Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 254
Авторов: 0 Гостей: 254
Поиск по порталу
|
Ангелина Злобина / Полученные рецензииРецензия на «Углич, Кузин, Мандельштам.»Рецензия на «Сущность»
Кац Евгения, 14.02.2013 в 15:23
Отлично! Интересно! Профессионально!
Спасибо за доставленное удовольствие!
Ангелина Злобина, 14.02.2013 в 17:42
Спасибо, Евгения!
Оказывается, у нас с вами есть рассказы с одинаковым названием! ("Заяц") Пойду читать ) Рецензия на «Немного солнца»
Ильина Наташа, 26.05.2012 в 00:17
Прочитала все расссказы.Немного раздражала некоторая затянутость.Уходила.Но снова возвращалась.Они очень притягательны.Вы несомненно мастер.Особеннно понравились "Заяц","Любка" и "немного солнца".
Если ещё для таких как я добавить остроту сюжета.Но видимо Вы такой созерцательный автор и я конечно буду вас читать и ждать новых рассказов.
Ангелина Злобина, 26.05.2012 в 01:08
Большое вам спасибо за долгое и внимательное чтение, Наташа. Я, в общем, пишу примерно то, что сама хотела бы читать, и я люблю именно созерцательный авторский взгляд, он мне понятен, я обычно легко догадываюсь что кроется за визуальными мелочами, несовершёнными поступками, несказанными фразами.
Собственно, атмосфера - это то, что интересно создавать и интересно разгадывать, это то, что я ценю в кино, литературе, живописи итд. Так что, остросюжетность вряд ли меня постигнет. Буду пользоваться неотъемлемым правом графомана писать как Бог на душу положит, а стало быть, на него вся надежда ) Что-нибудь новое будет ещё не скоро, пишу я медленно, а задумано нечто большое. ну посмотрим. Спасибо вам ещё раз! Рецензия на «Окский»
Травкина Елена, 19.03.2012 в 15:32
Перечитывала с удовольствием. Даже нет. Знала, что снова понравится, и уже заранее этому радовалась.)
Если попытаться обобщить (а это вообще возможно?)) свои впечатления от прочитанного, то, Ничего более странного и естественного, чем это медленное шествие с птицами сквозь вечерний лес, я не могу припомнить. Я бы сказала, что это про все произведение. Удивительно сказочное в своей параллельности нашему миру и удивительно естественное. … Максимально будничное начало. Ничего нового, ничего экзотичного: пейзаж за окном будто плыл по кругу. Одно раздражение, по-моему, знакомое всем без исключения: спать хочу, ну, вас к черту с вашими песнями (экскурсиями.)) И взгляд вокруг немного сверху вниз: брелок как дешевая серьга, названия речек – миленькие такие. И вдруг первый стоп: а здесь, оказывается, даже разговаривают по-другому. И живут, наверное, в каком-то другом измерении: в платьях с оборками, безмятежной задумчивости, с бурьяном, пустырями и кузнечиками. «- Будь другом, останови на пару минут …» И ведь останавливают! А потом из кусочков мозаики постепенно начинает складываться целый мир, доселе, наверное, героине не знакомый. Пьяный диспетчер и девочка (дочка?), которая, пожалуй, только зеркальных очков туристки смущается, а так – привыкла. Женщины в залаченных прическах, обтянутые ярким. Потный мужик с перегаром. НИКТО НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ. Но героиня не может пока принять этот ритм. Минутная стрелка будто засыпает на каждом делении. И долго еще не сможет. Даже осознав, что мир прежний закончился – началась сказка. Поверить в ее реальность сложно. Потому что много реальнее тот мир, из которого героиня приехала, в котором люди «нервные и несчастные». Потому, может, и нож руки не держат. Но ведь уже звучит потрясающая своей антилогикой (на лоне природы, но про людей цивилизации) фраза: Зачем, когда мы так одичали? Да и никакого удивления по поводу комнаты вместо барака героиня не испытывает. Потому что это если еще не приятие нового мира, но уже попытка взглянуть не извне, а изнутри. Не могло здесь просто быть по-другому. Потому и в одном ряду: книги, сувениры, гитара и – сосны. Сосны – что может быть привычнее?) Здесь - часть повседневного существования. Здесь – так. Девушка с армянским профилем. Журавлики из бумаги. Когда я читала в первый раз, мне стало жаль героиню: ей трудно будет потом отвыкать от всего этого. И мне вместе с ней. Вечер на обрыве. Лиц не видно. Лиц нет. Голые корни сосен у самого края, как длинные пальцы над клавишами. И музыка. Героиня окунается в сказку и начинает видеть. Хотя и чувствует себя немного виноватой: почему только ей? За что? Быть может, это взаимность? За спиной изумлённый детский шёпот: - Кто это? Детям еще только предстоит попасть в эту сказку. Или не попасть. Но я, взрослая, завидую: закат, тени, яркие пятна одежды и большие (даже если маленькая) птицы… Потрясающе то, что, сама того не замечая, героиня начинает изменяться. Меня едят комары и слепни. Я ем крупную и душистую чёрную смородину. Она становится частью экосистемы. Частью этого мира. Как в сказке – пересиль себя – получишь полцарства. Мысли всё больше незатейливые, простенькие, вроде головастиков в пруду. Вот и хорошо. А то, чуть что, сразу - разбирать вольер, гонять ведро, долбить стены… Это круто. Это уже постижение гармонии. Познание истины. набираю воду из уличного крана у крыльца. Вот тут перелом наиболее очевиден. Нет раздражения (а в городе бы сразу - почему так долго?!), есть бабочка. Ну, а потом уже и желтые перчатки становятся любимыми.)) И ведь, судя по всему, героиня не первая и не последняя. Есть еще таинственный даритель рыб. Да и все те, кто не погнался за длинным рублем, а нарезает по утрам колбаски из корма… Они ведь разные все. Очень разные. Хотя и сказано о них слово-полслова. Улыбчивая и очень преданная своим журавлям Маша, так-так Татьяна Анатольевна... Они тут еще. Надолго? …у меня снова возникает острое ощущение беззащитности этого заповедного уголка, будто он существует только по случайному, временному недосмотру тех вездесущих сил, что вечно жаждут добра и, преумножая его, вечно творят зло. Вот и у меня оно возникло.( ... Описания простые и очень искренние что ли. Очень уютные. Оттого и ощущение присутствия. Ты там. И ты спокоен. Целительная терапия - читать перед сном. Можно, я просто поцитирую? Бор начинается внезапно, будто с открытого места вдруг попадаешь за густой зелёный занавес. игрушечный лес деревянный клюв дятла Осенний туман, бледные силуэты сосен, столбы, серые провода. Пронзительный крик. Два самурая, взмахнув рукавами чёрных кимоно, взлетают вверх. Провода провисают под их тяжестью, пружинят, покачиваются. Тишина. Блеск длинных мечей, красная кисточка на рукояти. В подёрнутой инеем жухлой траве две пары деревянных гэтта… Пруд с зеленоватой водой и осокой в сумерках становится похожим на гобелен. Луна - огромная, спелая, рыжая. Дождь застаёт меня на середине поляны, такой внезапный и сильный, будто он собирался пролиться вовсе не здесь, а намного дальше, и не так, а размеренней, осторожней, но - не донёс, обрушил и с досады длинно громыхнул через всё небо. и прямо на шоссе опустится гигантское солнце ... Он очень светлый, ваш рассказ. В нем много юмора: не громкого, не эстрадного. Забавно наблюдать, как отесывается новичок, которому все в новинку и все прекрасно: третьи подбегают ближе, резко вскрикивают и танцуют - крылья раскинуты, шеи загнуты…. - Хулиганьё… - мрачно резюмирует Маша. И про будни питомника. Ну, это само собой, как же без клада… )) И про журавлей. Жениться, выгуливать – еще понятно, но «ножки кривенькие»! Я раз за разом ловила себя на мысли, что вместо «птенцам» упорно читаю «младенцам».) У него высокие крепкие ноги, длинная шея и просвеченный солнцем золотистый пух от макушки до хвоста. Стоит неподвижно, тихий как растение. Задумался… И слов нет. Одни ути-пути.) Про журавлей – это отдельная история. Это просто безумно интересно, потому что я вот ни-че-го-шень-ки о них не знала. Спасибо, что рассказали: и про пол, и про первый полет, и про игрушки), и про грудью на швабру, и про подрезанные крылья.
Ангелина Злобина, 20.03.2012 в 09:34
Я и сама недавно перечитывала, что-то ностальгическое возникло и подтолкнуло. А может потому что с Машей недавно общались в сети, или потому что откуда ни возьмись, нашлась вдруг дома книга японских сказок «Журавлиные перья», купленная кому-то в подарок (?) и потерянная (на видном месте) ещё за полгода до поездки в заповедник.
Есть чудная фотография, сделанная в той комнате – раскрытое окно, сосны. А на столе у окна – Машкин ноут, груши и бумажный журавлик. Мне всё-таки повезло, даже с этой комнатой – те, кто приезжал чуть раньше, жили в волонтёрской общаге, это куда более спартанские условия. вот к такому я и была готова морально. А так же к любым похолоданиям, дождям, тяжёлой работе и собственной там неуместности. Но что-то совпало самым простым и удивительным образом. Кстати, записывать что-либо там оказалось совершенно невозможно, наверное, для того чтобы писать, нужен какой-то крен, неустойчивость, нервность. А там сама необходимость этого занятия кажется сомнительной. И в книгах интересуют только фотографии и рисунки – какие-то отзвуки детского восприятия ) Поэтому и записи в моём блокноте были больше похожи на ленивые каракули, будто писал аутист с дисграфией, коротко, бессвязн. непоня ничего, и неразб. нашла какую-то корягу, дождь сиблинг автобус в 15.30 … итп. Ну а связный текст уже дома писала, конечно. Поостыв несколько. Накренившись, впав в некоторую неустойчивость с попытками творчески опереться хоть на что-нибудь ) Благодарю вас за чтение, Елена, всегда рада вашим рецензиям, это отдельный талант – видеть и анализировать, чутко ловить намёки и понимать подтекст и недосказанность. Рецензия на «Мадонна Кривелли»
Эркюль де Савиньен, 01.01.2012 в 18:04
Мне понравилось, как Вы пишете. :) Скачал. Буду читать до победного конца.
С Новым годом! :)
Эркюль де Савиньен, 02.01.2012 в 20:27
Прочел. И опять понравилось. Хотя поначалу было несколько замечаний по поводу стилистики. Но, язык, конечно, хорош. История банальная, характеры тоже довольно слабо раскрыто, но написано блестяще. Литературное дарование несомненно. И фактура убедительна. Бытовой и художественный антураж я имею ввиду. Чувствуется, что автор сама "краски месила". :) Потом еще что-нибудь прочту. Думаю, что с не меньшим удовольствием.
Ангелина Злобина, 03.01.2012 в 13:32
Вы по профессии не составитель гороскопов?
И фразопостроение похоже и логика того же порядка.
Эркюль де Савиньен, 04.01.2012 в 11:40
Нет, не составитель. Хотя один раз пришлось составить. :) Когда штатный составитель не смог передать в газету очередной гороскоп - он жил в другом городе - мы все, кто сдал материалы в номер, обратили свои взоры к лампочке, за неимением по случаю дневного времени в наличии звезд, и от лампочки сочинили шикарный гороскоп, за который нас потом благодарили читатели. Здесь главное что? Хорошо владеть специальной лексикой. :)
По вашему ответу я понял, что вы несколько обиделись. Вот только на что? На то что я был краток или на то, что наше мнение по поводу рассказа не совпало? :)
Ангелина Злобина, 04.01.2012 в 12:02
Нибожемой, какие обиды. Просто я не принимаю всерьёз осторожные высказывания типа "всё бы ничего, но кое-где, кое-что", это со стороны рецензента совершенно лишнее кокетство.
Рецензии мне интересны в первую очередь как зеркало, читаю и вижу, кому и что понятно или непонятно. Но иногда из рецензии видно только, что человек прочёл текст и заявил об этом - тоже имеет право быть, почему нет. И в этом случае краткость - наилучшая форма. По поводу банальности сюжета - изрядно сказано, это прямо аж всей литературе можно предъявить. Банальным произведение делает не сюжет, а авторский взгляд и способ изложения. Впрочем, и читательский взгляд может быть банальным, разве нет? Ведь видят же простейшие из читателей в "Анне Карениной" только лавстори с суицидальным концом, а дальше заглянуть им сложно, отвлекаются на яркое как дети.
Эркюль де Савиньен, 04.01.2012 в 13:05
Нет, банальность сюжета - это безотносительно к оценке рассказа. Рассказ я прочел с удовольствием. Но исключительно благодаря технике написания.
Что касается сюжета. Видите ли, Чехов, кажется, сказал, что в основе рассказа должен лежать анекдот. Ну в классическом смысле. То есть, случай, о котором интересно рассказать. Здесь нет такого случая. Две женщины у одного мужчины. Так бывает часто. Не может выбрать. И не выбрал. Так две и осталось. Ну и что? нужно ли об этом рассказывать? Если так как вы - мастерски - да нужно. Или можно, во всяком случае. Что касается Анны, то произведение это никак не может быть банальным. Что же вы нашли в нем банального? Конечно, ваши героини тоже пытались уйти Туда. Но это, согласитесь, для современной литературы акт заурядный. Чуть что - или таблеток кучу или в ванну с бритвой. А теперь еще и с крыши прыгать обнявшись. Но ведь причины-то разные. Анна попала под такой пресс, который могла выдерживать только очень цельная, сильная натура. Она такая и была. Гражданский брак в ту пору приравнивался к положению содержанки. То есть, элитной проститутки. И каково было это ей принять? Это сейчас некоторые старшеклассницы мечтают о такой профессии, а модели ею и занимаются. Анна была светская дама высокого положения. Однако она выбрала любовь, получив взамен презрение общества,, которое в целом-то ее не стоило. Вронский с некоторого времени стал тяготиться ею, поскольку она не позволяло ему реализоваться на общественном поприще. Она постоянно чувствовала вину перед мужем. И наконец страдания матери... Ее жизнь - вызов. Бунт. Это и сейчас все читается с большим душевным напряжением. А в свое время воспринималось современниками как взрыв бомбы. Какая же здесь банальность?
Ангелина Злобина, 04.01.2012 в 13:25
Я бы не стала употреблять такие слова как «рассердилась» и «посмел». Я бы сказала – разочаровало то, что вы намекнули, а не сказали прямо, где и что. Вы сообщили, что вам есть что сказать, но не сказали. Мне следовало спросить?
Что я нашла банального в сюжете Анне Карениной – ничего. Ничего не нашла, о чём и сказала вам. То есть, банальным его находят читатели с несколько другим взглядом. Я не нахожу. Но вы прочли мою фразу немного иначе. Вы и мой текст прочли несколько «иначе», о чём только что сообщили в рассуждениях о нём. Вот этот ваш отзыв для меня более ценен, потому что кое-что говорит о том, как именно читается рассказ, таким автором как Эркюль де Савиньен, например. Такая точка зрения тоже имеет право быть.
Эркюль де Савиньен, 04.01.2012 в 13:53
Так я же ничего и не сказал практически! :))) Даже не назвал те предложения в которых, как мне показалось, нашел стилистические или логические неточности.
Вы хотите серьезного разговора? :)
Ангелина Злобина, 04.01.2012 в 13:57
Собственно, я вообще предпочитаю серьёзный разговор, но вы именно ничего не сказали. Странный вопрос, ей-богу...
Эркюль де Савиньен, 04.01.2012 в 14:20
Хорошо, сейчас еще раз текст посмотрю:)
ps Скажите, а Злобина -
Эркюль де Савиньен, 04.01.2012 в 15:13
Написал вам большое письмо не с разбором, а с замечаниями по строкам, и даже отправил. Но в этот момент что-то случилось с сайтом. В отправленных его нет и в черновиках тоже. Увы...
Эркюль де Савиньен, 05.01.2012 в 18:53
немножко отойду от сердитости на сайт и напишу еще. :) А то опять обзовете звезду... Ну в общем - звездочетом :)))
Рецензия на «Мадонна Кривелли»
Татьяна Смирновская, 19.12.2011 в 15:27
Обыкновенная история (с)
Хорошо. Впрочем, как всегда у Вас. Спасибо :)
Ангелина Злобина, 19.12.2011 в 15:58
Здравствуйте, Татьяна! Насчёт "обыкновенной истории" вы правы более чем можно предположить - я, пока писала, вспомнила Чеховскую "обыкновенную", один технический момент меня интересовал )
Спасибо вам за чтение и отзыв! Рецензия на «Мадонна Кривелли»
Травкина Елена, 19.12.2011 в 15:25
Глупенькие, глупенькие девочки...
Прочитала с удовольствием. Анализировать после первого прочтения практически невозможно, так как не оставляет ощущение, что окунулась в чужую жизнь, оказалась свидетелем еще одной драмы. Героев видишь, слышишь. Они настоящие. Не хочу обещать, чтобы не было, как с "Окским", но все-таки очень постараюсь сказать позже немного больше. Ибо понравилось. Спасибо.
Ангелина Злобина, 19.12.2011 в 16:03
Спасибо, Елена.
Насчёт "сказать больше" - конечно, мне было бы интересно, но никаких обязательств, разумеется. Только если само возникнет.
Травкина Елена, 28.12.2011 в 18:56
Я все-таки вернулась.) И попробую теперь сформулировать/систематизировать все те мысли, которые бродили у меня в голове в процессе прочтения. Если буду косноязычна, не обессудьте. Иногда бывает очень трудно передать словами то, что переживаешь.
Итак. Как я это увидела. История любви, переплетенной с тайной искусства. Не будь этой тайны, не было бы встреч, ни первой – с Леной, ни второй – с Юлей. Тем более второй. Увлеченность Данилы любимым делом граничит … не с маниакальностью, конечно, но с азартом, что ли. Неслучайно натурщик Арик появляется в рассказе в самом начале, определяя одну из осей сюжета. Занятие уже закончилось, но Данила не может сопротивляться тому внутреннему, что его захватывает, когда в руках кисть, а перед ним мгновение. То самое, которое «остановись». Он и не сопротивляется.) Мне кажется, Данила и не в самих героинь влюблялся, а в их отражения. В их портреты. В то, какими видел девушек только он. «Данила … просто ощущал вокруг некое тихое свечение, и, боясь потерять это чувство, не отвлекался ни на разговоры, ни на посторонние мысли». Не в этом ли страхе и причина его сближения с моделями? Когда, желая завершить трудную, но интересную задачу, художник переносит свой интерес на ту, кто у него не получается. Пигмалион, влюбляющийся в свою идею. Интересно, что встреча с Юлей происходит в годовщину (или около того) первой близости с Леной. Треугольнику быть. Но это все потом. А сейчас мне хотелось бы вернуться к началу. Черный лоскут шторы вместо банта сразу настраивает на некоторую атмосферу озорства, беспечности. Кто из нас не помнит, что такое студенческие годы?) Тем более, что, как мне показалось, это все-таки студенты девяностых. Но проскальзывают, а, когда перечитываешь – бросаются в глаза – вкрапления иных интонаций: траурные клочья, скорбно вздохнула, декадентский, надменный и бледный, как дуэлянт. И это соседство настораживает. Потом вроде все возвращается к первоначальной безмятежности, беззаботности и учебнику пластической анатомии вместо нот. Но привкус тревожности остается. Все равно остается. «Трель нервно забилась и стихла, будто испугавшись наступающего каскада мрачных аккордов». Оттого следующие чередования, колебания весов, где на одной чаше весов – легкость бытия, а на другой – трудности взрослой жизни, взрослых отношений, уже не кажутся неожиданными, противоестественными. «Вербовка» Лены в натурщицы и сумасшедший поступок Мурановой. Грань. Лезвие. Где от смешного до трагического один шаг. Настоящая жизнь. «Мир сократился до размеров одной крошечной кухни и, светясь желтым окном, летел в черноту ночи, как тот сумасшедший троллейбус». Вот тут тревожность достигла апогея. Мир летит в никуда. Мир сам не отдает себе в этом отчета, понадеявшись на авось. Куда уж глупым мальчикам и девочкам, которые только с этим миром знакомятся.( А перед этим фантастически красивое описание любви. «За окном, приближаясь, гудел троллейбус, упрямо набирал скорость, будто намеревался взлететь. Звук нарастал, становился ближе, ближе… Вдруг ночной воздух затрещал, щёлкнул, комната на мгновение осветилась, по стенам раскидало чёрный тюлевый узор, а шум стал отдаляться, превратился в эхо и стих». Язык вообще очень легок. Не примитивен, а именно легок, не перегружен красивостями. Оттого так приятно смаковать отдельные фразы, да и целые эпизоды. сплела руки на груди потревоженный призрак Левитана Пальцы замерли над клавишами и пали. сияя очками, бликом на лысине и значком на лацкане нового пиджака. За открытым окном солнце расплавило цвет глаза огромные, серые как осенние лужи. город вымок страстно и бестолково изводили друг друга, путаясь в свитерах, ремнях и застёжках Звуки, запахи, свет. Камера постоянно меняет ракурс, позволяя рассмотреть сцену под разными углами. Искусные портреты – одним–двумя штрихами: первокурсников – девицы с крестьянскими плечами и эльфы с монашескими проборами, красавца-блондина Алабина, по-верблюжьи долговязого и медлительного Данилы. Про девочек мне еще есть ой как много сказать, но это уже в следующей серии. Продолжение следует.)
Ангелина Злобина, 28.12.2011 в 20:17
Спасибо, что вернулись, Елена. Вряд ли смогу объяснить что для меня ваш отзыв, догадываюсь, что нечто подобное, наверное, испытывает исполнитель, дорвавшийся до зала с хороший акустикой и хотя бы одним чутким слушателем.
иногда детали, от которых зависит подтекст, предчувствие – они возникают оттого что их требует интуиция, а не расчет. Да вы знаете, наверняка. Я за трезвый подход к замыслу, к архитектуре всего «сооружения», но в деталях интуиция обычно не обманывает, так что, я присматриваюсь к тому, что «показывают» на инсайдном экране ) Собственно, «черная ниточка» в повествовании, это извечная тяга юности к темноте трагедии, то к наигранной, дурацкой, то принятой на веру, всерьёз. Может поэтому в юности и ощущение счастья невозможно без ощущения «бездны», как тогда ночью на кухне. Мне, кстати, кажется, что сами персонажи в этот момент почти безмятежны, а тревожность, скорее внешняя, от читателя. Они у меня из 90-х, да. Ностальгический флёр, не изжитая ещё окончательно наивность… Да и отсутствие мобильников даёт сюжету всякие ходы и возможности ) Признаюсь, сама я плохой критик – занудный, въедливый и увлекающийся, начинающий с аккуратных поправок и заканчивающий ковровым бомбометанием, и, зная это, обычно удерживаюсь от критики совсем, в крайнем случае - обхожусь парой фраз (исключения есть, их мало). Ещё и поэтому ваш внимательный взгляд, изложенный внятно, корректно и грамотно, для меня особенно ценен.
Травкина Елена, 03.01.2012 в 19:55
Ангелина, спасибо за оценку моих отзывов. Но хочу заметить, что и писать отзывы на такие произведения - одно удовольствие.)
Итак,вторая серия. Девочки. Такие не похожие друг на друга, но ставшие избранницами одного и того же человека. Ленка – лисичка. Заносчивая, смешливая, недоступная. Женщина. Достаточно вспомнить ее пренебрежительное «ничего» после алабинского «Извини, дружок, но ты у меня не получилась», в котором есть что-то от «извини, у нас ничего не получится». Маленькая месть свидетелю поражения? Портрет-то получился хорошим. Ей больно при расставании. Иначе что еще смахивать с щеки в темном коридоре? Иначе зачем подходила к Даниле с вопросом «Юлю ждешь?»? Ведь она шанс ему давала! И нашла в себе силы преодолеть эту боль. Те силы, которых у Юльки как раз не нашлось. Юлька – ребенок. Это и голос, и манера поведения. Грозя пальчиком.__ Совенок. Нет в ней того искуса, искушения, что в Ленке. Хотя и «светится что-то на дне…» желтых (!) глаз. В тихом омуте, как известно… Вырвется этот омут наружу. А пока перед нами послушная, старательная, терпеливая девочка. Правильная? Портрет мамы многое объясняет. Я и баба, и мужик. А ребенок должен быть ребенком и слушаться маму. И ему необязательно иметь свое мнение, необязательно самостоятельно выбирать профессию. Отсюда и первая трагедия от столкновения с жизнью. Мир разрушился. То, что считалось правильным и единственно возможным (так мама учила?) вдруг стало с ног на голову, стало иллюзией, миражом, страшным психоделическим сном: За окном было жёлтое небо и голубые дома. Возле припаркованной у входа заиндевелой красной машины лежала синяя тень, с козырька над входом слетали искрящиеся крапинки и, не долетев до земли, пропадали в воздухе. … – Я ему свитер купила, – сказала Юля. Это попытка вернуть порушенный мир. А свитер как залог того, что все обязано быть по-прежнему. И сама фраза сродни заклинанию, сродни Ленкиному: «Юлю ждешь?» Интересно, что в портрете Мурановой на первом месте глаза. Лена хитренькая. А у Юли не глаза запоминаются - белый воротничок на голубом. Не в этом ли ответ, почему свитер (вещь обиходная) становится первым подарком возлюбленному? Вокруг нее много вещей (интересных вещей), которые по идее и должны привлекать внимание к хозяйке. Иначе, увы, больше нечем. Она интересна, пока она Мадонна Кривели. Но неделя в доме у Юли, видимо, многое расставляет по местам. Наверное, тогда уже Данила смог увидеть свое возможное будущее. …затеплилась, замерцала, зачадила (!) тихая семейная жизнь. Жизнь, в которой искусство никому не нужно, а нужно, чтобы было как положено. И, став женой и матерью, Юля осуществит главное, в чем видит смысл жизни. Юля становится женой много раньше. Даже раньше, чем это понимает Данила. – Ну что это за человек! Как ты с ним дружишь столько лет, я не понимаю. Это уже позиция хрестоматийной супруги. Вроде и нет в словах о Мурановой ничего предосудительного, но понятен именно отпор Данилы, резкость его, не желающего становиться ребенком-мужем, понимающего, что слова эти сказаны не из сочувствия, а из праздного, злокачественного какого-то любопытства. Чувства превосходства, что ли. А как же: она-то всего добилась. Собственно, частое присутствие подруги в доме у Юли тоже говорит о том, что не все у парочки в порядке. И не думаю, что в общаге Даниле не к кому было пойти, кроме Ленки. Пошел же. Как за антидотом. Она приблизилась, сделав шаг из серой полосы света в темноту, и сразу стала почти невидимой. Руки её осторожно стали освобождаться из его ладоней. Он не отпустил. Сам не понял что сделал – собрал её пальцы, сжал и долго стоял рядом с ней молча, так долго, что говорить стало совсем невозможно. Она тоже молчала – ткнулась лбом в его плечо, и будто застыла. Очень пронзительно. Особенно если помножить это все на темноту и орущую из магнитофона музыку. И на контрасте - сцена прощания с Юлей, очень жесткая. Ведь вина в том, что случилось с Юлей, это во многом вина Данилы. Не потому что оставил, а потому что не дал возможности объясниться, выкричаться, выхлестнуть боль. Держать за руку, «да осторожнее ты…» для такой, как Юля, полное доказательство, что привычный мир вернулся. И именно тогда, когда в ее душе уже все успокоилось, происходит новая напасть: поперёк Юлькиного лица выехала белая надпись Это не только дверь закрылась, это еще и перечеркивание: и мира, и самой Юльки. Сцена суицида, как мне кажется, сознательно показана в негативном ключе. Понятно, что нет ничего романтического и красивого. Но то, как это произошло с Мурановой - и смех и грех - Лицо осоловелое, чумазое, не поймёшь, где кровь, где шоколад. И дурочка (а не дура!), и жалко ее. А когда читаешь про Юлю, этой жалости уже нет. Мясо, нелепая фигура в желтом халате (одурманенная в воду полезла?), открытый рот, прядь, приклеенная к щеке. У меня возникло отторжение. Ленка вот сумела справиться. … За свою вину герой расплатился сполна. В финале Данила другой не только внешне. И особенно это заметно на фоне счастливой Юли. Данила молча смотрел в окно, хотя ничего там за окном не было кроме неба и проводов. Потеря любимого дела обернулась потерей любви вообще. Потому и веришь его последним словам о Лене (я, во всяком случае, поверила). Потому и грустно, так грустно… Зы. В дверь стукнули, и тут же в комнату ввалились в обнимку Волкова и Гаврюхин. … Хуберян сел рядом, взял в ладони Машкино лицо Я не совсем поняла, откуда там взялся Хуберян? разбойничьими кудрями до плеч косматыми гривами волосы Не обижайтесь, но это настолько избито-привычно, что я даже удивилась, что встретила это именно у вас.) Ззы. Пишите еще. Успехов.)
Ангелина Злобина, 03.01.2012 в 20:41
Здравствуйте, Елена, как хорошо что вы так внимательны!
По поводу косматых грив и прочих причёсок – я, честно говоря, уже «не слышу» как надо, но, видимо, надо будет подумать, как сделать проще и легче. слегка «забыть» текст а потом вернуться. И - никаких обид, разумеется. С фамилией (Хуберян) там у меня и впрямь незадачка – следы прошлых правок, в процессе был удалён не тот персонаж ) Но теперь восстановлено как надо, и вам, за то что заметили – большое спасибо! (столько людей прочли, если б вы знали ))) и никто не сказал! Не говоря уже об авторе рассеянном) Верно замечено, что Юля становится женой много раньше, чем это понимает Данила. Это вообще интересная тема, в этом извечном «пристегнуть к себе» и «избежать» есть нечто очень древнее, от инстинктов. Именно на грани разума и пра-памяти и возникают самые острые конфликты, принимаются самые важные решения. Елена, спасибо ещё раз за рецензию, я вам рада. Кстати - с Новым Годом вас! ) PS – в одном из рассказов Е. Богата есть цитата из древней книги: Рецензия на «Окский»Рецензия на «Немного солнца»
Травкина Елена, 17.09.2011 в 19:25
Я так поняла, здесь подробных отзывов не пишут обычно. Но, если не возражаете, мне бы хотелось сказать немного больше, чем обычное «понравилось». Просто я сама как автор люблю, когда читатели делятся мыслями, возникшими по прочтении моих опусов, вот и с вами решила поделиться.
Ваша героиня не из города, не из Москвы сбежать пытается, как мне показалось. А от своей жизни, от себя. В попытке найти другую какую-то жизнь. Счастливую, наверное. Нет у нее в ее повседневности того, о чем она мечтает: о муже (мужчине) ни слова, работа на износ, выставка тоже не о самых больших достижениях говорит - учитель ведь не оценил. Но ей-то кажется, что все не потому, что с самой что-то не так, а потому что солнца мало («Между домами ненадолго возник в небе желтоватый свет, бледный как спитой чай». Это красиво. И это, как бы сказать, очень правда. Солнце в городе – больная тема), усталость наваливается, и стоит только сменить этот тусклый город на что-то более яркое, таинственное, экзотичное… Но и оказавшись на морском берегу, она не может найти себе успокоения. Ищущий взгляд – детали, мелочи. Интересно, что ваша героиня, действительно смотрит на мир с позиции «слишком много логики». «Рядом - надменный верблюд с опущенными глазами - косматый загривок, седло, бахрома полосатой попоны» - это не взгляд художника. Но уже следом - «…над морем всплывала косматая мутная луна, озаряла безумным неоном полнеба, пряталась за чёрными углами домов и появлялась над крышами - ровная, налившаяся белым холодным светом» - просто фантастическая картинка. И таких образов по тексту много. Талант видеть прекрасное есть, но как-то робко прорывается наружу, как будто героиня не нашла еще своей темы, не знает, где стоит уже копать, а не только кидать панорамный взгляд. Первая часть (до появления незнакомки в городе) вообще медитативная. Она не на экшне сосредоточена, а на ощущениях. Зрительных, в первую очередь. Красок много – что и понятно, фотограф тоже художник. Но на их фоне теряются звуки (мелодия на пляже и «Водитель произнёс длинное двойное название, на слух - как хруст и шорох со сдвоенным «а» между ними» - это здорово). Мне еще подумалось, почему не слышно мыслей Риты? Как будто и с самой собой она привыкла молчать. Не скажу, что при таком подходе читалось легко. Но, может, вы и добивались вот этой томной, тягучей, однообразной атмосферы, которая своим постоянством (ветер, ветер) давит на героиню. А вот город – это уже нечто иное. Морок – вот что всплывало в голове постоянно. Вторая реальность, в которую героиня, возможно, из своей Москвы и рвалась. Здесь все не так, все перепутано. Древность рядом с современностью. Странный привкус кофе. Луна с другой стороны. «Похоже, в этом городе по каждой улице можно пройти только один раз…» Стойкое ощущение отдельности героини от этого города. Она не принимает участия в его жизни, а только наблюдает. И даже когда нет фотоаппарата, все равно он как будто есть. «Стараясь быть насколько возможно незаметной…». Мало того, заблудившись, став его частью, она и на себя смотрит так же: «она будто наблюдала за собой со стороны, зная ответ, но не торопясь с подсказкой». И морок этот начался, когда Рита увидела девушку в хиджабе. Интересно то, как меняется все с ее появлением. «Араб ожил». Эстонцы зашевелились. Погоня, закончившаяся ничем – не метафора ли? Не попытка ли догнать собственную мечту? О счастье? О настоящем искусстве? Ведь и рассеялся этот морок, когда арабы покинули отель. Желание получить «немного солнца» обернулось щедрым подарком «чересчур много солнца». Иногда бог наказывает нас, исполняя наши желания. Но попытка сбежать от себя, роптание на судьбу дали возможность увидеть себя со стороны. «Я никогда отсюда не выберусь» - это ведь не о городе. Вернее, не только о нем. Это и о своей жизни, своем сегодня. Это начало приятия ситуации, примирения с собой. После ночевки на берегу Рита становится другим человеком. Это как в могиле переночевать. Говорят, другими глазами тогда на мир смотришь. Единственное, чего мне не хватило в этом эпизоде – так это большего напряжения. Район-то криминальный (мальчик ведь не зря нервничает из-за темноты?), да и тот, со страшными глазами, в ночи, мне кажется, был бы больше на месте. Впрочем, вполне возможно я неправильно истолковала роль этих персонажей, потому прошу извинить за свои замечания.) «Инжира стало жалко до слез» - это тоже круто. Это то, что лучше всех подробных описаний и рассуждений говорит о произошедших изменениях в героине. Быть может, потому и спасают ее не бравые ребята из специальной службы, а та самая «пара эстонцев», которая вызывает поначалу улыбку своим нелепым видом и готовностью восторгаться всем увиденным, а в итоге оказывается милыми, заботливыми людьми. Зы. Если еще не надоела, покритиканствую… Много портретов – даже проходных героев. Если честно, слегка утомляет. Тем более, что чаще портреты сводятся к описанию одежды. А вот - «Араб был стар, очень стар, почти мёртв… Он напоминал джинна, которого продержали в закрытой посудине лишние две тысячи лет» - это здорово (сколько раз я уже это сказала?)). Образ в яблочко и без никаких цвета глаз, формы ушей, цвета волос. Ззы. Я получила от чтения большое удовольствие.
Ангелина Злобина, 19.09.2011 в 19:57
Это редкое совпадение написанного и понятого, редкое понимание.
Вы разгадали ребус до самых мелких завитков и знаков, не знаю, кто бы ещё поймал эту разницу - холодное перечисление банального экзотического реквизита (верблюд, полосатая попона, гид) и описание зеленоватой луны над чёрными домами - разный взгляд, разное ощущение, включение то чувств, то логики. Состояние, взгляд, причины, действия, само название и его подтекст - Вы поняли всё. (осталось только назвать всё слово). Вы шли по моим следам, но в какой-то момент пошли за героиней и увидели так, как она, её глазами. У меня теперь довольно странное ощущения, похожее на взгляд: из текста – на меня ) Но! если чуть отстраниться – район не криминальный, просто бедный район, каких там много, люди – обычные строители, найденную сумку в полицию отправили, а Рите дали воды. Маленький мальчик её боялся просто как иностранку, непонятную, белую. И даже тому, что луна встаёт с другой стороны есть топографическое объяснение. А весь ужас – внутри, это он делает район страшным, город заколдованным, а цепочку происшествий – чьим-то равнодушным и злонамеренным действием. Поясню насчёт портретов – одежды, это и впрямь то, что при ярком солнце запоминается, потому что необычно, интересно, ярко. А лица – нет, вероятно, и мы им кажемся довольно похожими. У этого текста есть проекция, некая сюжетная «изнанка», объясняющая отчасти вязкость текста и странность поведения, замедленность, похожую на бег по песку. Но вы, кажется, и сами догадались? Большое спасибо за ваш взгляд, изложенный так подробно и ясно, я подобными рецензиями не избалована, а здесь и впрямь объясняться принято коротко. Я очень рада, что вы нарушили эту традицию. Рецензия на «Окский. 8»
Ангелина Злобина, 10.09.2011 в 17:54
Татьяна... большое спасибо за баллы )
Я пересмотрю текст на предмет опечаток и прочего и повешу. За то что всё прочли - тоже большое спасибо! |