Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 161
Авторов: 0 Гостей: 161
Поиск по порталу
|
Автор: Вероника Подольская
Соблазны жизни или её тяготы нередко уводят человека от Бога, окружают устрашающим одиночеством. В лирической поэзии это проявляется наиболее отчётливо. Если автор не утратил ощущение многовековой христианской традиции, то такое качество волей-неволей отражается в каждом его произведении. Подтверждая мысль, могу привести в качестве примера творчество Дмитрия Гавриленко. Именно он представил божественную сущность в разных проявлениях, но с поразительной, заслуживающей восхищения целостностью. Ведь и правильность, и неправильность мира обладают некой общей гармонией, поскольку в равной мере соответствуют замыслу Творца. Я с восхищением читала стихотворение 1983 года. Более чем тридцатилетняя давность его не уменьшила красоту строк и запечатлённого в них чувства: Расцвели засохшие сады Не от солнца, не от Первомая. Почему – я сам не понимаю – Расцвели засохшие сады. Может быть, весенняя вода Корни и сердца их воскресила. Всем на свете, как святая сила, Может быть весенняя вода! Поэту тогда исполнилось только двадцать шесть лет. Проявил же он не только мастерство, но и прозорливость, зрелое и живое ощущение христианской традиции. Весенняя эйфория выразила себя в том, что расцвели даже те сады, которые казались засохшими либо такими и были. Антропоморфизм близок вере во Христа, чудодейственной Пасхе. Она даёт необыкновенное ощущение близости к Богу и природе. Повторы двух строк усиливают его, вытесняя из души читателя иные чувства. Я бы не стала придавать тут особое значение олицетворению как художественному приёму. Бог вездесущ, он рядом с нами и в нас самих. Дмитрий Гавриленко утончённо даёт понять об этом, оживляя, возвышая реалии, в частности, «весеннюю воду». При этом использует вводные слова «может быть», означающие в контексте предположение. Ещё бы! Ведь речь идёт о воскрешении «корней и сердец» деревьев. После появления в предпоследней строчке сравнения «как святая сила» исчезает всякое сомнение, пропуская вперёд оптимистическое, по-христиански светлое начало. Христос Воскрес – это большое чудо для людей, маленькое чудо – цветение едва очнувшихся после зимы садов. В других стихотворениях христианская тема выходит на первый план, подчиняя себе, по замыслу автора, каждую художественную деталь. В 2001 году поэт написал «Пасху», где антропоморфизм, обусловленный верой, получил дальнейшее развитие: Светлый день Воскресенья Христова, День весны и весеннего сна, Не волшебного сна, а простого, Даль в котором ясна. В тихом сне все событья известны. Шла осинка из леса в село, Шла, раскинув наряд свой прелестный, Словно чудо зеленое шло. Свет не клином, а стежки-дорожки Разбежались и снова сошлись. Как звенят у осинки сережки! Родились - да и свесились вниз. Все проселки забытые - тезки, Не пустуют они никогда. Как сережки звенят у березки! Ты откуда идешь и куда? Шли по разным проселкам. И что же? Вдруг сошлись в середине села И узнали друг дружку. Похоже, Их земля благосклонно свела. Обнялись восхищенно сережки, Похристосовались меж собой И остались цвести у дорожки И зеленой, и желтой гурьбой. «Весенний сон» - чуткий и красноречивый, что связано как с Пасхой, так и с природой, которая проявила только первые признаки пробуждения. Поэту их оказалось достаточно, чтобы воспеть гармонию, дарованную свыше. Я не раз проходила мимо цветущих вместе осинок и берёзок. Никогда бы не подумала в этой связи о Воскресении Христовом. Дмитрий Гавриленко посмотрел глубже и дальше меня, раздвинул границы чуда, символизируемого обычно веточкой вербы. Осинка и берёзка оказались рядом, а для автора – это уже мотив встречи лесных гостей, пришедших в село. Они прекрасны, подобная красота может появиться только в лесу, на их малой родине, у самых истоков. Это поистине чудо, которому поэт легко находит основание: «Свет не клином, а стежки-дорожки Разбежались и снова сошлись…». Антитеза изменённому фразеологическому обороту (свет сошёлся клином) поворачивает тему иной гранью, а именно: насущной необходимостью единства, целостности, что важно и для религии, и для общества, и для искусства. Антропоморфизм развивается в русле веры и света. Серёжки становятся основной приметой весны и праздника, они «похристосовались меж собой». Пасха обрела конкретное выражение действием - глаголом прошедшего времени, и оно осуществляется как завершение удачно использованного автором олицетворения. А последние строки низводят с пасхальной высоты в мир обыкновенной природы: деревья «остались цвести у дорожки». Продолжается жизнь. Бурная праздничная радость звучит и в других стихах Дмитрия Гавриленко, освящённых признанием незыблемости христианских ценностей, которые благополучно провели многие народы сквозь тернии бытия. Особенно эмоциональны и значимы короткие строки 2006 года: Христос воскрес, Сияй окрест, Свети в груди. Голгофы крест Не впереди. Из разных мест Христос воскрес Несётся вширь, Стремится вверх… Прекрасен мир, Живи и верь! И эта весть – Христос воскрес – Из тьмы, где грех, До нас дошла, Учила всех И берегла. Христос воскрес! Сияй окрест, Свети в груди. Голгофы крест Не впереди. «Христос воскрес» как пасхальное приветствие по многу раз повторяется верующими в праздничные дни. Поэт счёл нужным повторить его в коротком стихотворении четыре раза, однако каждый повтор имеет свои оттенки – зеркальные отражения, проникающие в сердцевины чутких сердец. Не случайно последнее повторение сопровождается восклицательным знаком, то есть полностью превращается в пасхальное приветствие и неуёмную радость каждого христианина: «Голгофы крест Не впереди». Вероника Константиновна Подольская, г. Москва 2017
© Вероника Подольская, 30.10.2020 в 17:08
Свидетельство о публикации № 30102020170813-00438360
Читателей произведения за все время — 18, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |