Михаил Меньшаков
Москва
2
Натаха вступила на шумящий перрон Киевского вокзала – Москва, вот она какая. Поступлю, не поступлю? – крутилось в голове. Москва поразила её, толпами снующих людей, огромным количеством машин, но больше всего Натаху поразили дома, огромные коробки – неужели в них живут люди, сколько окон, сколько же там живёт семей? – думала она. Натаха подошла к постовому милиционеру – скажите, пожалуйста, как мне проехать в театральный институт? – спросила она. Милиционер подумал, почесал затылок и вынес – вон там вход в метро, видишь на той стороне дороги буква М, спустишься вниз, там спросишь у дежурной, она подскажет, как доехать. Наташка долго стояла у входа в метро, но заходить во внутрь испугалась, она вспомнила рассказ соседки, как глубоко под землю та спускалась на самодвижущейся лестнице.
- Поеду на автобусе – подумала она. Натаха долго добиралась до института, но всё же к вечеру она его нашла, институт находился в сером старинном трёхэтажном здании. Она открыла большие тяжёлые двери и вошла во внутрь.
- Тебе чего, милая? – спросила её старушка мывшая пол.
- Поступать приехала – ответила Натаха.
- Дак поздно уже, сегодня все уже разошлись, приходи завтра – просветила её бабушка.
- Можно я посижу, а то устала так, что ноги гудят – попросила Натаха.
- Посиди девонька, посиди – согласилась старуха. Натаха поставила на пол чемодан и уселась на него.
- А где ночевать будешь? – спросила уборщица.
- Не знаю, наверное, на вокзале – подумав, ответила Натаха.
- В милицию заберут, там спать нельзя – предупредила старуха.
- Если деньги есть пойдём ко мне, за рубль в сутки я тебе сдам угол, поступать будешь, тебе всё равно жить где – то надо будет, ведь это не один день. Только вряд ли ты поступишь, не так – то просто сюда попасть, знаешь сколько, таких как ты, каждый год, приезжают, пытать своё счастье, и уезжают обратно, все в слезах.
- Я не уеду, если не поступлю, останусь здесь работать – возразила Натаха.
- Зарекалась ворона дерьмо не клевать – засмеялась старуха. Она домыла полы, убрала в кладовку свой инструмент, и сказала Натахе – пойдём красавица, на новое место жительства, как зовут – то тебя?
- Наталья – гордо ответила та.
-А меня будешь звать бабушка Паша, вот и познакомились, да ты мне денежки вперёд заплати, а то прогуляешь все, потом и платить нечем будет, а тут как найдено. Они сели в автобус, проехали три или четыре остановки и вышли. Перейдя дорогу, Натаха увидела свою родную деревню, такие же маленькие домики, садики перед домами, огороды.
- Вот тут я и живу, раньше мы в деревне жили, а теперь Москва, наверное, снесут скоро, тоже буду жить в таком муравейнике как вот этот – и бабка ткнула пальцем в большой многоэтажный дом. Она отперла замок и впустила Наташку во внутрь дома – вот тут и поживёшь, пока койку в общаге не получишь – сказала она, показывая на маленькую комнатку, больше похожую на кладовку. Натаха глубоко вздохнула, положила чемодан на кровать, аккуратно застеленную старым покрывалом, и, сев на расшатанную табуретку открыла его. Достала из – под обшивки, заботливо спрятанные матерью деньги, отсчитала тридцать рублей, остальные спрятала туда же.
- Бабушка Паша, возьми деньги – сказала она, протягивая тридцать рублей. Старуха взяла деньги, два раза пересчитала и, достав, откуда – то из – под фартука старый, весь затёртый кошелёк, спрятала их.
- Ну, вот и, слава богу, живи, пока не устроишься на новом месте – сказала старуха. – Давай – ка поужинаем, и спать, завтра у тебя тяжёлый день, да и у меня тоже – предложила бабушка Паша.
Наташка проснулась как обычно, она привыкла просыпаться рано, мать и отец уходили на работу рано утром, и Наташка просыпалась вместе с ними, ни свет ни заря.
- Чего вскочила, не спится что – ли? – спросила бабушка Паша.
- Нет, я просто привыкла так вставать – ответила Наташка. Они умылись, позавтракали, потом долго пили чай и только после этого поехали Натаха подавать документы, а бабушка работать.
- Ты посмелее будь, не стой просто так, отвечай чётко, не молчи – учила её бабушка Паша дорогой. Они вместе вошли в двери института – хорошая примета, когда толкаются – сказала бабушка.
- Ну, ни пуха тебе, ни пера – напутствовала она Натаху. Наташка поднялась на второй этаж, на дверях было написано «приёмная комиссия», она постучалась и вошла в дверь. Женщина, лет сорока пяти, сидевшая за столом посмотрела на Натаху как на врага народа. – В артистки поступать что – ли? – спросила она Натаху.
- Да, в артистки – ответила Натаха, опешив от такого приёма.
- Давай сюда документы – рыкнула женщина. Натаха полезла в сумочку и стала судорожно доставать по одной бумажке.
- Заранее надо было приготовить, а не ковыряться – зарычала опять дама. Натаха всё же достала и подала всё что положено, женщина долго смотрела, перелистывала что – то, долго читала, потом спросила – кем родители работают?
- А при чём здесь мои родители? – ответила вопросом на вопрос Натаха. Женщина посмотрела на неё пустыми глазами, ещё раз прочитала что – то в документах и произнесла сквозь зубы – ну прочитай мне что – нибудь из классики. Натаха приготовила монолог Катерины из «Грозы» Островского. Дама слушала её с презрительной гримасой, не прослушав и половины монолога, она прервала Наташу, замахав руками – хватит, хватит. Выдержав небольшую паузу, женщина сморщилась как от лимона и выдавила из себя – не получится из тебя артиста, поезжай – ка лучше в сельскохозяйственный, толку будет больше – и подала Наташе документы. Наташка взяла документы, всхлипнула и выскочила из кабинета. Бабушка Паша мыла коридор, Наташка подбежала к ней, и, уткнувшись ей в грудь, зарыдала.
- Ну что случилось, не приняли что – ли? – спросила бабушка.
- Не приняли, сказала – поступай в сельскохозяйственный.
- Вот и поступай, какая тебе разница – сказала Паша.
- Я в артистки хочу – всхлипывала Наташка. Вечером они опять долго пили чай, и рассуждали о тяжёлой женской доле, а утром Натаха поехала подавать документы в сельскохозяйственный. В этот раз документы у неё приняли и ей, как и всем остальным поступающим, пришлось сдавать экзамены, но и здесь её ждала неудача, она не набрала нужное количество баллов для поступления.
- Домой поедешь? – спросила бабушка Паша.
- Нет, пойду на работу, а в следующем году буду опять поступать, только подготовлюсь, как следует – ответила Натаха.
- А специальность у тебя есть? – не отставала старуха.
- Нет, я только окончила школу, но я умею работать, хорошо работать.
- Это большое дело хорошо работать, но этого мало, что бы поступить на хорошую работу, нужна специальность, а так только на стройку чернорабочей – просветила бабушка Паша.
- Значит, пойду чернорабочей, если никуда больше не возьмут. Утром Натаха устроилась в «СУ», учеником штукатура.