Но, уверен, мало кто знает, что значил этот образ для «трибуна революции». Как сказал бы он сам, конкурсанты часто «спьяна путали штаны и паруса» («Христофор Коломб», 1925).
В качестве иллюстрации приведу (с сокращениями) главу из пособия «Факультатив по литературе для старшеклассников» Цветковой М.Н. и Лифшиц С.М. (М.: Молодая гвардия, 1968). Из неё видно, что тема конкурса была задана вовсе не случайно.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
4.17. ПАРУС МАЯКОВСКОГО
Кто над морем не философствовал?
Вода.
(В.В.Маяковский)
В одной из своих многочисленных автобиографий [газета «Хабаровский комсомолец», 16.08.1927] Маяковский пишет: «С отцом в поезде. Рядом благодушествует пьяный. Из-под него – лужа. Воняет. Не в силах подняться, декламирует: «Под ним струя светлей лазури…». С тех пор – отвращение к классике, лазурям и прочим парусатостям».
Поэт явно издевается над любителями дворянско-романтических «красивостей». Но, на самом деле, противоречивый образ лермонтовского паруса привлекал его на протяжении всего творчества. Аллюзии очевидны.
В фондах музея Маяковского сохранился черновик одного из его первых, ещё 1912 года, стихотворений [Веселова Н.В. Истоки творчества Маяковского. – М.: Советский писатель, 1964]:
Лазури потрошили ватник,
рычали и плевались пеной,
роняло Солнце – разливать их –
дождя стеклярусные стены.
В висок долбился дятел пульса,
и море пьяненько качалось,
а парус лягушаче дулся,
облапив мачты мокрый фаллос.
Здесь, за сценой волнения на море, дождя, клочьев туч и проблесков Солнца, отчётливо проступают гротескно искажённые, но знакомые образы.
Показателен также напечатанный в «Новом Сатириконе» (№21 за 1915г.) пародийный «Парус».
Был парус, как облачко сахара, бел.
Дразня работягу-пирата,
таскал сундуки золотых каравелл
из бешеных снов-эльдорадо.
Щеками надутыми – мэ́тр-де-отель,
а норовом – бáрмен матерый, –
размешивал в трюмах гремучий коктейль
смутьянов, попов и мадеры.
Свистала о реи бореев орда…
Кровавей, чем призрак неронов,
на шпагу бушприта низал города
под пушечный рёв бастионов.
Позёр, но любимчик гусаров и дам,
в туманах мечтал одиноко…
– Под парус!!! – за это я душу отдам!
(В Анапе… В июле… И – коком.)
Намек на «гусара» прозрачен... Примечательно, что стих не вошёл в прижизненное собрание сочинений. Вероятно, сам поэт счёл его слишком безыдейным.
Зато в одном из последних стихов Маяковского находим строки, прямо спорящие с этим шуточно-приключенческим образом:
Пусть парус
от дыма линкоров
сер,
заплаты крепкú –
и ладно!
В рабочих эскадрах
СССР
нужна и моя
шаланда.
Поэту привычна
нéвода
пудь,
авралы –
путúн путúнней:
иную мыслишку,
попробуй,
добудь,
в усталых мозгов
пучине!
Нахлынет
работы волна –
гора!
Нависнет
в лазурьей дýри…
Что – буря?! –
Я – старый пират пера,
видал не такие
бури.
(«Романтикам дела», 1930)
Здесь поэт полемически остро заменяет абстрактную романтику Лермонтова романтикой дела, поэзией трудовых будней.
Знаковое совпадение: Маяковский часто публиковался в организованном по инициативе Горького издательстве «Парус» (самой первой книгой издательства стал сборник стихов «Простое, как мычание»), а в 1917 г. сочинял подписи к выпущенным «Парусом» революционным плакатам. Возможно, в дальнейшем полученный опыт пригодился ему для окон РОСТА.
На известие о бегстве белых из Крыма Маяковский ответил плакатом с частушкой.
В море – парус одинокий,
и дымочки куцые…
Унесли буржуи ноги
éвнухами в Турцию!
(Окна РОСТа, ноябрь 1920)
Однако образ «парусов и лазурей» поэт иногда использовал и как собирательный для обозначения отжившей, салонно-беззубой, литературы. Например,
Вы,
измолившиеся
на слово «красиво»,
парусов и лазурей апостолы, –
а заплёванных душ Цусиму
лазурями высказать просто ли?!
(«Херувимистым», 1916)
При раскрытии данной темы на факультативе следует отметить, что, несмотря на внешнюю несхожесть произведений Лермонтова и Маяковского, они являются частями единой поэтической традиции – хотели авторы этого или нет. Вопросы вечны, но каждая эпоха отвечает по-своему.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Надеюсь, что приведённый отрывок отчасти ответил и на Ваши вопросы – с чего бы я выбрал такую «анти-маяковскую» тему для первого тура.
Андрей Злой
01.04.2009