- И тебе мешок здоровья.
- Ты все шуточки, а я к тебе с претензией.
- Ну точно пришла за мужика воевать.
- О! Знает собака, чье мясо съела.
- Да не собака я, даже не кошка. Я мать одиночка.
- Ошибочка вышла. Одноночка ты.
- Опять ругаешься. Ну не вышло у нас с Николаем, тебе-то, что с этого?
- Да за Николая здесь и слова нет. Мы сейчас о моем говорим, о Сергее. У тебя здесь медом намазано? Чего он как обед, так возле твоего дома вьется?
- Ну, значит из тебя хозяйка никудышная, раз твой мужик ко мне на обед заходит. Заодно и подремонтирует что. Вон сегодня забор поправил. А вчера трубу на крыше подштукатурил и побелил. Сама-то я высоты боюсь. Он же вот, молодец.
- Я-то тебе космы без высоты повыдергиваю.
- Да не ругайся Лариска. Не трогаю я его. Он мне, что подправит во дворе, я его обедом кормлю. Ну, нравится ему моя стряпня. Так вот вместо моих косм, возьми ручку, листик и запиши рецепты, которыми я Серегу приманила.
- Вроде у нас в деревне разные школы и разные учителя нас учили.
- Школа и учителя одни и те же, а вот книжечки я умные читаю, а ты до этого не додумалась. Ты не пузырись. Будешь писать, пиши, а нет, таки скатертью дорога.
- Давай свою ручку, да и листок не забудь. Запишу твой и со своим сверю. Смотри Аленка, не дай Бог тебе меня обмануть.
- Вот ты, Лариска, видела в магазине, в морозилке скумбрия лежит?
- Ну, видела. Но она уже там давно лежит.
- Я тоже на это обратила внимание. Почитала свою книжечку и теперь единственная на всю деревню покупательница деликатеса.
- Дели – чего?
- Деликатеса. Ну, вкуснятины.
- Причем здесь рыба, если мы говорим об обеде?
- Ты главное записывай. Беру две скумбрии и оставляю на столе, чтоб растаяла. Где-то через час, отрезаю хвост и голову, потрошу. Режу на равные куски толщиной чуть больше сантиметра. Складываю в глубокую чашку. Солю и перчу, добавляю немного сахара. Ставлю еще на два часа в теплом месте. За два часа два раза перемешиваю. По прошествии, беру две большие луковицы, режу соломкой. Засыпаю лук, кориандр цельный и молотый, перец горошком – черный и душистый, все по щепотке. На кончик ножа красного молотого, горького перца и три-четыре ложки уксуса. Все тщательно перемешиваю и складываю в банку. Закрываю крышкой. Это уже можно есть.
- Да ты что? Сырую рыбу есть? А не сдохнешь?
- Ну, твой то не сдох еще? Он очень любит перед тарелочкой борща, стопочку моей наливки и два кусочка такой рыбки.
- Так вот чем ты его тут травишь!
- Это еще не все. Пиши борщик мой. Вот он его хвалит. Я одиночка, по-этому не богата. Беру килограмм свининки, да костей сахарных парочку. Ставлю вариться кости в небольшом количестве воды. Как закипит, делаю огонь потише и пусть себе вариться, а я пока делаю заготовки. Чищу четыре картофелины, половинку свеклы, морковь большую, две средних луковицы. Все складываю в чашку и заливаю водой. Беру сковороду, наливаю немного растительного масла и обжариваю порезанный соломкой лук до золотистого цвета. Добавляю потертую на мелкой терке морковь. Не на крупной, а на мелкой. Запомни, это важно. Продолжаю тушить на медленном огне, не спешно помешивая, до тех пор, пока морковь из оранжевой не станет желтой. Добавляю ложку томата и тщательно перемешиваю. Ложку облизываю, чтобы узнать, насколько кислый томат. В зависимости от кислоты и добавляю сахар. Чтобы борщ не кислил. Как только томат поменял цвет, добавляю потертую на мелкой терке половинку свеклы. Перемешиваю. Добавляю 3 штучки душистого перца и 5 штучек черного. Пол чайной ложки сахара и соли, листик лаврушки. Перемешиваю, накрываю крышкой и снимаю с плиты. Все, зажарка готова. Вот теперь берусь за сам борщ. Режу небольшими кубиками килограмм свинины. В кастрюлю наливаю холодную воду, добавляю мясо и ставлю на плиту.
- Стой. У тебя же уже вариться бульон на костях.
- Вот когда мясо закипело, я через дуршлаг и переливаю костный бульон в одну кастрюлю с мясом. Кости откладываю на тарелку. Твой мозги из них выколачивает, солит и кайфует, ест.
- Ему самому мозги надо выколотить.
- Да ну тебе, Лариса. Нормальный у тебя мужик.
- Для других нормальный, а дома ничего не заставишь делать.
- Вот ты ему такой рыбки, стопочку и борщик, тогда он из дома ни ногой. Продолжим. Как только бульон закипел, засыпаешь порезанную мелким кубиком картошку. Опять же мелким. Я его на доске режу, а не в руках. Что бы кубики были ровные и не более 5 миллиметров. Быстренько шинкую капусточку. Мясо с картофелем закипело. Делаю огонь поменьше и засыпаю капусту. Как только опять закипело, выкладываю зажарку, размешиваю и досаливаю по вкусу. Кастрюля все время на медленном огне. Как только закипит, я не жду когда свариться и станет мягким. Как закипело, у нас на вкус уже все добавлено, даже 5 зернышек кориандра, делаю огонь на самую сильную и считаю до десяти. Борщ уже бурлит. Выключаю. Накрываю крышкой и отставляю в сторону. Через тридцать – сорок минут приходит твой муженек, и его за уши не оттянешь от тарелки борща.
- Так. Я вроде все записала. Теперь давай объясняй. У тебя же капуста еще сырая.
- Пока борщ, в сторонке стоит, то она доходит, а витамины все при ней. Я же говорю, что есть надо через полчаса, не раньше.
- Ну, а зачем морковь и буряк на мелкой терке.
- Я тебе честно скажу, с детства вареную морковь не терплю. Она мне воняет. Так же и свекла.
- Ага. Воняет. А картошка, зачем мелким кубиком.
- Ну, ты же видишь, я ничего не вывариваю. Во всех овощах должны оставаться витамины.
- Так, ладно. Что на второе и так далее.
- А вот на второе куманя, он обожает твои котлетки. Ты там как-то по особому пюре делаешь. Вот он и говорит что на полдник у него пюре с котлетами и жена на ужин. Смотри не закорми собой.
- Не закормлю. Теперь только одна проблема, как мне его на свой борщ домой затащить?
- Ну-у! В этом я не вижу проблем. Завтра я с Андрюшкой в поликлинику, по врачам пойду. Нам же уже три года, в садик будем определяться. Взрослеем. А вы когда надумаете рожать? Пора бы уже. Три года вместе.
- Тебе легко говорить, у тебя мужика нет и беречь нечего, а я не успеваю по всей деревне своего вылавливать.
- Вот в этом, наверное, у вас и проблема. Дай ты ему чуть свободы, или хоть проверяй не так явно. Он же от тебя уже бегает и прячется. А бабы по селу его прячут тебе назло.
- Кто? Нет, ты скажи, кто, и я им устрою. Чужого мужика прятать. А ты говоришь, доверяй.
- Ох, Лариска! Потеряешь ты мужика.
- Не ты ли на него глаз положила?
- Тьфу, на тебя. Беги в магазин, а то рыбу не купишь. Сделай ее сегодня, и завтра сама пальчики оближешь. Вечером, когда мы вернемся, ты зайди, расскажи, как все прошло, а заодно и мне рецептик своего пюре расскажешь.
- Тебе еще и мои рецепты, и точно мужа не увижу.
- Все, до завтра.
Потеряшки
- Мамо! Мамо! Вы не видели, где ваш сын делся? Я, Сережу, с утра и вот уже до обеда ищу, а он как в воду канул.
- Угадала почти. В воду, но не канул.
- О, вы что-то знаете. Рассказывайте. Где он? Под чьей юбкой прячется?
- Ну и нудная ж ты баба, Лариска. Заранее бы знала, ни за чтобы не благословила.
- Мамо. Вы меня обижаете. Вчера вон кума учила, заставляла ее рецепты писать. Если бы знала, что она меня поучать будет, никогда бы ее Андрейке не стала крестной матерью. Рассказывает мне, то на мелкой терочке, то помельче покроши. Чего там меньше? Нашкандерила кастрюльку, и пусть ест. Так он не доедает, то, что готовлю еще свинье приходиться выливать.
- Мало что нудная, еще глупая и ленивая. Вот смотри, я не хвалю своего сына, но сегодня выходной, а он уже на заработках. Тут пол деревни мужики поспивались, а тебе в дом каждый день посылочка. Кто мясом, салом рассчитывается, а кто и деньгами. Куда бабам податься, когда муж пьет. Вот и бегут к Сережке. Сделай здесь, да вон там поправь. А у тебя дом полная чаша. За полночь ложиться, а в четыре уже встает. Бабы коров доить, а твой уже по двору хозяйничает.
- Целое утро стучит, спать не дает.
- Тю, спать ей. Ты бы в дому поубиралась, порядки понавела. Во дворе лад, так в дому расклад. Все везде и не поймешь где.
- Вы мне лучше скажите, где Сергей? Опять за какой-то юбкой увивается.
- Глупая. Тут же село. На одном краю чихнешь, на другом тебе здоровья желают. Все бабы села над тобой потешаются. Прячут сына от тебя.
- Во! И Аленка вчерась проболталась что прячут, но не сказала кто. Вы тоже об этом знаете?
- Если бы Сережка с кем связался, молва сразу бы разнесла подробности. А люди только хвалят. Работящий, додельный дока.
- Дока, на все руки Фока. Домой даже жрать не ходит. Все где то промышляет.
- Твоему дому опять помощь и экономия. Эх, жалела я тебя. Сама дура, надо было гонять. Все думала, вот какая я свекровь хорошая, не ругаюсь с невесткой. А оказалось что и ты, и я, обе глупые. Свекрови то бывают плохие, только у ленивых невесток. В доме не убираешь. Еду не приготовила, а нашкандерила. Чего ж сама свою стряпню не доедаешь, зачем выливаешь?
- Я фигуру берегу.
- Вот, вот. Из-за твоей фигуры я внуков не дождусь. Чего ты все ждешь? Когда у меня жили, жилья хотела. Бабушка, как умерла, так Сережка тебе из халупы, почти дворец сделал. Потолки поднял. Крышу перекрыл, окна пластиковые. Нет такой хаты в деревне. А ты в дом не зовешь никого. Срач не уберешь. Снаружи шик, а в дому пшик. Теперь он вкалывает, а ты все бегаешь, его выслеживаешь. Он в дом, а ты свиней кормить.
- Вот от того что он такой додельный и уведут от меня вашего Сереженьку. Конечно, это нормально, что вы своего сына защищаете, а вот где он сейчас. Все мужики к обеду уже до магазина сходятся, а моего нет нигде. Точно, у какой-то разведенки пропадает.
- Это ты правильно, трындычиха угадала. У разведенки и прячется. Вон у меня в землянке сидит. Вчера верховодка пошла. Все закатки плавали. Он целое утро воду вычерпывал, а теперь дыры конопатит да отвод делает. Видишь шланг, да воды струйка? Теперь у меня во дворе свой родничок будет. К вечеру обещал еще яму при огороде устроить и забором оградить. Прудик получиться. Уткам, гусям, да и другой животине на радость. Вот и сидит сынок мой, у разведенки. Я его еще и борщом накормлю, чтоб твой шкандер ему не хлебать.
- Да что вы все к моей похлебке прицепились. Мать ругает, Аленка учит, вы выговариваете. Жаловался, небось.
- А ты как думаешь? У мужика через желудок все желания проходят. Мужика кормить вкусно надо, хоть и не много. Чтоб не зажирел. Так чтоб пальцы облизывал, и еще просил. Тогда от тебя и твоего стола никуда не уйдет. И Аленку ты зря ругаешь. Она знатная мастерица – повариха. Где на селе, свадьба или юбилей какой, все ее зовут готовить. Заметь, одна, без мужика, а живет не хуже других.
- Ой, куда уж там, повариха. Да она у меня сама, вчерась рецепт пюре просила, а котлеты хвалила.
- Да она еще и умная. Умея хорошо готовить, продолжает учиться. Умничка. И чего мне не досталась такая невестка? Почему Сережка тебя полюбил? Чем ты его приворожила? Видимо Бог парует людей, как он считает нужным.
- И вы туда же. Теперь и я вам не такая.
- Заметь, я с тобой не ругаюсь, только учу уму разуму, но ты все свое кино крутишь. В голове у тебя только ревность и слежка и ни одной мысли о своем доме и о семье.
- Зато Сережка меня любит. Мы с ним отдыхать умеем. Всегда рядом и вдвоем.
- То-то и оно. После прошлой вечеринки вас нашли обоих как новорожденных. В капусте.
- Да с кем не бывает? Ну, получилось так.
- Видят все, как получилось на вечеринке, но больше всего удивила бы ты, если б дома у тебя получалось идеальный порядок навести и забеременеть. А так все говорят, что пустышка ты.
- ……..?!
- И не дуй губы. Иди домой и приготовь, что тебе там Аленка насоветовала. Сережа подвал закончит, придет. Матери он помогает, а это святое, запомни. Даст Бог, свои дети будут, тогда и поймешь что к чему.
Обнимашки
- Привет кума. Как дела? Что нового? Чего не заходите?
- Да чего ж так, без подарка заходить? Сережка заработает деньги, я забегу.
- Ты что кума? Какие подарки? Так заходи. Я тебе всегда рада. Поговорить, посоветоваться. Придумала чего.
- Я зайду Аленушка. Но честно, мне без подарка ну никак нельзя. Игрушку, какую, да бутылочку шампанского. Чтоб посидели, посудачили.
- Давай так. Игрушку Андрюшке потом принесешь, а шампанское я и сама с удовольствием холодненькое выпью. По-этому давай куплю я, а ты мне потом деньги отдашь и получиться, что вроде ты сама купила.
- Идет, только тогда и шоколадку возьми. Тянет меня на шоколад что-то.
- Все купила. Идем ко мне. Ты Лариса часом не приболела? Что-то идешь ты вяло. Когда Сережку своего ищешь, то намного быстрее бегаешь.
- Ален. Ты не сердись. Я тебе серьезно благодарна. Приготовила обед, так как ты говорила. Теперь мой всегда домой бежит обедать. Спасибо тебе. Только я хотела у тебя твою умную книжку взять почитать. Не все же время мне Сережу борщом кормить.
- Дам кума я тебе книжку, дам. Когда человек учиться всем радость, но еще вот два совета, что б хоть что-то изменить, пока не почитала. Когда варишь борщ, и делаешь для него зажарку, не клади свеклу. У тебя получаться русские щи. Там правда капуста крупнее режется, но это не беда. А второй совет, таков. Когда ставишь бульон костный варить, замеси простое дрожжевое тесто и напеки небольших пышных булочек. Но не сладких. Отдельно через мясорубку пропусти грамм двести соленого сала и одну – две головки чеснока. Тщательно перемешай, добавь красного и черного перца. Опять перемешай и вот этой смесью намажь булочки. Твой борщ улетит за минуты.
- Я же тогда все-таки сделала все, как ты советовала, только кастрюльку варила маленькую, на два литра. Так Сережка сам все съел, я даже не попробовала. Он так хватал и хлебал, что я стояла в прихожей и слезы от счастья только глотала. На обед дома и весь мой. Правда я за рыбу забыла. Потом ему принесла. Он почти всю съел. Хвалил. Сказал что как у тебя. Я чуть опять не расплакалась. А после обеда он никуда не уходил. Все домашними делами занимался.
- Ага, я поняла, ты опять чуть не плачешь. Даже сейчас. А ну колись подруга, что у вас случилось. Уж не поссорились ли вы.
- Ой, нет, что ты. Я скажу, только ты это, не говори ни кому, за пять минут вся деревня знать будет. Стыдно вроде. Да и боязно.
- Да уж не беременна ли? То плачешь, то боязно. Говори. Ой, что там говорить, уже сама вижу. Сколько?
- Да уже четвертый месяц. Боюсь я всего. Вот и по селу за Сережей бегаю. Вдруг уйдет, как я одна буду. Ты вон сильная, а я не выживу. А вдруг при родах умру? А если…
- Как я рада подруга. Не бойся, это все наши бабские страхи. Я тоже всего боялась. У тебя хоть мужик есть, а я сама была. С маманей сильно не потолкуешь. Нет, ну обрадовала кума. Вот обрадовала. А как мама? Как свекруха отреагировала?
- Да я не говорю ни кому. Ты первая. Страшно.
- Страшно это пустышкой оставаться, а теперь как все. Все рожают, все бояться и все это проходят. Давай кума по глоточку шампанского. Тебе теперь много нельзя, но чуточку завсегда. Все, бросаем все дела, идем к тебе домой, помогу тебе убраться.
- А у меня чисто. Теперь, когда Сережа дома обедает, я с утра готовлю и убираюсь. Вчера свекровь заходила. Ни слова не сказала. Рот рукой прикрыла и ушла.
- Молодец. Побоялась сказать что, лишь бы не сглазить. А теперь, когда ты понесла, она тебя на руках носить будет. Любое твое желание выполнит. Бери вот книжку, пошли к тебе, сейчас наготовим вкусненького.
- Спасибо Аленка. Ты настоящая подруга. Только я книжку возьму, а ты приходи вечером, и возьми мою мать и свекруху. Я вас всех удивить хочу. Какой я хозяйкой стала. Теперь я ответственность чувствую и за себя и за моего сыночка. А так же и за весь свой дом.
- Да! Такова уж наша, бабская доля. Гуляй, веселись, а как родила – готовь и крутись.
Счастья вам милые женщины и долголетия.
Куда мужики без вас?