Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 151
Авторов: 0
Гостей: 151
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Автор: Павел Филин
Унылый ручей человеческих существ медленно струился по каменному руслу тусклого под-земного перехода. Расплывчатое эхо шаркающих шагов и низкого бормотания невнятных фраз тяжёлым облаком зависло над двумя противоположно двигающимися плотными потоками люд-ских макушек. Сотни очень похожих голов, одетых и простоволосых, перемещались, плавно рас-качиваясь на невидимых волнах, либо в сторону выхода на улицу, либо вглубь земли к урчащим вагонам метро. Для того чтобы достигнуть цели своего пути, прохожему достаточно было просто попасть в нужный по направлению и отключиться, предоставив течению самому решать, где надо ускориться, а где - совершить поворот.
Человек в джинсовом костюме, как видно, хорошо знал правила этой игры. Его взгляд был направлен внутрь себя, а ноги уверенно отталкивались от скользкой, покрытой свежей грязью мраморной плитки. Но, вдруг, после очередного поворота, внимание человека неожиданно ко-лыхнулось пугливым огоньком свечи несколько в сторону от движения основной массы народа. Еле заметный сквознячок заинтересованности осторожно тянул из бокового, ничем неприметного ответвления туннеля. Человек вздрогнул и остановился. Сквозь привычный фоновый шум толпы чуть слышно пробивались звуки музыки. Конечно, в подземных переходах довольно часто можно встретить музыкантов, зарабатывающих себе на хлеб (или на масло и красную икру) исполни-тельской деятельностью, и прохожий чуть ли не каждый день равнодушно проходил мимо их не-навязчивого творчества. Но на этот раз в долетевших до него звуках человек уловил что-то такое, что заставило его позабыть, где он находится и куда идёт.
В общем-то, он любил музыку. Не отдавая предпочтения какому-то определенному направ-лению и стилю, прохожий одинаково хорошо относился и к классике, и к джазу, и к народным песням. Но не более того. Не бросаться же из-за такой малости, как музыка, куда-то в сторону от давно намеченного и утвержденного маршрута? Человек вряд ли отдавал себе отчет в своих дей-ствиях. Спешащие тела его сограждан раздражённо толкали под руки и недовольно высказыва-лись по поводу неожиданного препятствия. Прохожий повернулся в сторону и вышел из гудящего потока.
Наступившая тишина на мгновение оглушила его, но почти сразу же звуки музыки стали слышны четче и насыщеннее. Человек медленно побрел ей навстречу, тщетно пытаясь разобрать-ся в происходящем. Звуки явно принадлежали какому-то клавишному инструменту. «Наверное, синтезатор», - подумал прохожий и завернул за очередной угол, огибая лоток с разноцветными книжками. Но для электронной музыки раздававшиеся аккорды были слишком натуральными и глубокими. Человек терялся в догадках. «Неужели запись?», - почему-то испугался он и непроиз-вольно прибавил шаг. В глубине души стало разгораться нехорошее чувство, готовое в любой момент перерасти в озлобленность. «Ну, конечно же, запись! – заводился человек. - Не потащит же этот чудак в метро пианино!» И вот впереди ещё один излом кафельной стены, а музыка уже во всю господствует в полупустом туннеле. Нетерпение прохожего достигло своего максимума, он приближался к разгадке. Не снижая скорости, человек завернул за угол и застыл на месте. Пе-ред ним, таинственно мерцая черным лаком и преграждая путь дальше, стоял рояль.
Музыкант, изящно сидящий на невысоком табурете задумчиво исполнял какую-то до боли знакомую пьесу. Пальцы, не спеша, перебирали черно-белые клавиши, извлекая из величествен-ного инструмента простые аккорды. Но, однако, простота и даже некоторая примитивность, кото-рые на первый взгляд обнаруживались в композиции, вдруг совершенно неожиданно для слуша-теля исчезали, и душа начинала улавливать в мелодии странный, невероятный смысл, который так же внезапно терялся, как только внимание концентрировалось на нем. Так неловким движением рук мы пытаемся схватить мокрый скользкий предмет, и чем сильнее наше старание, тем все бес-смысленнее совершаемые попытки. Вот и прохожий, не смотря на неспешность и гармонию нот, нетерпеливо переминался с ноги на ногу, раздраженно вспоминая, где он мог слышать это произ-ведение.
Наконец музыка стихла.
- Извините, - прохожий дотронулся до рояля, - не могу вспомнить название композиции… Это из какого-то мюзикла?
- Нет.
- Странно. Мне кажется, что я знаю эту мелодию.
- Возможно.
- Это… это.., - прохожий с надеждой посмотрел на музыканта.
- Это просто импровизация.
- Ах, импровизация… И всё-таки она мне что-то напоминает.
Музыкант ничего не ответил и заиграл вновь. И опять человек почувствовал себя ловцом солнечных зайчиков. Знакомая гармония прыгала по подвалам памяти ярким пятном, но не шла в руки. На лбу прохожего выступил пот.
- Остановитесь!
Музыкальная фраза оборвалась на середине. Пианист вопросительно взглянул на человека.
- А что вы исполняли сейчас?
Музыкант пожал плечами:
- Да в общем-то даже не знаю. Так… Что пришло в голову, то и сыграл.
- Но ведь это известная тема из… из… черт, совсем вылетело из головы… - прохожий с си-лой потер лоб. Музыкант терпеливо ждал, с интересом наблюдая за мучениями своего беспокой-ного слушателя.
- Ее еще так часто крутят по радио… неужели Вы ее не знаете?
- Нет.
- Да быть такого не может! Вы что – издеваетесь надо мною?
- Помилуй бог, успокойтесь. Я на самом деле не знаю, о какой мелодии Вы говорите. Я же уже объяснил, что играю то, что возникает в воображении в данный момент.
- Ах значит не знаете? – человек начинал медленно закипать.
- Уверяю Вас.
- Тогда что возникло в Вашем воображении сейчас?
Музыкант повернулся к роялю, задумался на несколько секунд и коснулся клавиш. Зазвуча-ла новая мелодия, такая же легкая и приятная, как и предыдущие. Прохожий узнал и ее тоже, но вновь был не в силах идентифицировать.
- Стоп! Сейчас я докажу, что Вы лжете, утверждая, что занимаетесь импровизацией. Вы про-сто переигрываете популярные композиции, немного изменяя их. – Прохожий радостно полез в карман куртки. – Вот… сейчас… одну минутку, - он извлек на свет мобильник. – Эта мелодия есть в моем телефоне. – Он стал лихорадочно нажимать кнопочки, заставляя аппарат воспроизво-дить поток полифонических семплов. – Сейчас, сейчас…
Вскоре запас мелодий исчерпался, но человек, не замечая этого, пошел перебирать их зано-во. На четвертом круге он растерянно поднял глаза на музыканта.
- Ничего не понимаю. Она точно была в моем телефоне.
- Да Вы не расстраивайтесь.
- Я не расстраиваюсь! Кто-то стер мелодию! – Прохожий скрипнул зубами.
- Это не я.
- Смеяться вздумал? – Человек набрал какой-то номер и стал дожидаться соединения. – Сыг-рай-ка ещё чего-нибудь «из головы».
И опять зазвучала странно знакомая, даже чем-то родная музыка.
- Алло! Это - я. Мне нужна твоя помощь. Подскажи, что за мелодия сейчас звучит, а то я ни-как не могу вспомнить. – Он поднес мобильник к роялю, немного подержал и вновь приложил к уху.
- Ну что? Да-да-да, очень известная вещь. А кто исполняет? Не помнишь… А откуда она?.. А кто автор?... Дьявол! А ты вообще хоть что-нибудь помнишь?! Со мной все в порядке!!! Я не кри-чу. Где я нахожусь? Ну где я могу еще находиться – в метро конечно же! Стою как дурак перед роялем и не могу вспомнить не одной знакомой мелодии! Да, перед роялем!!! Это у тебя не все дома, идиот! – последнюю фразу прохожий прокричал, держа телефон перед собой. А музыка продолжала звучать, добивая несчастного человека своим совершенством и недоступностью. На-конец прохожего, кажется, осенила гениальная идея:
- Слышь? Я сейчас. Ты только никуда не уходи – я быстро.
И он бросился со всех ног вглубь переходов. Где-то по пути сюда он видел ларек с дисками. Уж там-то наверняка отыщется этот проклятый шлягер. На половине пути, человек понял, что не помнит, как звучала гармония и вряд ли сумеет хотя бы просто промычать ее. Как же тогда он объяснит продавцу, что ему нужно. Прохожий резко развернулся и побежал обратно к музыканту. Вот последний поворот стены и… пустой проход. Конечно, он был не совсем пустой. В данный момент по нему двигалось несколько человек, но огромный, перегораживающий движение рояль, как, впрочем, и сам музыкант, отсутствовали. Прохожий прошел вперед и заглянул за следующий поворот – никого. Он вернулся вновь на то место, где несколько минут назад находился инстру-мент. Внимательно вгляделся в пол, словно пытаясь отыскать следы металлических ножек, даже провел по нему пальцем, поднялся и медленно побрел назад к эскалатору.
© Павел Филин, 18.04.2009 в 07:35
Свидетельство о публикации № 18042009073550-00104280
Читателей произведения за все время — 60, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют