1. Чаще частого те, кто утверждает что «Думал… или, – Думает…», не утруждали себя мыслью о том, что думание – особый тип деятельности. 2. Привычка, уходящая своими корнями в часы Аристотеля, воспринимать мир и людей в дуальных категориях (биполярных схемах) пригодна – в лучшем и в слабом случае – для иллюстраций басен Крылова в начальных школьных классах. 3. Слова для людей значат более чем слишком много, они слишком разные – от иллюзорных, абстрактных – до деятельных. И в тоже время, язык практических дел строится на самостоятельном алфавите. 4. Детей, подростков необходимо приобщать к простым хозяйственным делам не потому что «они могут сесть на шею», а потому что, повзрослев, они не смогут заботиться о самих себе, не пройдя «школу» заботы о ком-то. 5. Хаотическое изучение истории подобно надуванию мыльных пузырей: «найденное знание» столь же быстро лопнет, как оторвавшийся от соломинки шарик. Продуктивный разговор с историей (её акторами) возможен, когда сформирован ясный взгляд в будущее. 6. Над каждым давлеет его эго, – в этом нет новости. Однако, то эго заслуживает уважение, которое удалось приручить. 7. Много шума издают те, кто часто ссылается на наличие у себя «души». Пустозвоны! Они и не помышляют о том, что «душа» - это совесть. А имеющие совесть о том не кричат. 8. «Должно включать в дискурс о современности будущее поколение», - этот тезис я написал в 1990 г. Речь тогда шла об экологических проблемах. Мне возразили: будущее поколение представить невозможно потому, что для правового отношения необходим реальный субъект. Сегодня к тому тезису я прибавлю: у современников есть сила воображения, и дело только – за доброй волей и реальной ответственностью. 9. Взрослеть необходимо в молодости; зрелость – самое плодотворное состояние человека. Грех истории СССР – в украденных, оборванных молодостях: на гражданской, в репрессиях, во Второю мировую войну…. В «оттепель» пришло «прозрение»: появились зачатки «культа молодости» (детства): Дома пионеров, кружки, секции и прочее. Этот своеобразный «культ детства» - был компенсацией старшего поколения, не имевшего своей молодости. Итог оказался печален: внутри политического патернализма из нового поколения воспитывали иждивенцев. Человек – «существо политическое», - поэтому любое «воспитание», не практикующее «политических уроков», обречено на фиаско.