Камень темный отдай, а сверкающий камень возьми:
С ним в золото веры, что блещет, как пламень, возьми.
Тот, дающий припасы – ну, трудно ли нам это взвесить? —
Взяв припас твой единый, припасов пошлет тебе десять.
Состоянье свое поместить как бы лучше ты мог?
Сколько прибыли верной на свой ты положишь порог!
(Низами, Сокровищница тайн)
Да это и в Евангелии образно удостоверяется в виде верблюда, проходящего через игольное ушко, - ни банкир, ни олигарх туда не сунется(Матфей 19:24). Но почему верблюд? Да потому что этот пустынный корабль сутками может не есть и не пить. То есть повествование Моисея наряду с историей еврейского народа во главу угла ставит культивацию Божьих людей, пророков. А для этого пост просто необходим! Почему в современной церкви нет пророков? Да потому что кровопийцу комара отцеживают, а усердного в посте верблюда проглатывают(Матфей 23:24). ТАКОВ ПУТЬ И ЖЕНЫ ПРЕЛЮБОДЕЙНОЙ; ПОЕЛА И ОБТЕРЛА РОТ СВОЙ, И ГОВОРИТ: "Я НИЧЕГО ХУДОГО НЕ СДЕЛАЛА"(Притчи 30:20).
О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, ТАК ЖЕ КАК ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫ! - НА ОТСЧИТАННЫЕ ДНИ(Коран, 2:179-180, перевод Крачковского). Я готов ещё нагнетать и подогревать важность поста, поэтому приведу вкупе несколько переводов этого стиха. О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ ПОДОБНО ТОМУ КАК БЫЛ ОН ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО ЖИЛ ДО ВАС, БЫТЬ МОЖЕТ, СТАНЕТЕ ВЫ БОГОБОЯЗНЕННЫМИ — НА ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЧИСЛО ДНЕЙ(2:183-184, перевод Исламского центра научных исследователей Ирана). О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ПРЕДПИСАН ВАМ ПОСТ, КАК ОН БЫЛ ПРЕДПИСАН ТЕМ, КТО ЖИЛ ДО ВАС, - БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ СТАНЕТЕ БОГОБОЯЗНЕННЫМИ - НА НЕКОТОРОЕ ЧИСЛО ДНЕЙ, БОГОМ УСТАНОВЛЕННОЕ(2:183-184, перевод Османова). О ВЫ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ВАМ ПРЕДПИСАН ПОСТ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК ОН БЫЛ ПРЕДПИСАН ВАШИМ ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ, - БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ УСТРАШИТЕСЬ. ПОСТИТЬСЯ СЛЕДУЕТ СЧИТАННОЕ КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ(2:183-184, перевод Кулиева). О ВЫ, КТО ВЕРУЕТ! ПРЕДПИСАН ПОСТ ВАМ, КАК ОН ПРЕДПИСАН БЫЛ ДЛЯ ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ВАС, ЧТОБ БЛАГОЧЕСТИЕ МОГЛИ ВЫ ОБРЕСТИ НА ДНИ, ОТСЧИТАННЫЕ ЧИСЛОМ(2:183-184, перевод Пороховой). В Коране образно число постных дней определено, как минимум сто седмин: ТЕ, КОТОРЫЕ РАСХОДУЮТ СВОИ ИМУЩЕСТВА НА ПУТИ АЛЛАХА, ПОДОБНЫ ЗЕРНУ, КОТОРОЕ ВЫРАСТИЛО СЕМЬ КОЛОСЬЕВ, В КАЖДОМ КОЛОСЕ — СТО ЗЁРЕН. И АЛЛАХ УДВАИВАЕТ, КОМУ ПОЖЕЛАЕТ(Коран 2:263, перевод и нумерация стихов Крачковского). Коранический пост по сравнению с библейским более облегчённый, постятся только днём, ночью еда и секс разрешается, хотя пророк Мухаммед постился днём и ночью. В библейских постах едят по седьмым дням или близко к тому. Так постились ессеи, это донёс до нас Филон Александрийский, если почитать его заметку О СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ https://stihi.ru/2017/11/19/4787 или Евангелие от ессеев, где свидетельствует сам Иисус Христос. https://stihi.ru/2015/12/14/8666 В Библии пост привязан к циклу Иерусалима в семьдесят седмин(Даниил 9:24-27), к седмижды семидесяти прощениям(Матфей 18:22), что одно и то же, и к сроку человеческой жизни в семьдесят-восемьдесят лет, заявленных Моисеем(Псалтирь 89:10-12) и поддержанных Христом — любить Бога всею крепостью жизненных лет( Марк 12:33).
Выпавшая небесная манна сравнивается в Исходе с мелким, круповидным инеем(Исход 16:14). В русском языке белой пшеничной крупе тоже дано это имя за похожесть — манка. И в немецком её так называют — Manna, и слово это происходит с удивлённого еврейского возгласа: ман ку, что это? Но с чем ассоциируется в русском языке иней? Иней — иной, другой, новый. В немецком языке иней — Reif, что созвучно с однокоренными словами Reife (спелость, зрелость), Reifen (обод, обруч, кольцо), Reifling(отросток). Оба языка твердят, что здесь происходит соединение конца с началом, старого с новым, образуя виток спирали. Вот так с манной преодолевается игольное ушко.
В Аравии, где ниспущен Коран, зимы нет, и пост привязывается к войне с неверными, здесь именно такое радикальное мифотворчество. Становление религиозного усердия или джихада сокровенно показано на символах стратегии и тактики войны с армией злокозненности и несправедливости. Но разве в Евангелии не то же самое? Легионы злых духов Христос учит преодолевать постом и молитвой(Матфей 17:21). Однако собирание манны при Моисее Он всё же недооценивает: ОТЦЫ ВАШИ ЕЛИ МАННУ В ПУСТЫНЕ И УМЕРЛИ(Иоанн 6:49,58). Но только потому, что арсенальный багаж был собран неполный — вместо семидесяти-восьмидесяти лет жизненного срока евреи только-только уложились в сорок. Себя, как небесный хлеб вечной жизни, Христос связывает с циклом Иерусалима в семьдесят седмин, - такая небесная манна гожа. И его триумфиальное восхождение в этот город, и горестный плач о нём: ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ, ИЗБИВАЮЩИЙ ПРОРОКОВ И КАМНЯМИ ПОБИВАЮЩИЙ ПОСЛАННЫХ К ТЕБЕ! СКОЛЬКО РАЗ ХОТЕЛ Я СОБРАТЬ ДЕТЕЙ ТВОИХ, КАК ПТИЦА СОБИРАЕТ ПТЕНЦОВ СВОИХ ПОД КРЫЛЬЯ, И ВЫ НЕ ЗАХОТЕЛИ!(Матфей 23:37), - сердце Иисуса здесь, в циклическом Иерусалиме, цикл которого заканчивается развалинами. Воскреснув в цикле уже для небесного Иерусалима и возносясь к Богу, Христос и учеников благославляет дожидаться славы и благодати в Иерусалиме, а фактически закончить собирание семидесяти седмин небесной манны(Лука 24:49). Апостол Павел в 8-й главе Второго послания к коринфянам тоже указывает своим подопечным на важное усердие веры — собирание небесной манны(2 коринфянам 8:15). Только не надо читать современные переводы, где усердие сводится к собиранию маржи, которая и погубила христианство. Неужели богатство Христа в марже, а не в духовности!( 2 коринфянам 8:9; 9:9)
Конечно, посты могут быть разными. После отшествия апостола Павла к руководству церковью пришли почитатели христианского лубка, и воздержание от еды во время поста заменили вегетарианством. Христос о такой суррогатной подмене высказался однозначно: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ПОЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ СВОЕМУ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СОБИРАЮТ СМОКВ С ТЕРНОВНИКА И НЕ СНИМАЮТ ВИНОГРАДА С КУСТАРНИКА(Лука 6:44). Но я и не притязаю на то, чтобы всех видеть Христами или апостолами. Павел даже посмеивается над такой идеей: ВСЕ ЛИ АПОСТОЛЫ? ВСЕ ЛИ ПРОРОКИ? ВСЕ ЛИ УЧИТЕЛИ?(1 коринфянам 12:29). А в другом месте даже охлаждает несостоятельные амбиции: НЕ МЕЧТАЙТЕ О СЕБЕ(Римлянам 12:6). И апостол Иаков предостерегает от сомнительной трансформации из греховной грязи в князи: БРАТИЯ МОИ! НЕ МНОГИЕ ДЕЛАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ(Иакова 3:1). Даже если окинуть взглядом карту земного шара, не вся природа казнится в зимнем посте при отсутствии голоса жениха и невесты. В тропиках и субтропиках приэкваториальной территории, например, вечнозелёное буйство жизненных сил. Но именно там крокодилы, гиены, змеи и сонмы паразитов. Именно там неистовствуют разрушительные тайфуны и смерчи. Само слово «джунгли» устрашает исходящей из него энергией тьмы. Здесь каждый поедает каждого, и всякий поочерёдно становится то палачом, то жратвой и жертвой. Современная церковь построена тоже на жертвоприношении — на вкушении плоти и крови Христа. Казалось, ну что в этом плохого — с руки священника принять кусочек хлеба и глоток вина! Почему же апостол Павел называет эти дикие джунгли собранием не на лучшее, а на худшее?(1 коринфянам 11:17) А разве хорошо мы поступаем, когда, как и две тысячи лет назад, несправедливо причисляя Христа к злодеям?(Иакова 5:6) Ведь мы независимы, когда Христос терзается в темнице; здоровы, когда Христос за нас корчится в болезни; имеем тёплый угол, когда Христос странствует в бесприютной слякоти. Злодеи ли сидят в тюрьме или бомжуют на наших равнодушных глазах? Нет, просто Бог их временно ожесточил ради нашего благополучия. А потом инкарнация поменяется, любителям халявы и иждивенчества придётся держать ответ. Его уже теперь Павел предрекает болезнями и смертью, если пользоваться жертвой без рассуждения(1 коринфянам 11:29:30). Но и в другом рождении придётся карму отрабатывать, поскольку это кармический закон: КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ(Матфей 7:12). Есть два сорта людей — самодостаточные и вступающие в симбиозы и группировки, чтобы поживиться. Иллюстрирую самодостаточных стихом Евгения Евтушенко:
Дай, Бог, быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
С мэтром поэзии полемизирует поэтесса Новелла Матвеева, и её конституционные манифесты меркантильности как раз годятся для партнёрства в стаях и группировках, что присуще молодости:
Только тот, кто любви своей силой
За возлюбленной тенью в Аид
Мог спуститься, тот песню для милой
В неподкупных веках сохранит.
Жизнь — цветок. Ей закон — аромат.
Не ищи же теряясь по сортам,
Божью искру в Калачестве тёртом,
Друг мечты и романтики брат!
Апостол Павел старается спасти и тех, и других или хотя бы некоторых из них: БУДУЧИ СВОБОДЕН ОТ ВСЕХ, Я ВСЕМ ПОРАБОТИЛ СЕБЯ, ДАБЫ БОЛЬШЕ ПРИОБРЕСТИ: ДЛЯ ИУДЕЕВ Я БЫЛ КАК ИУДЕЙ, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ИУДЕЕВ; ДЛЯ ПОДЗАКОННЫХ БЫЛ КАК ПОДЗАКОННЫЙ, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ПОДЗАКОННЫХ; ДЛЯ ЧУЖДЫХ ЗАКОНА - КАК ЧУЖДЫЙ ЗАКОНА, - НЕ БУДУЧИ ЧУЖД ЗАКОНА ПРЕД БОГОМ, НО ПОДЗАКОНЕН ХРИСТУ, - ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ЧУЖДЫХ ЗАКОНА; ДЛЯ НЕМОЩНЫХ БЫЛ КАК НЕМОЩНЫЙ, ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ НЕМОЩНЫХ. ДЛЯ ВСЕХ Я СДЕЛАЛСЯ ВСЕМ, ЧТОБЫ СПАСТИ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ НЕКОТОРЫХ(1 коринфянам 9:19-22). Павел бы не рекомендовал вступать в инертные и раскалывающиеся симбиозы, но это зависит от Божьего природного дара(1 коринфянам 7:8; 32-38). И Христос на ревнивую реплику Иоанна запретить некоему одиночке благовествовать Его именем, успокоил любвеобильного ученика: это не другой коленкор, - КТО НЕ ПРОТИВ ВАС, ТОТ ЗА ВАС(Марк 9:38-40).
Ещё раз напоминаю: нехорошо жить за чужой счёт, ведь за это обязательно будет адекватный суд(2 коринфянам 5:10). Надо самому себя судить и казнить, в том числе и голодом, вот хорошая основа для возвышения опять же над собой(1 коринфянам 11:31).
Но я не рождаю христиан и не опекун, поэтому каждый пусть поступает по своему разумению. Кстати, необязательно пост приобщать под Иерусалим, Сион или под разрушенный иерусалимский храм. Или под древо жизни. Вот, например, роды, и Господь через пророка удостоверяет, что если есть беременность в 70 седмин, наследие, как седмина завета, родится. Гора, в 70 седмин, которая сталкивается в море, чтобы подводный вулканический процесс опять создал новую гору-остров в одну седмину(Исайя 66:8-9). Или вот уж откровенней некуда: если пост будет на высоте(Исайя58:4), то есть на семидесяти седминах, судьба быть тебе восстановителем развалин, возобновителем путей для населения(Исайя 58:12). Да вся Библия привязана к суверену, к Слову, которое было в начале, то есть к седмине творения(Бытие, глава 1). И ВДРУГ, ПОСЛЕ СКОРБИ ДНЕЙ ТЕХ, СОЛНЦЕ ПОМЕРКНЕТ, И ЛУНА НЕ ДАСТ СВЕТА СВОЕГО, И ЗВЕЗДЫ СПАДУТ С НЕБА, И СИЛЫ
НЕБЕСНЫЕ ПОКОЛЕБЛЮТСЯ(Матфей 24:29). Эта цитата тоже говорит о семидесяти седминах посюстороннего мира, который посредством колебания, нуллификации, преображения, перелицовки становится одной седминой или семечкой. Но апостол Павел приводит цитату из пророка Аггея: ЕЩЕ РАЗ ПОКОЛЕБЛЮ НЕ ТОЛЬКО ЗЕМЛЮ, НО И НЕБО… ЧТОБЫ ПРЕБЫЛО НЕКОЛЕБИМОЕ(Евреям 12:26-27; Аггей 2:6-7). Посеянное семечко-то должно прорасти, а значит, умереть, в этом и заключается колебание. ТО, ЧТО ТЫ СЕЕШЬ, НЕ ОЖИВЁТ, ЕСЛИ НЕ УМРЁТ(1 коринфянам 15:36). И если мы приняты Богом, как усердными душами, Бог даст нам не земные тела, а небесные, чтобы быть светоносными звёздами(1 коринфянам 15:35-44). Ведь Бог — огонь поядающий, и чтобы не сгореть, должно наследовать Его природу(Евреям 12:29).