Ч.2
Святая Бернадетта
Начиная повествование о святой Бернадетте, мы уважаемый читатель, переходим на религиозное поле влияния на человека, занимаемое Римской католической церковью.
Поскольку русскоязычный читатель прямо или косвенно все же воспитан на православной версии христианской религии, то автор, во первых обращает внимание на то что эти ветви христианской религии начиная с 1054 года находятся в непримиримой вражде, которая прямо зачастую переходит в острою политическую борьбу и даже местами в вооруженное столкновения, особенно, когда а или иная ветвь христианской религии, получает поддержку своих государств в отношении нападения на соперницу.
Почему так случилось? Почему после церковного раскола 1054 года, православные византийцы стали для католиков – еретиками!
Тема церковного раскола сама по себе интересна любому человеку исповедующего или придерживающему норм христианской религии, но нас она будет интересовать с точки зрения влияния этого вопроса на восприятия мира обращенного в христианство населения Киевской Руси, из которой и вышло, нынешнее население Украины.
Поэтому в целях понимания, дальнейшего повествования, особенно в вопросе канонизации святых, считаю, необходимым более подробно остановится на вопросе церковного раскола. Тем более, что по мнению автора 90% читателей, что где слышал о расколе, но совершено не понят детали, и кто там был прав и кто виноват!
В всемирной истории, раскол христианской церкви в 1054 году это событие, после которого, окончательно, произошло разделение христианской церкви на римско-католическую и православную церкви с центрами в Риме и в Константинополе.
Этот раскол до сих пор имеет геополитическое значение поскольку Константинополь в силу развития мировой истории, остался под контролем мусульманского государства – вначале Османской империи, а затем современной Турции.
Тут автор берет на себя смелость утверждать, что все внешняя политика - вначале Московского государства, затем Российской империи, и выросшего на его обломках СССР была нацелена на обладание Царьградом (Константинополем, Стамбулом) с единственной целью силой государства восстановить византийскую ветвь христианства так сказать в месте ее возникновения.
Хотя маскировалось это желанием установить контроль над Босфором и Дарданелами, для безпроблемного выхода в Средиземное море, печально известно Черноморского флота.
А пока, Москва, в смысле Российская Федерация как правопреемница Российской империи и СССР выполняет ныне роль «Третьего Рима», но все это временно, в историческом отсчете времени. И большая война за Константинополь еще впереди.
А раз это так, то и война Путинской России против блока НАТО членом которого, к «сожалению», для России и к радости для турков, является Турция, уже как говорится не за горами.
Военные действия начнутся з захвата Российской Федерацией Крыма и 2-3 восточных и южных областей Украины. Отсюда такая борьба за недопущение Украины ни в какой либо союз с НАТО!
Задержка активных военных действий пока обусловлена внутренним неустройством РФ в связи рокировкой Путина на Медведева, хот и выглядит все это как театр марионеток.
Еще одной причиной задержки силового варианта отторжения Кпрыма есть то, что в будущем году предстоят выборы нового Президента США, так как Путину не удалось договорится с Бушем , как с предыдущим немецким кацлером, о фактической сдаче Западом , Украины под влияние Российской Федерации и наверно еще неготовностью, так называемой украинской «оппозиции» открыто возглавить вооруженную борьбу против ныне действующего Президента Украины В.Ющенко.
Но возвращаясь к теме театра марионеток. В истории России и не такие бывали исторические казусы. Вспомните хотя бы тот факт, как Иван Грозный поставил вместо себя «захудалого» как тогда выражались казанского царевича Симеона Бекбулатовича……
Но давайте перейдем, от невольно возникшей темы политических прогнозов, к теме повествования.
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054года.
Однако именно в 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом, для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе.
Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля Патриарх Кирулария предал анафеме легатов.
Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 г. взаимные проклятия были сняты но, по моему мнению, для широкого большинства наших современников точные причины и основания для раскола не известны. А он нам нужны, поскольку святые католической церкви не признаются православной церковью и наоборот.
Вот неизменна и очень аргументированная точка зрения западной (католической) церкви по вопросу примирения.
Отличительная грамота была вручёна 16.07.1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.
Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:• 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквях,
• 2. Михаила неправо называют Патриархом,
• 3. Подобно симонианам, они продают дар Божий,
Симониане: название свое получили от Симона волхва, современного апостолу Петру, из селения Гитфон в Самарии. Он был из самаритов, приняв только имя христианина. Учил постыдному и скверному смешению, неразличению тел. Отвергал воскресение и утверждал, что мир не от Бога, Свое изображение, в виде Зевса, и спутницы своей, блудницы по имени Елена, в образе Афины, передал ученикам своим для поклонения. Называл же себя для самаритов — отцом, а для иудеев — Христом.
• 4. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
ВАЛЕЗИАНЕ. По свидетельству св. Епифания, эта малоизвестная секта (III в.) гнездилась около Филадельфии, в Палестине. Валезиане держались некоторых гностических мнений, но имели также и свои собственные. Все они были евнухи и никого не принимали в свое общество; если же кого и допускали, то запрещали ему употреблять в пищу мясо, пока он не оскопится, а после того позволяли уже всякую пищу, предполагая, что тогда он освобождается от плотских греховных вожделений. Вазелианская секта недолго существовала и недалеко распространялась.
• 5. Подобно аринам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
Ариане, они же ариоманиты и диатомиты. Они называют Сына Божия тварью, а Духа Святого тварью твари; утверждают, что Христос принял от Марии только плоть, а не душу.
• 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
Донатисты: происходят от некоего Доната в Африке, который научил их сперва целовать некую кость, взяв ее в руки, и затем приступать к приношению святых тайн, если те должны приноситься.
• 7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
Николаиты: от Николая, приставленного апостолами к службам, который из ревности к супруге своей учил своих учеников вместе с другими совершать бесстыдные дела и говорил о Кавлакахе, Прунике и других варварских именах, вводя их в мир.
• 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
Севириане. Некто Севир, следуя Апеллису, опять отвергает вино и виноград, баснословя, будто они произошли от драконовидного сатаны и земли, совокупившихся между собою. И от женщины отрекается, говоря, что она имеет начало от злой силы. Вводит какие-то наименования князей и тайные книги. Подобно другим еретикам, отвергает воскресение плоти и Ветхий Завет
• 9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
ФИЛИОКВЕ (лат. filioque – и Сына), принятое Римско-католической церковью прибавление к разделу Никео-Константинопольского символа веры, касающемуся исхождения Святого Духа: qui ex patre filioque procedit (который исходит от Отца и Сына) – вместо to ek tou patros ekporeuomenon («исходящий от Отца»), стоящего в греческом тексте.
Под влиянием западного учения о Троице, разработанного главным образом Августином, это прибавление первоначально было включено в частные вероопределения, принятые в Испании с целью искоренения присциллианской ереси, а позднее внесено в Никео-Константинопольский символ веры в 589 на соборе в Испании, на котором готские ариане воссоединились с церковью. Это прибавление было одобрено Карлом Великим, который распорядился включить его в чин мессы, которую служили в дворцовой часовне.
Впоследствии этот обычай распространился по всей империи. Папа Лев III (ум. 816) подтвердил ортодоксальность учения об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, однако запретил распевание этой формулы.
По-видимому, она была введена в литургический обиход в Риме лишь при папе Бенедикте VIII (ум. 1024) по просьбе императора Генриха II.
В 879 греки формально отвергли «филиокве», и с тех пор отрицание этого добавления приобрело догматический смысл для Восточной церкви. Лионский собор 1274 и Ферраро-Флорентийский собор 1439 настаивали на всеобщем принятии учения об исхождении Святого Духа от Сына, однако не требовали непременного включения «филиокве» в символ веры.
«Филиокве» было сохранено в переводе Никео-Константинопольского символа веры, представленном в англиканской Книге общественного богослужения.
• 10. Подобно манихеям, считают квасное - одушевленным.
Манихеи, они же акониты: это — ученики перса Мани. Они Христа называют призраком, почитают солнце и луну, молятся звездам, силам и демонам: вводят два начала — злое и доброе, вечно существующие. Говорят, что Христос призрачно явился и пострадал. Ветхий завет и глаголавшего в нем Бога хулят. Утверждают, что не весь мир, но только часть его произошла от Бога.
• 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостоивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
Назореи: исповедуют Иисуса Христом, Сыном Божиим, во всем же живут по закону.
А вот, и так же, неизменная, на протяжении тысячелетия точка зрения восточной (православной) церкви.
Она отнюдь не так аргументирована, как выдвинутые против нее обвинения, и скорей напоминает детский спор, «сам мол дурак».
• «При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником.
Патриарх Михаил 20 июля 1054 собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора.
• В определении этого собора говорилось:
„Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли.
В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину“.
При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним».
Текст полного определения этого собора на русском языке до сих пор не известен поэтому, к сожалению, за точность приведенного теста не историки не ручаются. Но аргументация если перевод верен, была явно не конкретной.
В таких идеологических , церковных распрях прошло 150 лет и в 1204 году участники четвёртого крестового похода (католики) вместо того, чтобы плыть в Палестину, осадили Константинополь, взяли его штурмом.
Показав тем самым, кто главный в христианской церкви: Папа Римский или Константинопольский Патриарх.
А уж после, окончательно ослабевший, Константинополь, уже сделался легкой добычей турок-осман, основавших, там свою Османскую империю.
Разобравшись, в общем плане, в причине раскола западной и восточной христианских церквей, давайте перейдем к святой Бернадетте.
Ее история жизни и последующей церковной канонизации очень сходна с рассмотренной в первой части святой Иулианией.
Если открыть какую либо солидную энциклопедию, то о святой Бернадетте можно прочесть примерно следующее.
БЕРНАДЕТТА, СВ. (1844–1879), французская святая, урожденная Мари-Бернарда Субиру. Родилась 7 января 1844 в Лурде в семье обедневшего мельника, где было шестеро детей. От рождения отличалась хрупким здоровьем и до конца жизни страдала астмой.
Согласно ее собственному свидетельству, начиная с 11 февраля 1858 ей 18 раз являлась Пресвятая Дева в гроте Масабьелль.
Госпожа велела ей зачерпнуть воды в гроте и испить ее, и с этого момента крохотный ключ, который был столь слабым, что Бернадетта едва отыскала его, превратился в мощный источник.
Затем Госпожа попросила, чтобы возле грота построили церковь. А когда девочка спросила ее, кто она, ей было сказано: «Я – Непорочное Зачатие». Слава о месте явления Богоматери немедленно распространилась, и до сих пор святой грот ежегодно посещают тысячи больных и калек.
Страдая от всеобщего любопытства и от постоянных допросов, которые ей учиняли гражданские и церковные власти, Бернадетта в 1866 поступила в женский монастырь в Невере, где умерла 16 апреля 1879.
Она была беатифицирована в 1925 и канонизирована 8 декабря 1933. Западная церковь отмечает праздник Лурдской Божьей Матери 11 февраля. День памяти святой 16 апреля
Это как бы формально правильно, но в силу своей краткости неполно и непонятно для неподготовленного читателя.
Прежде всего, из за наличия в тексте двух специальных терминов «беатифицирована» и «канонизирована».
Что это за термины и что они означают?
БЕАТИФИКАЦИЯ (от лат. beatificare, провозглашать блаженным), в Римско-католической церкви, законодательный акт, которым папа причисляет некое лицо к лику блаженных и провозглашает, что этому лицу может оказываться почитание в соответствии с особым литургическим чином.
Это почитание не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер или осуществляется в рамках отдельного религиозного сообщества (например, монашеского ордена).
В настоящее время процедуры беатификации регулируются Кодексом канонического права.
Сначала местное предварительное расследование показывает, что не существует культа или общественного поклонения данному лицу и что, в силу этого, требуется осуществить обычную процедуру беатификации.
Затем предварительному рассмотрению подвергаются святость жизни кандидата на беатификацию, его добродетели или мученический подвиг, совершенные им чудеса или его писания. Если результаты этого расследования оказываются благоприятными, Святой Престол начинает процесс беатификации, на котором рассматриваются те же вопросы.
Священная конгрегация божественного культа проводит три заседания, последнее – с участием папы, который принимает окончательное решение и издает официальное постановление о беатификации данного лица.
Как правило, достаточным условием беатификации служат удостоверенные свидетельства о двух чудесах, если только папа не отменяет это условие в случае мученичества беатифицируемого лица.
Процедура т.н. эквивалентной беатификации, впервые выделенная из общей практики при папе Урбане VIII (1623–1644), может осуществляться в особых случаях, когда выясняется, что культ данного лица уже существует.
В этом случае требуются доказательства того, что почитание этого лица осуществлялось на протяжении не менее ста лет. Кроме того, рассматриваются писания кандидата, его добродетели или мученичество и совершенные им чудеса.
В конце 17 в. процедура беатификации была отделена от процедуры канонизации (причисления к лику святых и провозглашения общецерковного культа новоявленного святого). В настоящее время беатификация служит необходимой ступенью, предваряющей канонизацию.
КАНОНИЗАЦИЯ (от греч. kanonizo, «включать в канон», «узаконивать»), законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых (у католиков – после обязательной беатификации).
Начиная с эпохи древней церкви существовал культ мучеников, носивший более или менее местный характер.
С 4 в. такого же почитания стали удостаиваться не только мученики, но и другие христиане, жизнь которых отличалась особой святостью. Несколько позже сложилась практика епископского утверждения культов местночтимых святых.
С 13 в. право канонизировать святых на Западе стало исключительной прерогативой папы. «Эквивалентная» канонизация (упоминаемая папой Бенедиктом XIV, 1740–1758), в противоположность «формальной», основана на существовании многолетнего культа или практике поклонения какому-либо лицу как святому.
Процедуры, предшествующие формальной канонизации в Римско-католической церкви, детально оговорены в Кодексе канонического права.
Прежде всего требуется представить документальные доказательства «формальной» или «эквивалентной» беатификации.
Если такие доказательства недоступны, то требуется официальное одобрение культа данного святого со стороны папы.
Кроме того, необходимо представить доказательства чудес, совершившихся после беатификации святого (двух после «формальной» беатификации и трех – после «эквивалентной»).
Если такие чудеса действительно имели место, официальный инициатор канонизации (postulator) обращается с прошением об открытии дела о канонизации, после чего начинается сам процесс расследования.
Рассмотрение свидетельств о чудесах носит тот же характер, что и в предшествовавшем процессе по беатификации.
Один из членов Конгрегации обрядов назначается на роль оппонента (promotor fidei), широко известную как роль «адвоката дьявола»; в его обязанности входит выдвижение всех мыслимых доводов против канонизации обсуждаемого кандидата, что позволяет избежать несвоевременных и поспешных решений.
После совещания с кардиналами и другими духовными лицами папа решает, можно ли предпринять канонизацию святого.
После одобрения канонизации консисторией происходит сама торжественная церемония канонизации, для которой предусмотрены особые красочные обряды. Последним этапом является провозглашение папой канонизации святого, осуществляемое ex cathedra и непогрешимое.
Процедура канонизации святых в Православной церкви носит несколько менее формализованный характер.
Ну и чобы закончить с важными терминами, необходимыми для понимания дальнейшего материала, предлагаю, небольшое пояснение о «КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА»
Этот Кодекс (Codex Iuris Canonici), свод канонов, или законов, действующих в Римско-католической церкви с 27 ноября 1983.
Представляет собой переработку более ранних сводов церковного законодательства, служит руководством, определяющим жизнь католического духовенства и мирян, и учитывает те процессы, которые происходят в церкви и обществе.
Изменения, внесенные в последнюю редакцию Кодекса канонического права, отражают исторические реалии середины 20 в. и решения II Ватиканского собора (1962–1965), а также те инновации, которые были приняты при папах Иоанне XXIII, Павле VI и Иоанне Павле II.
Попытки кодификации церковного (или канонического) права предпринимались по крайней мере с 12 в., когда был издан Декрет Грациана, который, вместе со сводами церковного законодательства, осуществленными последующими папами, стал главным учебником по каноническому праву в средневековых университетах и использовался в церковных судах.
Полный свод (корпус) канонического права был издан по постановлению Тридентского собора (1545–1563).
В 1904, при папе Пии X, комиссией под руководством кардинала Пьетро Гаспарри была предпринята более тщательная работа по кодификации; в 1917, при папе Бенедикте XV, она завершилась публикацией нового кодекса (5 томов, 2414 канона), который вступил в силу в 1918.
Учитывая изменения, произошедшие в жизни церкви и всего мира после 1918, папа Павел VI распорядился о начале работы над новой редакцией кодекса. Комиссия кардиналов, епископов, специалистов по каноническому праву и теологов представила на суд церкви новый свод законов, включавший 1752 канона. Работа над ним продолжалась 17 лет. 25 января 1983 папа Иоанн Павел II скрепил его своей подписью.
Как видим, белорусско – украинская «святая Иулиания», жизнь и «чудеса» которой мы рассмотрели в первой части, не прошла бы даже процедуру беатификации, не говоря о канонизации.
И Православной церкви надо не отгораживаться от римо-католиков за железным занавесом, тут никто не посягает на устои церковной доктрины, а учится лучшему в организации работы с населением, как бы сказали в прежнее времена советские чиновники, и в том числе в первою очередь в отборе лиц достойных к причислению до лика «святых».
( конец 2-й части)
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"Шторм"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 343
Авторов: 0 Гостей: 343
Поиск по порталу
|
Для печати
Добавить в избранное
Православный календарь. Современный взгляд. Св. Иулания и Св. Бернадетта. Правда и вымысел об одном и томже "чуде". ч.2 (Очерк)
Автор: Бровко Владимир
© Бровко Владимир, 20.07.2008 в 20:51
Свидетельство о публикации № 20072008205144-00073108
Читателей произведения за все время — 384, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |