В мае 2005 года коллективы хора Дома Оле и ансамбля «Мелодия» отметили юбилей музыканта и композитора Владимира Слуцкого. Говорили много теплых слов о нем, как о музыканте и как о человеке, слушали песни, сочиненные им. Но никто из тех, кто присутствовал на юбилее, не знал, как начиналась для Владимира дорога к миру музыки.
Как и многое в его жизни, это произошло совершенно случайно. Впервые перед зрителями маленький Володя начал выступать еще в Горьком, куда был эвакуирован вместе с мамой. Круглолицый голубоглазый мальчишка, вместе с другими малышами, читал раненым в госпитале стихи, в то время он не понаслышке знал , что идет страшная Война и несет людям большую беду. Харьковский четвероклассник Володя Слуцкий бегал по улице и насвистывал. Это был мотив полюбившейся ему песни. Вскоре он стал насвистывать другую мелодию-арию доктора Окса из оперетты, которую слышал дома на грампластинке. Сестра, услышав его свист, сказала родителям, что брат абсолютно точно передает свистом мелодии песен, посоветовала им отвести Володю в музыкальную школу для одаренных детей.
Ноты, которые сыграл мальчику педагог, будущий ученик не смог воспроизвести правильно. Тогда его спросили, сможет ли он что-то спеть? Володя ответил, что умеет хорошо свистеть. Просвистев свою любимую арию доктора Окса, Слуцкий был принят в музыкальную Государственную школу по классу виолончели. Первым педагогом по этому инструменту стал Иосиф Михайлович Гельфанбейн. Время было тяжелое, послевоенное, виолончель родители смогли купить сыну только через полтора года. Поэтому, мальчик занимался с Гельфанбейном только теорией музыки, а игре на фортепиано его обучала молодая преподавательница, которую все звали просто Шурочкой. Она научила парня чувствовать произведение и правильно исполнять. Из- за отсутствия виолончели- основного инструмента Володя отстал по самому главному для него предмету настолько, что вынужден, был уйти из школы музыкальной в школу обычную. Но его влекла к себе музыка. Слуцкий купил у Кольки Кормишкина за десятку аккордеон и стал самостоятельно осваивать его. Через неделю он на слух играл «Танец маленьких лебедей», а с 9 класса работал аккордеонистом в пионерлагере. На первую получку купил два костюма: себе и младшему братишке. Инструмент был старенький, на 32 баса, нуждался в капремонте, но для Володи он стал неотъемлемой частью его жизни.
После службы в армии Володя понял, что играет на аккордеоне безграмотно. Устроился работать на завод, где организовал самодеятельность, но не смог даже расписать песни по голосам, пришел в Дом Народного Творчества и поделился своей бедой. Его приняли на вечерние курсы баянистов-хормейстеров. Баян дали в завкоме. Экзамены по баяну он сдал, сыграв «Волжскую кадриль» и марш из кинофильма «Первая перчатка»- вещи довольно сложные.
Затем было музыкальное училище и институт. Вокалом с Володей занималась Ирина Андреевна Дьякова — Мельцер, известный педагог, дружившая с Иваном Козловским. Она раньше была оперной певицей, пела партии сопрано. Учась в училище, Владимир начал руководить хором, и, когда Дьякова — Мельцер услышала этот хор, то осталась довольна его звучанием. «Кто занимался с хором?»- спросила она. «Я»,- ответил Слуцкий робко. «Ничего не понимаю: хор поет отлично, а ты плохо». «Как вы учите, так и пою», — разозлился ученик, считавший, что на вокал дается мало часов.
С тех пор она занималась с ним настолько строго и придирчиво, что Володя получил по вокалу 4- это был высший пилотаж. Институт Слуцкий оканчивал в Запорожье по специальности: «Учитель пения и дирижер хора». Там не церемонились со студентами, требования были высокие. Овод Виктор Николаевич, его педагог, был очень строг и справедлив, никаких поблажек студентам не делал. Прослушав Володю впервые, сказал: « Ты — самоуверенный, а играешь плохо». Тот понял, что необходимо много работать, поверил педагогу и следовал его указаниям. Никаких амбиций у Володи не было: он знал, мастер прав, работал, как каторжный, осваивая инструмент. Педагог Руденко Сергей Михайлович учил его дирижерскому искусству, руки у Володи были «жесткие». Руденко показывал ему, как надо разговаривать с певцами хора, как сделать, чтобы все голоса звучали. После Руденко преподавателей такого класса по дирижерскому искусству у Володи не было.
Однако вскоре Слуцкому вновь повезло: он попал к педагогу Безбородовой из Свердловска, учившей народного артиста Юрия Гуляева. Благодаря ей, Слуцкий изучил дирижерское искусство досконально.
ИЗРАИЛЬСКИЕ МОТИВЫ
В 1992 году семья Слуцких прибыла на ПМЖ в Израиль в город Ерухам. Володя сразу обратил внимание на то, что певцы не поют, а кричат. В Ерухам из Иерусалима прибыл на гастроли хор мальчиков, дирижер которого во время концерта грыз и плевал семечки. Слуцкого это возмутило, и он решил переговорить с горе - дирижером, но… тот моментально исчез. Володя понял, что настоящей музыкальной культуры в стране нет, все привозное. Вероятно, потому, что настоящее музыкальное образование в Израиле очень дорого стоит, по карману немногим.
В Петах-Тикве Володя записался в хор при Доме Оле и стал петь партии теноров. Это не было для него в новинку. Еще пацаном он пел в хоре «Улетай на крыльях ветра» Бородина. Как учитель пения, он обязан был посещать учительский хор, что и делал все время.
Через некоторое время Слуцкий создал ансамбль «Мелодия» и стал его руководителем. И снова случай. Композицией, написанием песен, Володя стал заниматься несколько лет назад. Местный поэт Ада Ничпальская попросила его написать на ее слова песню «Мама». Сначала Владимир отказался, но Ада продолжала настаивать. Он позвонил ей домой, она продиктовала ему слова. Через полчаса Слуцкий по телефону спел Аде готовую песню про маму. Потом над песней пришлось немало поработать, хотя основа была готова.
Сначала «Мелодия « не приняла» песню, солист Исаак Якуб, опытный певец, понял, что песня хорошая, попросил Слуцкого принести ее на репетицию. Теперь песня о маме — одна из самых лучших и любимых в репертуаре «Мелодии». Слуцким написаны уже полтора десятка песен, и каждая из них занимает достойное место в концертных программах ансамбля. Целый цикл песен написан к 60 летию Победы над фашистской Германией, все песни написаны на стихи местных авторов. Очень жаль, что Володя не имеет средств на аппаратуру для записи дисков. Увы, как человек скромный, не может ходить по кабинетам и просить деньги. За свою большую работу не получает ни шекеля, а это несправедливо, да и спонсоров на горизонте не видно. Увы.
АНСАМБЛЬ «МЕЛОДИЯ»
Рассказывает Володя Слуцкий: « Всех нас объединяет любовь к музыке и пению. Мы счастливы, что поем не только общеизвестные песни, а и песни, слова к которым, написали наши местные поэты, с ними мы дружим и творим. Каждый из певцов ансамбля уникален, они много работают над собой, несмотря на возраст и состояние здоровья.
Исаак Якуб — бывший солист Казахского военного ансамбля. Фрида Титаренко обладает красивым нежным голосом, поет со школьной скамьи. Нора Дубосарская — певица с сильным голосом, знает музыкальную грамоту, сама играет на фортепиано, ее любовь — романсы. Семен Межберг — бас, но из-за занятий с непрофессиональными педагогами, поет только частью диапазона своего голоса, знает много песен наизусть. Михаил Шур — бывший военный летчик, в свои 83 полон сил, певец и рассказчик, ему посвящена «Песня летчика», которую он успешно сам исполняет. Андрей Горовой — высокий тенор с гармоничным слухом, очень ритмичен, подыгрывает на бубне, барабане, ложках. Женя Трилесская — очень артистична, поет, пишет и читает стихи, но не желает солировать, наверно, из-за природной скромности. Рая Лейкина — прекрасно слышит музыку, точна в воспроизведении песен, отличный организатор всех мероприятий. Женя Сметанина обладает приятным голосом, музыкальна, коммуникабельна, без нее трудно представить наш коллектив.
Приходили к нам новые любители пения, но…. уходили. Думаю, что это из- за того, что певцы ансамбля спелись, у них наработана большая программа, а новичку трудно втянуться в это. Считаю, это мой промах, я должен был с этими людьми поработать дополнительно, я этого не сделал. Учту свои ошибки. Необходимо, чтобы в ансамбль пришло пополнение. Мои планы — музыка, мой ансамбль, который я обожаю и хор под управлением Басовича.»
КУМИР…
Володя:
«Самый главный мой учитель и кумир- профессор Юрий Иванович Кулик, фантазер, прекрасный аранжировщик. Он с детства был воспитан лучшим ленинградским композитором и хормейстером Свешниковым. Ему уготована была страшная судьба. Юрий Иванович в 50 лет скончался от рака, а до этого в Евпатории погибла вся его семья. Помню его всю жизнь. Он научил меня музыкальному фантазированию, все его наставления до сих пор исполняю. Помню все, разученные с Юрием Ивановичем, партии.
Часто мысленно советуюсь с ним».
Наш разговор подошел к концу. Больше всего Володя переживает из-за того, что не может купить себе новый аккордеон, старому уже 43 года. Посоветовала ему обратиться к властям города, но ему стыдно просить. Как любому , уважающему себя, скромному человеку Володе невыносимо ходить по кабинетам с протянутой рукой. Но за него это не сделает никто.
Два раза в неделю садится Владимир Слуцкий на свой излюбленный транспорт- велосипед, и в компании со стареньким, требующим капремонта, аккордеоном спешит навстречу к своим друзьям-единомышленникам, чтобы поскорей зазвучала его Величество- ПЕСНЯ. И никакие преграды этому не помешают.
Автор: Зинаида Маркина.