Центральный момент повествования — пожар с 22 на 23 мая 1986 года на Чернобыльской атомной станции. Он сопровождается описанием подробностей и сведений о самой катастрофе и ее последствиях. Вся катастрофа происходит на фоне исторических событий мира, его бедствий и войн, его далекого прошлого и неблагополучного настоящего. Словарная форма оказалась удобной для изложения различных фактов, взглядов, философских размышлений, художественных примеров, стихотворений, документальных подтверждений. Публикуются также малоизвестные материалы. Книга оформлена авторскими иллюстрациями. Книга обращена к тем, кому не безразличны судьбы других людей и завтрашний день человечества.
Предисловие автора
Хочу объяснить, почему решила написать такое произведение, не так долго собираясь, но очень сомневаясь и мучаясь при этом: слишком много слов из обычного словаря русского языка от «АБАЖУРА» до «ЯЩУРА» реанимировали мою желающую забвения память о Чернобыле. Во избежание искусственного забвения и самоустранения человеческого общества от Чернобыльского «А» до Чернобыльского «Я», для перспективы выживания и жизни, для всех живых и живущих, уцелевших, непричастных, пострадавших, невиновных, виноватых, оправдавшихся, избежавших, допустивших, воинствующих, раскаивающихся — запомнивших и забывших — стараюсь сделать то, что могу и так, как умею. В жизнь многих из нас когда-то врезалось грозное слово «Чернобыль», в чью-то жизнь — разрывным снарядом, в чью-то — холостым патроном, но врезалось навсегда. В мою жизнь оно ворвалось в ночь с 26 на 27 апреля 1986 года нежданным телефонным звонком; тогда я впервые и услышала в тревожном разговоре это слово. Сквозь сон я не могла вспомнить, слышала ли его когда-либо раньше, но проснулась и поняла, что не знаю его.
Да что это? Да где это находится, наконец?!
Очень, очень скоро я все узнаю, а лучше бы не знать никогда…
Мой супруг, Владимир Михайлович Максимчук, генерал-майор внутренней службы, точнее, пожарной службы, стал активным ликвидатором последствий Чернобыльской катастрофы, а именно: возглавлял сводный отряд пожарной охраны на ЧАЭС. В ночь с 22 на 23 мая 1986 года он руководил тушением малоизвестного пожара на IV-ом энергоблоке атомной станции, непосредственно участвовал в разведке очага поражения. Последствия тех событий не замедлили сказаться на дальнейшем течении жизни и состоянии здоровья. Вопреки всему Владимир Михайлович всецело отдавал себя работе, и ещё не однажды возглавлял операции по предотвращению и ликвидации крупных аварий и катастроф в стране.
Владимир Михайлович умер 22 мая 1994 года в результате неизлечимой болезни-приговора с диагнозом: Чернобыль.
Хочу также подчеркнуть, что Чернобыль — это не только частный случай, разразившийся планетарной катастрофой. Чернобыль — это итог и мера человеческого отношения к миру, к жизни, друг к другу. Секретный пожар на Чернобыле — и деяние, и возмездие, и призыв к покаянию и очищению душ наших. Чуть ли не каждое слово в «Чернобыльском словаре человечества» суть дело человеческое или расплата за такое же или подобное дело.
Посвящаю «Чернобыльский словарь человечества» тем, кто потерял своих родных и близких в Чернобыльской или аналогичных мировых катастрофах, а также всем другим, оставшимся в списках живых.