. Наказание - это не месть общества индивиду, нарушившему общественный договор, и не попытка перевоспитать или вылечить преступника. Назначение публичного наказания -это всего лишь попытка пресечь незаконные действия . Потенциально , все- преступники- это верно. Но не стоит томить себя ожиданием неминуемой казни.Ты существо, которое имеет право со своей стороны критически оценивать автора. Но делать это нужно не с позиции эмоциональной а с позиции общего замысла художественного воплощения.
Волк:- Так ты -это я?
Степа: - Нет. Ты-это ты.
Присутствие Степы Разумовского заканчивается. Волк остается один на один со своими мыслями.