Приятный сюрприз
Евсей всегда отличался спокойным нравом, не любил спорить, ругаться. Зачем ломать копья, если можно все решить мирным путем. Ему исполнилось 42, а он так и не был ни разу женат: жизнь под покровительством заботливой аидише мамы его вполне устраивала. Конечно, и у него были женщины, но ничего серьезного он не предпринимал. В 42 года у людей уже внуки родятся, а Евсей оставался одинок. Сара Мордуховна не на шутку забеспокоилась: внуков нянчить захотела, но где найти хорошую еврейскую девушку? Гойку она никак в невестки не желала. Она соблюдала еврейские традиции и хотела, чтобы ее внуки выросли настоящими евреями.
Сара Мордуховна поговорила с сыном, чтобы узнать, есть ли у него кто на примете.
- Нет, мамочка, - доверительно сказал ей сын, - Встречаюсь иногда с Танькой, но она хохлушка, несерьезная дамочка, раньше гулял с Земфирой, она татарка. Нет, для семейной жизни кандидатуры пока нет.
- Давай, сынонька, обратимся к свахе, ты – парень видный, будешь выбирать.
- Видный…Ты смеешься? Плешина через всю голову, нос длинный, внешность на любителя.
- Чудак, ты видел еврея с коротким носом? А лысина говорит о твоем незаурядном уме. Значит так: прямо завтра иду к Фире, свахе. Только сначала я сама на ее кандидатуры посмотрю, - решила Сара Мордуховна.
Евсей ушел на работу, с мамой спорить невозможно, а она отправилась к Фире. Хитрющая старуха - горская еврейка, встретила ее с улыбкой, пригласила выпить чаю, а затем развернула все альбомы.
- Выбирай, Сара, которая тебе понравится, здесь еврейки, здесь полукровки, здесь разных национальностей, все для тебя, дорогая.
- Фира, мне для Евсея нужна хорошая девушка, а не полукровка. Мой сынок – чистое золото: не пьет, не курит, домашний, и руки не из задницы растут. Работает, не ленится, башковитый. Предлагай самое лучшее, мы за ценой не постоим.
Просмотрев альбом, Сара Мордуховна выбрала троих: молодую ученую Риту, бизнесвумен Веру и музыкантшу Вику, взяла номера их телефонов и пошла домой, чтобы сообщить сыну приятную новость. Евсей особой радости не проявил:
- Все это ерунда, мама, как могут понравиться друг другу люди, которые видятся первый раз. Встречусь только из уважения к тебе.
- Выбирай, с какой женщиной ты встретишься первой?
- Не знаю даже, давай сначала встретимся с Викой, я люблю слушать музыку, а бизнесвумен оставим напоследок.
Ни Вика, ни Рита Евсею не понравились. Одна была слишком раскрепощенная и шумливая, а ученая дама, тощая и прокуренная, вызвала у Евсея полную антипатию. Он терпеть не мог курящих и выпивающих женщин.
- Веру можно не приглашать, - думал Евсей, - Бизнесвумен. Меня задавит своим характером, ох, уж эти сильные мужиковатые женщины, умеющие зарабатывать деньги. Нет, мне нужна спокойная и домовитая женщина вроде моей мамы.
- Мама, я решил, что Вера мне не подойдет, извини, но я не буду с ней встречаться, - сказал Евсей и пошел к себе в комнату смотреть любимую передачу по телевизору.
Сара Мордуховна обиделась, стараешься для своего ребенка, стараешься, а он…плюет тебе в душу. Женщина ушла к соседке, оставив сына наедине с телевизором. В глазах ее стояли слезы, неужели он не понимает, что мать желает ему только добра.
Сегодня передача ему не нравилась, мучила совесть: Евсей понял, что обидел мать. Он терпеть не мог, когда она сердилась: его сыновняя любовь не позволяла ему делать матери больно.
Когда мать пришла домой, он поспешил извиниться и сказал, что незамедлительно позвонит Вере. Сара Мордуховна расцвела, любит ее сын, старается угодить.
Вера пришла в субботу вечером прямо к субботнему столу. Высокая блондинка приятной полноты с красивыми карими глазами и мягким взглядом. Евсей обрадовался: перед ним не мужиковатая и грубая тетка, а очень симпатичная женщина. В ее лице было что-то удивительно знакомое. Сара Мордуховна вышла на кухню, а Вера спросила:
- Евсей, ты меня не узнал?
- Что-то знакомое, а узнать не могу.
- Прошло много лет, мы изменились. Вспомни, это было 17 лет назад, я была на практике на вашем предприятии.
- Ника?! Ника –победительница, моя первая любовь! Боже мой! Как же я тебя не узнал? У тебя были черные кудри и очень тоненькая талия. Ты ее подчеркивала красивыми поясками. Ты мне очень нравилась, такая нежная, воздушная…мы увлекались поэзией, помнишь? Как сложилась твоя жизнь, почему тебя зовут Вера?
- Вероника, можно Вера, можно Ника, тогда мне больше нравилось быть Никой, теперь я – Вера, Вероника Семеновна.
- Я хочу все знать о тебе, Ника.
- Выходила замуж, жила в Израиле с мужем, разошлась, потом приехала сюда, открыла свое дело. Занимаемся дизайном квартир. Только любимого человека у меня нет. Зато есть прекрасная дочь.
- Сколько ей?
- 16, школу заканчивает, красивая и умница. Это и твоя дочь, Евсей, ее Женечкой зовут. Не хотела тебе говорить, думала не встречу больше.
- Почему ты мне ничего не сказала?
- Я считала, что ты – маменькин сынок, бросишь меня. Тогда твоя мама так командовала тобой, а ты слушался ее беспрекословно. Постаралась скорее выйти замуж и уехать. Даже мама моя ничего не знает.
- А я всегда думал о тебе, даже не женился. Причем тут мама? Это она тебя нашла. Я хочу скорее увидеть дочку, скорее! Скажи номер телефона, я позвоню, приглашу ее сюда, и мы подружимся.
- Я должна ее подготовить…не спеши.
- Хочу спешить! Мама! Мама! Чего она там возится?
Сара Мордуховна вошла в комнату и увидела, что ее сын целуется с Верой. Она прикрыла дверь и вышла. На сердце у женщины было радостно, значит, скоро, даст Бог, у нее появятся внуки. Сара Мордуховна не знала, что уже 16 лет имеет право называться бабушкой. И это будет для деятельной и милой женщины приятным сюрпризом.
16. 06. 2007 Зинаида Маркина