Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 413
Авторов: 0
Гостей: 413
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Михаил проснулся как всегда около пол десятого, позавтракал омлетом и кофе, выкурил сигарету (большое дело начинается с большого перекура) и включил компьютер.
Так, что у нас на сегодня? Ага, контракт с неким Ли Сунгом, город Сан-Франциско, на экранизацию фантастического романа какого-то Девида Линдсея «Путешествие к Арктуру», срок выполнения — восемь дней. Роман прилагается на русском, и на том спасибо. Предложение экранизировать роман пришло к нему на электронный адрес через Сеть вчера, фильм заказчику почему-то нужен был срочно, поэтому он обратился сразу к Михаилу, а не стал устраивать конкурс. То, что из нескольких тысяч фильм-дизайнеров выбрали именно его, потешило самолюбие Михаила, хотя он и выиграл уже несколько конкурсов на экранизацию и успешно выполнил контракты, имя его знают.
Восемь дней для создания фильма это немного, но и немало, в общем — достаточно, деньги предлагались хорошие, сорок процентов — вперед, так что контракт Михаил подписал. Естественно, после внимательного изучения, однако контракт был стандартный, явных ловушек в таких контрактах нет. Ему не понравился пункт о «буквальном соответствии», то есть фильм должен точно соответствовать тексту романа, ничего не убирать, ничего не добавлять, ничего не менять. «Буквальное соответствие» часто мешает фильм-дизайнерам, хотя иногда упрощает работу. Однажды, когда Михаил экранизировал любовную историю под названием «Закат солнца», он сделал фильм в двух вариантах — один «буквальный», а во втором поубирал явные ляпы автора. Заказчик, в итоге, купил второй вариант.
Но сейчас на второй вариант времени нет, а жаль — Михаил вчера просмотрел роман «наискось», так там натуральный антинаучный бред. Звезда Арктур и Земля у этого Линдсея находятся на разных концах вселенной, в сотнях миллионов миль друг от друга, а путешествуют к Арктуру с помощью «обратного света», который движется не от источника, а наоборот. В девятнадцатом веке что, ни астрономию, ни оптику в школе не учили? Хотя пейзажи Михаилу понравились. Само произведение написано тяжелым архаичным языком, и, похоже, философское, читать его скучновато, а вот в виде фильма будет смотреться очень даже ничего. Бывает и такое.
Ну что ж, приступим. Михаил надавил пальцем на значок программы «Майкресофт экранизатор» на мониторе и стал с нетерпением ждать, когда программа загрузится. «Экранизатор» хорошая оболочка, удобная и надежная, Михаил изучил ее досконально, почти все время только в ней и работал, но уж очень долго загружается. Казалось бы, полторы минуты — немного, однако все это время кроме как ждать делать больше нечего. Раздражает, что ни говори, особенно если работа срочная. Да и рабочее настроение за это время может пропасть, можно сбиться с мысли, «потерять картинку», как говорили раньше авиадиспетчеры.
Ну вот, наконец-то загрузилась — пока только белое поле и двенадцать панелей инструментов вокруг. Михаил еще постучал пальцами по экрану и вызвал текст «Путешествия к Арктуру». Так, с чего бы начать? Лучше с чего-то сложного, чего нет в стандартных базах «экранизатора» — Михаил по опыту знал, что тогда дело пойдет быстрее. Стандартный объект, будь это изображение предмета или существа, движение, звук, сложный процесс, уже «доведен», он сам подгоняется под другие объекты фильма, а нестандартный, только что созданный, приходится подгонять вручную. Например, если нужно изобразить человека, входящего в летающую тарелку, то лучше сначала сконструировать тарелку, а потом выбрать из стандартной базы человека и указать ему начальную точку снаружи тарелки, конечную — внутри, и приказать человеку идти, а дальше он сам (точнее, управляющая объектом программа) где надо свернет, где надо — пригнется в соответствии с логикой созданного пространства. Можно, конечно, сначала изобразить куда-то, непонятно куда, входящего человека, а потом рисовать вокруг него тарелку, но это нужно отдавать ему команды поворачивать и пригибаться, да и тарелку придется конструировать так, чтобы вход был как раз там, где он пригибается, при этом достаточно высокий, чтобы человек головой не ударился и достаточно низкий, чтобы пригибаться вообще была необходимость.
Хорошо, и где там в романе начинается нестандартное? Насколько Михаил помнил из своего чтения «наискось», в начале романа дело происходит на Земле: в гостиной, потом в заброшенной обсерватории, тут все есть в базах. На Арктуре сначала — красная пустыня, это тоже наверняка есть в базах, а если нет, то можно легко перекрасить желтую. Черт, не было времени внимательно прочитать роман. Ну ладно, кажись там, уже довольно далеко от начала, люди летели на звере под названием «шрок». Что ж, шрок, так шрок.
Михаил запустил программку поиска в окне текста романа, ввел слово «шрок». Первым попалось не «шрок», а «шроки». Михаил стал разбираться, как эти шроки выглядят, надиктовывая в другом текстовом окне пометки для памяти. Получилось такое: «Ярко-синее змееподобное тело, около тридцати футов длиной. Десять ног, ноги желтые, заканчиваются плавниками. Из головы торчит длинный тонкий шип, под ним — отверстие для сосания крови. Охотится, телепатически подавляя волю жертвы. Шея длинная, на шее — грива, морда уродливая, глаза плотоядные, есть хвост, на спине и хвосте — обычные плавники. Покрыт слизистой кожей, между гривой и первым плавником могут сидеть двое. Летает неуклюже, в полете переваливается».
Михаил нажал пальцем на значок «редактора монстров», выбрал из достаточно обширного каталога подходящее змееподобное тело, слегка утолщил его, приплюснул, добавил выпуклый выступ вдоль хребта. Установил размер тела — 31 фут. Раскрыл каталог внешних покровов, выбрал кожу погрубее, покрыл ее слизью и окрасил в синий цвет. Потом перешел в каталог конечностей, выбрал одну, жабью, растянул и перекосил ее так, что она стала похожа на крыло летучей мыши, приставил к телу, повторил пять раз, отразил на другую сторону. Ничего, смотрится. Ударом ногтя по изображению лапы на экране вызвал контекстное меню, выбрал команду «вростить». Хорошо вросла, ничего менять не надо. Выделил остальные лапы, вростил. Плавники на спине и хвосте сделал щучьи, только вытянутые и с измененной текстурой поверхности. Выделил участок на шее шрока, покрыл его шерстью, удлинил и угрубил шерсть так, чтобы она стала гривой. Зверь пока что получался красивый, а должен быть уродливый. Попробуем достичь уродства за счет головы. Голову Михаил сделал большую, приплюснутую, бугристую, тонкий шип торчал вперед гротескно, глаза выбрал лягушачьи, только утопил их в голову и надвинул бровь, чтобы выглядели плотоядными. В приливе вдохновения Михаил прицепил шроку в качестве рта для сосания крови выходное отверстие от крупнокалиберной пули на теле свиньи. Вот, с такой головой будет достаточно уродливо.
Теперь нужно заставить шрока двигаться. Михаил запустил из контекстного меню в редакторе монстров мастер движения. Выбрал «полет». Ого, да нарисованный им шрок может летать аж тридцатью шестью основными способами — и извивается, и вращается, и просто парит не шевелясь. Особенно Михаилу понравился полет, в котором шрок то сокращал, то удлинял свое тело, как червь. Однако в романе насчет сокращений тела шрока ничего не сказано, и такой полет не будет буквально соответствовать. Михаил выбрал основной способ, в котором зверь летит переваливаясь. Мастер предложил одиннадцать подспособов, Михаил остановился на том, в котором шрок молотит ластами по воздуху беспорядочно и порывисто, неуклюже, хотя что-то в таком движении было от паука. Так шрок будет внушать больше отвращения. Теперь повороты по вертикали и горизонтали. Пусть зверь поворачивает резко, но не слишком, а то люди свалятся. При повороте шрок сильно накренялся, Михаил хотел, было, это исправить, но мастер движения выбросил транспарант «Нарушение законов аэродинамики!» Михаил с замечанием согласился, потому что смыслил в аэродинамике меньше, чем мастер движения монстров. Взлет шрока при выбранном способе движения получился медленный а посадка — не слишком мягкая, тут Михаил решил ничего не менять, шрок и должен быть неуклюжим.
Вот так, четыре минуты — и шрок готов, чувствуется работа профессионала.
Теперь можно раскручивать фильм по сюжету. Начать сначала? Нет, лучше ближе к тому моменту, где появляются шроки, так они легче впишутся. Ладно, начнем с начала главы, а все, что было перед этим, доделаем потом.
Глава называлась «Ошикс». Что такое «ошикс»? Михаил стал читать. Оказалось, Ошикс это женское имя, главный герой романа — здоровенный бородатый мужик по имени Маскалл — к началу одноименной главы уже с Ошикс был знаком. Насколько давно? Михаил запустил слово «Ошикс» в поиск. Оказалось, Маскалл и Ошикс знакомы недавно — строчек сто назад. Это хорошо.
Так, сперва нарисуем местность, на которой все будет происходить (фильм-дизайнеры говорят «пространство» или «периметр»). Что здесь у нас? Ага, река в лесу у подножья диких гор. Михаил запустил редактор пространств, начал с бесконечной плоской поверхности, вид с высоты три километра, провел на ней пальцем ограничительную линию с которой потом начнутся горы. Нажал на кнопку «река», провел пальцем по экрану сначала вдоль линии гор, потом на юг от нее (именно так река текла в романе). Русло реки обозначивалось не точно по следу пальца, а отклонялось то влево, то вправо. Правильно, реки и должны извиваться. Реку Михаил выбрал неглубокую, узкую, быструю и прозрачную. Река на карте теперь извивалась сильнее. Тоже правильно, малые реки извиваются сильнее, чем большие.
Михаил выделил остальное пространство, нажал «заполнение», потом — «лес». Для леса он выбрал деревья из каталога «несуществующих»: одно с листьями, похожими на символ треф, второе — со спиральными ветками, третье — похожее на иву (интересно, как ива попала в несуществующие?), еще одно — покрытое шипастыми шарами… Ну и хватит. Почву под деревьями Михаил сделал темно-красной, с черными вкраплениями. В романе про цвет почвы ничего не сказано, но должна же быть какая-то. А какого, интересно, цвета растительность на Арктуре? Поискал, нашел. Лиловая. Хорошо, перекрасим. После перекраски посмотрел на лес вблизи. Да, теперь понятно, что фильм о другой планете.
Ну, раз пространство готово, можно переходить к персонажам.
Сначала Маскалл. Где тут в каталоге могучие бородатые мужики? Выберем вот этого с серьезным лицом. Манеру двигаться ему дадим тяжелую, уверенную, чтобы чувствовалась сильная натура. Михаил посмотрел на экране, как Маскалл ходит, бегает, садится, ложится, встает, смеется, хмурится… Неплохо, соответствует образу, можно сказать — буквально соответствует. Осталась мелочь — голос. Пусть будет уверенный, спокойный бас.
Теперь Ошикс. Тело пропорциональное и мускулистое, в каталоге таких женских тел полно, выберем одно, среднее. Черты лица по тексту — «дикие, сильные и чрезвычайно красивые». Возьмем вот это лицо — широкое со слегка загнутым вниз носом, высокими скулами и бровями вразлет. Про волосы в романе ничего не сказано, значит, сделаем длинные и белые для пущей женственности. Глаза лучше сделать голубые, а еще лучше — сине-зеленые. Цвет кожи… Это еще что такое «смесь белого, карминного и джейлового»? Ну «джейловый» это, по-видимому, опечатка, но смесь белого с карминным это как, светло-карминный получается? Ладно, сделаем кожу очень светлой, с легким румянцем, а с опечатками потом разберемся, при окончательной доводке фильма. Манера двигаться… Ага, у Ошикс она необычная для женщины, мужская. Михаил попросту наложил на женское тело типично мужскую пластику (редактор людей, было, заволновался о несоответствии, но Михаил его успокоил), просмотрел результат. Нет, не пойдет. Это манера двигаться Маскалла, а он тяжелее Ошикс раза в два. И вообще, не должны разные персонажи двигаться одинаково. Ладно, возьмем другую пластику, более свободную, она даже лучше подойдет к характеру Ошикс. Вот, теперь все нормально.
А еще у них обоих есть лишние органы. У Ошикс — третий глаз на лбу вместо «брива», а «магн» имеет вид руки с кистью. «Брив» — это у Маскалла, «магн», по-видимому, тоже у него. Михаил запустил слово «брив» в поиск. Поиск привел к тому моменту, когда Маскалл проснулся в красной пустыне на Тормансе (Торманс это планета звезды Арктур), там его встретила женщина по имени Джойвинд, сделала ему переливание своей крови, потому что земная кровь для Торманса слишком густая и тяжелая, дала одежду. Потом повела знакомить со своим мужем, по дороге толково и вежливо объясняя, что тут у них к чему. Джойвинд — противоположность стервы Ошикс, которая Маскалла ведет к себе домой, чтобы он ее мужа убил. Это автор сыграл на контрасте двух женщин. Хорошо сыграл, здесь надо отдать ему должное.
Ну а что касается «брива», то это такой орган на лбу, мясистый, с глубоким отверстием посередине, он нужен для того, чтобы читать мысли друг друга. А «магн» это длинное тонкое щупальце, которое растет напротив сердца, очень чувствительное, служит для обмена энергией и зачем-то еще. «Брив» и «магн» выросли у Маскалла сами собой немедленно по прибытии на Торманс. Ну и фантазия была у Дэвида Линдсея! Талант. Такой бред смикитить дано не каждому.
Попутно выяснилось кое-что и насчет цвета кожи: у Джойвинд он менялся в зависимости от настроения или еще от чего-то. По-видимому, у Ошикс кожа тоже то белая, то карминовая, то «джейловая». Нет, все-таки, лучше было начинать экранизацию с начала романа, или, по крайней мере — с красной пустыни. Ладно, в следующий раз будем умнее. В конце концов, первое, что нужно было сделать, так это внимательно прочитать роман. Раньше Михаил так и поступал, но сейчас нет времени.
«Брив» на лбу у Маскалла Михаил попросту нарисовал — мясистый вырост величиной со сливу с ямкой посередине, что в этом сложного? Длинное и тонкое щупальце нашлось в каталоге конечностей, в самом конце. Цвет у щупальца был не совсем подходящий, пришлось перекрасить его в телесный.
У Ошикс на лбу — третий глаз, называется «сорб», он ярче и выразительней двух нижних. Служит, как и «брив», для телепатии, а, кроме того, также для подавления чужой воли. Михаил выделил на лице Ошикс один глаз, левый, скопировал его на лоб, вростил. Получилось очень уродливо. Надо что-то делать, ведь Ошикс должна быть красавицей. Михаил пока убрал третий глаз, оставшиеся глаза уменьшил, сузил, лоб чуть расширил. Красота лица от этого не пострадала, а силы и дикости в чертах даже прибавилось. Вернул третий глаз на место, потом передвинул немного выше. Сузил глаз, чтобы он был похож на два других. Теперь смотрится непривычно, но уже не уродливо. Чтобы сделать из глаза «сорб» Михаил оставил его чуть больше нижних, добавил цветности, контрастности. И пусть глаз выражает те же эмоции, что нижние глаза, но гораздо сильнее — сильнее щурится, расширяется, сужается, пусть быстрее меняется размер зрачка. Михаил просмотрел результат. Да, действительно «сорб», буквальное соответствие. Третью руку для Ошикс Михаил сделал из маскаллова «магна» — утолщил его, укоротил и прицепил к концу уменьшенную кисть левой руки. Третья рука уродовала Ошикс даже больше, чем «сорб». Михаил дал команду проиграть варианты, как эту руку можно держать, выбрал тот, где рука заведена под мышку и прижата к телу, так она незаметнее.
Осталось персонажей одеть. На Маскалле сначала одежда, которую дала ему Джойвинд. Точного описания нет, ясно только, что одеваться в нее надо уметь. Михаил раскрыл каталог одежды, скомбинировал древнегреческую тунику с бирманской юбкой, ткань выбрал темно-серебристую. Ошикс завернута в звериную шкуру. Больше всего ей подошла бы тигриная, но тигр — земное животное. Михаил выбрал кабанью шкуру, сделал ее мягче, немного изменил текстуру и цвет, уменьшил размер. Просмотрел варианты, в которых можно заворачиваться в шкуру так, чтобы третья рука оставалась снаружи, выбрал один, где шкура подчеркивала фигуру Ошикс. Да, чуть не забыл о цвете кожи. Карминный это оттенок красного. Как будет лучше выглядеть — чтобы Ошикс краснела от сильных эмоций, или чтобы бледнела? А там ведь еще «джейловый». Ладно, сделаем смену цвета хаотичной, то быстрой то медленной, так будет загадочней.
Помнится, на заре компьютерной экранизации актрисы и модели за использование своих образов в компьютерных фильмах подавали на фильм-дизайнеров в суд и выигрывали процессы. Тогда фильм-дизайнеры стали использовать слегка измененные образы, чтобы получалось «похожа, но не она». Даже делали лица и тела красивее. Обиженные продолжали подавать в суд, но теперь уже проигрывали. В конце концов, любой женский образ похож на одну из миллиардов живых или живших женщин.
А сейчас живых киноактеров и моделей почти не осталось. Не выдержали они конкуренции с нарисованными. Также пропали кинорежиссеры, операторы, мастера спецэффектов, каскадеры. Декораторы и гримеры перекочевали в театры, кое-кто из киноактеров тоже там прижился, но былой славы и роскоши они, естественно, не имели, были среди них самоубийства, психические расстройства, повальный алкоголизм. Даже продюсеры выродились в заказчиков. А вот сценаристам наоборот работы прибавилось, фильмы создавались быстрее, чем они успевали придумывать сюжеты. Многие сценаристы освоили работу в программах-экранизаторах и стали классными фильм-дизайнерами, делали отличные авторские фильмы. Михаил на этих фильмах учился.
Недавно в Голливуде сняли фильм с живыми актерами. Снимали на синем фоне, а пространство, массовку и даже второстепенных персонажей потом пририсовали фильм-дизайнеры компьютерным способом. И смех и грех. Михаил сам мог бы сделать то же самое без всяких живых актеров, причем быстрее и дешевле.
Михаил последний раз просмотрел внешность и пластику Ошикс и Маскалла — не упустил ли чего — и приступил непосредственно к фильму, к действию.
Сначала время суток — ночь. Темная и беззвездная, про звезды в романе Михаил пока ничего не нашел. Наверное, у Торманса такая плотная атмосфера, что звездный свет сквозь нее не проходит. Если позже звезды все-таки появятся, он изобразит звездное небо таким, каким оно видится с Арктура, в экранизаторе есть соответствующая программка.
Начнем с того момента, когда Маскалл спит на берегу реки. Выберем место на виде сверху, теперь спустимся, выберем ракурс. Лучше вот так вот, со стороны воды. Михаил нажал пальцем пункт основного меню «Персонаж», потом — на команду «вставить персонаж». Персонажей было трое — шрок, Маскалл и Ошикс. И еще пункт «другие» — это персонажи из стандартных баз или из других фильмов. Ну, при экранизации «Путешествия к Арктуру» пункт «другие» вряд ли понадобится, уж очень тут персонажи необычные.
Михаил ткнул пальцем в Маскалла, окошко персонажей исчезло и Маскалл возник на берегу ночной реки — стоя по стойке «смирно» и тупо уставившись в пространство. Михаил стукнул его ногтем в грудь, выбрал в контекстном меню пункт «поза». Экран заполнили картинки, изображающие Маскалла в разных позах, сбоку — полоса прокрутки с очень коротким бегунком. Вверху окна есть пункты для убыстрения выбора: «стоя», «сидя», «лежа», «в висе», «другое». «Другое» это разные необычные позы, из йоги в том числе. Как Маскалл будет спать? Естественно, лежа. На боку или на спине? Лучше на спине — вот так, положив одну руку под голову. Михаил нажал на экране кнопку «ок». Теперь Маскалл лежал на берегу реки в выбранной Михаилом позе. Михаил чуть повернул Маскаллу голову, поправил руку, ногу, «магн», слегка развернул все тело. Михаил всегда немного изменял позы из стандартного набора, чтобы разные персонажи в разных фильмах не сидели, не лежали и не стояли одинаково.
Михаил выбрал из меню «Персонаж» пункт «действия…», погонял бегунок по полосе прокрутки, выбрал «сон». Теперь Маскалл лежал с закрытыми глазами и глубоко дышал. Михаил послушал дыхание спящего Маскалла, решил, что храп добавлять не обязательно.
Теми же приемами Михаил уложил спать Ошикс в пятидесяти метрах от Маскалла, разметал по земле белые волосы, добавил беспорядка в одежде (кабаньей шкуре).
В романе Маскалла разбудил красный свет, испускаемый камнем под названием «друд». Михаил выбрал из каталога подходящий округлый камень, немного подправил его форму, добавил малиновое свечение. В романе «друд» еще испускал непрерывный поток искр. Такое должно быть в базах, но можно создать поток искр и вручную. Михаил создал искру (просто светящуюся красным точку), задал ей действие: возникнуть на поверхности «друда», двигаться перпендикулярно к этой поверхности, исчезнуть на расстоянии нескольких сантиметров. Размножил начальный момент движения искры по всей поверхности камня, посмотрел результат. Искры возникали, взлетали и гасли одновременно, получилось похоже на салют, а не на непрерывный поток. Вызвал контекстное меню, выбрал пункт «добавить хаотичности». Просмотрел предложенные варианты, выбрал тот, в котором искры двигались с одинаковой скоростью, перпендикулярно к поверхности камня, но возникали в разное время и исчезали на разном расстоянии. Просмотрел результат, остался доволен.
Одна минута — «друд» готов. Михаил тратил больше времени на чтение романа, чем на его экранизацию, ну, да это почти всегда так.
Михаил расположил «друд» рядом со спящей Ошикс, вернулся к тому месту, где спит Маскалл. Свет «друда» сюда почти не пробивался, такой свет вряд ли кого разбудит. Усилить свечение камня, переместить «друд» и Ошикс поближе к Маскаллу или сделать лес пореже? Пожалуй, второе проще. Михаил уменьшил расстояние между персонажами метров на двадцать, посмотрел, что получилось… все-таки придется делать лес пореже. Высветил план леса, удалил одну «иву» между «друдом» и Маскаллом. Ну вот, другое дело, теперь от «друда» к Маскаллу пробивается достаточно света.
Теперь, наконец-то, можно «запускать часы», начинать экранизацию описанных в романе событий, а не только пейзажей и персонажей. Михаил нажал на соответствующую кнопку со знаком часов на экране. С этого момента пошла запись фильма.
Маскалл спит, ну пусть поспит немного, секунд пять, чтобы зритель успел им налюбоваться. Пять секунд прошло, остановим запись. Теперь эти пять секунд стали «роликом», первыми коротеньким отрезком фильма. Именно из таких вот роликов разной длины фильмы и составляются. Внизу экрана появился отрезок с надписью «5 секунд» сверху, цифрой «1» внизу (номер ролика) и двумя жирными точками на концах, обозначенными цифрами «1» и «2» — это начальный и конечный моменты ролика.
Теперь нужно разбудить главного героя. «Персонаж» — «Действия…» — «Пробуждение…». Между прочим, главное меню тоже немного контекстное: пункт «Пробуждение…» стоит в списке раньше, чем, например, «Перемещение…». А если бы в предыдущем ролике Маскалл не спал, а, скажем, шел, то «Перемещение…» было бы раньше.
Как Маскалл будет просыпаться — быстро, медленно, со средней скоростью? Пожалуй, подойдет вот этот пункт: «с ускорением». Выглядит так: Маскалл сначала неуверенно приоткрывает глаза, еще не соображая, что же его разбудило, потом вдруг понимает — непонятный красный свет! — и просыпается окончательно. Отлично смотрится, ясно, что Маскалла разбудило именно свечение друда, а не что-нибудь другое. Значит, так и оставим, запишем пробуждение как второй ролик. Отрезок внизу экрана продлился за точку «2» и уперся в моментально возникшую точку «3», сверху нового отрезка появилась надпись «2,47 секунд», внизу — цифра «2». Михаил до сих пор не знал, как правильно называется эта вереница отрезков с точками и надписями, про себя называл ее «бусы». По мере увеличения количества роликов «бусы» будут удлиняться, пока не станут длиннее экрана. Тогда появится масштабное окошко и полоса прокрутки для «бус», вначале с широким бегунком, потом он будет все больше сужаться. На самих «бусах» тоже есть бегунок в виде маленького треугольника, им можно быстро перейти в любой кадр отснятого фильма, при этом в маленьком окошке отображаются соответствующие положению бегунка на «бусах» моменты роликов. А еще с помощью «бус» можно легко удалять или менять местами ролики, просто перетаскивая их пальцами, у «бус» есть свое контекстное меню. Удобная штука эти «бусы».
Михаил дал Маскаллу секунду полежать с открытыми глазами. Это будет третий ролик (на «бусах» добавился еще один отрезок). Ну все, достаточно, вставай, Маскалл. Или нет, пусть сначала сядет. Составляем ролик: начальный момент — Маскалл лежит с раскрытыми глазами, конечный момент — поза из списка «сидя»: Маскалл сидит, опершись на одну руку, голову повернем, чтобы смотрел в сторону красного света, выражение лица выберем недоуменное… таких в каталоге много, выберем вот это — сонно-недоуменное, глуповатое, Маскалл ведь только что проснулся. Теперь просмотрим ролик. Пока плохо, мультик. Маскалл движется механически и слишком быстро. Раньше, еще до рождения Михаила, снимать мультфильмы было занятием трудным и почетным, а сейчас «мультиками» называют грубо сделанные компьютерные экранизации. Вызовем из контекстного меню параметры действия. Как Маскалл должен вставать, быстро или медленно? Медленно. Нет, еще медленнее. «Спокойно», «осторожно», «тяжело», «неуверенно» — что выбрать? Больше всего подойдет «тяжело» — в романе написано, что когда Маскалл проснулся, он испытывал тяжесть и боль. Еще не приспособился к повышенной силе тяжести на Тормансе. Просмотрим ролик. Вот, теперь гораздо лучше, уже не мультик. Добавим в движение немного неуверенности. Теперь совсем хорошо.
Переходим к следующему ролику. Начальный момент уже есть, это конечный момент предыдущего — Маскалл сидит, недоуменно уставившись в сторону красного света. Конечный момент сейчас сконструируем: Маскалл стоит, все еще глядя в сторону света, но уже не недоуменно, а сосредоточенно. Просмотрим ролик. Пока Маскалл поднимается, он не сводит глаз со света — это правильно, оставим. Движения Маскалла такие же, как в предыдущем ролике, тяжелые и неуверенные. Ну, неуверенность можно убрать, Маскалл уже проснулся окончательно. Уберем. Выражение лица меняется с недоуменного на сосредоточенное слишком плавно. Тогда сделаем ролик сложным, пусть лицо становится сосредоточенным до того, как Маскалл окончательно выпрямится. В предыдущих программах-экранизаторах сложные ролики не были предусмотрены, пришлось бы разбивать ролик на два простых: начло первого ролика — Маскалл сидит с недоуменным лицом, конец первого и начало второго — Маскалл наполовину встал, лицо сосредоточенное, конец второго — Маскалл полностью выпрямился, лицо сосредоточенное. Со сложными роликами проще.
Ах да, не надо забывать про паузы. Легкий щелчок ногтем по точке под номером «5» на «бусах» (это когда Маскалл уже сел), выберем в появившемся контекстном меню пункт «Вставить ролик…», в открывшемся диалоге нажмем кнопку «пауза», установим время — 0,5 секунд. Все пауза готова. Добавим еще одну паузу, покороче, после того, как Маскалл встал.
Следующий ролик будет длинным — Маскалл идет по лесу на красный свет. Михаил высветил вид сверху, обозначил конечную точку движения Маскалла — рядом с Ошикс (в романе Маскалл об Ошикс чуть не споткнулся), выбрал в меню «Персонаж» пункт «Действие…». Теперь нажмем «Перемещение…» и «идти». Пусть Маскалл идет «быстро» и «целеустремленно». Посмотрим результат. Мультик. Маскалл идет слишком размеренно, как промышленный робот с заданной программой, по незнакомому ночному лесу люди так не ходят. Добавим остановки, во время которых Маскалл осматривается, выискивая лучший путь. И пусть эти остановки будут покороче — Маскалл натура суровая, долго колебаться не привык. И весь путь через лес показывать не обязательно, оставим начало, конец и два отрезка из середины. Покажем на этих отрезках Маскалла с разных ракурсов: на одном — спереди, лицо освещено тусклым красным светом, на другом — со спины, в виде темного силуэта на фоне красного свечения.
Конец пути через лес тоже покажем со спины Маскалла. Вот он идет к источнику красного света, почти уже дошел, и вдруг останавливается как вкопанный. Теперь посмотрим с другого ракурса: Михаил высветил вид сверху, перетащил пальцем метку камеры так, чтобы в ракурс попало лицо Маскалла и лежащая у его ног Ошикс (камера при этом сама разворачивалась в сторону Маскалла — компьютер знает, что нужно снимать), посмотрел, что получилось. Маскалл стоял как вкопанный, но не как столб: он смотрел на Ошикс, лицо было озадаченное. Ни направление взгляда, ни выражение лица Маскалла после его остановки возле Ошикс Михаил не редактировал, это программа сама разобралась в ситуации. Ну, выражение лица все же подправим, а то оно стандартное.
Теперь пусть Маскалл осмотрит Ошикс внимательнее. Создаем один за другим коротенькие ролики с разным направлением взгляда в начале и в конце. Менять направление взгляда просто: стукнуть ногтем по глазам персонажа, выбрать нужный пункт, поставить маркер в том месте, куда персонаж должен смотреть, а дальше он сам повернет голову и глаза в соответствии со своей пластикой. Так, сначала Маскалл смотрит на Ошикс вообще, то есть куда-то в район солнечного сплетения, потом на лицо (чуть подольше, там ведь третий глаз), потом на третью руку, потом осматривает тело, потом снова смотрит на лицо. Последние два ролика предложил компьютер, Михаил согласился.
Теперь Маскалл прикасается к Ошикс. Надавить пальцем на кисть руки Маскалла, протащить ее к предплечью Ошикс (Маскалл при этом нагнулся), пальцы руки слегка выпрямить. Просмотреть ролик. Нормально. Ошикс должна открыть все три глаза, спокойно посмотреть на Маскалла, но не двигаться. Готово. Выпрямить Маскалла.
В романе было написано, что Маскалл почувствовал вызов во взгляде третьего глаза Ошикс и напрягся. Ну, «напрягся» — это нарисуем, а вот как изобразить, что почувствовал вызов? Выражением лица? Может чего и получится, но гарантии нет. Придется использовать закадровый голос.
Голос Михаил выбрал низкий, хрипловатый, «надменно-вкрадчивый» (есть такой в каталогах редактора голосов). Раскрыл окошко редактора реплик, надиктовал текст для закадрового голоса, прослушал. Сойдет. Добавил реплику в нужный ролик.
Создаем ролик, в котором Ошикс села (так было в романе).
Вот и пришло время для реплик персонажей. Маскалл первым делом интересуется, может ли Ошикс говорить на его языке (интересный способ завязать знакомство с девушкой).
Михаил стал перетаскивать реплики из текста романа в окошко редактора, прослушивал их, менял интонации, расставлял акценты и вставлял реплики в соответствующие ролики.
Ошикс сразу проявляет свой эгоизм, властность и стервозность. После общения с Джойвинд это шокирует Маскалла (он слегка отстраняется от Ошикс), злит его (Маскалл сжимает кулаки). Также Михаил вставлял в ролики лишние движения, ничего не значащие жесты — в романе они не описаны, но люди при разговоре ведут себя именно так. Просматривал результат, вносил правки. Компьютер эти правки учитывал, соответственно усложнял базы данных Маскалла и Ошикс, добавлял им, так сказать, новые черты. В результате персонажи «оживали», вносить правки требовалось все реже, а компьютер чаще предлагал «свои» ролики.
Такое совершенство программы облегчало работу, но и пугало. Ведь программы развиваются, и, рано или поздно, дело дойдет до того, что фильм-дизайнеры останутся без работы совсем, как это случилось с кинорежиссерами: компьютеры будут создавать фильмы сами, полностью, от начала до конца. А потом и сюжеты начнут придумывать.
Первые свои деньги Михаил зарабатывал в архиве старых чертежей, переводили в цифровой формат какие-то старые «синьки». Целых десять человек работали. Работа легкая и скучная: снял чертеж, дал команду сделать из точечного рисунка векторный, внес правки, сохранил. Однако программа оказалась самообучающаяся (почти как все современные), правок требовалось все меньше. Дошло даже до того, что некоторые правки программа принимать отказывалась, и выяснялось, что речь идет об ошибках в самой по себе «синьке»! А потом Михаила уволили за ненадобностью, и вместе с ним — еще восьмерых. Остался один, который «синьки» сканировал, а править стало нечего.
Остается надеяться, что в «экранизаторе» таких вот самообучающихся ловушек нету.
Сейчас разговор на экране шел по-русски, а заказчику, наверное, нужен фильм на другом языке. Но для этого есть простые в обращении и очень надежные программы-переводчики. Они не только переведут все реплики, но и изменят соответственно движение губ персонажей, никто и не догадается, что фильм переводили.
Вот Ошикс заявляет, что Маскаллу нужно изменить свои «лишние» органы, иначе ему не пройти через Ифдон. Ифдон это горная страна, где живет Ошикс, и страна очень опасная, к переходу через нее действительно лучше подготовиться серьезно. Ошикс (сама не зная, зачем ей это надо, по ее собственным словам) советует Маскаллу прижать к своим органам «друд», тогда, может быть, они изменятся, и окончательно поворачивается к Маскаллу спиной. Готово, нарисовали. В романе Маскалл после этого думает несколько минут, но зритель устанет так долго ждать, придется эти минуты вырезать. Пусть Маскалл подумает семь секунд… снято, теперь сделаем резкий переход, ролик с нулевой длиной: вот Маскалл стоит в одной позе, а в следующий момент — уже в другой, чуть более усталой, как будто он действительно пять минут простоял стоймя на одном месте. Пусть подумает еще три секунды и идет за «друдом».
Выделяем характерными нажатиями пальцев Маскалла и «друд», ищем в «действиях» пункт «персонаж берет объект в руку», нажимаем «ок». Маскалл обходит Ошикс (в ранних версиях «экранизатора» Маскалл мог переступить через женщину, или даже наступить на нее, но с тех пор программы поумнели), подходит у «друду», поднимает его. Пусть немного полюбуется, повертит в руках, в романе это есть. Теперь пусть прижмет «друд» к «бриву». Хорошо прижал, решительно. Так, сейчас Маскалл испытывает жжение, отобразить боль на лице и напряжение в теле. Получилось не слишком заметно — правильно, Маскалл натура суровая. Прижать «друд» к «магну».
Все, на этом моменте глава романа заканчивается, а следующая начинается уже с пробуждения Маскалла утром. Было бы логично, и даже красиво, закончить эпизод тем, что Маскалл лег спать, но буквальное соответствие есть буквальное соответствие, не будем нарушать условия контракта.
На создание всего эпизода ушло шестнадцать минут. Многовато, но дальше пойдет быстрее — Маскалл практически уже «ожил», а он главный герой.
Переходим ко второму эпизоду. Сначала нужно задать время суток — утро, Бранчспелл (так жители Торманса называют Арктур) висит низко над горизонтом. Так, где здесь восток? Прицепим к небу солнце. Нет, это земное солнце, нужно сделать из него Бранчспелл. Выделим солнце, растянем в три раза, сделаем ярче. Умный компьютер вежливо потребовал диаметр и период обращения описываемой в фильме планеты, а также географическую широту, на которой все происходит. Период обращения Михаил знал из разговора Маскалла с Джойвинд — двое земных суток, диаметр возьмем побольше — 45000 км, а что касается широты, то пусть пока будет экватор. После нажатия кнопки «ок» горизонт здорово отодвинулся. Раньше, выходит, все происходило на Земле. Конструируем утро дальше. В кронах деревьев свистит сильный ветер, сейчас добавим. Небо заполняют облака похожие на животных и непрерывно меняющие форму. Такое есть в базах, найдем, добавим. Деревья покрыты росой, здесь придется немного повозиться… Все, роса готова.
Можно уже запускать часы? Нет еще рано — за ночь «брив» Маскалла превратился в «сорб», а «магн» — в третью руку, нужно это отобразить.
Маскалл с «сорбом» вместо «брива» и усложненным «магном» — это уже четвертый персонаж, запишем его как «Маскалл1». Тут дело не только во внешнем виде персонажа, дело еще в том, что «бриву» не нужно поворачиваться в глазной орбите, щуриться и сужать зрачок как «сорбу», а «магн» тоньше и гибче, чем третья рука, и у него нет кисти на конце, поэтому он движется по-другому. Более того, с «сорбом» Маскалл иначе воспринимает мир, соответственно должны изменится его реакции, пластика, база данных, короче говоря.
Теперь положим Маскалла1 спать — уже в другом месте и на боку. Запускаем часы. Пусть Маскалл поспит четыре секунды, потом пусть проснется — медленно разлепит все три глаза, сощурится на яркий свет. Сдержанно зевнет, слегка потянется. Пусть поэкспериментирует с новыми органами — пошевелит третьей рукой, потом примется поочередно открывать и закрывать все три глаза. Ощущения необычные, особенно от «сорба»: если нижние глаза просто передают изображение, то «сорб» служит желаниям, каждый предмет воспринимается им как нужный или не нужный Маскаллу. Сообщим все это зрителю с помощью закадрового голоса. Получается, что закадровый голос звучит в фильме слишком часто, но что делать, без него буквального соответствия не добьешься.
Теперь Маскалл встает, оглядывается в поисках Ошикс, потом решает пойти искупаться, идет к реке. Хорошо получается, поправлять не надо, Маскалл действительно «ожил».
Перед купанием Маскалл долго смотрит на скалы Ифдона, которые Михаил еще не сконструировал. Ладно, оставим Маскалла восхищенно глядеть туда, где ничего кроме неба пока нет, перейдем в окно текста романа, почитаем описание скал. Высота пять – шесть тысяч футов, хорошо, отметим. Дальше в тексте было написано: «Величественные, неправильные, зубчатые контуры казались стенами волшебного города. Скалы, обращенные к нему были сложены из ярких камней — пунцовых, изумрудных, желтых, ульфировых и черных» — после этого описываются переживания Маскалла при виде этих стен, придется опять вставлять закадровый голос. Так, что за «ульфировых»? Снова опечатка? И как черный цвет может быть ярким? Может это все из-за ошибки в базе данных программы-переводчика, в том разделе, который относится к цвету? Может быть. Все может быть.
Михаил еще раз прочитал описание скал. По такому описанию трудно нарисовать что-либо конкретное. Поищем дальше. Вот нашел, там где Маскалл и Ошикс летят над Ифдоном на шроке. Оказывается, Ифдон — это высоченные скалы с голыми отвесными стенами и покрытыми растительностью вершинами, стоят достаточно близко друг к другу, хотя на шроке между ними пролететь можно. С юга на север скалы повышаются, при этом расстояние между ними сужается, а сами скалы становятся шире, так что получается как бы плато, иссеченное глубокими трещинами.
Михаил принялся конструировать. Сначала нарисовал одну скалу — прямоугольную, сделал ее сложенной из камней. Вот эта кладка подойдет: все камни бесформенные и разного размера, беспорядочно раскрасил камни в разные цвета. И все-таки, что за «ульфировый»? И что за «джейловый»?! Сделал неровной площадку на вершине скалы, покрыл ее растительностью (вот эти деревья подойдут, тонкие, но хрупкими не кажутся, именно такие описаны в романе; и вот эти кусты добавим). Перекрасил растительность в лиловый цвет. Размножил нарисованную скалу на участке севернее того леса, в котором сейчас стоит Маскалл, добавил хаотичности по форме скал, по их расположению, по высоте в пределах 5000 – 6000 футов, и так далее. Хаотичность по горизонтальным размерам скал пришлось уменьшить, а то некоторые скалы выглядели как узкие столбы. Потом нашел в базе данных покрытое трещинами плато, расположил его еще севернее. Сделал стены трещин сложенными из камней так же как у только что нарисованных скал, покрыл плато такой же растительностью. Углубил трещины до 7000 футов — интересно, сколько это в метрической системе? На глаз — километра два, жуть. Выбрал в меню «Пространство» пункт «Градиент», провел стрелку градиента с участка скал на плато. Посмотрел результат. Получилось! Созданная горная страна точно соответствует описанию Ифдона (кстати, полное название — Ифдон-Марест). Буквально соответствует. Скалы в Ифдоне могут внезапно вырастать и еще внезапнее проваливаться сквозь землю, но это уже потом, по ходу съемки.
Вернемся к реке в лесу. Да, теперь Маскаллу есть на что посмотреть, Михаил аж сам залюбовался передовыми скалами Ифдон-Мареста.
И все-таки, как быть с ульфировым цветом? Михаил запустил поиск по слову «ульфир» в тексте романа, вдруг что-нибудь прояснится.
Поиск опять привел к тому эпизоду, где Маскалл идет с Джойвинд по красной пустыне. Михаил принялся читать — и вспотел. Вот что там было написано: «…растение было большим, покрытым перьями шаром, напоминавшим одуванчик, плывшим в воздухе. Джойвинд поймала его очень грациозным движением в руки и показала Маскаллу. У него имелись корни, и, видимо, оно жило в воздухе и питалось химическими элементами атмосферы. Но самым необычным в нем Маскаллу показался цвет. Это был совершенно новый цвет — не новый оттенок или сочетание, а новый первичный цвет, такой же яркий как синий, красный или желтый, но абсолютно новый. Когда он спросил, она сказала, что этот цвет называется «ульфировым». Вскоре они встретились с еще одним новым цветом. Этот она назвала «джейловым». Впечатление, произведенное на чувства Маскалла этими двумя дополнительными первичными цветами, имело в его прошлом лишь отдаленные аналогии. Так же, как голубой цвет изящен и таинственен, желтый чист и прост, а красный полон жизни и страсти, так он ощущал ульфировый неистовым и причиняющим боль, а джейловый — сказочным, возбуждающим и чувственным».
Ну и как, спрашивается, это можно нарисовать? Лететь на Арктур за ульфировой краской?
Может быть, можно оставить ульфировый и джейловый цвета за кадром? Сказать закадровым голосом, что вот это и вон то ульфирового цвета, а сами объекты не показывать? Скажем, пусть камера отворачивается от Ошикс, когда та становится джейловой, с Ифдоном тоже что-нибудь придумаем, можно показать камни всех цветов кроме ульфировых, а словами сообщим, что такие тоже есть. Шар в перьях… продемонстрируем не сам шар, а только его тень.
Михаил поискал по слову «ульфир» еще… нет, ничего не выйдет. Вот лес с ульфировыми листьями, Маскалл по этому лесу идет, тут даже ракурса не выберешь, чтобы листья в кадр не попали. Вот персонаж с ульфировой кожей. Персонаж это не какое-нибудь летающее растение, одной тенью не обойдешься, можно даже не пробовать. Вот опять «ульфир», и персонаж третьего несуществующего цвета — долмового, это смесь ульфирового и синего. Ага, вот здесь описано, откуда эти несуществующие цвета берутся: у Торманса два солнца — Бранчспелл и Альпейн, они дают два набора основных цветов. У Бранчспелла — синий, желтый и красный, у Альпейна — ульфировый, синий и джейловый. А почему ульфировый и джейловый видны в свете Бранчспелла? Наверное, дело не в свете, а в устройстве глаз местных существ, которые приспособились к двум цветовым палитрам (в романе такого соображения пока не встречалось, Михаил до него сам додумался).
И что же делать Михаилу? Отказаться от контракта? Во-первых, поздно, контракт уже подписан, а во-вторых — не хочется, работа над фильмом увлекла Михаила. Можно закончить фильм, вообще опустив всякое упоминание о новых цветах. Или частично использовать вариант с отворачиванем камеры в сторону и демонстрацией теней ульфировых объектов. Буквального соответствия не получается, но что делать?! А еще можно прямо и нагло заявить: вот этот перистый шар для жителей Торманса — ульфирового цвета, а землянам он кажется серым, потому что у нас глаза не так устроены.
Да что этот Ли Сунг себе думает? Он что, сам не читал «Путешествие к Арктуру»? Похоже на то. Возможно из-за спешки. Например, это как-то связано с правами на экранизацию. Ну там, через восемь дней вступает в законные права наследник Дэвида Линдсея и хочет заломить за роман безбожную цену. Тогда понятно, почему заказчик не стал устраивать конкурс между фильм-дизайнерами: для соблюдения секретности. В конце концов, спешка спешкой, а минимальный конкурс через Сеть можно провести за два-три часа, однако придется распространять объявление, сообщать подробности, вот тут наследник все поймет и начнет вставлять палки в колеса.
И вдруг Михаил понял, что все это похоже на ловушку: сжатые сроки, недостаток времени для прочтения романа, хорошие деньги, сорок процентов вперед, пункт о буквальном соответствии. Все для того, чтобы Михаил взялся за работу, не смог ее сделать, и можно было подать на него в суд за невыполнение контракта. И отсутствие конкурса становится понятным: выбрали именно того фильм-дизайнера, который попадется в ловушку с наибольшей вероятностью. Конечно, для такого выбора нужно было хорошо знать Михаила, его характер, но тут, как раз, никаких проблем нету: психологический портрет фильм-дизайнера можно составить по его работам. Есть, даже, соответствующие компьютерные программы, нелегальные.
Однако в международный закон о фильм-дизайне шесть лет назад ввели поправку, суть которой в следующем: заказчик не имеет права требовать, чтобы фильм-дизайнер изобразил то, что изобразить невозможно, и не важно, что написано в контракте. Поправку ввели после «прецедента Кириленко», когда заказчик требовал, чтобы ему нарисовали «нечто неопределенное». После просмотра результата работы фильм-дизайнера, Михаил был уверен, что требование заказчика выполнено с блеском. Но тот почему-то остался недоволен, подал в суд, проиграл. Вполне возможно, что вся эта бодяга была затеяна для того, чтобы внести вышеупомянутую поправку в закон. Ну и слава Богу, заказчики должны знать свое место. Кто платит, тот заказывает музыку, это правильно, но кто заказывает музыку, тот обязан под нее станцевать, это еще правильней.
Есть, правда, еще один прецедент, «Дело Уэки против Миято». Там фильм-дизайнер отказывался нарисовать драку, на том основании, что таких драк не бывает, но суд решил, что бывают такие драки или нет, а изобразить ее фильм-дизайнер обязан, раз уж подписал контракт.
Да нет, ульфировый цвет это не драка, его действительно не нарисуешь.
А зачем тогда ставить ловушку на Михаила? Может быть, нет никакой ловушки? Нет, ловушка есть, наличие в контракте пункта о буквальном соответствии развеивает всякие сомнения в ее существовании. Михаил уже убедился, что при экранизации «Путешествия к Арктуру» буквальное соответствие только мешает, портит фильм. Если заказчик читал роман, то он не мог этого не понять, а если не читал, то откуда ему знать, что с буквальным соответствием лучше? Не из вредности же он добавил этот пункт в контракт, заказчики люди деловые и на мелкие пакости не размениваются.
Раз ловушка есть, то вывод получается бредовый: новые, до сих пор никем не виданные цвета изобразить можно. Более того, Михаил может это сделать, просто не знает как. Потом Ли Сунг продемонстрирует, как можно красить перистые шары в несуществующий ульфировый цвет и, под угрозой судебного иска, заставит доделать фильм бесплатно. Или сделает из Михаила «негра», заставит его штамповать за бесценок рекламу или предвыборную агитацию. Или еще чего похуже придумает.
Но это означает также, что, хотя Михаил и не знает, как красить объекты и персонажей в несуществующие цвета, он может это узнать. А где узнать? А где вообще, в наше время находят ответы на вопросы? Правильно, в Сети.
Михаил сохранил отснятую часть фильма вместе с файлами персонажей и пространств на мини-флешку. Вообще-то при работе в «Майкресофт экранизаторе» запись всего наработанного материала производится автоматически, и даже с возможностью отмены последних операций, флеш это так, на всякий случай. Закрыл окно «экранизатора» и оба текстовых окна (в одном был текст «Путешествия», в другом он надиктовывал заметки), выключил компьютер. Вынул из гнезд параллелепипед блок-диска с «экранизатором» и стерженек флешки. Вставил другой блок-диск, загрузил с него компьютер, запустил защитные программы. Как и все фильм-дизайнеры, Михаил панически боялся хакеров, поэтому никогда не выходил в Сеть, если к компьютеру подключен носитель с чем-то ценным. При такой системе хакер может запустить к Михаилу трояна, но до Сети этот троян уже не доберется. Надежная защита, будь хакер хоть семи пядей во лбу.
Михаил вышел в эфир, отметился на спутнике связи и вызвал поисковую систему. А что будем искать? Михаил попросту скопировал в окошко поиска тот фрагмент «Путешествия к Арктуру», в котором впервые встречаются ульфировый и джейловый цвета, и задал широкий ассоциативный поиск. Ого, сколько ссылок! Хотя для широкого ассоциативного поиска не так то уж и много.
Сначала шли сорок две ссылки на Дэвида Линдсея и его роман. Выделены серым цветом — компьютер и сам понимает, что Михаилу нужны не они. Так, здесь художественные сайты — не то. Это порносайт, пропустим (порнографии в Сети полно еще с тех далеких времен, когда она была «Интернэтом», на любой запрос выскакивает). Вот что-то насчет полярного сияния.
Вот выделено красным, что здесь? Результаты лечения дальтонизма, впечатления излечившихся дальтоников, которые раньше видели вместо синего цвета серый. Отлично, сделаем ульфировый синим и будем показывать фильм исключительно прозревшим дальтоникам.
Вот еще красная ссылка. Все на английском. Михаил запустил программу-переводчик, стал читать. Ну-ка, ну-ка. Австралийская фирма «Юнистон», которая занимается разработками в области создания виртуальной реальности, в качестве побочного продукта своих исследований получила программу для компьютерного гипноза, способную вызывать у человека… «мнемохромоэффект». Суть такова: просматривающий гипнопрограмму начисто забывает о существовании цвета, заданного в ее настройках. Предметы, для которых характерен этот цвет, кажутся в воспоминаниях загипнотизированного другими, как правило, бесцветными: либо серыми, либо черными, либо белыми. Действие гипноза прекращается, стоит остановить гипнопрограмму или просто отвести глаза от экрана компьютера.
Лучшие результаты получены с красным и близкими к красному цветами: стопроцентное неузнавание цвета у всех добровольцев, на которых была опробована гипнопрограмма. С черным, белым и серым вообще ничего не вышло, ну и ладно. Боковым зрением программа воспринимается даже лучше, чем прямым. Гипнопрограмма может заставить зрителя забыть только один цвет, в довольно узком интервале палитры, если запустить на экране две гипнопрограммы, настроенные на разные цвета, пусть даже в разных окнах, то не подействует ни одна. Да, из-за этого могут возникнуть проблемы при съемке фильма. Площадь, на которой демонстрируется гипнопрограмма должна быть не менее двадцати двух квадратных сантиметров при стандартном расстоянии от глаз до экрана. Учтем. Побочных эффектов не обнаружено, все разрешения на использование гипнопрограммы получены. Если все-таки обнаружатся побочные эффекты, настоятельная просьба сообщить. Так, тут дальше пошли технические подробности: альфа- и бета-ритмы, время реакции, время запаздывания… Как можно получить эту гипнопрограмму? Ага, вот оно, демонстрационная версия, бесплатно.
Михаил ткнул пальцем значок с надписью «демонстрация возможностей». На экране возникло диалоговое окошко — просто палитра и кнопка с надписью «start». Михаил выбрал красный цвет, нажал «start». Рядом с палитрой возник небольшой черный квадрат и слабенько замерцал — гипнопрограмма, слово «start» поменялось на «stop». И вдруг Михаил понял, что красный квадратик на палитре это совершенно новый цвет, он никогда ничего подобного не видел. То есть он помнил, что выбирал красный, но… самого красного не помнил, как ампутировали. Михаил стал лихорадочно вспоминать разные красные вещи — они были бесцветными. Даже кровь вспоминалась черной, даже китайский флаг — серым. Михаил отвел взгляд от экрана — все, наваждение пропало, красный фломастер в стаканчике выглядел таким же, как вспоминался. Поразительно! Ошеломляюще! А впрочем, компьютерный гипноз в последнее время достиг невероятных высот и уверенно лезет дальше вверх. Сейчас с помощью гипнопрограмм худеют, качаются, лечат неврозы и даже соматические болезни. В свое время Михаил так бросил курить — скачал через «Интерэйр» гипнопрограммку, просмотрел ее несколько раз, и курить ему больше не хотелось. Снова он начал только когда появились безопасные для здоровья сигареты.
Михаил попробовал гипнопрограмму с другими цветами — действует. Все, покупаем, сколько стоит? Ого, довольно дорого. И, между прочим, если собираешься использовать гипнопрограмму в коммерческих целях, то нужно выложить еще в пять раз большую сумму. А ведь Михаил не собирается просто играться с программой, он хочет вставить ее в фильм и получить за этот фильм деньги. Этак потратишь больше, чем заработаешь.
Почитаем условия распространения. О, да тут есть специальный пункт относительно фильм-дизайна: оказывается, фильм-дизайнер имеет право вставить гипнопрограмму в фильм, если он ее честно купил, но тогда оплату права на коммерческое использование должен произвести владелец фильма. Хороший пункт, но уж очень подозрительный, не пахнет ли здесь Сунгом. Ну-ка поищем по слову «Сунг»… Вот он, гад: в списке разработчиков программы, в самом конце, его часть работы — «оформление диалогового меню». И в списке акционеров компании «Юнистон» — Л. Сунг, Сан-Франциско, 12 % от общей доли. Теперь многое становится ясным.
А почему, интересно, Сунг решил, что я не додумаюсь поискать его гипнопрограмму в Сети? Наверное потому, что он программист, может быть даже хакер. Фильм-дизайнеры они ведь в большинстве своем пользователи, «чайники», программировать не умеют, а хакеры издавна и несправедливо считают всех «чайников» тупыми.
Ну что ж, покупаем. Михаил по-быстрому перевел с одного из своих счетов затребованную сумму. Кстати, цена программы хорошо укладывается в те самые сорок процентов предоплаты, по-видимому, для того, чтобы Михаил не мог отбрехаться: «я, мол, знал, как нарисовать ульфировый цвет, просто не хватило денег на гипнопрограмму».
Компьютер запросил, куда сохранять программу, Михаил хотел было оставить ее в корневом каталоге блок-диска, но потом передумал, вставил в гнездо флеш, указал к ней путь. Между прочим, название программы было Alpein, «Альпейн» то есть. Теперь вообще все становится ясно.
Михаилу не терпелось взяться за работу над фильмом. Он вышел из эфира, снова выключил компьютер, поменял блок-диск в гнезде. Включил компьютер, запустил антивирусные и защитные программы. Мало ли, вдруг Сунг ему вирус подсунул, Михаил ведь выходил на страничку его, Сунга, фирмы. Смысла в такой пакости немного, ведь если Михаил не сможет закончить работу над фильмом из-за вируса, то это форс-мажорные обстоятельства, вины Михаила нет никакой. Кроме того, вирус могут поймать, допросить с пристрастием и составить психологический портрет написавшего этот вирус программиста, а там и на Сунга выйдут, ему тогда несладко придется. Но кто его этого Сунга знает, вдруг он дурак. А может, он умнее Михаила и придумал какую-то хитрую комбинацию, например, с полным самоуничтожением вируса. Доказывай потом, что были форс-мажорные обстоятельства, а ты — не верблюд.
Нет, вроде бы все чисто, защитные программы вирусов и «троянцев» не обнаружили.
Михаил скопировал программу Alpein на блок-диск, запустил ее. Еще немного поигрался с разными цветами. Ладно, не будем зря терять время. При работе над фильмом еще насмотрюсь на джейловый и ульфировый, если у гипнопрограммы есть какие-то до сих пор не обнаруженные побочные эффекты, то как раз на мне они и проявятся. Не стать бы мучеником науки.
Диалоговое окошко пользовательской гипнопрограммы было сложнее, чем у демонстрационной. Здесь имелось меню, и палитра была другая, побогаче. Михаил посмотрел, что предлагает меню. Так, цвет фона для гипнопрограммы можно менять, значит он не обязательно должен быть черным, это хорошо. А еще с помощью соответствующих пунктов меню можно легко накладывать гипнопрограмму на любое изображение. Прекрасно.
Михаил запустил «экранизатор». Пока программа загружалась, он не скучал — думал. Пожалуй, в качестве джейлового цвета используем сиреневый, а в качестве ульфирового — ярко-оранжевый. Куда бы наложить гипнопрограмму? Можно на небо, там как раз быстроменяющиеся облака, гипнотическое мерцание на них будет незаметно. Еще можно на воду, на шелестящие под ветром листья, можно замаскировать программу под отсветы пламени или свечения «друда», можно наложить на джейловый или ульфировый объект если он движется — тогда мерцание будет выглядеть как блики. И еще надо будет следить, чтобы джейловый и ульфировый не возникали на экране одновременно. Но это все детали, разрешимые проблемы.
Ну наконец-то экранизатор загрузился, можно работать. Михаил вызвал начатый фильм. Пожалуй, первым делом следует добавить сиреневый к цветам кожи Ошикс. Сделано. Теперь превратим сиреневый в джейловый. Михаил наложил гипнопрограмму с выбранным в ней сиреневым цветом на небо Торманса, и еще на воду реки, посмотрел, как это выглядит. Нет, мерцание незаметно. Теперь прикажем Ошикс пройтись по берегу реки. Сработало! Ошикс сначала была белой, потом вдруг стала джейловой (зрители со стульев попадают!), потом — карминной, потом снова джейловой. Каждый раз Михаил не узнавал сиреневый цвет, и каждый раз поражался. Теперь сделаем ульфировыми некоторые камни Ифдона. Та же схема: сначала покрасить часть кладки стен в оранжевый цвет, потом наложить на небо гипнопрограмму. Готово.
Стоп, а не слишком ли я разогнался, вдруг в романе встречается сиреневый цвет, или, не дай бог, оранжевый? Михаил вызвал текст «Путешествия к Арктуру», запустил поиск по слову «оранж». Вот оно: оранжевый пляж. Да еще с фиолетовыми пятнами, а ведь сиреневый это оттенок фиолетового. Да еще возле того самого ульфирового леса!
Ладно, поиграем с оттенками. Михаил по-быстрому изобразил на экране темно-фиолетовый овал, потом запустил гипнопрограмму для джейлового. Ничего, программа и вправду действует в узком интервале палитры, сиреневый выглядит новым цветом, джейловым, а темно-фиолетовый — нет, даже сирень такого цвета вполне вспоминается. Правда, рядом с темно-фиолетовым джейловый не воспринимался таким уж первичным. Михаил стер овал. Вот теперь нормально, джейловый — вполне первичный цвет. А как быть с оранжевым пляжем возле ульфирового леса? Использовать для ульфирового другой цвет, сине-зеленый например? Не хочется, оранжевый, пожалуй, больше всего подходит под «неистовый и причиняющий боль». Да и цвет глаз Ошикс придется менять, а он ей так идет. Попробуем взять оранжевые цвета, стоящие на палитре как можно дальше друг от друга. Для ульфирового оставим ярко-оранжевый, а для пляжа — потемнее, коричневатый. Посмотрим результат. Вроде нормально. Лишь бы теперь нигде в фильме джейловый с фиолетовым не соседствовал.
Еще остался «долмовый» цвет, смесь ульфирового с синим. Михаил добавил синий цвет к ярко-оранжевом, получился бурый. Но кабанья шкура, в которую одета Ошикс тоже бурого цвета, что же делать? А мы возьмем, и перекрасим кабанью шкуру в серый.
Михаил вдруг понял, что, если он не видит гипнопрограммы с заданным в ней сиреневым цветом, Ошикс, когда она была джейловой, вспоминается ему серой, а джейловый цвет он вообще не может вспомнить. Хотя сиреневый вспоминает нормально. Запустим гипнопрограмму для джейлового. Вот теперь Ошикс вспоминается нового, до сих пор не виданного цвета, а сирень — серой. Ну что ж, так даже лучше.
Да, фирма «Юнистон» отлично поработала. Хотя один из программистов у них сволочь, Сунг то есть. Мог бы ведь сам использовать гипнопрограмму Alpein. Например, для экранизации того же «Путешествия к Арктуру». У непрофессионала на фильм ушло бы два — три месяца, и получилось бы плохо, хуже, чем у Михаила. Зато слава человека, который впервые применил на практике гипнотический мнемохромоэффект, досталась бы Сунгу. Нет, Сунга такое не устраивает, ему нужно устраивать ловушку честному трудяге фильм-дизайнеру. В результате Сунгу достанется только слава разработчика гипнопрограммы, причем не вся, а малюсенький кусочек, программу-то составляли другие, Сунг там только диалог оформлял. Ну что ж, пусть теперь локти себе кусает.
И вдруг Михаил понял, что вошел в историю. То есть еще не вошел, но когда закончит фильм — обязательно войдет, он будет первым. Конечно сама идея новых, невиданных цветов принадлежит Девиду Линдсею, если только раньше него никто до такого не додумался, воплощение идеи — программистам фирмы «Юнистон» вместе с Сунгом, ну а первое практическое применение — ему, Михаилу, именно так будет написано в исторических книжках.
Но сначала нужно закончить фильм.
Значит, будем заканчивать. На чем мы остановились? Маскалл стоит и смотрит на Ифдон. Пусть еще постоит и идет купаться. Готово. Появляется Ошикс, ту пошли реплики. Сделано. Ошикс предлагает Маскаллу обменяться одеждой, тот соглашается. Рисуем. Когда персонажи раздевались, встроенный в «экранизатор» цензор сместил камеру так, что они были видны не ниже пояса, а Ошикс — со спины. Ну и пусть, не видно третьей руки, которая все же уродует персонажей. Разговор продолжается, местами приходится вставлять закадровый голос. Вот Ошикс голыми руками ловит им на завтрак рептилию в реке. Рептилию Михаил по-быстрому соорудил из пеленгаса. Готово, нарисовали. Потом Ошикс убила пойманную тварь усилием воли, «сорб» у нее при этом сверкнул. Во время убийства рептилии кожа Ошикс стала джейловой — производит впечатление, надо будет этот эффект еще пару раз использовать.
Михаил весело барабанил пальцами по экрану, просматривал результаты, оставался доволен. «Бусы» все удлинялись, пейзажи смотрелись — глаз не оторвешь, гипнопрограмма работала.
Михаил уже знал, что закончит работу в срок, и фильм получится отличный, он будет представлять художественную ценность, и не только благодаря гипнопрограмме.
Но впредь Михаил никогда не подпишет контракт, не прочитав сначала внимательно текст того, что нужно экранизировать. И детям закажет.
Свидетельство о публикации № 22042009164020-00105002
Читателей произведения за все время — 172, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Айртон**
Айртон**, 19.05.2009 в 17:11
Даже я, не знающий сути дела,чувствую, что написано со знанием дела, пусть и разбавленным абсурдом. И/или - сгущенным? Графоманская благодарность!
Айртон**
Тракторбек Артемидович Шнапстринкен
Абсурд - это, видимо, из "Путешествия к Арктуру", такое произведение действительно есть. Еще абсурдом выглядят гипнопрограммы, но я просто пошел по пути наименьшего сопротивления, чтобы хеппи-энд получился. А что касается компьютерного кино, так у него уже зубы выросли, сейчас батальные чцены вовсю делают на компьютерах, не говоря уже про спецэффекты.
Спасибо за отзыв!
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
Читать начала, буду потихоньку, не за 1 день. Начало, похож, описывает мои потуги
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
похож=похоже :)
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
Интересно, но мне читать было тяжело. Посылаю кое-какие мысли, выставляю паука:)))
Таль Яна
Таль Яна, 09.06.2009 в 17:12
ОФИГИТЕЛЬНО! Какой контраст с юморесками! Дочитала до конца, хотя поначалу не настраивалась. И даже нашла недостающую букву - Михаил на этиХ фильмах учился. Браво)
Тракторбек Артемидович Шнапстринкен
Очень рад, что Вам понравилось. И спасибо за вычитку, исправлю.
А контраст с моими юморесками?
Андрей Церс (Tsers)
Андрей Церс (Tsers), 15.10.2009 в 00:20
Интересная композиция, или приём - ощущение нескольких реальностей одновременно: общая ситуация кинопродукции с ёмкими описательными сопоставлениями прошлого и настоящего, непосредственно сам процесс создания конкретного фильма, выраженный в своеобразном диалоге между фильм-дизайнером и компьютерной программой, затем постепенное выявление персонажей и самого сюжета книги с разных точек отсчёта. (Разделение этой реальности, в свою очередь тоже на подгруппы: возникновение отвергнутых и одобренных вариантов, как фактуры персонажей, так и характеристики их действия). Одним словом здорово!

Нашёл одну опечатку:

- Маскалл выделил на лице Ошикс один глаз, левый, скопировал его на лоб, вростил.-

Тут, наверное всё же подразумевался не главный герой книги, а, скорее, главный герой рассказа. :)

С теплотой,

Тракторбек Артемидович Шнапстринкен
За найденную опечатку - огромное спасибо!
Рад, что рассказ понравился, его не все воспринимают, там имеет место "перенасыщение кадра".
Татьяна Архангельская
Как и было уже отмечено выше - ощущение нескольких реальностей, наложенных друг на друга и происходящих одновременно. Любопытно, изощренно и изобретательно...)))И намного ближе к правде, чем нам хотелось бы. Понравилось!
С уважением
Таня
Тракторбек Артемидович Шнапстринкен
Спасибо. Такой вот рассказ-прогноз.
ЕLENA
ЕLENA, 08.06.2010 в 19:23
Так и будет, вероятно.
Ульфировый и джейловый цвета - это сильно!:)))
Ваш герой и тут был чутким и проницательным.
Поначалу казалось чем-то дотошным в описании произведённых работ, но накладки, действительно, сработали. Работа мысли, однако...:))) Очень понравилось.  
Тракторбек Артемидович Шнапстринкен
Ульфировый цвет не я придумал, а Девид Линдсей. Я просто обыграл по-своему.
А так рассказ — футурологический прогноз. К этому идет.

Это произведение рекомендуют