Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 367
Авторов: 0
Гостей: 367
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

На "Тем, кто не любит глагольные рифмы" Татьяны Проскуриной "ПесТня" http://www.grafomanov.net/poems/view_poem/36438/ (Подражания и пародии)

Текст оригинала:


Мужчины, что меня любили,
Мне лестных слов не говорили,
Цветов почти что не дарили
И.. далеко не уходили.

И дорог каждый мне из них,
Хоть я давно определилась..
Судьбе слагаю дивный стих
За то, что славно так сложилась..

Но я ведь знаю: не всегда
Бывает солнышко в зените.
Так появляйтесь иногда
И....далеко не уходите!)

Пародия


А я, неловко признаваться,
не признаю глагольных рифм!
Да лучше зарифмую братцы,
Красиво, ярко - логарифм.
К "винить" - прекрасно "нить" подходит,
хотя красивее "пленить",
а к "пела" - "тела", к слову "хоббит",
чудесно - "ходит", к "быть" - лишь "быт"
рифмуется красиво, чётко,
А к "круговерти" только "смерть".
И без глаголов есть находки,
К примеру "дверь-заре-теперь".
Я заявляю смело, страстно:
что Пушкин - мелкий графоман!
"гуляет-погоняет" - хамство!
"Мог-занемог" - не рифма! Бан
он заслужил бы в наше время -
"поёт-грызёт" - про белку, взвесь!
Его стихи - такие бредни,
Рифмованных глаголов - лес!
Забанили б его, а лиру,
с которой сочинял он блажь,
отправили бы на Стихиру,
ну, как пример, такой - не наш!
И с Графоманов бы изгнали,
за "поправлять" и "забавлять",
ну, разве что в Избе-Читальне,
страницу б дали как сорат-
нику по той словесной мути,
что сайт заполнила гольём,
где Ваня Грозный души будит
высоцко-грозненским стихом.
Ну, ладно, что-то я увлёкся,
люблю, признаться, обличать!
А озорные парадоксы
в поэзии - их просто рать!
Давайте рифмовать глаголы
хоть с прилагательными, а?
Великим Пушкиным ведомы
вы не хотите? Ну, беда...

С улыбкой: Андрей

© Андрей Зеленский, 20.04.2009 в 22:28
Свидетельство о публикации № 20042009222801-00104718
Читателей произведения за все время — 637, полученных рецензий — 6.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Ярослав Юмжаков (До н.э.)
Спасибо, Андрей, за то, что болеешь душой. Надо будет куда-нибудь хоббита пристроить. Так неожиданная рифма и мыслям даст иной полет.
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 20.04.2009 в 22:53
Привет Ярослав, добрый вечер!
Да, бывает, что слово или даже какая-то неожиданная ассоциация даёт толчок и появляется свежее, оригинальное стихотворение.
Кстати, ты и сам заметил, наверное, насколько повысился уровень твоих стихов после того, как ты полностью отказался от глагольных рифм. Для меня это сразу было ощутимо. Стихи твои стали гораздо более зрелыми, яркими, взрослыми что-ли...
Андрей
Лина (Solstralen)
Лина (Solstralen), 23.04.2009 в 09:59
Замечательно! Глубоко, умно, с ехидцеЙ! )))
Что за гонение пошло на глагольные рифмы? А ведь многие из них красивы. Вы правы. У Пушкина сплошь и рядом глагольные. Но кто станет отрицать, что Пушкин велик?!! А сейчас бы точно его "мелким графоманом" обозвали. Ну не хочет народ быть ведомым  Пушкиным! Вот и рифмуют многие "логарифмы". Вся равно, что зарифмовать, только бы без глагольных рифм!  
Лина (Solstralen)
Лина (Solstralen), 23.04.2009 в 10:00
Мне, почему-то две последние строчки хочется читать так:

Великим Пушкиным ведомы
БЫТь не хотите? Ну, беда...

На мой взгляд в последней строчке должен быть глагол. )

Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 23.04.2009 в 12:43
Спасибо за приятный отзыв, Галина!

Нет запрета на глагольные рифмы, но и поощрять на "глаголение" - неправильно просто потому, что это самая простая и лёгкая разновидность рифм, к любому глаголу моментально можно подобрать множество подобных по звучание и нужных по смыслу.

Вот, прочтите, что пишет по этому поводк сильный поэт и видний знаток теории стихосложения Тимофей Скоренко:

http://timopheus.na.by/poezia1.html


  1.3. Плохие рифмы
   
   Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:
   Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» — это не просто плохие, неверные рифмы, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.
Глагол — глагол. Получить хорошую рифму глагола с глаголом не так и просто. Большая часть глаголов упорно желает рифмоваться со своими собратьями по цеху только если те стоят в той же форме, что и они. Не знаете — не рифмуйте. В общем, просто старайтесь избегать таких рифм, подобно как старайтесь избегать рифм наречий с наречиями — тут такая же ситуация.
   Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал Кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь - жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма) . По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл - подошёл» или «зарубил - порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.
  Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь – любовь – кровь (канонический пример). Ночь – дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Радость - младость. Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.
   Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.
   Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

Скажу ещё от себя, (Андрей), что просто неинтересно, скучно и некрасиво постоянно "играть глаголами" в окончаниях строк. Я уже около двух лет как практически полностью отказался от этого и мои стихи только выиграли - стали гораздо более зрелыми, насыщенными, полноценными - если можно так выразиться.
Однако в стихотворении "Ох, Люда-Люда-Людочка" написанном позавчера, я просто вынужден был применить в последних строчках глагольную рифму, так требовалось по смыслу стихотворения. Но это исключение, думаю, только подтверждает правило.
 

Лина (Solstralen)
Лина (Solstralen), 23.04.2009 в 20:50
Прочла. Спасибо. Поучительно. Сейчас "Людочку прочитаю".
Мария Смирнова (Маска)
Вот и я добралсь до этого письма))))))))))
Спасибо Андрею за советы и Яру за наводку - только сегодня говорили об этом письме))) а нашла его (письмо) - интуиция помогла)
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 26.04.2009 в 15:16
А что за письмо, Маска? Не врубаюсь...
Мария Смирнова (Маска)
Ну, то самое письмо, о том, как лучше рифмовать строчки)))
Вчера о нем с Яром вели великосветские беседы))
Татьяна Проскурина (ПесТня)
Вау, а я-то и не туда! Только хотела Вам сказать, что дивный Ваш экспромт под моим стихом - это ж мощное самодостаточное произведение, а оно тут как тут) Вы-молодец! рада, что вдохновила) с  теплом, Татьяна.
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 26.04.2009 в 15:14
Доброе время суток, Татьяна!
Да, сначала просто начал экспромт, потом смотрю - всё пишется и пишется, никак не могу остановиться. :-)))
Когда закончил, понял что получилось что-то, что можно и выставить.  Ну и загрузил на страницу, благо, для таких у меня есть своя категория.
Очень приятно. что вам понравилось, поброжу ещё по вашим стихам, может ещё испытаю подобный приступ вдохновения... :-))
Андрей
Василий Тюренков
Василий Тюренков, 26.04.2009 в 01:18
Андрей,  и чего Вы  так  ополчились  на глаголы?  
«Со мною  вот что  происходит –
Совсем  не та  ко  мне  приходит,
Мне  руки на  плечи кладёт
И  у другой меня крадёт... « --  одни глаголы,  но вряд ли кто-то  сможет останется  равнодушным,  читая  это.  Не нужно  учить  людей, как  им  выражать  себя.  Ведь,  по  большому  счёту,  наши стихи  никому  не нужны, кроме  нас  самих. Так  пусть люди сочиняют  соответственно  звучанию  своей  души, а  не  насаждаемым правилам.  так стихи пригодятся  хотя бы  самому автору,  а  в  случае  давления  над ним искусственных  норм,  они  перестанут  быть нужными  и ему самому.
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 26.04.2009 в 15:08
Добрый день, Василий!
Да я не особенно и ополчился, просто считаю, что глагольные рифмы - жуткий примитив, с них начинают все, но потом надо уходить от них к более сложным и красивым.
Приведённый вами пример для меня ничего не доказывает потому, что тот же автор мог выразить свою мысль в гораздо более красивых стихах, если обошёлся бы без "приходит-происходит".
Я не пытаюсь никого учить, но разве это плохо - подсказать человеку более правильный путь чем тот, по которому он идёт?
Я практически всегда в своих рецензиях добавляю ПМСМ (по моему скромному мнению), как делаю это и сейчас.
Сам я тоже иногда, хоть и крайне редко, применяю глагольные рифмы. Но только в тех случаях, когда без этого просто нельзя обойтись. Бывает и такое...
Стихи, ПМСМ, пишут не только сердцем, душой, но и разум тоже должен присутсвовать. В любом случае само слово "стихи" уже подразумевает какую-то словесную форму, в которую мы должны заключить свои чувства, переживания, взгляды. И правила стихосложения придуманы не мной, Пушиным, Ивановым или Сидоровым - они сложились за столетия, потому соблюдение их считаю обязательным.
Прочтите стихи ведущих поэтов Рунета - все они, подчёркиваю ВСЕ - пишут, соблюдая эти правила. Не думаю, что они делают это сознательно, просто большая поэзия и красивая, совершенная  форма стихов - неразделимы.
С уважением: Андрей
Ирина Корпусова
Ирина Корпусова, 06.11.2011 в 03:20
Конструктивно! И стихотворение, и диспут! Мое мнение - рифмы должны быть (ну ка должны, надо постараться...) таковы, чтобы рифмующиеся слова находились в разных грамматических формах - тогда и простенькие рифмы ярче будут...
Глагольные рифмы уже давно не комильфо, но иногда без них - никуда...
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 06.11.2011 в 07:35
Ну, это не только ваше мнение, Ира, в любом учебнике теории стихосложения это написано в самом начале.
А практически все сильные поэты и поэтессы обходятся СОВЕРШЕННО без глагольных рифм, это же жуткий примитив.
Я тоже несколько лет как полностью от них отказался, и ничего, стихи стали только лучше...
Ирина Корпусова
Ирина Корпусова, 06.11.2011 в 07:43
Серая я... Не училась стихи писать профессионально, до всего сама доходила. И радуюсь, когда вижу чье-то стихотворение без этих самых глагольных рифм. У меня не всегда получается, хотя стараюсь...
Андрей Зеленский
Андрей Зеленский, 06.11.2011 в 08:05
Надо поставить себе как принцип и всё станет получаться.

Это произведение рекомендуют