Первый лопатник
Спустя неделю, обе Вовкины руки распухли, так что он не только лопатник украсть, он ложку держать не мог. В воскресенье, вся семья Пузырёвых собралась, на половине деда, за обеденным столом. Эти обеденные посиделки происходили каждый выходной, на них семья решала все насущные дела и проблемы. В этот раз семья хотела обсудить Вовкино будущие, есть смысл продолжать учёбу дальше, или лучше подобрать ему другую воровскую профессию. Бабушка, как обычно разливая суп по тарелкам, увидев Вовкины руки, ахнула и чуть не уронила тарелку, с налитым в неё супом.
- Ты что старая, белены объелась, тарелку в руках удержать не можешь – заругался, дед. Бабушка положила в кастрюлю чер-пак, и, покрутив пальцем у виска, показала взглядом деду на Вовкины руки. Дед, глянув на Вовкины руки, чуть не упал со стула – Сашка, сморчок, паршивый, ты что натворил – заорал он.
- Ничего – ответил тот, с удивлением поглядывая на реакцию деда. Дед вскочил со стула, подошёл к Вовке, поднял его руку, и зло спросил – а это что, это учёба твоя такая? Сашка, потупив взгляд, произнёс – перестарался я дед.
- Раз перестарался, сам и оплатишь своё старание – приказал дед.
- Оплачу – прогнусавил Сашка и стал, шарить по карманам.
- Ну и балбес ты внучёк, разве я деньги имел в виду – засмеялся дед.
- А что же ещё? – удивился Сашка.
- Ну что сынки, какой штраф на него наложим? – спросил дед у сыновей.
- Пусть он за меня, целую четверть, домашние задания делает – заорал Вовка, раньше всех.
- Тебя пока не спрашивают – осадил его отец.
- Это почему не спрашивают, он пострадал, он пускай и решает – заступилась бабушка за Вовку.
- Я тоже с этим наказанием согласен, пусть вместе с Вовкой уроки делает, умнее ничего не придумать – засмеялся дядя Егор.
- А я не согласна, Сашка будет уроки делать, а этот балбес дурака валять, а мне придётся перед учительницей краснеть – возразила Вовкина мать.
- Какая тебе разница, всё равно из – за этого балбеса каждый раз краснеешь – сказала бабушка.
- Дед, молча слушавший споры родственников, вдруг встал и, постучав указательным пальцем по краю стола, глядя на Сашку, сказал – пусть так и будет, с первого сентября будешь за брата делать домашние задания. Это и наказание, и польза, ты тоже не больно грамотный в школе на одни двойки учился. Сашка, почесал затылок, но спорить с дедом, побоялся, его авторитет был непреклонен. Вовка таким решением был доволен. – Надо же, как хорошо всё получилось, и брат наказан, и целую четверть можно валять дурака – думал он. Брат учил Вовку, специальности карманника, до самых новогодних праздников. Вовка и сам не сидел без дела, при каждом удобном случае, он старался вытащить, у кого – нибудь из родственников кошелёк, или снять с руки часы. За эти внеклассные занятия он чаще всего получал по шее, но изредка у него получалось, и тогда он был несказанно этому рад. Перед новогодними праздниками, дядья провели экзамены, Вовке пришлось, вытащить лопатник из каждого кармана пиджака с колокольчиками. После того как Вовка с этим справился на отлично и не один колокольчик не зазвенел, дядья заставили его вытаскивать лопатник из их карманов. Вовка и с этим справился прекрасно, он даже снял часы с руки дяди Серёжи. Дядьки, отец и брат Сашка долго советовались и, наконец, вынесли своё решение – можешь работать, но пока под контролем брата. Вовка такому решению, был рад – сегодня поедем, карманы бомбить или завтра? – приставал он весь вечер к брату.
- Отстань – огрызался Сашка. Начнут давать зарплату, тогда и поедем, чего попусту светиться. Но у Вовки свербило, он и минуты не мог сидеть просто так.
– Пойду утром, в магазин и там у кого – нибудь – мечтал он, сидя за ужином. Утром в субботу, тридцатого декабря, он выпросился у матери сходить в магазин.
- У нас хлеба нет, давай я схожу – предложил он свои услуги, не успев открыть глаза.
- Молока ещё купи и сахару – попросила удивлённая мать. Вовка быстро накинул пальтишко, вставил ноги в валенки, взял у матери деньги и бидончик, и выскочил за дверь.
- Что это с Вовкой – то случилось, сам не свой, с утра в магазин напросился сходить – попеняла она мужу.
- Что, куда попросился, в магазин? – вскочив со стула, закричал отец. Ах, он паразит, чего удумал Сашка, иди скорей сюда – позвал он, умывающегося сына.
- Чего случилось, батя? – спросил Сашка, вытирая лицо полотенцем.
- Чего, чего, этот маленький паразит, решил проверить свои способности, отпросился в магазин. Одевайся и беги скорей, перехвати его, пока он дел не натворил – попросил отец Сашку. Сашка оделся, и со словами – я ему говнюку, башку оторву – убежал догонять Вовку.
- Не бей его, он ещё маленький – закричала мать в след сыну. Но Сашка, уже не слышал, он бежал на остановку автобуса – Вовка пешком, а я на автобусе, вперёд его приеду – размышлял он на бегу. Получилось всё не так, как рассчитывал Сашка, он простоял на остановке, в ожидании автобуса, чуть не полчаса. Сашка прыгал, курил, злился, но автобуса не было – я бы уж пешком дошёл, а бегом можно два раза добежать. Вовка уж, на-верное там, попадётся сусёнок, как пить дать попадётся – думал Сашка. Так и не дождавшись автобуса, Сашка рванул к магазину на одиннадцатом номере. Забежав в магазин, он осмотрелся. У прилавка стоял высокий, хорошо одетый мужик.
- Не нашенский – подумал Сашка. Легавый – мелькнула в голове мысль, но Вовки в магазине не было, брат успокоился. Наверное, уже ушёл – подумал он.
-Ты Вовку, что ли высматриваешь? – спросила соседка.
- Его мать сахару просила купить, а он уже убежал – ответил Сашка первое, что пришло на ум.
- Дак ушёл он уже, вот только что, догоняй скорей – пояснила словоохотливая соседка. Сашка ещё раз посмотрел на незнакомого мужика и выскочил на улицу – надо запомнить, интересно, что за гусь тут околачивается – подумал он.
Сашка обошёл вокруг магазина, Вовки нигде не было – где этот сморчок прячется? Сашка ещё раз прошёлся вокруг магазина – в туалете, что ли сидит? – подумал он. В мужском туалете брата тоже не было.
- Найду, убью, гадёныш малолетний – злился брат. Вовку он всё же нашёл, брат стоял не далеко от автобусной остановки, в небольшом парке, и считал деньги.
- Много снял, лове? – спросил Сашка. Вовка вздрогнул, спрятал лопатник в карман и с испугом посмотрел на брата.
- А ты откуда здесь взялся? – поинтересовался он, неуверенным голосом.
- Отец послал, тебя дурака остановить, что бы ты, не поймал приключений, на свою глупую голову – ответил брат, и влепил Вовке, сильную оплеуху.
- Чего дерёшься – то – взвыл Вовка, и попытался дать брату сдачи. Брат поймал Вовкину руку и, загнув её ему за спину, вытащил у Вовки из кармана лопатник.
- Давай – ка поглядим, сколько ты взял, у этого заезжего – сказал он, открывая партмоне. Брат стал пересчитывать купюры, продолжая держать Вовку.
- Отпусти, больно ведь – заныл Вовка.
- Разве это больно, вот когда менты будут допрашивать, вот тогда будет больно – поделился опытом Сашка. О, двести восемьдесят рублей, вот это куш, интересно, откуда этот лох с таким прибытком, в нашем болоте таких карасей не водится. Сашка, переложив деньги к себе в карман, внимательно просмотрел весь лопатник – проездной, квитанция, хлам какой – то – и стал выкидывать автобусные билеты. Прошерстив лопатник, он отпустил Вовкину руку – пошли домой, там поговорим.
- Отдай портмоне, я его себе оставлю – попросил Вовка. Сашка попытался отвесить ему ещё одну оплеуху, но Вовка вовремя увернулся.
- Никогда не оставляй у себя лопатники, по ним могут определить хозяина – предупредил брат.
- Если поймают, то какая разница? – спросил Вовка.
- Разница, большая, тут у тебя будет одна кража, на которой тебя взяли, а тут несколько, получишь по максимуму, понял?
- Понял, а по максимуму это сколько? – спросил Вовка.
- Трёшник, общего режима, это первый раз, потом пойдёт усиленный, строгий и так далее.
- А по минимуму? – не отставал брат.
- Это как судья посмотрит, может два, может полтора – пояснил Сашка. За разговорами они не заметили, как подошли к речке.
- На кой чёрт, мы сюда припёрлись? – спросил Вовка.
- А вот на кой – ответил брат. Он достал лопатник, положил туда квитанцию, хотел положить проездной, но передумал, и выкинул лопатник в речку.
- Вот так спокойнее будет – пояснил он.
- А проездной, чего не выкинул?
- Пригодится, на нём фамилии не написано – засмеялся Сашка, и убрал проездной в карман.
- Отдай мне, я его украл, значит, он мой – стал канючить Вовка.
- Маленький ещё, упустишь – пошутил брат. Они свернули в перелесок и, продравшись, через занесённые снегом ели, вышли на тропку, ведущую в посёлок.
- Молоко не разлил? – спросил Сашка.
- Разве его разольёшь, оно замёрзло – сказал Вовка и постучал по бидончику.
- Мать ругаться будет, за то, что молоко заморозили – задумчиво произнёс брат.