(Санди Зырянова, выдержки из статьи)
Душепис - существо двуликое: пока его подхваливают и поглаживают, оно радо лизать вам и пятки, и кое-что повыше да покруглее, повонючее, но стоит предъявить ему объективные, стандартные требования – троллинга, истерик и злобы не оберешься.
Без души стихи писать невозможно, уж поверьте мне. Даже в стихах, написанных на заказ, есть кое-что из души автора – а именно искреннее желание заработать денежек. Поэтому разговоры о том, что в стихе должна быть душа, просто бессмысленны. Это все равно, что сказать, что в рукаве должна быть рука.
Рука есть. В рукаве. Душа есть в стихе. Дальше что?
Собственно, почему и возник пресловутый феномен душеписничества. Всеобщая, повальная грамотность толкает людей в моменты душевного подъема или скорби к перу и листу бумаги: излить свои переживания. Разумеется, эти переживания дороги данному конкретному человеку. Ведь они – его! Это его любовь, его радость, его горе… Душа, словом. А поскольку одна из базовых психологических потребностей – потребность в принятии социумом, окружающими, то человеку хочется, чтобы его душу приняли и одобрили другие.
Тут-то все понятно. Да и то, что каждый хочет быть любим таким, каков он есть, тоже понять нетрудно. И вот берет наш страдающий или окрыленный товарищ свои листочки бумаги, на которые он излил свою душу, и идет. Несет их народу. Любите меня! Примите меня! Признайте мое право на любовь и на человеческое достоинство!
…Есть в Уголовном Кодексе такое понятие: «Покушение с негодными средствами или на негодный объект». Так вот, попытки доказать свою ЛИЧНОСТНУЮ ценность с помощью СТИХОВ – это именно покушение с негодными средствами.
Ни один душепис этого не понимает и не хочет понять.
Стихи – это не ваша душа. Стихи – это не лично вы. Стихи – это то, что вышло из ваших рук, ну ладно – из горнила вашей души и разума, но уже не является частью вас.
Стихи – это искусство. И оценивается оно по законам искусства, а не по пирамиде Маслоу. Это надо просто понять и принять, чтобы не выть, как ужаленный в задницу волк: «Ы-ы-ы! Здесь ценять стихи, а не дюшюуууу! Ы-ы-ы! Здесь живут по стандааааарьтям! Рыфьму требуюуууть!». Читателю ПО ФИГУ, нарочно выделяю капсом, ПО ФИГУ, что тебя оттрахали и выбросили, как отслуживший свое унитаз; что ты недоволен, как все старички, нынешней властью, и что в твоей, эээ, душе бурлит желание заставить всех без исключения жить по правде и по совести. Если тебя это все так беспокоит – что ж, просто не будь унитазом и не позволяй трахать себя всем кому ни попадя… и, пожалуйста, не выкакивай еще один слюнявый стишок про «я ж тебя любила и дала, а ты меня бросил, подлец!»; о том, что пишут о любви мужчины, мне просто противно говорить.
Уповать, что одна только «душа» придаст вашим писаниям художественную ценность, неправильно. Это и есть главная ошибка душеписов. Искусство вообще, и поэзия в частности, требует высокой образованности, мастерства, постоянного творческого поиска. Более того, искусство требует еще и соблюдения определенных формальных правил. Это не «жизнь по стандартам и схемам», как любят скулить душеписы, а нормальная творческая кухня. Честно говоря, абсолютное большинство душеписных творений как раз и отличается стандартностью и схематизмом. Немереное количество штампов типа «золотая осень», «огонь любви в душе», «в сердце боль», банальные и убогие рифмы, никакой выдумки по части размера, схемы рифмовки, построения строф – все тот же катрен, АБАБ, 5-стопный ямб… Так он же еще и не выдержан! А автор требует внимания к смыслу, к своей душе…
Ну, знаете ли, душа душе рознь. Каждый человек – индивидуальность, но уж слишком много индивидуальностей стандартных, ограниченных, откровенно посредственных. Что из такой души выйдет? – да такие же серые, посредственные стихи. Я всегда говорила и говорю: твои стихи таковы, каков ты сам. Если мысль, дух, восприятие мира по-настоящему сильны, то рождаются шедевры. Если же автор может воспринять только примитивные, расхожие идеи, то и стихи у него будут примитивными, банальными. А банальность для поэта – смерть.
Ты говоришь душепису – поправь рифму, убери банальности и штампы, зачем писать чушь, а он тебе – я из хорошей семьи, я преподаватель русского языка, ты меня оскорбляешь! У меня два высших образования, я не могу быть безграмотным! Я член Союза писателей, я не могу быть банальным!
Можешь. Еще как можешь. Вузовский диплом не дает гарантии того, что у тебя вообще есть мозги в достаточном для творческой работы количестве; он лишь подтверждает, что ты можешь выполнять определенную работу, не связанную со стихами. «Корочка» Союза писателей – тоже не показатель: Олди, например, не в Союзе, хотя уровень этих писателей с уровнем стихидловских «паэтофф» не сравнить. И лично мне не понять, как можно преподавать русский, ни разу не читав Пушкина и Цветаеву, Бродского и Жуковского, Некрасова и Друнину, – а если читал, то неужели не видишь разницу между ними и собой?!
И да, очень популярная отмазка душеписов – «А у Пушкина есть много глагольных рифм, подумаешь!» Так вот, Пушкин писал 200 лет назад. С тех пор литература развивалась. Нет, ну вы можете по старинке читать при свече, писать гусиными перьями и ходить в лаптях, а также рифмовать кровь-любовь. Как Пушкин. Но зачем?
Как не быть душеписом?
Да очень просто. Признать, что стихи – это искусство. И оно требует серьезного отношения. А еще – дать своему искусству это серьезное отношение. Понять раз навсегда, что твои стихи – это не «твоя душа», а то, что ты несешь в мир. Людям. То, что ты даришь миру, причем – внимание! – именно даришь. А не продаешь за любовь и внимание…
И освоить технику стихосложения. Для начала.
Санди Зырянова