Чистый лист (Эссе)


Знание - никогда не было прерогативой толпы,
оно само ищет и избирает себе своих последователей.
…………………………………………………… Алексей Кесарь (Цыганков)

.
И, вот тут появляется мой невидимый оппонент: ощущение полета - тема не выше тебя, как и ты не ниже темы. Она лишь может быть равной тебе, и то... до определённого момента, пока ты не оттолкнешься от неё и не заберёшься выше.
Поэтому, хоть я и боюсь, что работа, за которую я берусь, столь обширна, что закончить её не представляется возможным, и это меня и пугает, и останавливает, но делаю первый шаг и отправляюсь в путь.  Я привыкла говорить кратко, выделяя суть из самой большой темы, наверное, это недостаток, но для поэзии весьма полезный, на мой взгляд. Здесь я  отстаиваю точку зрения, что есть один закон искусства, неодолимый и всеобщий, - слово должно быть больше самого себя. Образ в стихе иногда несет в себе целый мир и стихи без образов, но с большим объемом описательного текста мной воспринимаются как рифмованная проза, особенно, если они до конца сюжетны и имеют все  признаки прозаического произведения.
Однако отступим от моего понимания и попытаемся понять. Чтобы  понять краткость, нужно попробовать противоположное ей.  Нельзя в полной мере оценить вкус воды, когда не испытывал жажду.
И ведь, правда, описывая какую-нибудь мелочь можно логически добраться до вселенских процессов, и наоборот. Размышление - вот что нужно, и размышление не только над вещью, предметом воздействия, но и размышления над тем, почему я именно так размышляю, размышление над самим методом подхода. Только тогда идёт развитие, так как в простом размышлении над вещью - никогда и ничего не меняется, не развивается.  
Здесь нет противоречия, мысль может бежать и развиваться, её можно обобщать и выделять в ней направление развития, но мастер поэтического слова двумя штрихами обрисует проблему, меткими деталями выделит  хитросплетение сюжета, и оставит читателя за шаг до открытия, изумлённым и потрясённым.
Мне, безусловно, можно возразить, что сокращение текста - это всегда одностороннее действие в пользу одной стороны, в которой нет равновесия... Цель, как говорят, ставшая самоцелью - худой и самый непреложный конец самой цели, отсюда возникает и фанатизм. Болезненное следование до исступления самой цели, вопреки её пониманию, так как без понимания, зачем нужна сама цель, следование ей превращается в дорогу без направления. Всегда есть черта, после которой сама цель перестаёт служить своему пониманию и нужности. Так сокращение текста может привести к полному его устранению, или такому виду, когда сам текст становится не важен - важно лишь его сокращение. Это всегда игра против разума понимания самой цели. Т.е. за твоими взглядами отсутствует сам предмет воздействия,  есть лишь одностороннее действие с ним, это его сокращение до полного изничтожения оного. За такими воззрениями - нет самого предмета, есть лишь действие, занявшее его место. Вследствие этого нет и понимания самого действия - зачем оно нужно, когда сам предмет, над которым оно совершается,  исчезает?
Что сокращение текста чревато... похоже на рубку ветвей у древа - до определённого момента это хорошо. Но зачем рубить само дерево или обсекать его ветви так, чтоб на них вообще не было зелени, листвы.  Именно в ней и заключается красота дерева, как и красота текста в эпитетах, в нем употребляемых. Обрывание же их возможно и будет служить более прозрачности самого взгляда, но этот взгляд будет гол и непригляден, совсем не нужный никому, так как лишён
истинной красоты, которую и оборвали, следуя не цели предмета, а цели самого действия.

И оппонент разворачивает тему дальше, ох уж это многословие: боюсь, при сильном сжатии текста - самый лучший текст - это чистый лист. Нуль текста. Там всё сказано. По моему об этом ещё писал Оноре де Бальзак* , в рассказе о художнике с картиной, которую тот никому не показывал на протяжении всей своей жизни. И уже в преклонном возрасте решил-таки показать одному знакомому. Тот глаза вытаращил, когда перед ним предстал чистый холст, и кружащий вокруг него чокнутый художник, который за всё это время, пока прятал картину, приучил свою фантазию видеть начерченные им мысленно формы на этом полотне. Вот он и размахивал руками перед чистым полотном, приговаривая: какие формы, вы не находите? Как вам нравится, как я отобразил глаза? А грудь?... Но это картина так и останется в одной голове - и всё!  Как говорил наш шеф: нет для неё продвижения, жизни нет в ней, а раз нет жизни - то это вещь, но мало того - она ещё только чисто воображаема, несуществующая. Так же как в одной сказке было замечено: а король-то голый! Чистый от предрассудков. Но кто бы знал, что в предрассудках
порой, и сама красота жизни скрыта. Только у не живого нет ничего, - и всё ещё только мыслиться...

.
Пример с чистым листом, мне понравился, совершенная форма - молчание, особенно если это молчание разума, высвобождается колоссальная энергия, красоту которой не смогли ещё описать словами. Другими словами "от слова – к безмолвному слову"  - замечательно сказано, мне нравится, потому, что есть созвучие с теми словами, которые я сегодня уже написала.
Нужно уметь обращать внимание на такого рода тонкости: они - часть внутреннего ассоциативного ряда, незаметный каркас структуры стихотворения. Вот, достаточно двух слов, что бы стихотворение заговорило своим особым голосом, достаточно иногда последней строчки и открывается мир! Не надо нагромождения, не надо ошарашивать эрудицией, но уметь подняться за счёт невидимого воздуха эмоции... раз и полетели…
.
А я ведь прочитала эту вещь -  "Неведомый шедевр".  Читала с упоением в душе, столько совпадений во взгляде, поразительно! ... сегодня меня поразило, что искусство начинается за линиями, а значит и за ограничениями реальности.
Мне это проще понять, мои светотени тоже выискивают такие слова, которые создавали бы воздух, а я всё чаще слышу, как ворочаю булыжники... и они не отрываются от земли, они проросли и дали корни, неживые... Я увидела женщину нарисованную бликами. Это было за гранью... я ещё подумаю, но воздух написать сложнее всего! Я поверила, что она живая!
Вот в этом и разница  наших взглядов. Мой чистый лист всё же – совершенство!

--------------------------------------------------
* Имеется ввиду произведение  Оноре де Бальзака "Неведомый шедевр"
Шрифтом выделены цитаты Алексея Кесарь( Цыганкова)

© Виктория Соловьёва, 22.01.2016 в 17:12
Свидетельство о публикации № 22012016171200-00392774 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 107, полученных рецензий — 3.
Оценка: 5,00 (голосов: 7)