Минай – человек скромный. Несмотря на то, что он обучает детей техническому творчеству, в нашем городе он мало известен. Высокий, стройный, с военной выправкой. И без возраста… С удовольствием показывает творения своих воспитанников, рассказывает о них… У него все дети талантливы, умны, нет хулиганов и неумех. Все зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, он считает, что детей надо занимать чем- нибудь интересным, тогда их не будет тянуть на улицу. Показывает фотографии своих воспитанников и гордится ими.
Зинаида: Как все начиналось?
Минай: Шесть с половиной лет тому назад я начинал работать с детьми в амуте «Касталь», пригласили меня туда из инженерного центра совершенно случайно. Начинал с нуля в помещении около парка «Яд ле –Баним», в пустой комнате. Так была создана лаборатория, где дети обучались основам физики и радиоэлектроники. Уже два года я работаю здесь, в Доме Оле, в амуте «Алия бе- Цавта»
Зинаида: Чем конкретно вы занимаетесь?
Минай: Основная задача – поддержать интерес к техническому творчеству. Главное - привить им технические навыки, любовь к тому, чем они занимаются. Дети в зависимости от их возраста создают действующие стенды и модели. Есть определенный теоретический курс, я в Минске занимался этим более 25 лет, но тут мне пришлось составить абсолютно другую программу: ко мне приходят дети разного возраста, и это приходится учитывать. Дети в кружке с 4 по 9 класс, каждый возраст ребенка требует своего подхода. Учу детей пользоваться инструментом самым обыкновенным: дрель, пила, и т. д., и учу их паять.
Зинаида: Сколько человек посещают кружок?
Минай: Пятнадцать.
…Осматриваю комнату, поражает идеальная чистота и порядок вокруг, ни одного разбросанного болтика, каждая вещь знает свое место. И это у мальчишек! В тесной комнатке подвального помещения довольно уютно, все инструменты аккуратно уложены в коробочки на стеллажах.. На стенах стенды с надписями, во входном коридоре – тоже стенды и фотовитрина.
Зинаида: Где вы берете инструмент, детали для стендов?
Минай: Амута «Алия бе-Цавта» помогает мне с инструментом, а детали добываем из аппаратуры, которую люди выбрасывают, малую часть деталей покупаем. Все стеллажи у меня забиты старой бытовой техникой, откуда мы выпаиваем детальки, а заодно учимся пользоваться инструментом. Старая техника помогает обучению. Сопротивление, конденсаторы, катушки индуктивности- все дети могут пощупать своими руками, осязать, каждую деталь изучить. У меня большая техническая библиотека, поддерживаю связь со своими коллегами в Минске, у меня есть знакомые в радиолаборатории Бар-Иланского университета, имею связь с учеными- электронщиками Израиля. Вожу детей на экскурсии, связанные с радиоэлектроникой, они к этому относятся с большим интересом. Мне везет на хороших людей, энтузиастов, помогающих в моей работе, чему я очень счастлив.
Зинаида: Немного о ваших учениках и их работах.
Минай: У меня есть ученики, кончающие 9 класс и собирающиеся поступать в Тихон. Они выбирают для себя специальности, связанные с электроникой. Но это им не всегда просто: не все из них имеют хорошие отметки, к сожалению. Есть ребята, которыми горжусь. Мои воспитанники: Костя Катрич, Артур Галоян. Костя успешно учится в тихоне, связанном с радиоэлектроникой два года, а Артур - три года, их модели до сих пор висят здесь и являются наглядными пособиями. Стараюсь, чтобы все макеты имели долгую жизнь и были наглядными пособиями для тех, кто занимается теперь. Более глубокими получаются знания, когда ребенок делает что-то своими руками и видит наглядно на моделях. Такой закон дидактики в педагогике. Жаль, что в израильских школах нет даже того, что есть здесь, жаль… «Шевах Мофет» - есть такая школа в Тель-Авиве, там хорошее оборудование, новинки, но там и большая материальная поддержка. Но я не желаю ни с кем конкурировать, я доволен тем, что имею, тем, что мы с детьми делаем руками. Мы гордимся своими поделками. Мы можем делать для школ наглядные пособия, если им будут они нужны. Так что наши поделки могут приносить пользу, а не просто лежать мертвым грузом в этой комнате, и это отрадно. Наша помощь будет бескорыстной и бесплатной. Так что, господа учителя , обратите на нас внимание.
Зинаида: У вас занимаются только мальчики?
Минай: Была одна девочка Вероника Лазарева, но теперь она уже в 10 классе и много занимается. Видите стенд? Это она сделала, приставка к цветомузыке, когда вы зашли, играла музыка, и светились все лампочки. Вот, посмотрите. Вика занималась у меня с 7 класса. Удивительно способная и умная девочка, так что и девочкам двери открыты.
Зинаида: Еще о ваших ребятах.
Минай: Мальчик из «Шувы» Иоси Печенюк. Он сделал в 7 классе законы Кирхгофа и Ома. Действующие. За 2, 5 года Печенюк сделал 13 стендов, представляете? Каждые полгода дети у меня отчитываются за поделки: зачем это нужно и как это работает? Девятиклассник сделал мультивибратор генератор несинусоидальных колебаний, зовут его Вадим Сайфуллаев. Он хочет поступить в специальный Тихон, но у него с отметками, как и у его двух друзей, не очень хорошо. Так что будут трудности.
Зинаида: А могут ваши воспитанники чинить дома бытовую технику?
Минай: Я хочу, чтобы они понимали, что и как устроено. Я не ставлю задачу обучить их ремонтировать, но если что-то перегорело, они могут найти испорченную деталь и поменять. Вот видите: источник питания для компьютера, мы хотим сделать здесь еще рабочее место. Для этого нужны теоретические знания. Это я буду помогать им учить по книжкам, которые я привез из Минска. Детекторный приемник собрали пяти и шестиклассники, они должны видеть и представлять, как что работает . Это прообраз Голанских высот, смотрите, как работает! Это тоже наглядное пособие. Рустам Меликав, пятиклассник, докладывал этот стенд, он рассказал комиссии об электрическом токе не просто так, а с техническими терминами, с полным пониманием того, что он говорит. Способный парнишка! Употребляет слова : проводник, диэлектрик … просто талантливый малыш, представляете, пятиклассник!
Петя Сокол раньше ходил ко мне в кружок, очень толковый, теперь учится в тихоне. Он создал действующую модель танка: двигающуюся, стреляющую, просто настоящий танк, только маленький. Здорово! В Америке стал с этой моделью лауреатом конкурса, получил золотую медаль. Много талантливых, перечислять всех, места не хватит.
Зинаида: ( замечаю карту Петах-Тиквы в кабинете) Для чего вам карта Петах-Тиквы?
Минай: Мы ее делаем электронной, скоро она будет стоять в Доме Оле. Уже 70% работы сделано.
…Минай показывает мне карту с огоньками, интересно. Невольно мои глаза обращаются еще раз к модели Голанских высот, там есть часть деталей, взятых с обычного парикмахерского фена. А вот цветомузыка, сделанная Викой, прошу еще раз включить. Красиво!
Зинаида: Досуг вместе проводите?
Минай: Экскурсии и дни рождения. Делаю для детей сладкий стол, садимся вместе и празднуем.
…Минай еще раз показывает свою комнату, говорит, что очень тесно, а надежды расширить помещение нет возможности, это здание частное…Надежда, что построят молодежный центр все-таки есть, но это дело далекого времени.
Минай: Нужен «Дом Пионеров» в нашем городе. Я, конечно, шучу, впрочем, это было бы здорово! Не все ушедшее - плохое.
Зинаида: А теперь о вас. Минай - имя для Израиля необычное…
Минай: Меня зовут Минай Исакович Айнбиндеров. Минай от древнееврейского Менахем, в нашем роду меня не первого так назвали: и дед, и прадед были Минаями. Родился я в Самаре на улице Самарской. В 14 лет я одел погоны: был воспитанником Московской пятой артиллерийской школы, туда принимали детей, у которых погибли отцы, чтобы они стали их преемниками, а вот суворовские училища появились позднее. Это был 44 год, там я учился два года, меня перевели потом, как иногороднего, в Киев, где я получил аттестат зрелости. Потом Высшее артиллерийское училище под Житомиром. После училища служил на острове Русском на Тихоокеанском флоте. Я – военный локаторщик, стал преподавать новую технику младшим лейтенантам в 1952 году. Преподавал и старшинам, и сержантам. Дослужился до капитана, был успешен в службе, но хотел получить высшее образование. Мне в штабе сказали открытым текстом, что еврея в академию не возьмут, тогда я стал добиваться увольнения из армии, но это было невозможно: я был строевым офицером. Был приказ Жукова: не увольнять офицеров ПВО в запас. Все же я добился увольнения в запас, это целая история, но …это в следующий раз.
Зинаида: Вы имеете высшее образование?
Минай: Да. Я сделал все правильно, вы же знаете, что потом многим офицерам пришлось насильно уйти из армии, не получив ничего. В первую очередь увольняли людей без академии, то есть, без высшего образования. Я раньше был спортивный: гимнастика, легкая атлетика, да и другие виды спорта. Закалка спортивная мне помогала в жизни. Я добивался своей цели и добился: и в 30 лет стал студентом Ашхабадского университета по специальности: радио и радиофизика. После университета работал техником смены в аэропорту и преподавал в вечерней школе. Климат Туркмении мне не подошел, перебрались в Минск, с тех пор работаю с детьми, этому посвятил свою жизнь.
Зинаида: В вашей семье есть ваши последователи?
Минай: Увы…Потому что у меня в семье в большинстве женщины – гуманитарии. Жена - ученый – вирусолог, теперь занимается нашим бытом, дочь Галя – филолог, внучка Анечка мечтает стать дизайнером.
Зинаида: Благодарю вас за интересный рассказ, надеюсь, наша встреча не последняя.
…Скажу по секрету: активистка Белла Померанец раскрыла мне еще одно качество Миная: он великолепно, просто профессионально, танцует бальные танцы. А Белле верить можно: она сама танцевала в «Лявонихе» - известном ансамбле.
Учитель радиоэлектроники и сейчас строен и подтянут, хоть и называет себя стариком. Лукавит, думаю. Минай – человек увлеченный, такие не сидят дома. Он показывает фотографии своих учеников и улыбается, уверяет: каждый из них – талант. Показывает свои военные фотографии, где он так молод и красив, хоть в кино снимай: разительно похож на гусара девятнадцатого века. Четырнадцатилетний пацан, одевший погоны, чтобы встать на место отца, погибшего под Гомелем. Строгий красавец- офицер и мирный, добрый, внимательный педагог, отдающий все знания своим подопечным. Впрочем, так и должно быть: учитель растворяется в своих учениках. Минай ни у кого и ничего не просит, пытается обойтись своими силами…но не всегда получается. Эх, спонсора бы им, да пощедрее…Да помещение раза в два больше. А пока так, как есть. Каждый день он приходит сюда, вытирает со стендов пыль, и составляет план занятий для каждого пацана. А потом приходят дети, и начинается обычная круговерть. Без которой Минай Айнбиндеров жизни не представляет.
Автор: Зинаида Маркина