Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 110
Авторов: 0
Гостей: 110
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

После полудня (Алексей Котельников о пьесе Н. Прокофьева)

Ирина Василенко (мемориальная страница)

Премьера – это всегда событие. И, несмотря на то, что Москву премьерами не удивишь, каждая из них: будь то кинофильм, телесериал или спектакль – остаётся в памяти и создателей действа, и тех, кто к нему прикоснулся в качестве зрителя.
                 На премьеру спектакля «Полдень короткого лета», состоявшегося в стенах Библиотеки им. М. Ю. Лермонтова и поставленного по пьесе московского драматурга и поэта Николая Прокофьева http://grafomanam.net/users/19143 на сцене Молодёжного театра имени М. Ю. Лермонтова, пришло немало зрителей. Уютный зал едва вместил всех желающих увидеть постановку.
                 Блистательная игра актёров, с которыми присутствующие уже были знакомы по их ролям на сцене и в кино, не оставила никого равнодушным. Вообще, надо сказать, что самой красноречивой оценкой спектакля всегда является выражение лиц зрителей и их реакция на то, что происходит на сцене. В данном случае, на лицах можно было «прочитать» и сопереживание, и жалость, и страх, и презрение, и осуждение, а в отдельных сценах – и ненависть. Проявление таких эмоций – заслуга как драматурга, так и прекрасных актёров: Светланы Волошиной-Андрийчук http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/ros/259302/bio/  – художественного руководителя театра, режиссёра-постановщика, исполнительницы одной из главных ролей; молодой и очень талантливой актрисы Валерии Гречухиной, приковавшей к себе внимание зрителей, и покорившего зал актёра Максимилиана Потёмкина http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/324252/bio.
                 На первый взгляд, может показаться, что две темы – тема достижения славы творческой личностью и тема веры в свои силы, проходящие «красной нитью» через всё произведение, имеют отношение лишь к определённому кругу людей, чья профессия, так или иначе связана с искусством. Но, слушая диалоги и монологи персонажей, зритель начинает понимать, что профессиональная направленность в данном случае не имеет никакого значения. Независимо от рода деятельности, каждый человек может оказаться в ситуации, когда вопрос его признания становится одним из ключевых, а от потери веры и её поисков не застрахован никто. Зритель, наблюдающий за постановкой, ловит себя на мысли, что всё увиденное им – не что иное, как попытка автора, а вместе с ним и его героев найти ответ на вопрос о смысле жизни.
                 Три персонажа, три исполнителя, но у зрителей возникает ощущение, что перед ними огромный мир людей, каждый из которых переживает те же чувства и испытывает те же соблазны.
                 Что заставляло зрителей, не дыша, проживать эпизоды пьесы вместе с её героями? Пожалуй, то, что в произведение нет избитых фраз, штампов; разговор на извечные темы идёт на «новом языке», доступном и понятном каждому. А звучащие в спектакле стихи Артура Рембо и музыка Моцарта придали пьесе дополнительную эмоциональную окраску, чем ещё больше заворожили зрителя.
Декорации удивительно точно передали атмосферу, в которой происходит действие. Минимум реквизита и максимум энергии от него. Всё это можно назвать несомненной удачей режиссёра.
                 Сегодня, в «эпоху телесериалов», большинство из которых, к сожалению, слишком далеки от понятия «искусство», подобные спектакли – глоток чистого воздуха. Об этом говорили и зрители, долгое время аплодировавшие актёрам и автору.
                 Но с командой «Занавес» праздник настоящего искусства не закончился. Зрители были приглашены на фуршет, посвящённый премьере.
За праздничным столом (а в том, что в стенах Библиотеки им. Лермонтова был настоящий праздник, никто не сомневался) царила домашняя атмосфера. Гости имели возможность задать вопросы и режиссёру, и актёрам. Всё, что происходило за столом, напоминало одновременно и день рождения, и пресс-конференцию. В первую очередь всех интересовало мнение актёров о пьесе.
                 Максимилиан Потёмкин отметил философский характер произведения и мастерство автора. В качестве продолжения монолога своего героя исполнитель единственной в этом спектакле мужской роли прочитал собравшимся своё не менее философское стихотворение.
                 Валерия Гречухина сказала: «Я очень рада, что есть ещё замечательные авторы, потрясающие режиссёры и талантливые коллеги-актёры, которые, объединившись, могут создать чудо! Могут создать что-то светлое, чистое, искреннее, что несёт пищу для размышления, для исканий себя, для действий… Пьеса сильна своим словом, поэтому о само;м спектакле можно говорить ещё очень долго».
                 Художественный руководитель коллектива Светлана Волошина-Андрийчук благодарила автора пьесы за возможность показать зрителю нечто такое, что «прячется» в самых сокровенных уголках человеческого сознания. Светлана, отвечая на вопросы гостей, рассказала о своём театре. В частности, о том, что с момента основания театр работает в содружестве с библиотекой им. М. Ю. Лермонтова. В репертуаре – как классические постановки, так и спектакли по произведениям современных писателей. «Коллектив театра имени Лермонтова, – сказала С. Волошина-Андрийчук, – участвовал и в молодежных фестивалях, и в гастрольных поездках».
                 Много тёплых слов в адрес автора пьесы Николая Прокофьева и труппы театра сказали люди, для которых понятие «искусство» – не пустой звук.
Актриса, режиссёр, руководитель театра «Русь» Наталья Коломина http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/257186/works говорила о перспективах современной драматургии и молодёжного театра. Она отметила, что «пьеса Николая Прокофьева, её воплощение на сцене и восторженная реакция зрителя – пример правильно выбранного направления».
                 Заслуженная артистка России, актриса Театра Сатиры Татьяна Лебедькова http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/2448/bio/ сказала о важности духовного начала спектакля, о нужности подобных постановок, о красоте языка.
                 Известный художник Олег Фёдоров http://olegfedorov.ru/ обратил внимание собравшихся на «многослойность» пьесы и на те «отзвуки» которые, по его словам, «не дают покоя мыслям по окончании спектакля».
                 Наставник Н. Прокофьева – преподаватель кафедры литературного мастерства Литературного института им. А. М. Горького Г. И. Седых http://www.stihi.ru/avtor/litsed  – говорила о несомненном таланте своего ученика, делая акцент на творческом росте Николая. Галина Ивановна пригласила труппу посетить Литинститут и показать «Полдень короткого лета» преподавателям и студентам ВУЗа. Приглашение было с радостью принято.
                 Взявшая слово Ирина Медведева http://issuu.com/134734  – известный московский журналист и литератор – поблагодарила всех создателей спектакля за «чудесный подарок не только ей лично, но и всем людям, неравнодушным к литературе и театру».
                 Свою признательность тем, кто «творит истинное искусство», выразил и солист Большого Театра Андрей Трофимов. Присутствующие имели возможность насладиться его потрясающим голосом, когда Андрей исполнил фрагменты классических произведений и русские песни.
                 Среди гостей был и друг Николая Прокофьева – Олег Зеленин – поэт, бард, участник рок-группы «PS», песня которой звучит в спектакле. Олег не пытался скрыть своего восторга, он щедро делился впечатлениями и со знакомыми, и с совершенно незнакомыми ему людьми. В частности, он обратил внимание на то, что за импровизированным столом собрались люди – поэты, музыканты, литераторы, артисты, режиссёры, художники, преподаватели – каждый из которых талантлив в своей области. Такая «концентрация» художественного потенциала, по мнению Олега, «обязательно должна проявиться в новых творческих проектах».
                 С мнением академика Академии Российской словесности И. Б. Царёвой http://www.koob.ru/tsareva_ir/ не могли не согласиться все участники праздника. По словам Ирины Борисовны, «идея пьесы и режиссёрская работа явились новым шагом как в творческой жизни драматурга, так и театра».
                 Но… всё заканчивается, и время, отведённое на мероприятие, подошло к концу. Благодарные зрители – участники праздника искусства – расходились по домам, и то, что они говорили друг другу, сводилось к одной мысли: «Полдень короткого лета» – это утро длинной творческой жизни не только драматурга и поэта Николая Прокофьева, не только замечательного коллектива Молодёжного театра им. Лермонтова, но и всего современного театра.


P.S.            О Молодёжном театре им. М. Ю. Лермонтова его художественный руководитель Светлана Волошина-Андрийчук говорила не только за праздничным столом, но и в кулуарах библиотеки: «История театра начинает свой отсчёт с 2010 года, когда замдиректора библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Морозова Наталья Васильевна, давно мечтавшая видеть в стенах любимой библиотеки театральные постановки, предложила инсценировать книгу "Дневник Алисы" – дневник американской школьницы, бестселлер 70-х годов прошлого века. По её мнению, судьба несчастной девочки-наркоманки могла стать важной темой для современного молодёжного спектакля. Таким образом, уже через три месяца в ноябре 2010 года вышел в свет первый спектакль про Алису, а Анна Иванова, исполнительница главной роли, стала первой актрисой Молодёжного театра.
                 Стоит отметить, что мы умышленно избегали натурализма и "чернухи". Искали эстетику в неприглядных явлениях: образные решения через классическую музыку, драпировки ткани, трансформации предметов.  Постановка оказалась очень успешной. И вслед за ней последовал новый заказ – на пьесу Ильи Тюрина "Шекспир" (стихотворные сцены). Этот спектакль, как и предыдущий, был рассчитан на двух человек. Поэтому вторым актёром театра стал Максимилиан Потёмкин. Кстати, пьеса "Шекспир" написана очень своеобразным языком, что делает её необыкновенно интересной. Стилистической особенностью этого спектакля стало обращение к традициям театра комедии масок Дель Арте.
                 И наконец, в 2012 году было поставлено величайшее творение Михаила Юрьевича Лермонтова "Демон". Глубочайшее по философской мысли произведение, которое в свете двадцать первого века мы рассмотрели с христианской точки зрения. Спектакль "Врата Рая" по этой поэме стал своего рода визитной карточкой театра, подтверждающей его название.
                 Наступивший "Год искусства" оказался для театра плодотворным. Были осуществлены сразу две постановки, связанные злободневной и в то же время вечной темой об ответственности художника за суть созданных им произведений. Обе пьесы: "Его Величество Театр" Юрия Андрийчука и "Полдень короткого лета" Николая Прокофьева – принадлежат перу современных драматургов. Характерная особенность произведений – их жанровая принадлежность (пьеса-манифест и пьеса-притча).
Широко отмечаемая дата – двухсотлетие вступления русских в Париж, окончание войны с Наполеоном – побудило начать постановку патриотического спектакля. Он будет называться "Парижские дни. 1814 год". Спектакль основан на записках русских и французских классиков. Здесь мы обратимся к эпистолярному жанру, некогда очень популярному и требующего большого мастерства как в написании, так и в исполнении.
В планах – создание двух детских спектаклей. Один связан с историей Москвы и интересен с познавательной точки зрения. Другой – лёгкая восточная сказка, волшебная и экзотическая. А, в общем, хочется обратиться ещё ко многим материалам.
                Напоследок упомяну об актёрах, которые принимают участие в жизни театра. Это Людмила Герасимова, Андрей Красавин, Екатерина Ковальчук, Светлана Крупнова, Анна Кузина, Сергей Ульяненков, Татьяна Грабовская, Юрий Андрийчук и наш звуко-видео инженер Сергей Петрович Черненко, человек с огромным творческим потенциалом. Каждый человек в нашем коллективе мне очень дорог. У каждого из них своя жизнь, своя судьба, но у всех есть одна общая точка пересечения – театр.

Годы создания спектаклей:

"Дневник Алисы" – 2010 год
"Шекспир" – 2011 год
"Врата Рая" – 2012 год
"Его Величество Театр" – 2014 год
"Полдень короткого лета" – 2014 год».


                                                   Член Союза писателей России
                                                           Алексей Котельников


© Copyright: Алексей Котельников
http://www.stihi.ru/2014/10/08/7771