Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 285
Авторов: 0
Гостей: 285
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Кипрская икона Божией матери ч.3 (Очерк)

                  
                                                                              
          Прояснив вопрос с Праведным Лазарем, его воскресением и  пребыванием на  Кипре, мы  вынужден будем перенестись, от примерной  даты  смерти Лазаря 60-70 г. н.э,  более чем на 300 лет вперед, в 392 год.
         Год явления Критской иконы  Божией матери.
        Что мы  знаем о событиях мировой истории происходивших на острове Крит в 392году?
        Остров Крит в то время, был территорией, подконтрольной  Римской империи, где  императорский трон занимал  Феодосий I Великий, жестокий воин и религиозный фанатик,  без воли которого в его  империи, ничего не происходило.
        
Итак, разрешите представить:

                   Феодосий I Великий

          Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) (346—395) — римский император, царствовавший в 379—395, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
           При нём христианство окончательно стало государственной религией Римской империи, а государственный  языческий  культ   был   отменён.
           Феодосий родился в 346 году и прославился выдающимися талантами полководца ещё при жизни отца тоже Феодосия, когда, управляя военными силами на Дунае (в качестве dux   Moesiae), успешно отстаивал границу от варварских вторжений сначала  скифских, а затем первых славянских племен.
            Входе дворцовых интриг Феодосий  после всех своих военных успехов  был удален в изгнание. Но затем был через несколько лет вновь призван на службу Запада императором Грацианом.
            Когда после смерти его соправителя Валента  (378 г.) в несчастной битве с вестготами при Адрианополе Восток остался без государя в очень опасном, почти критическом положении, Феодосий 19 января 379 г. объявлен был «августом»; ему предоставлялись при этом полные императорские полномочия в восточной половине империи, то есть в азиатских провинциях, в Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове.
            Богато одаренный талантами , Феодосий вёл воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве — вождём умным.
            Но ему  была присуща и  необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения.
             Эти свойства помешали Феодосию войти в историю справедливым правителем  и вредили интересам его собственной власти.
            Нетерпимость по отношению к иноверцам ( не христианам) выразилась в разрушении многих языческих храмов (в том числе уничтожен храм Серапеум, в котором, находилась часть книг Александрийской библиотеки);
            Все знают, кто воссоздал в Олимпийские игры, но вот  кем они, были полностью  запрещены  почти  не знает никто.
          А это отличился наш Феодосий  Первый Великий!

           При его «попустительстве» толпой первых фанатичных римских  христиан была убита   первая известная  женщина-математик Гипатия.
Краткая  справка:
Гипатия   (Hypatia) — преподавательница философии в Александрии, в конце IV и начале V в. по Р. X. Дочь александрийского математика Теона, Г. преподавала математику и философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц и написала комментарии на сочинении Аполлония и Диофанта, которые до нас не дошли.
         Отец ее, Теон, приписывает ей также третью книгу составленных им комментариев на Альмагест Птоломея. Ее красота, добродетель, красноречие и ученость доставили ей всеобщую любовь и уважение; ее учениками были не только язычники, но и много христиан, напр. епископ Синезий.
        Тем не менее, она в 415 г. была во время уличных беспорядков зверски убита фанатичной толпой, по подстрекательству епископа Кирилла, считавшего ее виновницей направленных против него префектом Египта мер. Ее судьба послужила Чарльзу Кингсли темой для культурно-исторического романа, названного ее именем
     Так же к концу правления Феодосия  жестоко преследовались все иноверцы; при нем так были запрещены даже наиболее безобидные магические действия вроде гадания , а наказание за их совершение было одно — смертная казнь.

            Насильственная христианизация омрачила правление императора, преследованиям подверглись многие жители империи, а культуре и науке был нанесён существенный урон.
           Но Западная  часть Римской империи,  где правил император Валентин Второй  оказался успокоенным Феодосием ненадолго. Император Валентинина II  быстро возбудил против себя недовольство.
            Особенную вражду вызвал он у  наместника Галии  Арбогаста.
            Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392), и возвёл на престол  Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой.
            В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы.
             Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации язычества.
            В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из неё отдельное владение для себя.
            В связи с этими обстоятельствами Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвёл в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего — Аркадия.
             Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время  как устраивал порядок в подчинённых странах Запада (17 января 395 г.).
            Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика.
            Будучи сам ревностным христианином и определённо придерживаясь православия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям.
            Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.
            В эдикте 380 года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедовал в Риме св. Пётр, и которой следовали епископ Дамас  и епископ Пётр в Александрии, мужи апостольской святости».
             Это господствующее (православное) учение при нём впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью».
             Арианство и другие секты были, безусловно, запрещены. Константинопольский собор 381 года подтвердил, дополнив его, Никейский символ веры и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозило уголовное преследование.

            С утверждением христианства шла  отмена языческого  культа
          В 384—385 годах рядом указов Феодосия  запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов.
            Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.
            В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии.
             Оппозиция  сопротивлялась недолго. Священный огонь в храме Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции.
             Умирая, Феодосий разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся ещё юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему  ребёнку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.
            Как видно из описанных событий  «явление»  Кипрской иконы Божией матери  в связи с всеобщей  христианизацией  поданных Римской империи  проводимых насильственно Феодосием  Первым Великим было почти  закономерным  явлением, и делом рук человеческих,  направленным на  укрепление влияния  христианской  церкви на Кипре.
      
И как в свое время ( 1914г.)   справедливо  Владимир Маяковский  
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

       Вот и на Кипре развернулась  компания  всеобще христианизации!
       Когда старые  языческие  храмы  разрушались, или перестраивались под христианские!    
      Тогда же и была «возведена» в г. Ларнака (теперь это главный международный аэропорт Кипра и второй по назначению морской порт) была построена  одна из знаменитых   христианских святынь,  Церковь Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты.
          Почему  автор взял слово «возведена»?
          Потому что церковь Панагии Ангелоктисты» в перевод означает «построенный ангелами».
           Но христианская  церковь  не сохранила для  нас  сведений об  Ангелах-строителях!
           Но давайте обо всем попорядку.
           Церковь  расположена  если говорить точно, в  пригороде  Ларнаки, в 12 км от центра города. Селении  Кити.
          По легенде  (преданию), записанной  уже после  изгнания турок с острова Крит, после Первой мировой войны,  строительство  этой   церкви   начали  не  на  том   месте, где она стоит, а неподалеку.
          Но, « на следующее утро строители не обнаружили заложенного фундамента!
          Он непонятным образом переместился в то место, где и сейчас можно увидеть церковь.
           Ну и народ кипрский решил, что проделать такой объем работы по силам только ангелам».
            Ну, легенда легендой, а по выводам кипрских археологов она  стоит на остатках раннее византийского, языческого храма,/ Причем то, что они исследовали, уже само явилось  перестройкой,  раннего христианского храма  относящемуся  к V-VI век - базилики.
            От первой  христианской  храмы  возведенной во времена Феодосия Первого уцелело лишь одно крыло, которое стало частью поздней постройки.
            И в этом-то крыле и сохранилась великолепная мозаика, изображающая Богоматерь с Младенцем на руках между архангелами Михаилом и Гавриилом, каждый из которых
держит сферу и жезл.
             По этой мозаике, занимающей всю конху (свод) апсиды, церковь носит имя Панагии Ангелоктистос (Всеблагой госпожи ангелов).
             Вышеназванная мозаика и Кипрская  икона Божией матери, как  говорится  сестры  близнецы. Икона полностью  повторяет сюжет мозаики!
               Современные кипрские  искусствоведы  так  описывают это место:
             «В таинственном полумраке алтаря, освещаемого лишь свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову.
               Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии.
               Изображение богоматери выдержано  в иконописных традициях ранневизантийского искусства.
          Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды.
          В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждами ясно ощущаются традиции эллинистического искусства.
           К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи.
            О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху».
            И тут важный момент! Если Кипрская  икона  это копия мозаики из  церкви  Панагии  Ангелоктистос, то греческие искусствоведы   утверждают:

             «Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века».
           Надо сказать, что это лучшая из сохранившихся на Кипре мозаик, соперничающая со знаменитыми византийскими мозаиками Равенны на северо-востоке Италии.
            В самой церкви, как в католических костелах, стоят ряды скамеек для прихожан.  
             Сама же церковь, какую можно увидеть в настоящее время относится в основных своих частях к более позднему времени.
           Крестовокупольный  храм с куполом, опирающимся на четыре центральных столба, был сооружен в XI веке.  С юга к нему добавлена в XVI веке капелла с готическими сводами».
          
           Русских паломники  на острове Крите по пути в Иерусалим массово  появились  только в  XVIII веке, и первым  из них храм в Кити посетил и описал монах Василий Григорович-Барский.
            Шел апрель 1727 года. Барский был твердо убежден, что это…., Сам Господь привел его на кипрские берега, чтобы посетил Василий святые храмы и монастыри, написал о них, зарисовал. Василий серьезно отнесся к своей миссии, он оставил корабль и три месяца путешествовал по Кипру.
            Прибыл наш паломник в Ларнаку, молился в стенах храма святого Лазаря и, как водится, подробно все описал.
            "Ларнака - не город и не деревня, это место недалеко от побережья, где размещены французская и английская торгово-дипломатические миссии. На самом морском берегу располагается пристань Аликас. Корабли из множества стран приплывают и пристают здесь. На Кипре английские, французские, турецкие купцы покупают вина, сыр, оливковое масло, мед, плоды рожкового дерева, красители. В торговом квартале Аликаса стоит храм святого Лазаря. Он просторный и высокий, крепким иждивением сооруженный" Говоря современным языком, на строительства храма было затрачено много средств. "Имеет эта церковь императорский вид. И есть неопровержимые свидетельства, что, храм создан самим святым Лазарем"

           Но заметьте  о  явлении, тут на могиле Святого Лазаря  Кипрской иконе ни слова!

          Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках).
            В 1895 году Китайскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я.И.Смирнов.
            О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед, академик Н.П.Кондаков.
            Она  была раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.
            По мнению искусствоведов:
           «Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста.
             А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие.
             Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись - «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Крылья архангелов расцвечены яркими павлиньими перьями.

             В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.
             Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.
             В настоящее время храм трех частный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари.
             С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке. За алтарем храма растет огромное дерево, считающееся одним из древних в этой части острова.

             В первой части этой работы автор основываясь на точке зрения опциальных  православных источников,  так описал возникновения  культа Кипрской иконы  Божией Матери.
          «История  же Кипрской  иконы Божией Матери, в ее официальном  описании, данном  церковными  историков  выглядит  примерно так:
          «Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит, что явилась Икона в 392 году на острове Кипре и  святой образ стоял на воротах, ведущих к  церкви Пресвятой Богородицы  или  как  ее  еще называют -церковь Панагии Ангелоктисты.
         Однажды аравитянин, (араб –автор) проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе.
         В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым».
         Далее следует особо важный для нас момент- «С древних лет Кипрская икона хранится  в  монастыре  Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения».
        Тут мы видим  первое  противоречие  в  церковной  версии  явления  Кипрской иконы  Божией  Матери,  потому, что нет ответа на следующий вопрос:
         Если икона «явилась», в смысле была найдена на том месте, где был построен  Греческий мужской монастырь Ставруни (находящегося  на горе Святого Креста в 40 км. от г. Ларнака), то как, главная  святыня монастыря  могла оказаться  на входных воротах ведущих к  церковь Пресвятой  Богородицы или как ее еще называют: церковь Панагии Ангелоктисты расположенной в селении Китии теперь пригороде Ларнаки?
       Исследовав  историю  церкви  Панагии  Ангелоктисты,  теперь мы  сможет внести  в эту историю свои коррективы.
       В самой  церкви Панагии Ангелоктисты небыло  иконы  схожей по описанию на Кипрскую икону Божией матери.
       Но там есть древняя мозаика,  где  Богоматерь  изображена в полный рост в окружении двух  ангелов и появление этой мозаики приходится на V-VI  нашей  эры.
       Можно допустить, что  в свое время,  с данной  мозаики  местным греческим  иконописцем была сделана надвратная  икона Богоматери, о которой  идет речь в народной  легенде!
       Но тут опять вопрос? Арабы  завоевали Кипр  и  правили там с 648-965 г.г.  когда  все христианские храмы  были  практически  разрушены, а имевшиеся там  местные святыни уничтожены.
       Потом Арабов  сменили католики-крестоносцы и византийцы, и христианство снова вернулось на Кипр.
       Но с 1570 г.  островом овладели турки и снова  все было предано разрушению и разграблению.
           Поэтому  среди  современных греческих  христиан по многочисленным монастырям    нет памяти о Кипрской иконе Божией Матери, в отличии скажем от знаменитой Киикской иконы  Божией Матери!
           Но онам находится  совсем в другом монастыре, в другой части Кипра, и никак не связана, со Святым Лазарем и его могилой!
            И поскольку  в церкви  Панагии Ангелоктисты  мы не находим никаких достоверных  следов ее «явления» и  «почитания»   Критской   иконы  Божией матери,  у нас есть последний след. Это  знаменитый   греческий мужской монастырь  Ставруни, и поэтому  в следующей  части  мы   попытаемся    разобраться   когда,  кем и почему   был основан монастырь и там ли находится подлинная   Кипрская икона Божией матери?
                                          
              (конец 3 части)

© Бровко Владимир, 23.06.2009 в 23:47
Свидетельство о публикации № 23062009234725-00113808
Читателей произведения за все время — 132, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют