Обзор для Марины Генчикмахер, написанный в рамках исполнения обещания) (Литературные конкурсы)

Если рассматривать всяческие «стихотворные ляпы» как  своеобразную «пищу  для Грифона», то в данном варианте мы имеем исключительно редкий случай – когда, облетев практически всю страничку, Грифон так и остался практически некормленым) Кстати, отдельное спасибо Марине за ее строки - это было действительно приятно читать.
Тем не менее, кое-что все же нашел, хотя по сравнению с общим уровнем автора и несомненными достоинствами стихотворений, замечания скорее носят рекомендательный характер и вполне могут рассматриваться сугубо  как имхо автора обзора.
Как и у Натальи в предыдущем «персональном»  обзоре, взял пять стихотворений.

Ни золота, ни царских диадем

Ни золота, ни царских диадем,
Ни голосов из ангельского сада...
Придётся строить собственный Эдем
На собственную скудную зарплату.

И мастерить придётся всё подряд:
Полы и потолки, крыльцо и стены.
Но каждый уголок в нём будет свят,
И каждая стена – благословенна.

В земном эдеме очень трудно жить:
Звезда с небес не упадёт в ладони.
Но другу можно яблок предложить,-
И никого за это не изгонят...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/21901/

Здесь немного запутался с ударениями в четных строках. в трех случаях ударения падают на второй слог, но если применить эту же схему, например, ко второй строке первого катрена- получаем, что она  звучит так: «Ни гОлосов…», а самая последняя строка с учетом ритма большинства четных строк звучала бы как «и  нИкого…». Кроме того, рифму «сада- зарплату» тоже хотелось бы сделать поточнее. ну, и  глагольная рифма последнего катрена «жить-предложить»…несмотря на то, что четкая и точная- не люблю я грамматические рифмы, считайте это личным проявлением вкусовщины)но все равно можно было бы, думаю, найти к любому из этих слов не-глагольную пару.

Антуанетта

По вощенным дощечкам паркета
Блики света и дробь каблуков.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?

Кринолины роскошны сверх меры.
Элегантно-остры каблучки.
У лощенных твоих кавалеров
Маслянисто-покорны зрачки.

Неужели в их жестах картинных
Ты не чувствуешь кровью живой:
Символ равенства- нож гильотины
Занесен над твоей головой!

Завтра смерть. А над смертью не властен
Ни король, ни святой, ни Христос.
Так танцуй же! Выдумывай страсти!
Пей взахлеб и целуйся взасос!

Что там нынче орут голодранцы?
И свобода, и счастье- слова.
Голова закружилась от танца.
Неотрубленная голова!
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/23760/

В общем и целом - пленило экспрессивностью. Замечание, пожалуй, сделал бы только вот здесь:
«По вощенным дощечкам паркета
Блики света и дробь каблуков.
Как танцуется, Антуанетта,
На изломе кровавых веков?

Кринолины роскошны сверх меры.
Элегантно-остры каблучки.
У лощенных твоих кавалеров
Маслянисто-покорны зрачки.»
Если танцует - Антуанетта, то кринолин на ней только один, так ведь? Много вокруг нее- кавалеров. Если, конечно, кринолины носили не они…))

Исход

Бархан за барханом. За сроком кончается срок.
Бесcрочны лишенья. Бессрочны пески и пустыня.
Куда он ведет нас, безумный, гневливый пророк,
С цепями порвавший кормившую нас пуповину?

Мы сами безумцы. Мы сами пророку под стать.
Какую свободу мы в землях неведомых ищем?
Мы сделали выбор. Нам не на что больше роптать.
Какие дворцы нам заменят родные жилища?

Мы сделали выбор. Мы бросили вызов судьбе.
Столетье сменяет столетье,-евреи уходят.
Но как ты уйдешь от Египта, который в тебе
Стал голосом памяти, формулой крови и плоти?

Колеса скрипят и надрывно кричат поезда.
Небесную ткань прорывают кресты самолетов.
Бессрочно над миром пульсирует болью звезда,
А сердце сжимает тоской безысходность исхода…
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/27169/

Тоже понравилось) Хотя, пожалуй, рифмы- «пустыня-пуповину» и «уходят-плоти» хотелось бы как-то почетче.

Мария


Мария? Какая по счету? И что вам о ней известно?
Сын? Погиб в катастрофе? А, может быть, в Бухенвальде?
Воскресший? Матери верят, что их сыновья воскреснут,
Даже когда в лепешку на спекшемся в кровь асфальте.

Почерк чужой эпохи. Арабская вязь. Орнамент.
Молитвы по телевизору. Наивная чья-то сказка.
Свечи в темных ладонях, скукоженных как пергамент.
Молись обо мне, Мария! Мне хочется выжить. Пасха…

Мне хочется выжить, мама, в озлобленном, склочном мире,
Где лица- чугун застывший, глаза, как пустые стекла.
Как вечное наваждение,- беспомощный плач Марии.
Второе тысячелетие, а кровь еще не просохла.
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/28077/

Яркие и запоминающиеся строки с совершенно блистательной кульминацией. Но во втором катрене нечетные строки короче аналогичных на слог. Это бы урегулировать- было бы совсем волшебно)

Ну вот и вернулись твои журавли


..........."Ну вот и вернулись твои журавли"
............Ю. Левитанский

Ну вот и вернулись твои журавли
Из сказочных странствий...
И тычутся в ждущие руки твои,
Курлыкая: «Здравствуй!»...
Ты слышишь зовущие их голоса,
Пытаясь постичь их,
Как будто упали к ногам небеса
В обличии птичьем.
А взгляд твой, как прежде, скользит в облаках:
Оттуда ли пасть им?
И счастье, в твоих оказавшись руках,
Как будто - не счастье...
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/29705/

Ну, тут пожалуй тоже все хорошо –только рифму «журавли-твои» почетче хочется сделать. Заинтересовали варианты рифмы - «странствий-здравствуй», и  «пасть им- счастье».

А вообще, Мари, если бы все так писали, как Вы, был бы несказанно рад. В первую очередь – потакая своей несомненно мифической лени, ибо мне бы совершенно нечего было делать на этом портале)

ЗЫ: Приношу свои извинения за то, что не вывесил на главную страницу. Как мне кажется, моего имени там  и так уже с избытком)

Всегда Ваш,
Константин.

© Константин Нестеренко (Грифон), 26.10.2008 в 20:24
Свидетельство о публикации № 26102008202457-00081891 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 8, полученных рецензий — 5.
Голосов еще нет