Мне понравились ВСЕ работы. Нахожу одну из них безукоризненной, тщательно продуманной, тоскливой, «элегичной», музыкальной. О ней говорить не стану. Она получает, безусловно, заслуженные десять баллов.
Все остальные работы я стал рассматривать как бы в соотношении с безукоризненной.
Думаю, что такой подход несколько лучше, чем сравнивать все работы с более слабой.
Работы даю в обратном порядке.
Застыло время у виска...
Автор – Елена Миронова
Застыло время у виска,
и мысли вертятся по кругу,
затертая до дыр тоска —
моя подруга.
(8-9-8-5; а-б-а-б)
Сидим и пьем горячий чай,
без сахара и очень крепкий.
Зима цепляется за ветки.
Ее печаль
(8-9-9-4; а-б-б-а)
понятна мне, и потому
становится еще печальней.
И чай кончается — всему
есть час прощальный.
(8-9-8-5;а-б-а-в)
Ворочается в глубине
почти что музыка. И в этом
вся суть и мука. А в окне
горчит рассветом.
(8-9-8-5; а-б-а-б)
И вырастает наизусть
привычный мир многоэтажный —
плыви, кораблик мой бумажный,
в иную грусть.
(8-9-8-4; а-б-б-а)
1. Специально указал в скобках ритм и схему рифмовки. Не оспаривая выбор автором схемы рифмовки и размера последних строк каждой строфы, все же замечу некоторую странность такого выбора. С моей точки зрения.
2. В каждом катрене мысль заканчивается на последней строке. Исключение – вторая строфа. Смысл этого приема мне не понятен.
3. Нахожу несколько не мотивированной крепость чая. Получается как бы зарисовка, без общей связующей мысли.
4. Почему время застыло именно у виска? Почему тоска затерта до дыр? Почему у зимы печаль, и по какой причине она понятна герою стихотворения? Что именно горчит рассветом в окне? Почему музыка ворочается, в глубине чего она это делает, почему в ЭТОМ суть и мука?
5. Сомнителен образ вырастающего НАИЗУСТЬ ПРИВЫЧНОГО многоэтажного мира. Так же, как и бумажный кораблик. Кораблик ЧЕГО? Почему – бумажный?
6. В порядке шутки. Очень крепкий чай отнести к проявлению воды - весьма сложно, но вполне могу согласиться. :)
Всё это нужно нам додумывать, пытаться понять причину такого состояния лирического героя.
Работа хороша!
Без подтекста
Автор – Visenna
Ты знаешь, а у нас сегодня дождь.
Обычный дождь – без смысла, без подтекста,
И вечер с неожиданным кокетством
Себе на плащ прикалывает брошь –
Давным-давно полученный в наследство
Латунный диск обломанной луны.
Мои слова, увы, обречены
Впадать в маразм, в патетику и в детство,
И, стало быть, нам не нужны слова –
Сухой гербарий слез и междометий.
А ты опять ложишься на рассвете,
Когда будильник мне кричит: «Вставай!»
И, причащаясь первой сигарете,
Я буду думать… нет, не о тебе –
О смысле жизни, о хромой судьбе –
И чувствовать: ты за меня в ответе.
Мне, в силу личной безграмотности, трудно разобраться со сложностью замысла автора этого стихотворения. Моя попытка зарисовать схему рифмовки не удалась. Даже не пытаюсь сделать это вторично. В работе как бы два восьмистишья.
Мне режет слух рифма в слове «вставаЙ!». Дело в том, что автор поставил восклицательный знак, и, следовательно, окончание слова «вставай» произносится весьма четко, с ударением голосом на «АЙ». Таким образом, данное место в роботе режет слух. Мой слух, стствнн. Точно также меня смущает рифма «дождь-брошь». Дело тут в звонких и глухих согласных перед смягчением. Они читаются совсем не одинаково.
Сложный вопрос – причащаясь ... первой СИГАРЕТЕ. В христианстве (цитата): «При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа». Если рассматривать этот образ как производное от слова «часто», то как можно это делать к ПЕРВОЙ сигарете. Что-то тут слишком вычурно для моего восприятия. Возможно, что автор имеет в виду нечто третье, оставшееся за границами моего восприятия...
Работа хороша!
Элегия
Автор – Андрей Злой
«…Смирением закат не омрачи:
во внуках – да продолжится полёт!
Так плáмя – плáмени крылá передаёт,
когда свечу затéплишь от свечи…»
– Нет! – вру себе… С судьбой давно не спорю.
Да и зачем убогие слова,
когда душа жива,
и льются зори,
и крýжится седая голова…
Рыдает сердце скрипкою кремонца –
мне горестно и радостно до слёз…
…На дне небес
блестят монеты звёзд –
залогом, что когда-нибудь вернёмся.
Ужасно кратко, и настолько же сложно. Если дается цитата, то должен указываться и ее автор.
Некоторое сомнение вызывают следующие фразы: «льются зори», банально – «рыдает сердце», сомнителен (с МОЕЙ точки зрения) образ монет на дне небес. О каком уходе говорит автор, впрочем, автор говорит о возвращении. Без ухода.
Мне не ясны авторские ассоциации.
Герберы
Автор – Любовь Гудкова
Я не любила герберы раньше,
теперь я их ненавижу вовсе!
Что же поделать? Такая осень:
в куртке промокшей из тонкой замши
холодно очень. Да что я тешу
глупой надеждой слепую душу?
Просто я трушу, я трушу, трушу...
Осень, как осень. Газонов плеши,
летом протоптанною дорогой,
стали чернее, зато заметней.
Падают капли на плечи? Сплетни
это всё. Просто не ждать итога
трудно, а ждать невозможно больно.
Видеть, как ты на краю постели
сидя, решил: «Виноград-то зелен!»
Осенью? Милый, ты что? Ну, полно!
Спелого, сочного просто горы!
Чем же тебе, дорогой, отрада
кислая зелень? У винограда
тоже есть срок. Только ты упорно
верить не хочешь. Да кавалеры,
как сговорившись, мне шлют поклоны,
проклятый мной виноград зелёный
и пресловутые те герберы.
Отличная работа. Несколько смущает повторение местоимения «Я» четыре раза. С моей точки зрения, несколько портят работу и ТЕ герберы. Слово «те» – лишнее и стоит явно для ритма. Ода из лучших работ конкурса. Что-то не то и со сложной фразой «Газонов плеши, летом протоптанною дорогой, стали чернее, зато заметней». Умышленно записал ее одной строкой, чтобы обратить внимание автора на нее.
Несколько ломаный ритм. Возможно это – авторский прием, как бы надрыв. «Раньше-замши» - несколько сомнительная рифма, мешает. Повисает в воздухе слово «упорно». Я бы еще подработал это стихотворение. Оно – очень хорошее, а мелочи достаточно несложно исправляются.
Предчувствие потери
Автор – Светлана Ермакова
Предчувствие потери – потаённость
Воды на заболоченной поляне.
Оставит уходящая влюблённость
Царапину – поверхностную рану.
Разрежена, как атмосфера Марса,
Душа с трудом несёт в себе живое.
И отдаёт провинциальным фарсом
Отыгранная нами пьеса «Двое».
Несбывшейся любви поставлю свечку,
Прощаясь, поцелую троекратно,
И напишу на грифельной дощечке
Меню обеда с ценником «бесплатно!».
А после поминального компота
Бездомный пёс ко мне заглянет в гости.
Он знает, что привязанность – охота
За пустотою высосанной кости.
В нелепости осенних расставаний –
Свои непостижимые законы.
К царапинам от разочарований
Зима прижмёт стерильные тампоны.
Та же история: отличная по замыслу работа, несколько не доработана, не ВЫРАБОТАНА, времени не хватило?
Скажем прямо: прямолинейная рифма «влюбленность – потаенность» не украшает стихотворение. Атмосфере Марса – чужеродный элемент в этой работе.
Исключительно интересный образ пустота высосанной кости не очень вяжется с привязанностью, которая сама по семе не может быть ОХОТОЙ. Охота = действие. Привязанность же – привычка, ОТСУТСТВИЕ действия. Я хочу надеяться, что автор меня поймет.
Очень умная, серьезная работа.
Фотоснимок
Автор - Декабрина
Скупые строки на лист тетрадный ложатся рвано.
В углу, на полке, стал фотоснимок флуоресцентным.
Рука коснулась холодных клавиш фортепиано
И заскользила от центра к краю, от края к центру.
Мерцают свечи. Белёсым воском заплыл подсвечник.
Листок тетрадный в словах корявых, в полосках узких.
По фотоснимку пугливым взглядом скользну поспешно
И тут же спрячусь в свою ракушку больным моллюском.
Перевернуть бы, а лучше просто – порвать, да в урну.
Но как же страшно об этом думать! Ласкают пальцы
Поверхность клавиш. Порхают ноты в ночи ноктюрном,
И мотыльками мои надежды к огню стремятся.
Глотаю слезы. Пытаюсь крикнуть... Сорвусь фальцетом.
Теряюсь в прошлом. Застрянет имя в сухой гортани.
Ушел к другой ты. Стал фотоснимок флуоресцентным,
И с каждым разом меня сильнее пленит и ранит.
Наступит время – река забвенья залечит раны...
Устанут пальцы, касаясь клавиш все осторожней...
Скупые строки на лист тетрадный ложатся рвано
Пустым желаньем о невозвратном, о невозможном.
Я – капля в океане…
Автор – Татьяна Катаева (Волчь)
Ласка искала, текла и бросала на голые скалы презренья,
Шёпотом берега слух услаждала холодным и дерзким волнАм.
Билась вода между стёртыми гранями кварца, росло вдохновенье –
Волны ритмично лизали песок и любовно несли к бурунам.
Эти же воды в изменчивой власти держали корветы и яхты.
Яхонтом жарким светились в закате, плескались в глазах рыбаков,
Что после полного страхов похода спешили к рыбачкам в объятья.
Прячет в усмешке Фетида несчастья, и волны убьют блудников,
В каждом порту оставлявших разбитым хотя бы одно из сердечек,
В десятибалльных тонувших штормах, на постелях из тины и трав.
Утром рыданья, проклятья, сомненья… и новая пара засечек…
Мачта не выдержит, сломится, будто нефритовый столб. Всклокотав,
Вздыбятся волны, слюною из пастей зальют корабельные трюмы,
Хищными лапами сломят борта и утянут корабль на дно,
Будут рыдать безутешные вдовы, и будут смеяться угрюмо
Те, чьи сердца раскололись от боли и снова срастутся весной…
Солнце на лодочке лилии* белой плавно идёт к горизонту.
Вороном* чёрным спускается ночь и сверкает глазищами звёзд,
Спустится в воду, достанет до дна, и землёю наполнит ротонду
Тёмного неба, и сушу восполнит, и каркнет как будто всерьёз…
Капля воды, задрожав от порыва, с листа не сорвётся – не в силах,
Малая капля, забыв Океан, не согнёт и хвоинки иглу.
Так же и я, на Земле возродившись, к праху стремлюсь на могилах,
Душу не слышу, гонюсь за успехом чужим и иду в кабалу…
---------------------
ссылки
---------------------
* лилия – в мифах Солнце или солнечный бог плыл в ладье (на лотосе, водяной лилии и т. п.) по мировому океану с тем, чтобы восстановить силы, израсходованные за день, и возродиться к новой жизни.
• ворон – широко распространён в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землёй, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа… В. хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой, выступает вестником зла. Поскольку В. в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, В. ассоциируется с небом. Связь В. с этими тремя сферами определяет то, что он наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом… между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», В. достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).
Тоже – отличный автор, что говорить. Но работа показалась мне тяжеловесной, излишне закрученной, чересчур многозначительной.
Также излишни примечания для доктора Ватсона. Для меня было достаточно сложно привыкнуть к ритму, я читал работу не меньше пяти раз. Перебивки несколько мешают, иногда через запятую, как в прозе, подаются разные мысли или образы. Некоторые рифмы вызывают сомнения..
Всё.
Всем спасибо за конкурс, особенно – за второй и вот этот, самый последний этап.
Спасибо за то, что не убили, не растерзали меня за попытку честно высказать свое мнение не о знакомых друзьях-авторах, а об их РАБОТАХ.
Спасибо некоторым авторам за терпимость к тому, к чему Вы пока не привыкли: критик должен быть честным и ...всегда самим собой.
Вообще не хотел давать обзор, Вы знаете об этом, наверное. Сделал это исключительно из уважения к финалистам. Поэтому в полемику по поводу данного обзора вступать не буду. Не обижайтесь.
Да и разве могут пояснения авторов хоть что-то изменить после того, как поезд уже ушел?
Такие дела.
Сол, независимый обозреватель.