(из письма).
Интересно бы было встретить женщину, которая не подписалась бы под таким письмом! Умение ловко и безболезненно создать свой имидж, подобрав подходящий гардероб, давно стало проблемой международной и межконтинентальной. Это глобальный синдром, который выражается в том, что имея "полный гардероб вещей, одеть нечего". Вот парадокс, вроде бы как такое может быть в мире перепроизводства одежды? Отчасти, стоя перед открытыми дверцами шкафа и разглядывая очередной трофей, мы бываем в плену у своих сиюминутных настроений и эмоций, которые выражаются так - "Не тот цвет (фасон, размер), не с чем надеть, обувь не к месту и т.д. Сумка! Вот ещё проблема! Так что же мне сегодня надеть???"
Как же всё сложно и противоречиво в женском мире! Хотя нынче мы имеем такие неоспоримые привилегии перед женщинами прежних поколений, как хорошую косметику и косметические операции, но подходят они не всем, поскольку зачастую всё это или слишком хлопотно, или небезопасно и чаще всего денег стоит немереных. Но, даже преодолев эти препоны и выйдя победителем, мы с ужасом констатируем: «А мужики-то все равно на молодых засматриваются» - природу не обманешь, и их, мужскую, тоже.
Мы все время твердим себе о том, что нужно любить себя такими, какие есть, но дальше - ни с места. Просто память каждой из нас очень цепко держит образ той стройной молодой женщины, которой она была в лучшие, такие аппетитные и уверенные свои годы, а тут вдруг в зеркале отражается незнакомка, хотя кажется, что улыбку эту где-то видела раньше, да и глаза вроде бы знакомы. А вот всё остальное - под вопросом. А дальше что будет???? Мы можем себя убеждать и говорить что угодно, но, к сожалению, от этого мы не становимся ни моложе, ни краше. Смирение перед лицом действительности это единственное наше спасение. Но мы почему-то всё упорно сопротивляемся времени, всё по-прежнему бултыхаемся в соку своих мечтаний, что вот, однажды поутру, мы встанем, подойдём к зеркалу и нам улыбнется та, прежняя, как в волшебной сказке.... ну это ли не глупо? Мы живем в жёстком плену своих отчаянных сомнений и бесполезных предубеждений. Хотя зачастую они имеют под собой веские основания, такие, например, как измена спутника жизни, когда резкий удар по самолюбию и гордости надолго оставляет сомнения в своей женской привлекательности. Таким женщинам тяжелее жить, чем тем, которых не предали и не променяли на других - или они об этом ещё не знают. Поражённые той болезнью, от которой есть только одно средство - любовь того, кто нанёс раны – в излечение не верят, а от этого проблемы с весом и одеждой только удесятеряются.
Как часто мы покупаем одежду «под настроение», от скуки или от радости, а иногда просто потому, что зайдя в магазин, вдруг видим, что все что-то покупают. "Ааа... вот и очередь небольшая (мы же привыкли - раз очередь, значит импорт, чудо заморское)...вот блузочку ту несколько женщин купили - значит модно". Или вдруг цвет фиолетовый понравился, хотя сроду его не носили, но «Марина на работе одела и все сделали ей комплимент». Так или иначе, но вот вещь куплена, упакована, принесена домой и ...забыта в пакете на несколько дней, после чего всё же перекочевывает в глубину шкафа. Эти неношеные вещи бросают нам вызов из чёрных дыр чемоданов, антресолей и шкафов, они укоризненно кричат с каждой полки - "смотри - ты промахнулась опять, ты не любишь ни себя, ни меня - зачем ты меня держишь взаперти, я была рождена свободной - для носки и комплиментов. Значит, ты не умеешь ни выбрать, ни надеть. Ты не обладаешь вкусом и не следишь за тенденциями моды. Носи вещи черного цвета и не морочь голову ни себе, ни мне, ни окружающим". Неношеные вещи отрешённо висят на вешалке, покорно опустив руки-рукава, а иногда на них гнездятся еще несколько невесёлых подруг - шкаф же не растяжимый!
Это ли не последствие обездоленного детства многих женщин среднего и старшего возраста, когда им на день рождения дарили платья и туфли, которые им просто были нужны на каждый день, а не в виде подарка? Они росли, донашивали перешитые вещи, вмещали ножки в тесноватую обувь, а по вечерам надевали рейтузы с латками и заплатками – в темноте-то не видно! Заглядываясь на хорошо одетых подруг, они рано научились видеть красивое (на других) и сравнивать (со своим) не в свою пользу.
"А тут на полке! в магазине! - ах, о такой кофточке я мечтала всю жизнь, но у меня тогда не было денег. Ну и что из того что она тесновата, коротковата и принадлежит летнему сезону? К лету похудею". И разве это когда-нибудь случалось за последние десять лет???
Неношеные вещи мстят - за наше малодушие, расточительность, леность, жадность обладания, за неумение приглядеться к себе и украсить соответственно возрасту, фигуре и финансам. Они - укор, молчаливый, но такой справедливый!
«Мало хорошего, а впрочем, совсем ничего хорошего нет в том, когда у женщины морщинистые лицо и шея." (из письма).
Может быть это и так, но у меня есть возражение - стареть это единственный способ жить. А старость предполагает морщины.
Однажды одна моя красивая подруга спросила как я, человек поэтического склада (она наивно употребила выражение "мудрая женщина") отношусь к появлению морщин? Ох, отвечаю я, точно так же как и все женщины - огорчаюсь, уговариваю себя, понимая всю неизбежность жизненных процессов и скорость с которыми они движутся, и, понимая, всё равно страдаю. Душа не принимает старость, сердце не принимает старость, разум - тоже отказывается. Но законы жизни не менялись - ни в угоду королям, ни святым угодникам, ни простым людям - законы на то и законы, чтобы править. Мне всё больше кажется, что человек жив до тех пор, пока жива в сердце любовь, пока есть вера и надежда в душе на то, что впереди ещё маячит горизонт, а за ним другой ... говорят, человек чувствует приближение конца жизни. Вот, например, моя свекровь вдруг стала с нами прощаться, устала, говорит, зажилась. Ей уже 94. А вот маме моей подруги ещё только 93 и она записалась на курсы живописи, несмотря на то, что прошлым летом у неё умерла дочь и ей самой удалили вторую раковую опухоль из груди. Она сама ведет свое немаленькое хозяйство - а это дом и сад - и гуляет со своей собачкой. У нее полно правнуков и оптимизма. И морщин.
29 сентября 2008 Лондон