Глава первая.
Как узнать, что с первого взгляда у вас именно ЛЮБОВЬ?
"Если писать книгу о том, что такое любовь, то книга выйдет без конца. И какое уважение заслужил бы писатель, если бы знал только, с чего ее начать. Если бы человек писал с утра до вечера и прожил сто лет, то мог бы умереть, не дописав даже предисловия."
Жюль Этцель, Французский литератор.
Говорят, если аппетита нет, тот непременно придет во время еды… Постучи ложкой по тарелке, и он, как, трое из ларца, - тут как тут… Вкусное, пропитанное жизненным оптимизмом, изречение, что все у нас будет хорошо, если только захотеть и позвать… Ибо есть аппетит - есть и сама жизнь. Но, быть может, тот, кто сказал так, имел в виду, что аппетит должен придти либо во время хорошей еды, либо если трапеза делится с хорошей компанией, либо, если кроме аппетита больше прийти не может ничего. Иначе его непременно перебьет кто-то или что-то…
В августе прошлого года, четвертого числа, получено этому подтверждение. День у Вадима выдался жарким, в прямом и переносном смысле. На улице стояла нестерпимая жара. Кондиционеры спасали, но только внешне. Взмыленный офис стоял на не то, что ушах, из которых клубилась пена. На… а впрочем, неважно. Жар пылал в плоти и сознании всех сотрудников компании «Карабас». Шли последние приготовления к визиту заморских партнеров, который случится именно завтра. А вся ответственность по приему гостей лежала за Вадимом Борзовым. Как на шефе. Или боссе (кому что ближе по душе). И так заработался Вадим, что вовсе про обед забыл. За последние годы это был первый случай такой, а может и единственный, когда не вспомнил про свой законный обед.
График приема пищи, вероломно нарушенный, обиделся, не на шутку. Вечером, перед ужином, Вадим обнаружил, что аппетит вовсе исчез. Сбежал восвояси! Расдасодаванно, Вадим убрал едва начатую болонезскую пиццу в холодильник и направился в зальную комнату. Не прошло и трех минут, и он уже был погружен в мечты о результатах грядущего события, растворившись в кожаном черном кресле. Цепко сжав пульт от огромного плазменного телевизора, Вадим монотонно стал переключать каналы.
В телевизоре то и дело сменялись сюжеты. То отборные рысаки жадно глотают воздух вспухшими ноздрями, мчась к невидимой цели, так неистово, будто и вправду чуют зависимость своей дальнейшей судьбы от ее покорения, а не их властелина по имени Человек. То очередная душе трепещущая Марианна гневно заставляет богатых рыдать, кряхтеть, стонать, страдать, и, сузив зрачки, насколько это позволяет видеть мастерство телеоператора, сурово запрещает Хуану Карлосу помнить о ней. То какой-то боксер-мулат своей перчаткой-молотом яростно поражает лицо-наковальню боксера-белого да так, что создается звук, которому позавидовал иной индийский кинофильм. А через три секунды неспешно расплывается картина непостижимой гармонии природных тайн заснеженных Альп.
Взгляд Вадима был далек от телесобытий.
Посторонним может показаться, что человек бесцельно просматривал каналы. Однако, такие теле-слаломы служили своего рода арсеналом пакета медитации… Упражнениями на расслабление, тренировкой ума. Так он пытался удержать в мозгу все события кряду. Так он старался вычленить свою информацию, именно ту, которая ему была столь необходима, за которой он так гнался. Так он нередко сбрасывал отрицательную, отработанную, потухшую энергию, накопленную за день, неделю, месяц в бездну стремглав проносящихся картинок. Порой – заряжался новой энергией. Порой - видел знаки, которые мастерски умел читать, воспринимать, ретранслировать, выводить новую формулу собственного поведения, а сейчас…
…Мысли сосредоточены. Плотно заперты на чугунные засовы неприступного мира Вадима в томимом ожидании завтрашней встречи. Вадим ждал ее долго… Очень долго… Лишь трепет души влюбленного накануне предложения им крепкой руки и, скорее всего, пылкого сердца (ведь если сердце не пылает, зачем его предлагать?!) своей неповторимой и, возможно, «самой» единственной («самой» - ибо кто знает, насколько «единственны» мы в этом бескрайнем мире для кого-то, кроме наших драгоценных родителей) может хоть как то сравниться с тем состоянием, которое он испытывал в тот момент. Состоянием, когда магический отсчет времени мерит мгновения, шаги, слова, вздохи, а в голове сумбурно выстраиваются сценарии всех случаев «да» и «нет», но искомый хэппи енд все же уносит мыслителя за горизонты невиданного счастья…
- ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА? – сочно прозвучало в телевизоре. Его взгляд вдруг стал земным, заинтересованным, читающим, будто воскресло нечто иное, кроме его грез и событий. В телевизоре сверкала белесная улыбка коренастого черныша в белом велюровом костюме с тонкими поперечными полосками. Вадим немедля распознал телеведущего популярного шоу (кто-то считает, что шоу интеллектуального), известного своей балагурной репутацией.
В тот же момент, широко распахнулись ставни двустворчатого пластикового окна огромной лоджии, и в большую зальную комнату ворвался… очень странный предмет, который принялся летать по квартире, видоизменяясь в форме. Вадим его не заметил, что не удивительно. Предмет был прозрачен, легок - словно (какое) стекло (закончить мысль).
Под фон вялых аплодисментов, ведущий продолжал…
- Верите ли вы, что такая любовь может длиться вечно и что измены не станут на ее пути. Бывает ли вообще любовь с первого взгляда? С Вами как всегда по четвергам передача «Любовь без границ». Сегодня нашим гостем является доктор философских наук, один из самых лучших психологов страны, - господин Виктор Матвеевич Мозайкин.
- Виктор Матвеевич, на Ваш взгляд, можно ли утверждать, что человек испытывает именно любовь с первого взгляда, а не, предположим, влюбленность, страсть, необузданное сексуальное влечение. Не принимает ли в этот момент человек Самообман за Истину.
- Давайте вначале ответим на вопрос, как понять, что это именно любовь с первого взгляда, или ЛПВ, как у нас принято называть. Многолетние исследования данного феномена позволяют мне сказать, что ее основным признаком является то состояние, которое можно назвать безоглядное ДУШЕВНОЕ РОДСТВО. Именно душевное, а не физическое. Не отрицаю, - фактор физической привлекательности имеет большое значение, но далеко не главенствующее. При такой любви мгновенно создается впечатление, что вы давно знакомы, если не всю жизнь, и что просто были отлучены на время. Души влюбленных словно сквозь промокашку мгновенно просачивается друг в друга, сливаясь воедино, и так, что уже нельзя отличить их друг от друга. Помимо вашей воли лишь взгляд на человека может создать амплитуду волны мощностью сильнее девятого вала, и в состоянии отбросить в самые закрома его истории, мыслей, планов, проблем. Мгновенно вы начинаете дышать его воздухом, удивляться насколько он прекрасен. Вы не замечаете внешних раздражителей и недостатков, хотя человек вполне может быть намного старше, менее физически привлекательным вас. Вы воспринимаете такого человека не просто таким как он есть, а именно как родного каким он может быть вообще. Мы ведь любим родителей независимо от их возраста и физического состояния. Вот также и здесь. Более того, в какой бы точке развития не находился бы тот человек, вы полностью готовы помочь ему, жертвуя собой, порой, без оглядки.
- Любопытно... Если не ошибаюсь, классическим примером этого, может выступить роман Мастер и Маргарита…
- Верно… - Булгакову, на мой взгляд, удалось отразить состояние ЛПВ. Хочу добавить, что сила такой Любви сродни чуду. Но тут есть одно условие. Чтобы выстоять, она должна быть непременно взаимной и не иссякнуть, образно выражаясь, после первых холодов. Что собственно и стало красной нитью в романе.
- Неужели физическая привлекательность имеет столь маленькое значение. Ведь нас чуть ли не с ясель убеждают в том, что мужчины первым делом обращают внимание на ноги, грудь, осанку, волосы, возможно глаза, а лишь потом на все остальное. Про душу мало кто говорит вообще. Зато говорят о том, что как мило показаться с очаровательной куклой на банкете у старого друга, в обществе. А женщины так вообще на… обувь, ногти, строение тела и, простите, даже ягодицы (на экране промелькнула смазливая мордашка молоденькой блондики в смущенной улыбке). Неужели Вы в серьез полагаете, что душа находится где то там, ниже экватора, или хаотично разбросана по всему нашему телу? (в зале прокатывается небольшой смешок). Ну что можно понять по первому взгляду... А как же слова философа – познай себя, познаешь мир? Порой мы свою душу за всю жизнь не узнаем. А тут … кого-то, да еще за секунды!!!!
Психолог не смутился.
- Я не сказал, что физические данные играют маленькое место. Я отметил, что далеко не главенствующее. Но если хотя бы на мгновение у мужчин пролетает мысли о мимолетной интимной близости, о том, как он блестяще «появится в обществе», или еще что-то в этом роде. Или у девушки мелькают чертики о том, как бы ей позавидовали подруги, увидев ее в объятиях этого человека и, так далее, примеров массу, здесь речь может идти о чем угодно, но только не о ЛПВ. И любви как таковой… Возможно о вспыхнувшей симпатии, которая может, при благоприятном развитии ситуации, перерасти в нечто большее. Но любви здесь точно нет, - отрезал психолог, сделав многозначительный жест рукой – но тут же поправил себя… - С первого взгляда, разумеется.
– А если нет? – язвительным тоном вставил ведущий. - Если у кого то, предположим, все же случается любовь, а у, другого, она приходит потом…
- Тогда.. ммм…, тогда шансов на продолжение ровно 50% на 50%. Но вновь мы имеем дело не с ЛПВ.
- Скажите, на Ваш, так сказать любвезнающий взгляд, ЛПВ возможна в наши дни…? Впрочем как и Любовь вообще… Именно тогда, когда материальные и другие ценности заслонили нашу этическую и духовную составляющую.
Профессор отвечал не задумываясь, словно каждый вопрос он предвидел заранее в своей маленькой, компактно сложенной, но по всей очевидности очень эрудированной и умной голове. И хотя, скорее всего это просто фокусы телемонтажа, подстрочник экрана напоминает зрителям, что очевидность ума профессора подтверждается всеми регалиями и достижениями.
- Абсолютно возможна, - просмаковав фразу ответил Мозайкин. Давайте возьмем, к примеру, чету Горбачевых. Да оглянитесь вокруг, и вы увидите массу иных примеров. Слухи об убийстве любви стали въедаться в наше общество паразитирующим вирусом ЭСКАДЭ (СКД), или синдромом купидефицита. Однако это просто вирус, на поводке которого мы стали все идти… Сексуальная революция превратила секс в столповую ценность межличностных отношений. Достижение оргазма стало куда важнее, чем достижение душевной гармонии. Из за свалившейся на него информации человек, слабый по своей сути, уже не понимает, что ищет больше – преданность, душевное родство или физиологическое удовлетворение. Одни ссылаются на глобализацию, другие - на роботизацию, словно «некто оттуда» планирует свершить другую революцию в обществе – лишить его самого главного чувства - Любви. Конечно, не могу отвергнуть тот вклад, который вкладывает материализация общества в этот феномен. Однако позволю себе заметить, что Любовь как чувство, как инстинкт самовыживания передается из поколения в поколение генетическим и кармическим образом. Без нее человек не может быть по настоящему счастлив. И все мы на подсознательном уровне об этом знаем.
- Думаю, что здесь я не соглашусь. Нас буквально пленила мысль о том, что Любовь – это чудо! Но чудес, как многие уверяют, не бывает. Получается, противоречие, которое витает в обществе и накладывает на него цепи неверия в Любовь. – Игривая улыбка расплылась на лице ведущего, гласящая о том, что все, господин профессор, Вы в темном тупике своих же заблуждений.
- Вы правильно заметили, что Любовь – это чудо, – ответил Мозайкин. Так вот в том то и дело, что мы верим в это… ЧУДО, хотя и здесь можем не признаваться самим себе. Начало такого верования берите в сказках. Помните, как, скажем, прекрасный принц неожиданно встречает красивую девушку, между ними пробегает, что принято говорить, искорка счастья, и - случается любовь. После определенных испытаний, которые непременно должны испытывать любовь на прочность, все завершается хэппи эндом: свадебный пир, море цветов, фейерверк, и живет пара долгой и счастливой жизнью. Вы представить себе не можете, как такие установки детства управляют нами на тонком подсознательном уровне. Мы стремимся повторить судьбу сказочных героев. Ждем нашего и только нашего принца и принцессу, и где-то там… далеко… но верим.., все же верим в любовь с первого взгляда, в ЛПД, и любовь как таковую. И если пара достойна друг друга, если ежедневно влюбленные, не только словами, но и делом будут тепло и искренне поддерживать друг друга, то такое взаимное притяжение будет длиться вечно, даже если оно возникло с первого взгляда...
***
- Полная бредомыслица! - отметил про себя Борзов, прицелившись в воображаемых недоброжелателей изящным пультом своего телевизора. - Хотя про родителей - верно сказано…
Мгновение. Экран уныло потух, оставляя тоненькую полоску позади большой и неразгаданной темы Любви. Еще мгновение. Экран представлял собой лишь огромный черный ящик с магическими тайнами человечества. Пустой, черный ящик.
Не знаю, встречали ли вы таких, или нет, но человек этот действительно не верил в любовь с первого взгляда. Впрочем как и любовь как таковую. Не верил он в искренние глубокие чувства между мужчиной и женщиной. Сентиментальные романы и рассказы о любви в представлении Борзова были не более чем девичьими глупостями, пустой тратой времени на их обсуждение. С глубокого детства он уверовал в свою непоколебимую «святую правду», глаголющую, что «все притчи о наплыве мифического чувства, который якобы бьёт в самое сердце и остается, чуть ли не на всю жизнь, придуманы лишь для того, чтобы на какой-то, возможно мизерный, срок подчинить человека иллюзиям, растворить, сгладить, а порой и вовсе потопить тяготы чьих-то, но только не его, судеб...».
Природная сущность Вадима жестоко пропускала мимо глаз чужие сентименты расставаний, разочарований, душевных слез и обид. Сдержанный, равнодушно холодный взгляд Борзова был настолько невозмутим, что такому искусству позавидовал бы любой гений секретных служб. Казалось, никто и ничто во вселенной не в состоянии заставить всколыхнуть и мышцы на его бледновато каменном лице. Таинственная улыбка, при которой едва заметно оголялся передний ряд белоснежных зубов Вадима придавала особый шарм его загадочной натуре.
Внезапная соловьиная трель швейцарского дверного звонка прервала водоворот мыслей…
Продолжение читайте в "КИ" (3) – "Неожиданная Беседа о Любви", где выяснится, почему Вадим не верит в Любовь. Но зато в Любовь верит девушка, которая вот уже много лет любит нашего героя… Безответно.