Путеводитель по Главной странице портала за декабрь 2012, часть 1
С конца ноября этого года портал "Графоманам – нет" восстановил после переезда по крайней мере "прожиточный минимум" функций. И на Главную хлынули долгожданные и вызревшие за время вынужденного перерыва произведения. За декабрь их набралось около сотни; причем по большинству своему – непревзойденного поэтического качества. Такой звездной россыпи я на портале еще не видел...
И захотелось тряхнуть стариной. Отметить обновление на сайте и в руководстве еще и новым обзором – пока что новогодним поздравлением авторам и читателям портала в порядке эксперимента, а дальше видно будет.
Итак, что мне увиделось и прочлось на Главной в декабре:
01. Роман Н. Точилин, И пусть это будет
Милое любовное стихотворение... которое просто-таки губит многословность, изобилие необязательных и проходных слов. Говоря словами самого автора – "чуть-чуть суетливо ".
02. Юрий Борисов, До точки
- Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?
- Отставить вопросики, товарищ Гамлет! Вот вам боевая задача, и вперед. Победа или смерть , и чтоб никаких тут "Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!"
Брутально так, с чувством...
... А Полония, если будет сопротивляться, отравим полонием
03. Лика Сердолик, Хиромагия
Образное, яркое стихотворение о любви. Нежное и очень "девичье" – сколько бы лет не было автору по канцелярской анкете, но в душе ей, по-моему, всё еще семнадцать... И это прекрасно.
Чуть споткнулся разве что на провале ритма в десятой строке,
Ты совЕтуешь мнЕ взять фломАстер с ударным "мне" и безударным "взять". Но в остальном и по технике стихосложения все очень чисто, впечатления не портит.
04. Михаил Козловский, Фуга рассвета
Свое собственное стихотворение анализировать как бы не пристало, поэтому ограничусь краткой аннотацией:
Из цикла "Времена суток". Новый эксперимент автора по написанию стихов подобно музыкальным призведениям. В данном случае – фуга.
05. Алексей Канзепаров, Не приходите.
Резкий и решительный вызов мирозданию... Или социуму? Или одной отдельно взятой любимой женщине? Да хотя бы даже самому Господу как универсальному внутреннему собеседнику, в духе филосфии Мартина Бубера.
В двух словах – "Уйдите, пра-а-ативный!"
06. Svetlana Os (Phantom Hitchhiker) , Silentium
Название стиха переводится с латыни как "Молчание". Но, как говорил кто-то и когда-то, "это было чертовски громкое молчание".
Пронзительно и таинственно - о любви. С непростой и тщательно выстроенной композицией стиха, сложность которой вполне адекватна непростым чувствам лирической героини и ее взаимоотношениям с любимым.
07. Ольга Симитина, Апокалипсис
Афоризм. Задумчиво и предельно лаконично. На латыни, наверное, звучало бы еще лучше.
08. Нора Никанорова, солнце всегда смеётся солнцу порвали рот
Ну, об этом стихотворении я уже однажды писал. Но могу и повторить:
... Виктор Гюго с его L'homme qui rit нервно курит в сторонке. Еще один поток депрессивного сознания, с нескладушными предложениями, в которых потеряны подлежащие со сказуемыми, начиная с первой же строки:
Какими святыми теперь с тобою.
И всё, конец [strike]куплета[/strike] предложения. А сказуемое где? Или хотя бы подлежащее?
Или
Всё кончилось солнце на этом свете
Это как, в смысле "на этом свете кончилось ВСЁ-ВСЁ солнце"? Или просто запятая после "Всё" затерялась? Разница есть, и немалая.
В общем и целом - изящная игра слов, чехарда ассоциаций. Есть прекрасные строчки и образы-находки, например:
Мы сами себе монастырь.
или
Мне выпало снега и лет на душу.
Но когда за этим не стоит сквозной центральной идеи, текст рассыпается по кусочкам. Паззл не собирается: фрагменты - от разных картинок, хотя и об одном и том же, казалось бы. Но при этом ярко, четко и настолько афористично, что хочется раздергать на цитаты:
Сколько гробов из тебя наделают – столько исправят горбов.
Поэт от тоски – властелин без мира.
И, конечно же,
Петь – это больше, чем просто каркать и выть
09. Виталий Айхалов, Твой дом
Стихотворение запомнилось еще с летнего конкурса на ПКП. Яркая, образная и остроумная картина абсурдности бытия. Лучшие строки:
В подвале мыши доедали " Вискас"
на тризне по усопшему коту.
10. Александр ФРИДМАН, Поезд
Стиль Александра Фридмана узнаваем и неповторим. Александр пленил меня своим "Пушкиным" еще пять лет назад и совсем на другом портале; именно ему я обязан открытием литературного стиля "шизофренический реализм". А сегодня – "Поезд".
Четкий ритм в формате А4, необъятный простор затейливых ассоциаций, изысканная игра слов... Вроде бы ни о чём конкретно и вместе с тем обо всем сразу. Говоря словами самого автора, ну очень поездато. Или, как минимум, ништяк
11. Александр Ланге, Перешагнуть однажды пустоту...
Осень года, осень жизни, осень поэзии...
Пошлют в полёт – ищи маршрут на карте,
Чтоб в яблочко. Где мальчик? Знаешь, Телль?
Невесомо, не грубо – но зримо. Отчетливо и до боли.
Où sont les neiges d'antan?
12. Рахман Кусимов (Кукурме) , КАРФАГЕН
Хотите верьте, хотите - нет, но времена Катона Старшего безнадежно отошли в прошлое. Кто сказал, что Carthago delendam esse? Не тратьте зря силы, куме – сам развалится. В декабре на Главной было немало стихотворений, пронизанных эсхатологическими настроениями; "Карфаген" Рахмана Кусимова – первое из них по порядку, и при этом далеко не последнее по поэтическому качеству. Есть здесь что-то от Экклезиаста,
Что ж, мир не меняется. Те же болезни и фобии,
И жить в нём теперь всё опасней, скучней и дороже нам.
и что-то от Лао-Цзы,
Нам в тысячный раз путь укажут "единственно правильный",
А мы не пойдём. И в другом не пойдём направлении.
Но при всем при том - очень современно и до боли узнаваемо.
13. Ник Туманов, Ты приходишь...
И еще раз о любви. Очень искренне и проникновенно... Но, на мой вкус, чересчур многословно. К тому же для формата А4 – недостаточно четкий ритм, границы строк при прочтении путаются, теряются... И это несколько портит впечатление. Хотя в таланте Нику Туманову не откажешь.
14. Наталья Борисова, Не ищи...
Жестокий романс на современный лад: "Ты помнишь, изменщик коварный, как я доверялась тебе? " Чисто и профессионально написано, с вольным полетом затейливых образов и ассоциаций...
Думаю, женской половине аудитории понравится значительно больше, чем мужской.
15. Геннадий Нейман, Этот безумный мир
Ну наконец-то у Саши Черного нашелся достойный преемник! Геннадий Нейман в "Этом безумном мире" широко развертывает картину сегодняшней "обстановочки" в стране, если даже не в "городе и мире".
Вы помните, я уже писал выше, что можно и не трепыхаться с разрушением Карфагена – сам развалится? Вот и Геннадий этот мой тезис подтверждает:
Остался цирк.
А клоуны - уехали.
И мир сошел с ума без клоунад
16. Анна Хайль (Логиня) , И наступит холодная ночь...
Анна Хайль хороша, как всегда. Чеканный ритм, ясный и резкий "message", врезающиеся в память строки
Точно так же исчезнет и та, что тобой не хранима.
Солнце завтра вернётся. Она не придёт никогда...
Короче, сам виноват, кобель паршивый. Понял?!
17. Виктория Дворецкая, Властитель умер
Шахматы как модель мира и жизни – тема извечная и благодатная. Особенно популярна она в фантастке и детективах. Но Виктория Дворецкая и в пространстве поэзии находит новые, неизъезженные образы:
Сломанный город стеклянных шахмат - хрупких прозрачных душ.
Хотя глазами читается гораздо легче, чем вслух. Но может быть, так и нужно автору для создания образа – ведь царство твоё мертво ?
18. Фёдор Назаров, Спасибо - Здравствуй
Я бы не назвал "Здравствуй" Федора Назарова целостным стихотворением . Скорее это – микроцикл из пяти девятистиший, каждое из которых хорошо и само по себе. Но в совокупности они производят совершенно потрясающее впечатление. Отпечаток стилистики Иосифа Бродского, конечно, ощущается, но "сложность в простоте" или, наоборот, "усложненная простота" любовной драмы лирического героя выверена тщательно и безукоризненно. С четким, хотя и далеко не примитивным, ритмом, с чистыми и зачастую очень интересными рифмами, с яркими образами...
Лучшие, на мой взгляд, строки:
Обращаешь взор на ночное небо,
где висят пустые ковши медведиц,
19. лиза галузина (лиза-лиза-лизавета) , тот часовой на вышке...
Крутая чернуха в лучших традициях "лирики с зоны":
"Темна, как душа конвоира, январская ночь..."
Сразу вспоминаются Солженицын, Варлам Шаламов или – если ближе к поэзии – Александр Галич.
Тот часовой, возможно, тебя жалел, -
Так уж сложилось, кролик… такая песня.
Хорошая песня сложилась. Только очень уж печальная.
20. Ирина Корнетова, Безысходности белый цвет
В комментариях на странице стихотворения поминают Высоцкого и Цветаеву... Но мне приходит на ум прежде всего Пабло Неруда. Монолог Смерти, помните? "Я – предел пределов, суета сует... "
Редко встретишь в стихотворении на русском языке (в отличие от испаноязычной поэзии, например) такое напряжение и такой пафос смертельных, в прямом и буквальном смысле этого слова, страстей.
21. Виталий Молчанов, Про телят и макаров
Ох уж этот Макар, куда он только своих телят не гонял! Виталий Молчанов виртуозно раскатывает свою метафору красным ковром из родных пенат прямо до Шереметьево:
С меня стечёт святая простота
Как с гуся прочь – легко по здешним меркам.
Впрочем, "макаром" в обиходе именуют не только Андрея Макаревича, но и незабвенный ПМ (пистолет Макарова). Под его прицелом еще и не туда побежишь...
Хлёстко и острумно.
22. Хельга Синклер, КОМУ ТЫ ВРЁШЬ?
Еще одно, неплохо зарифмованное, выяснение отношений с любимым. Насыщенное, а на мой вкус – так и пересыщенное сугубо личными ассоциациями, зашифрованными для (или от) постороннего читателя... И оффисно-планктонной лексикой тоже пересыщенное. Внешне эффектно, но душу как-то не затронуло.
23. Светлана Алексеева (Братислава) , Тропой кистепёрых
Эту драму в стихах Светланы Алексеевой надо ввести в обязательную программу по биологии во всех американских школах! Учение Дарвина всесильно, потому что оно верно! И никакого вам политически корректного креативизма.
Мне как убежденному материалисту – просто бальзам на сердце. К тому же с широким ассоциативным полем, приятными небанальными рифмами (ну, не считая разве что притянутого за уши "надира ") и очень оригинальной композицией, напоминающей в чем-то "Триптих" И.Бродского, который на самом деле пятиптих (включая "Предисловие к триптиху" и "После триптиха").
Рекомендую.
24. Марина Славина, Совет
Нет, это не стихотворение – это проповедь! Искренняя , вдоховенная и догматически правильная. Искренне надеюсь, что автору в царствии небесном воздастся сторицей...
... а сам послушно подставляю левую щеку.
25. Майк Зиновкин, Из пункта А
Не находи ко мне рифму , заклинает в своем стихотворении Майк Зиновкин. Я, ради интереса, все-таки попробовал:
Морковки – винтовки – обновки – парковки – плутовки – божьей коровки...
Любой из необъятного количества пародистов здесь на портале в мгновение ока слепит иэ этого перечня яркую и незатейливую пародию... И будет прав, потому что ассоциативный и понятийный ряд крупного, в 50 строк, произведения Майка представляется мне столь же произвольным и необязательным – при всём неоспоримом мастерстве поэта.
Улыбнуться и забыть.
26. Сэр Генри О'Ким, Сны полковника
И об этом стихотворении я тоже уже отзывался:
Мощно написано - рваный ритм с точно рассчитанными паузами, столкновение двух пластов реальности... Есть в этом что-то от Г. Маркеса. И образность зашкаливает.
27. Женя Махно, Наступает зима
Ну не нравится мне, когда автор держит читателя за лоха! Представьте себе, Женя, я и так уже давно знаю, что такое талант. И библейскую притчу читал, и О.Генри (литературный псевдоним Уильяма Сидни Портера пишется, кстати, именно через точку, а не с апострофом на ирландский манер). Не сомневаюсь, что и большинство остальных читателей портала тоже в курсе. Так что подстрочные примечания мне впечатление изрядно подпортили.
Ну а по самому тексту... Есть в нем и несомненные удачи:
и забыть все дороги, что выбрал когда-то легко,
и принять все пути, что тебя выбирают, не глядя...
Есть, на мой взгляд, и откровенные слабости – "ссумой", например (именно так это звучит на слух). Многословность, назойливые повторы... Но настроение "Отступать некуда, позади Москва" передано очень четко и образно:
Наступает зима. Занимает последний рубеж.
28. Ирина Ашомко, Мне снилось прошлое... Как сердце за Русь болит...
По моему глубокому убеждению, если подстрочные примечания или, как в случае стихотворения Ирины Ашомко, эпиграф соизмеримы по объему с основным текстом (640 зн. против 800) – это признак слабости поэта, недостаточное умение выразить содержание и основной посыл собственными словами. При всем глубочайшем уважении к автору.
А по самому стихотворению... О трагедии начала ХХ-го века в лексиконе ХХI-го. Со вполне понятными и печальными параллелями.
29. Андрей Бениаминов, Из наших споров и баталий...
Блаженны русские поэты,
прошедших дней и дней грядущих,
Спасибо на добром слове, Андрей – как поэт поэту! Еще немного, и к лику святых причислят.
Как тост, вообще великолепно. Но как от стихотворения хотелось бы какой-то изюминки, а не просто намёков на Пушкина-Лермонтова-Блока-Гумилева. И соединение в одном периоде части и целого,
те, кто катреном и сонетом
врачует раненые души…
немного царапнуло. "Катреном и терцетом", например, стилистически выглядело бы гораздо лучше.
30. Игорь Царев, Часы
О времени и о себе, элегично и философично. Хотя время тех часов, о которых пишет Игорь Царев - с шестеренками и пружинками – уже безнадежно ушло в прошлое. Нынешние часы – на батарейках и с ЖК-дисплеем. А нынешняя поэзия?
31. Алексей Абашин, Немного о беззвучном...
Изящное и остроумное четверостишие, исполненное самоиронии. Краткость явно приходится автору сестрой.
Мои аплодисменты.
32. Беркович Григорий, *** (С кровью и потом)
Две вариации на извечную тему, которой явно повезло в сегодняшнем обзоре: старуха с косой за плечом, разлучительница всех союзов. Очень зримо и осязаемо, хотя и не без некоторых длиннот и перегруженности деталями.
...После тяжелой и продолжительной творческой работы...
33. Маргарита Шмерлинг, Эта ядерная зима
Нет, предсказанный календарем майя конец света явно отразился на музе декабря-2012. Вот и Маргарита Шмерлинг сочно описывает мировую катастрофу и "День после". С четким ритмом и чеканными рифмами, словно забивая гвозди в крышку гроба мировой цивилизации...
Впечатляет.
Очень красочно и насыщено цветом. Но мельтешащий калейдоскоп авторских ассоциаций никак не складывается у меня в целостную картину, заставляя после прочтения озадаченно чесать в затылке: "Ну и что?"
35. Константин Невский, Dasa
Весьма жизнеутверждающее стихотворение. Лаконично, образно, с плавно колышащимся ритмом, которому добавляют очарования укороченные последние строки каждой строфы... Даже трудно выдернуть из этих четырнадцати строчек что-нибудь для цитирования: все равным образом хороши, и каждая незаменима.
Спасибо за ваш "взгляд по-другому ", Константин.
36. Сергей Ширчков, Собаки
Депрессия лирического героя на фоне городского пейзажа. Когда даже мысленный диалог с Есениным не прибавляет смысла ни жизни, ни смерти. Ритм стиха снова и снова спотыкается вместе с суицидальными размышлениями героя, снова и снова кружит по безвыходным тупикам подсознания...
Порвать бы этот город, да он не нарисован.
Впечатляет, но не для читателей со слабой психикой.
37. Алина Грэм, КАНТАТА БЕЗУМСТВ
Ну наконец-то! Не всё же мне одному набрасывать стихотворную строку на нотный стан! Очень звучно и консонантно, с внутренним драматизмом чередования crescendo и diminuendo... Пристально анализировать этот текст, наверное, не стоит – его нужно ощутить и почувствовать всеми фибрами души:
…Мой сумрачный брат,
я дарю тебе Горькое Слово.
И Максиму Горькому случилось когда-то петь песню безумству храбрых. Но "Кантата безумств" Алины Грэм гораздо насыщеннее и полифоничнее.
Планета, ликуй!
38. Ёж Лиру, а он отвечает
"Счастье – это когда тебя понимают", сказала когда-то девочка в культовом советском кинофильме. А герои стихотворения Ежа Лиру обречены оставаться несчастными, утопая в коммуникационном кризисе:
она говорит в пустоту, а он отвечает
скорее больше себе, чем кому-либо.
Вот так оно в жизни и происходит...
Я бы порекомендовал это стихотворение к обязательному прочтению в курсе семейной психологии
39. Шкодина Татьяна, Осенняя хандра
"Осенняя хандра" Татьяны Шкодиной исполнена "неясным ощущением родства" с классической русской поэзией. Ообенно привлекла меня здесь драматургия стиля, с резким контрапунктом современной лексики, взламывающей в седьмой строке велеречивый "пушкинский" слог – и с возвращением к этому слогу в финале.
Для шестнадцати строк – просто-таки виртуозная композиция, такую редко встретишь.
40. Сам Знаешь Кто, Толерастия
А вот "Сам Знаешь Кто" активно использует в своей "Толерастии" лексикон самого что ни на есть быдла. Полемический запал автора бесспорен, но ничего, кроме неубедительной и поэтически бездоказательной озлобленности я здесь не увидел.
Сами знаете почему.
41. Леонид Терех, в этой сказке
Леонид Терех отнес свое "В этой сказке" к пейзажной лирике. Думаю, что году этак в 1937-м это бы его не спасло ни от 58-й статьи, ни от "десяти лет без права переписки": блистательное иносказание с нелицеприятным политическим подтекстом – для тех, кто умеет читать между строк, конечно. А "литературоведы в штатском" это как раз хорошо умеют и выбивают именно лучших.
Особенно восхитили строки
В нашем королевстве тишь да гладь,
Даже несмотря на тридевятость
Кто б эту быль обратно сделал сказкой…
42. Алексей Ерошин (OhotNIK) , Последний патруль
Предельно образная картина осени. На первом плане – взглядом лесничего или профессионального охотника, если даже не спецназовца. Но вторым планом проступает утонченный лиризм, свежесть и незамыленность поэтического вИдения:
Вот тополя
Ещё стоят в строю,
Но все в исподнем, словно дезертиры.
Большое по объему стихотворение, но это его нисколько не портит, поскольку присутствует внутренняя динамика, развитие, постоянная смена планов и ракурсов…
Лично для меня – очень приятное поэтическое открытие уходящего года.
43. ГОЛУШКО ПАВЕЛ, ПЛАНЕТА Б/У
Да уж, такую планету, как описывает Павел Голушко, даже в секонд-хэнд не примут – только в утиль. Эсхатологическое эссе-апокалипсушка, слегка замаскированное под "белый и вольный стих". Чётко по мысли и эмоциональному накалу, но – на мой вгляд и вкус – невнятно и бездоказательно по сути обвинений, предъявленных человечеству. Обидеть-то сиротинушку всякий может…
44. Tam6y (Бантос Илья) , весна наступает
Еще один сумбурный винегрет ассоциаций, на сей раз – о наступлении весны. Ритм стиха четок и неуклонен, рифмы чисты. Но вот содержание… Мне не хватило здесь целостности, четко проведенной (хотя бы на заднем плане или между строк) идеи.
И картинка – рассыпалась. Увы.
45. Антон Стрижак, Мостовую дворники скребут
И вот наконец, к 45-му стихотворению подборки, пронизывающее всю её лейтмотивом слово произнесено Антоном Стрижаком вслух:
Ведь эсхатология, дружок,
в нас с тобой гнездится изначально.
Просто и четко, в скандирующем ритме, достойном Демьяна Бедного. Лубок, пожалуй.
46. Сергей Обедиентов (cosmeat) , На смерть Карабаса-Б.
Сергей Обедиентов – не первый, кто задается целью восстановить доброе имя Карабаса-Вараввы (именно так, по церковнославянской традиции, озвучивается имя "сокрёстника" Иисуса, записываемое латиницей как "Barabbas"). До него это пытался сделать, например, Окуджава:
И он никакой не мучитель.
А просто наш друг и учитель.
По сравнению с Булатом, Сергей проводит свои политические параллели несколько менее завуалированно. Но при этом - изящно, остроумно, с массой аллюзий, с игрой слов, а в какоё-то момент отсылая даже не к Окуджаве, а к "Марионеткам" Андрея Макаревича... Лучшие строки, на мой взгляд:
Неважно, водка ли, цикута ль
Свели болтайгеноссе в гроб, —
Отмерив семь — счастливых — футов,
Труды окончил землекоп.
Amen.
47. Алания Брайн, диагноз
Данному стихотворению Аланы Брайн тоже хотелось бы поставть диагноз, сообразно его названию. Допустим, так: "сумеречное состояние таланта". Автору явно есть что сказать, что-то постоянно проглядывает между строк... Но тут же немедленно юркает обратно в непроницаемую тьму намёков, понятных лишь лирической героине. Даже по форме: начинаем шестистопным ямбом, потом срываемся в пятистопный...
Мне кажется, для Главной это произведение все-таки чуть сыровато. Его бы подшлифовать да воды из него выжать - заиграло бы гораздо ярче.
48. Александр Оберемок (Migov) , Самолёт взлетел
Это стихотворение я тоже уже комментировал, поэтому просто повторюсь:
В чем-то напоминает "Мост короля Людовика Святого", а в чем-то – фильмы Хичкока. Необычно по композиции, практически безукоризненно по исполнению, цепляет и занозой вонзается в память. Большего говорить не хочется, чтобы не отнимать удовольствия – просто прочтите сами.
49. Лаура Цаголова, ОТ ЛЮБВИ ДО...
Помнится, мы начинали этот обзор с Гамлета. С тем, чтобы по загадочному стечению обстоятельств в самом конце, у Лауры Цаголовой, снова встретиться с принцем Датским, но теперь уже не в душевном смятении культового монолога, а в смертельной схватке отравленными шпагами. От любви до смерти всего лишь полшага, и любовная трагедия – всё та же трагедия, пиши ее Эсхил или Шекспир. А любовная схватка – именно схватка (хотя бывает и так, что не на смерть, а на жизнь).
Но яростный экспрессионизм Лауры завораживает и берет в полон.
P.S. Это когда-то при датском дворе Полоний был единственным... А сегодня он – двести десятый.
Часть первая окончена; вторая - здесь .
На прощание следовало бы привести традиционный перечень лучшего, хотя сделать это мучительно трудно: из 49 произведений я хотел бы порекомендовать не менее половины...
Но все же попробуем выделить, что называется, crème de la crème. Мой авторский выбор (в алфавитном порядке):
Александр Оберемок (Migov) , Самолёт взлетел
Александр ФРИДМАН, Поезд
Алексей Абашин, Немного о беззвучном...
Алексей Ерошин (OhotNIK) , Последний патруль
Алина Грэм, КАНТАТА БЕЗУМСТВ
Ирина Корнетова, Безысходности белый цвет
Леонид Терех, в этой сказке
Светлана Алексеева (Братислава) , Тропой кистепёрых
Сэр Генри О'Ким, Сны полковника
Фёдор Назаров, Спасибо - Здравствуй