О, книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух — тебе!
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста —
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!
Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред Евой — искушенье Змия,
С голубкой возвращенной — Ной!
Все, в страшный час, в горах, застыли
Отец и сын, костер сложив;
Жив облик женственной Рахили,
Израиль-богоборец — жив!
И кто, житейское отбросив,
Не плакал, в детстве, прочитав,
Как братьев обнимал Иосиф
На высоте честей и слав!
Кто проникал, не пламенея,
Веков таинственную даль,
Познав сиянье Моисея,
С горы несущего скрижаль!
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих —
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих!
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь — алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
Ты — правда тайны сокровенной,
Ты — откровенье, ты — завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
(Валерий Брюсов, Библия)
Мудрец Лев Толстой тоже любил исследовать мировые священные писания, но памятуя о Сковороде, он повыбрасывал из своего Четвероевангелия все чудеса, оставив лишь моральные постулаты, поскольку чудеса и аллегории восходят к не всегда понятным, зашифрованным духовным прозрениям. Такой вывод он, видимо, сделал, читая Коран, где порицаются домогающиеся толкования аллегорий: ОТ БОГА НИЧТО НЕ СОКРЫТО, НИ НА ЗЕМЛЕ, НИ НА НЕБЕ. ОН ОБРАЗУЕТ ВАС В УТРОБАХ МАТЕРЕЙ, КАК ХОЧЕТ. НЕТ ДРУГОГО БОГА, КРОМЕ ЕГО, СИЛЬНОГО, МУДРОГО. ОН НИСПОСЛАЛ ТЕБЕ ЭТО ПИСАНИЕ: В НЁМ ЕСТЬ ЗНАМЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПО СМЫСЛУ, ОНИ — МАТЕРЬ ПИСАНИЯ; А ДРУГИЕ — ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЕ. ТЕ, У КОТОРЫХ В СЕРДЦЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСТИНЫ, ГОНЯЮТСЯ ЗА ТЕМ, ЧТО ИНОСКАЗАТЕЛЬНО, ЖЕЛАЯ ИСПЫТАТЬ И ИСТОЛКОВАТЬ ТО. НО ИСТОЛКОВАНИЕ ТОМУ ЗНАЕТ ТОЛЬКО БОГ. ОСНОВАТЕЛЬНЫЕ В ЗНАНИИ ГОВОРЯТ: МЫ ВЕРУЕМ В ЭТО; ВСЁ ОТ ГОСПОДА НАШЕГО; ТОЛЬКО РАССУДИТЕЛЬНЫЕ ВРАЗУМЛЯЮТСЯ(Коран 3:4-5, перевод Саблукова). То есть эта кораническая цитата подтверждает тезис Сократа «я знаю, что ничего не знаю», но прожжённому Толстому не следовало бы выбрасывать из Евангелия знамения и чудеса, ведь прямой буквальный текст необходим для младенцев, а аллегорический — для рассудительных. Вот что пишет Сковорода о наивно-лукавых чадах: «Они с маленьких лет начали болтать Библию, на ней состарились, не оставили ни стишка, ни словца, не оспорив его; имя Твое, крест Твой всегда у них на грудях, на губах, на одеждах, на стенах, на блюдах, на церемониях... Но что пользы жевать и вкуса не чувствовать? По этой-то причине беззубых скотов отсылает: «Шедшие, научитесь» (Матфей 9:13). Что такое значит — «милости хочу, а не жертвы»? (Матфей 12:7). Не любит неугодных Господу зверей и избранный Павел. «Водимые похотями различными, всегда учащиеся и никогда же в разум истины прийти не могущие» (2 Тимофею 3:7). Называет их врагами креста Христова, а Давид — мужами кровей и лести. А почему? Засмотрелись на обряды, засели на мясных пирах, не взяли в ум искать истины Божией, к которой вёл их обряд, а оставив свет его, вернулись к тьме, к своей плоти и лжи, возвратясь на вечерю»(Григорий Сковорда, Симфония, наречённая Книга Асхань о познании самого себя).
В трудное ельцинское время мы бригадой пристраивали что-то богатым людям, и нас, помимо платы деньгами, прикармливали в обед. Среди нас было двое дрочивших по получасу кресты над посудой хозяйки, и мне было жаль и мысленно осквернённую хозяйку, и стыдно за придурков, очищающих крестным знамением пищу: изыди, дьявол, останься один спирт!
Горизонт в заусеницах волн - корабельное древо:
сухогруз, как рубанок, прочтет его справа налево,
и пройдется по солнцу, едва задевая макушку -
осторожно снимая с нее золотистую стружку.
О, невидимый Плотник, на что уповаем в итоге?
спят фанерные библии, дремлют паркетные боги,
шелест веток в груди, вдохновение дятла под сердцем,
дай мне самые лютые гвозди, чтоб стать иноверцем -
дай иначе поверить в Тебя, избегая повтора…
…чертыхаясь, бредет оцерковленых грузчиков свора,
по колено входя в черно-белый поток бересты,
и уносит на спинах элитную мебель – кресты.
(Александр Кабанов)
Григорий Сковорода начислял три мира во вселенной: микрокосмос, макрокосмос и библейский мифологический мирок, привязанный к еврейской истории. Впрочем, он сюда ещё вплетал древнеегипетскую, древнеримскую и древнегреческую символику, за что получил от православия звание еретика. Библейская мифология служила ему средством и ключом к самопознанию и Богопознанию. Но верить бабьим басням Сковорода, как и апостол Павел, остерегает. «Библия есть маленький богообразный мир, или мирик. Мироздание касается одной её, не великого, тварьми обитаемого мира. Моисей, ревнуя священникам египетским, собрал в одну громаду небесных и земных тварей и, придав род благочестивых предков своих, слепил книгу бытия, то есть мироздания... Это заставило думать, что мир создан 7000 лет назад.
Но обительный мир касается тварей. Мы в нем, а он в нас обитает. Моисеевский же, символический, тайно-образный мир есть книга. Она ни в чем не затрагивает обительного мира, а только следами собранных от него тварей путеводствует нас к присносущному началу единственно, как магнитная стрела, взирая на вечную твердь его. И необязательно знать, мицелий или гриб прежде, яйцо или курица...»(Икона Алкивиадская Израильский змий, глава 6).
Явная глупость, якобы Бог сотворил из ничего мир за шестоднев, а в седмой успокоился от трудов. Пусть даже Божий день тысяча лет, но и это побасёнка. Все довольно прозаично. Разные даты "сотворения мира" появились в результате разной трактовки Ветхозаветных текстов. "Православная дата" - 5508/5509 г. до н.э. - появилась в результате анализа греческого перевода - Септуагинты - в ранней Византии. Эта дата была принята и в других православных странах - Сербии, Болгарии, Румынии, Руси. У католиков при анализе латинского перевода - Вульгаты - получилась другая дата. У иудеев — третья. Все эти даты появились при изучении, кто "кого родил", кто сколько лет прожил из библейских патриархов, поскольку точной датировки в сборнике древнееврейского фольклора, известном как Библия, нет. Так что искатели начала никчёмны. Бог безначален и бесконечен в качестве Света, а видимый мир — укорачивающаяся или удлиняющаяся тень от Него, вернее, преломленная цветотень, как радуга от солнца(Бытие 9:14-16), Его эманация, излучение, извержение семени. Так что седмина творения книги Бытия — только срез Божественной жизни, одно из колец спирали, трамбующихся в космическую её сердцевину,(Лука 6:38) которая всемеро светлее солнца(Исайя 30:26). Древо вечности в Библии определено непременно с отпавшим на землю семенем для прорастания и умножения жизни(Бытие 1:11), а смоковница без плода и семени не котируется и проклята Христом, как прокляты бежавшие из Египта, но не достигшие обетования, поскольку не насобирали в пустыне семидесяти седмин небесной манны, небесного хлеба в качестве библейского поста, ибо семидесятая седмина — кончики с древа вечности, отпавшее на плодородную почву семечко, и это обетование, завет с Богом(Даниил 9:27; Лука 24:49). И прав Сковорода, когда говорит, что необязательно знать, что прежде: мицелий или гриб, яйцо или курица, семя или дерево. Есть и подражатели Пятикнижия еврейского Моисея, особенно любим мной мудрейший Низами за Пятерицу поэм, первую из которых — «Сокровищницу тайн» - я прямо замусолил, читая. Уже Низами Пятирицами подражали последующие мусульманские поэты Амир Хосров Дехлеви, Алишер Навои и Семёрицей Абдурахман Джами. А суфийский поэт Джалаладдин Руми вообще много чего написал. На своей странице на Прозе.ру я скопировал сочинение Ходжи Самандара Термези, первые двадцать глав которого и последняя, двадцать вторая носят этико-дидактический характер священного писания, а двадцать первую главу, написанную, как и вся книга, цветистым языком о правлении Субхан-Кули-хана в Бухарском ханстве в последней четверти семнадцатого века я опустил из-за её ненужной историчности. https://proza.ru/2017/12/30/1328 Впрочем, и в Библии есть подобные исторические главы, которые я считаю небогодухновенными, например, книга Маккавейская. Сам Самандар Термези уверяет, что он подражает «Бустану» и «Гулистану» Саади Ширази, также претендующего на перспективу священного писания.
А что говорит о космологии индуизм? Как вселенная расширяется и сжимается, так и индуистский Брахма претерпевает изменения(1 коринфянам 15:51-52). Так что для воображаемой полноты космической картины я приведу цитату из Википедии: «В индуизме кальпа— это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов. Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы (3,1104⋅1012 обычных лет) — из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто лет (3,1104⋅1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается. Во время этого великого уничтожения, называемого махапралая, прекращает существование вселенная и гибнут дэвы. Согласно «Бхагавата-пуране», после того, как заканчивается жизнь Брахмы, все вселенные входят в тело Маха-Вишну, заканчивая тем самым своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, всё опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп. Каждая кальпа делится на 14 периодов манвантар, продолжающихся по 306 720 000 лет с интервалами в 1 851 429 лет между ними (так как точное значение 1/14 кальпы — 308 571 429 лет).
Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни, и мир находится в кальпе, называемой «Швета-вараха» («цикл белого вепря»).