Весь Царскосельский Лицей готовился к выпускному. Ожидались многочисленные именитые гости, светские дамы, иностранные вельможи, высокопоставленные военные. Дворники усиленно расчищали дорожки, лицеисты примеряли свои самые лучшие наряды. Атмосфера грядущего торжества чувствовалась во всем.
Зная, что будет конкурс талантов, юный Саша Пушкин, или как ласково называли его друзья, Черный Шурик, подолгу уединялся в потаенных местах лицейского парка и, обуреваемый юношеским вдохновением, писал свои первые, ставшие потом бессмертными, произведения.
...И Медный Всадник лихо мчится
За русской тройкой удалой.
Нерусская императрица
В сердцах качает головой...
И вот наступил долгожданный вечер. Зрители, изрядно выпив и закусив, выслушали приветственное обращение главы Лицея, послушали хоровое пение, посмотрели на акробатические номера. Наконец из-за кулис показался взволнованный и раскрасневшийся Саша. Робким голосом он начал декламировать.
Жуковский, к тому времени уже седой старик, слышал совсем плохо, и поэтому он то и дело прикладывал руку к уху и громко говорил:
- Ась? Что он сказал? Как-как?, - тем самым сбивая молодого поэта с ритма.
Саша не выдержал, схватил у стоявшего сбоку официанта бутылку трофейной Вдовы Клико, и, подбежав к Жуковскому, со всего размаха ударил его бутылкой по голове. Бутылка разлетелась вдребезги, Жуковский упал на чьи-то руки, и на его глазах выступили слёзы – именно в тот момент он осознал всю силу юного поэтического дарования...