Поэтому прежде всего попытаюсь сформулировать свое отношение к самому «образцу для имитации».
Лично меня всегда «Столбцы» Заболоцкого повергали в недоумение: ЧТО это? Стеб? Эпатаж? Розыгрыш? Серьезный поиск нового пути в поэзии? Издевка над читателем? Просто валяние дурака?
Душой я их так и не приняла. А разумом – понимаю, что, во-первых, поздний Заболоцкий все-таки произрос из «Столбцов», при всей несхожести зрелого, классически-традиционного Заболоцкого – и раннего, «столбцового». Во-вторых, Заболоцкий не был бы такой яркой звездой в российской поэзии, если бы его творчество ограничилось «поздним» периодом. С другой стороны, если бы остановился он на «Столбцах» и не впал, по Пастернаку, «как в ересь, в неслыханную простоту» - тоже, возможно, не был бы он знаменитым Заболоцким. Остался бы в ряду многочисленных экспериментаторов футуристических времен, чьи имена мы вскользь, может быть, и знаем, а стихи – отнюдь не на слуху: всех этих Олимповых, Фиолетовых, Грааль-Апрельских и т.д. И «Столбцы» бы остались в некоей кунсткамере стихоизысков прошлого века. Может быть…
Если бы не блистательные, удивительные находки! - рассеянные в массе чудовищного текста, среди «продолговатых медведей» и «чижей на розовой подвязке».
Вот этих-то блистательных «заболоцких» находок мне в конкурсных работах и не хватило.
Хотя, конечно, кое-что было. Была селедка, «обвитая луковой кольчугой, как будто витязь на Руси» (Наталья Александровская), и «салатов мятые газоны» (Рустам Карапетьян), и еще что-то такое…
Но, короче, к делу.
Девяток не ставила. Потому что «допрыгнуть», как требовалось условиями конкурса, до уровня классика всё-таки, мне кажется, не удалось никому. Ближе всех к девяткам, с моей точки зрения, двое: Наталья Александровская (Njura) и Илья Славицкий (Oldboy). Им по восьмерке.
Валентин Литвинов вроде бы начал нормально… Но уже вторая строфа напомнила мне не Заболоцкого, а «Генератор стихопродукции» – программу, которая подставляет в стихотворный размер любые слова, учитывая только их фонетически-морфологические свойства и полностью игнорируя какой-либо смысл.(Например: http://www.generator.nonsence.de ) Да, у Заболоцкого бреда – навалом. Но бред Заболоцкого – это всё-таки, я бы сказала, осмысленный бред… И под конец – развернутая цитата из Пушкина! Это-то тут при чем? 3 балла.
Марина Генчикмахер, неизменный, если не победитель, то, по крайней мере, призер всех туров, на этот раз, по моему мнению, не в числе лучших. Мне кажется, Марине помешал «проникнуть» в Заболоцкого ее собственный традиционно-классический талант. Стишок хорош, но Заболоцкий в нем вряд ли узнаваем. Уж больно гладко. И шокирующих образов нет, и рифмовка не типично «заболоцкая» - опоясывающая. Ранний Заболоцкий всё больше перекрестно или смежно рифмовал. 6 баллов.
Рустам Карапетьян здорово начал, с «заболоцки-снейдерсо-брейгелевым» размахом, но съехал где-то на середине, когда откуда ни возьмись появился Ван Дамм (?), а потом и вовсе пошла приблатненная речь: «хавал», «лапал»… Вот тут тонкая грань: натурализма у Заболоцкого – хоть отбавляй, а вот блатной грубости – нет. 6 баллов.
К Михаилу Кулькову у меня примерно те же претензии, что и к Валентину Литвинову: бред ради бреда. Что значит «Трясут ногами гости к дому из кожи жёлтых башмаков»? Это дом из кожи башмаков или гости трясут из кожи? Что значит «…сестра уселась сразу в партбилет, и с привалившего утра фасует запонки котлет»? Типичный «генератор»... Зато другая строфа – хоть куда:
Над курицей, отдавшей душу,
Кадит ножом и вилкой поп;
Под яблоки наделал лужу
Кровавый клюквенный сироп.
Вот всё бы стихотворение на таком уровне! Увы – остальному далеко… 4 балла. Было бы ниже, когда бы не процитированное – отменное! – четверостишие.
Лину Лерз не оцениваю: она и сама спохватилась, что написала что-то неконкурсное, а удалить не смогла, так что ее вклад случаен.
А вот что делать с Юрием Семецким – не знаю. Тоже не оценивать? Ни «пира горой», ни Заболоцкого… Вот честное слово, спросили бы меня: на кого похоже? Ни за что бы не предположила, что на Заболоцкого. Скорее уж на Сашу Черного… Ну да ладно, пару баллов за сам стишок всё-таки поставлю…
Об Илье Славицком я уже сказала выше.
Итак, таблица:
Любовь Сирота