Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 42
Авторов: 2 (посмотреть всех)
Гостей: 40
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Марина Матвеева. Интервью с Никой Бахтен.

Ирина Василенко
Ирина Василенко, 28.10.2014 в 05:49
Нику Бахтен мы впервые открыли для себя на фестивале "Провинция у моря-2013", где она стала Лауреатом и запомнилась всем прекрасными стихами, эмоциональным чтением и особого рода открытостью, распахнутостью характера.
С тех пор все, кто услышали Нику, с неослабевающим вниманием следят за её творчеством. И сегодня мы предлагаем вам интервью автора нашего портала Марины Матвеевой с Никой Бахтен.
Ирина Василенко
Ирина Василенко, 28.10.2014 в 05:54
Ника Батхен: «Случайно нашла свою родину – Крым»

Марина МАТВЕЕВА

21 октября в Симферополе, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, состоялось открытие фотовыставки и творческий вечер поэта, прозаика-фантаста, детского писателя, фотохудожника, журналиста Ники Батхен (Феодосия – Москва)
Из авторского досье: Вероника Владимировна Батхан (псевдоним – Ника Батхен) – родилась в Ленинграде, жила в Москве, в Израиле, в 2011 году переехала в Феодосию. Выпустила 2 книги поэзии, 2 книги прозы, публиковалась в России, Белоруссии, Украине, Польше, Болгарии, германии, Великобритании, США и Израиле. Лауреат Волошинского фестиваля, международного конкурса «Заблудившийся трамвай», конкурса «Артбухта» (Севастополь), премии «Интерпресскон», арт-премии «Петраэдр» и «Золотой жук» и др. Журналист, автор более 600 статей в различных изданиях и в интернете.


.
Ника Батхен


Фотовыставка «Дорогами и облаками Крыма» – дебют в новом жанре. А знакомы с творчеством Ники Батхен, в основном, любители фантастики. Она постоянный автор фантастических сборников российских и украинских издательств, ведущая мастер-классов фестивалей фантастики, в т.ч. проходящего в Крыму конвента «Созвездие Аю-Даг». Узкому кругу ценителей поэзии Ника Батхен известна как автор стихотворений в историко-эпическом жанре (я бы назвала это историческими романами (а порой и фэнтези) в стихах) и яркой, самобытной лирики: тоже как будто растворенной в пространственно-временной беспредельности. В том числе лирики о Крыме.

Чары Бахчисарая – чарка, а в ней кумыс.
Яблочный запах рая, мята, шалфей, камыш.
Сорвано в пыль монисто – девочка подберет.
"Яблочко" баяниста, криком – приказ – "Вперед".
Пчелы на ржавой каске, стены пустых кенас,
Вязью восточной сказки время выводит нас.
Жили на свете ханы: Джучи, Девлет, Бату –
Сабли, шатры, курганы, лестница в пустоту...
Пляшет о них татарка – юная кровь, гори!
Звезды смеются ярко. Помнишь о нас, Тенгри?
Губы зовут Аллаха, сердце зовет отца.
Хочешь – возьми рубаху, белого жеребца,
Черного винограда, все забирай, якши?
Только оставь отраду – землю моей души.. .

Поэтесса представила книгу поэзии «Путями птиц», прочитала стихи разных жанров, в том числе и такие, которые способны разогреть публику, даже очень молодую — студентов. Это особое мастерство: читать так, чтобы было интересно, чтобы в самих строках кипела жизнь. Да, для этого нужно некоторым образом заигрывать с публикой, скоморошничать. Но ведь «батхан» на одном из тюркских языков и означает «скоморох». И заигрыш продолжается недолго: только чтобы зацепить. А уж после – поэзия серьезная, историческая: о детском крестовом походе, о крымских караимах, о путях древних мудрецов… Крымским поэтам стоило бы поучиться такому «вхождению в слушателя»: когда автора не хотят отпускать.

Именно об этом: чему еще следовало бы поучиться нам друг у друга, о литературе – высокой и массовой, о проблемах современного книгоиздательства, в том числе русскоязычного в Украине, о фантастике и поэзии, о Крыме и Москве довелось побеседовать с нашей гостьей.

– Вы долгое время жили в Израиле, в Москве, сейчас живете в Крыму. Почему именно Крым? Что заставило выбрать Феодосию?

– Случайность: я приехала сюда отдыхать на неделю – и поняла, что нашла свою родину. Живу в Крыму уже три года и радуюсь каждый день: прогулкам, еде, воздуху, мирному небу и покою. Мне очень хорошо в Феодосии.

– Вы и поэт, и прозаик-фантаст, и детский писатель, и фотохудожник, и журналист… Как вам удается все успевать? Какая из сфер деятельности для вас самая приятная и любимая?

– Удается не все и не всегда, регулярно что-то страдает. Например, до сих пор не взялась за крупную прозу, можно сказать, что разбрасываюсь. Основной вид деятельности – поэзия, проза и особенно журналистика возникли скорее из невозможности монетизировать стихи. А фотография моё любимое занятие, хобби.

– Живя и творя в Крыму, вы сохранили и продолжаете развивать связи с литературным миром России, ее столиц, Украины и др., с журналами, издательствами. Как, по вашим оценкам, интересна ли в широком русском литературном поле крымская литература?

– Я полагаю, что хорошая литература интересна всегда, вне зависимости от региона написания.

– Уровень крымских писателей соответствует ли уровню России? Если нам нужно подтянуться, то в чем и как?

– В Крыму достаточно много интересных, самобытных авторов всероссийского уровня – взять хотя бы вас, Марина, Евгению Баранову, Андрея Полякова. Насчёт подтянуться – не знаю, но мне сильно не хватает молодых авторов, работы с новым поколением литераторов – талантливые юноши и девушки в Крыму есть.

Фрагмент фотовыставки «Дорогами и облаками Крыма»

– Конечно же, мы пишет о разном и по-разному. Бывая в Москве, часто ощущаю всю нервозность московской поэзии: о спешке, ранних вставаниях, пробках, понаехавших, общих страхах, что жизнь стремительно летит и пролетает мимо. Мы пишем по-иному: медлительнее, что ли, созерцательнее… Может быть, именно поэтому «южные» поэты не находят понимания и должного признания в столицах? Или причина в другом?

– «…Если в глазах свинцом застывает север, памятью моря в душу стучится юг…» Крымская поэзия, на мой взгляд, очень сильно привязана к месту, опирается на знаковую систему, понять которую может только человек, знающий и любящий Крым. А в столицах важнее умение пройтись небрежной походочкой по бульвару, элегантно посетовать на петербургский туман или московскую спешку. Но при этом имена поэтов-крымчан можно увидеть на страницах толстых журналов.

– Ощутили ли вы на себе крымские перемены? Как прошла для вас «Крымская весна»? А культурные перемены заметны? Меня, например, пугает, что для Крыма возможна культурная деградация «благодаря» приездам к нам московских литдесантов. Ведь едут к нам кто похуже: те, кто не востребованы у себя, как правило. А крымчане еще не научились отличать зерна от половы и рукоплещут всему, что под «брендом» Москва… Можете порекомендовать, на каких писателей, поэтов, издательства нам стоило бы обратить внимание, а чего (кого) избегать.

– В «Крымской весне» я, как и многие местные литераторы, принимала непосредственное участие, работая в штабе гражданской обороны Феодосии. Насчёт культурной деградации – не уверена. Я видела Волошинский фестиваль этого года: он был менее многолюдным, но столь же прекрасным, как и всегда, там выступали замечательные прозаики и поэты. На днях Крым посетит Сергей Лукьяненко. И московские «литдесанты», на мой взгляд, – это возможность не понаслышке понять, какой «суп» варится в культурной столице, уловить современные тенденции в поэзии и органично адаптировать их в крымском творчестве. Что же до рекомендаций… Я советую всем издательство «Снежный Ком-М» и севастопольское «Шико». А с избеганием, полагаю, что каждому литератору стоит ориентироваться на собственное мнение и вкус – что одному сладко, другому не по душе.

– Есть как будто бы две литературы: одна такая вся высокая и утонченная, но за нее не платят авторам, потому что не покупают читатели, а другая – коммерческая: о ней принято говорить с пренебрежением, но ее все покупают и читают, а авторы ее живут литературным трудом. В чем принципиальное различие таких литератур? Или все же литература – одна, и все зависит от личности автора: как себя подаешь, так ты и востребован. Чем сейчас живет книгоиздательство?

– Есть литература массовая – та, которая издается десятками тысяч тиража, пользуется популярностью и позволяет авторам жить на гонорары. Есть литература, рассчитанная на узкий круг: две, три, пять тысяч читателей. Есть неформат – вне зависимости от качества текста, ни одно крупное издательство не возьмется за публикацию, зная, что эту книгу сейчас не продать. С подобной проблемой столкнулись, например, замечательные, но не попадающие в такт вкусам нынешней публики писатели-фантасты, чья карьера началась в 90-е. Популярность у публики – вещь субъективная и зачастую непредсказуемая. Коммерческим успехом до сих пор пользуется, например, Толкиен, Булгаков или братья Стругацкие. У одного автора могут быть и откровенно продажные вещи и мощнейшие романы – посмотрите, например, на популярного фантаста Роберта Джордана, начинавшего как литнегр в серии романов про Конана. Что же до перспектив книгоиздательства – к сожалению, последний год выдался очень нелегким: русскоязычная литература потеряла украинский рынок и ещё не оправилась от удара.

– Несколько слов о фестивале фантастики, который будет проходить в эти выходные.

– В Партените состоится фестиваль или, как говорят фантасты, конвент, «Созвездие Аю-Даг». С 2007 года в Крым приезжают известные писатели, молодые авторы и любители фантастики, чтобы пообщаться, послушать доклады и концерты, посмотреть презентации и выставки, побывать на мастер-классах и поучаствовать в них. На конвенте вручаются литературные премии «Большая Медведица», «Малая Медведица», «Золотая цепь» и другие. Среди гостей фестиваля в разные годы были Г.Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский), Д. Трускиновская, А. Валентинов, Я. Дубинянская, Д. Скирюк, Д. Казаков, А. Первушин и другие авторы. Неизменным руководителем фестиваля является писатель-фантаст, один из соучредителей издательства «Снежный Ком-М» Глеб Гусаков. Я очень люблю этот конвент и рекомендую всем его посетить.

И в завершение – еще одно стихотворение эпического поэта Ники Батхен:

Виа Долороза – 1

В миг, когда дерево расступается под гвоздем,
Еле хватает сил не молить «Пощады»,
Словно слепой художник ладонью стер
Жизнь и оставил только загон дощатый…

Сено и кровь на сене, и молоко.
Матери просят: «Господи, лучшей доли
Дочери, сыну – пусть им будет легко»...
Эта – молчала, пряча дитя в подоле.

Глупое материнство: укрыть, сберечь,
Нянчить до смерти мальчика – плоть от плоти.
Было в начале Слово – а будет Речь.
И лихорадка мужа во сне колотит.

Бродят в округе стражники и волхвы –
Сколько их налетело – поспешных, потных.
Тише воды мы станем, ниже травы.
Вырастет мальчик – может быть, будет плотник.

Вместо молитвы – сына к холодным звездам.
Только б утра дождаться – и мы уйдем
Добрым путем надежды, сухим, бесслезным –
В миг, когда дерево расступается под гвоздем.

Дата: 24.10.2014
http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12984&word=%CD%E8%EA%E0+%C1%E0%F2%F5%E5%ED