Путана. Казахский вариант (Эссе)

  У кочевых народов, населявших Среднюю Азию в Российской Империи, женщины никогда не носили паранджи и обладали множеством свобод наравне с мужчинами. Это отношение порождало требовательность к собственному поведению у представительниц прекрасного пола, что исключало возникновение в их среде специфического круга публичных подруг мужского сословия, то есть называемых в разных концах света по-своему проституток, гейш, куртизанок, маркитанок. Хотя даже в самых пуританских мусульманских странах Азии, вроде Ирана, Ирака, Египта, Японии, Китая и т.д. подобные особы были во все времена.
У кочевников такие женщины считались позором рода.
В языках большинства народов мира есть конкретное слово, зачастую не одно, обозначающее продажную женщину. Эти слова имеют широкое хождение в народе.
Например, в русском языке: блядь, шлюха, потаскуха, путана. Вероятно, и это ещё далеко не всё.
У казахов таких слов в языке я не знаю.
Могу сказать так - «арам катын», что в переводе будет означать неправоверная баба. Но это ведь отнюдь не всегда может кого-то оскорбить.
Быть может, они появятся или появились теперь? Типа «проституткасы» или «путанасы». Или чего более созвучного придумает народная молва?
Советская власть принесла в казахскую среду эту породу особей женского сословия.

Достоинство перестало быть абсолютной ценностью в казахской степи, как было воспитано и сформировано в сознании народа на протяжении веков.
Это только один из плодов просвещения, принесённых цивилизацией в Казахстан в 20-ом веке.

9 ноября 2008 года.

P.S. Я нашёл в словаре два слова на казахском языке, якобы означающие слово проститутка. Пишутся так жалеп, жезёкше, проституция - жезёкшелик.
Я за всю жизнь не встречался ни разу с употреблением этих слов. Вероятно, это некая литературная попытка заполнить пустоту в языке. Для научных целей.
Впрочем, я как раз утверждаю отсутствие таких слов в самом народе, в его повседневной жизни, а не среди высоколобых интеллектуалов.

© Ержан Урманбаев-Габдуллин, 01.03.2009 в 10:27
Свидетельство о публикации № 01032009102703-00097267 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 93, полученных рецензий — 1.
Голосов еще нет