Попытаемся имитировать манеру «раннего» Николая Заболоцкого (до его «перевоспитания» ГУЛАГом). Она чудовищна – с точки зрения «нормальной поэзии». Впрочем, этим же отличались и творения остальных ОБЭРИУтов (Хармса, Введенского и др.).
Мир Заболоцкого непривычно основателен, велик. Любая былинка глыбоподобна.
Всё в этом мире требует глубочайшего осмысления. Во всём – в любых предметах или действиях – скрыто чуть ли не сакральное значение.
Этакий испытующий взгляд младенца, впитывающего новую для него Вселенную.
Мир одушевлен. Сплошная борьба интересов – желания деревьев, зверей, людей, явлений природы…Даже любых предметов – домов, камней, мяча футбольного. Они нелепо-степенно рассуждают, а то и спорят… Мироздание – едино, абсолютно всё в нём взаимосвязано.
И это действо – под подчёркнуто-профанные, но наукообразные заклинания.
Никаких «тонких» переживаний или эмоций. Никакой романтичности.
Только рассудительность, «коллективная» активность, осознание «глубинного» интереса каждого участника фарса. Действия, а не чувствования слякотные. Но это – не жесткий марш поздних героев Маяковского, ведомых железной волей, а активность почти биологическая, органично, внутренне героям присущая.
В стихах не виден лиргерой. Во всяком случае, нет описаний чьих-то духовных содроганий от первого лица. Повествование ведётся, похоже, просто от имени философски настроенного автора.
Пожалуй, стихи Заболоцкого – лубок. Картина примитивиста.
Взгляните:
Идёт медведь продолговатый,
Как-то поздно вечерком.
А над ним, на небе тихом,
Безобразный и большой,
Журавель летает с гиком,
Потрясая головой.
Или:
Тогда крестьяне, созерцая
Природы стройные холмы,
Сидят, задумчиво мерцая
Глазами страшной старины.
Да это же из – из грифоновских «Перландромов»! «Продолговатый медведь» мог бы и на «приз» рассчитывать…
Заболоцкий игнорирует общепринятые «правильно».
Он иногда пишет нарочито анти-ритмично, в рифмованных строках вдруг появляется строчка совершенно нерифмованная, скорее даже – прозаическая.
Рифмы – часто «детские», грамматические.
Его герои рассуждают языком, иногда, очень высокопарным (этак из начала 19-го столетия). Совсем простецких, разговорных выражений они не потребляют (это вам не Крылов!), зато падки на расхожие научные, «умные» термины. Иногда – на канцеляризмы. Этакие мудрствующие обыватели времён заката НЭПа. Причем сам-то герой – волк, бык или дерево…
Буффонада – явно не от неумения. Просто ему так хотелось. Когда «потребовалось» – Заболоцкий стал писать стихи в совсем другой манере, совершенно классической. Но это был уже другой Заболоцкий.
Кстати, в искусстве, мне кажется, есть закон: любой ляп, повторяемый систематически, вызывающе и, главное, талантливо, становится новым стилем (стихам большинства «перландромовцев» последнего ингредиента чуть-чуть не хватает).
ОБЭРИУты могли стать новой волной футуризма. Их стиль выглядел действительно вызывающе. На их несчастье, государство решило, что этот вызов – ему…
Интересно, наверное, проследить связь героев Заболоцкого и Зощенко. Мне кажется, они (в части «людского контингента» :) ) близки. И нарочитый «простонародно-штамповый» язык Зощенко имеет то же художественное значение, что и наукообразная, слегка архаичная рассудительность героев Заболоцкого.
Описать особенности стиля «раннего» Заболоцкого крайне трудно. Но то, что он очень индивидуален – очевидно с одного взгляда. Можно только вчитаться в его произведения. В сети их достаточно. Например, http://lib.guru.ua/POEZIQ/ZABOLOCKIJ/poems.txt
Только – ещё раз подчеркну – речь идёт о стихах Заболоцкого начального периода, желательно – 1928..1933 гг. Стихи, написанные в конце жизни – совершенно другие.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Тему для имитации задаст Высоцкий: «Там у соседа – пир горой». Подробности придумайте сами. Но – не впадайте в туманные переживания, скорее подойдёт лубок. Разумеется, цитирование строчки Высоцкого в тексте необязательно. А вот сочные подробности в «мудром» стиле Заболоцкого – желательны. И постарайтесь не использовать современный антураж – вообразите себя (например) в ленинградской коммуналке 1929 года или в тогдашней непролазной провинции. При желании «соседом» может оказаться и тамбовский волк… :) В общем – фантазируйте, но в рамках доступного тогдашнему Заболоцкому.
Итак, задание: текст в манере раннего Николая Заболоцкого на тему «Там у соседа – пир горой». Цель конкурсантов – написать стих, максимально имитируя авторскую манеру. Желательно учесть как технику, так и особенности лексики и образного ряда. Т.е., цель – всё та же, амбициозная: «попробовать допрыгнуть» до уровня классика, «вжиться» в его творчество, написать не пародию на конкретный стих, а нечто новое, «всерьёз», что не было бы «белой вороной» в сборнике поэта.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
К участию в конкурсе допускаются все зарегистрированные на сайте авторы.
Каждый участник имеет право подать одно произведение (плюс, при желании, – несколько вне конкурса). Текст работ размещается в данной ветке форума мастер-класса. Не возбраняется их редактирование (до истечения срока подачи): главное – не скорость отклика, а качество. Но произведение, отредактированное после окончания срока подачи, с конкурса снимается.
Члены жюри могут подавать произведения только вне конкурса.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Сроки подачи работ: c 3 апреля 2009 по 30 апреля 2009.
Работа жюри: 4 мая 2009 –24 мая 2009.
Объявление результатов: 27 мая 2009.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Состав жюри:
Андрей Злой
Бочаров Дмитрий С
Вера Подакина
Ирина Акс
Любовь Сирота
Михаил Левин
Секретарь жюри – Наталья Ирга
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Победитель конкурса определяется по общей сумме набранных баллов. Если по какой-либо причине судья не проголосовал за автора, отсутствующая оценка вычисляется как среднее арифметическое от оценок остальных судей.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Премии: 1-я – 2000 баллов, 2-я – 1200 баллов, 3-я – 800 баллов.
При числе участников до 6 (включительно) присуждается только 1-я премия, 7-12 – 1-я и 2-я премии, 13 и более – все три премии.
Произведения-победители на страничках авторов помечаются значками соответствующих наград.
Удачи!
P.S. Напоминаем, что ещё не закончен приём работ в конкурс твёрдых форм (до 15 апреля). Ждём Ваши рондели.