Зачем спасать мистера Бэнкса? (Эссе)

А вы знаете, для чего бреются папы? Нет? Ну конечно же, они бреются ради дочкиных щечек. (Разве могут быть другие причины? Никому не понравится целовать щетку).
Собственно, одной этой фразы было достаточно, чтобы фильм «Спасти мистера Бэнкса» покорил мое сердце.
Напомню, что действие фильма разворачивается в двух параллельных мирах: австралийский Квинслэнд 1906 года и Калифорния, Лондон шестидесятых годов. Уолт Дисней добивается права экранизировать знаменитую книгу, писательница Памела Трэверс сопротивляется, демонстрируя не самые лучшие человеческие качества. Но постепенно, поддаваясь обаянию Диснея (или, может быть, общей атмосфере творчества), она открывает в себе ребенка, вновь становится нежной, доверчивой, радостной, то есть возрождает в себе те качества, которые пыталась заглушить, пережив в детстве личную трагедию. В фильме много символов. Так, вначале, оказавшись в гостиничном номере,  Памела  отбрасывает Микки Мауса, но ближе к финалу прижимает его к себе, чем напоминает ребенка, который не может заснуть без любимой игрушки.
Параллельно развивается другая сюжетная линия, связанная с воспоминаниями Трэверс о детстве, проведённом в Австралии, когда её звали Хелен Гофф. Нежные отношения отца и дочери – это лучшие воспоминания писательницы. Они пронизаны солнцем, ветром, радостью и ощущением свободы, праздника. Памела, безусловно, идеализирует своего отца, сожалеет о его ранней смерти.
Постепенно две сюжетные линии, два параллельных мира начинают перетекать один в другой, мы улавливаем связь этих миров, границы между ними рушатся. Идея фильма, на мой взгляд, гениальна – и авторы довольно убедительны в ее реализации. В самом деле, ведь Мэри Поппинс прилетает с восточным ветром не к детям.
Зачем спасать детей? У них есть родители. Совершенно адекватная мама, которая, правда, несколько увлечена борьбой за права женщин (суфражистка), но ведь это не криминал. Она не алкоголичка, не садистка… Детей любит. Папа работает в банке. Дети живут в хорошем доме, у них есть всё, о чем только можно мечтать. Дети здоровы и счастливы. Да, немножко скучают, но разве это причина, чтобы приглашать волшебную няню?
Итак, идея в том, что Мэри приходит, чтобы спасти главу семейства, мистера Бэнкса! Мы видим, что он погряз в финансовых делах, не обращает особого внимания на детей, строг с ними, как, впрочем, большинство чопорных англичан. Эта идея отражена в фильме 1964 года (который Диснею все-таки удалось снять). В финале мистер Бэнкс и дети запускают воздушного змея, поют веселую песенку. Все дружны и счастливы.
Фильм 2013 года гораздо глубже. У Мэри Поппинс, оказывается, был реальный прототип. Тетя девочки приходит в дом Гоффов, чтобы помочь ее матери и спасти отца (у того неизлечимая болезнь). Но, увы, в реальной жизни попытка не увенчалась успехом. Памела пишет книгу, в которой все заканчивается хорошо. Получается удивительная светлая сказка.
Каждый, пропуская книгу, фильм, музыкальное произведение через себя, находит, выделяет то, что волнует лично его. Признаюсь, мне в детстве порою не хватало родительской любви (до семи лет я воспитывался у бабушки с дедушкой в деревне), может, именно поэтому отношения  Трэверса Гоффа и его дочки Хелен произвели на меня такое неизгладимое впечатление? Может, поэтому я решил, что их отношения идеальны и именно таким должен быть настоящий папа своей дочки?
Давайте вспомним, каким замечательным отцом, если верить фильму, был Трэверс. Это сильный, уверенный человек, не привыкший пасовать перед трудностями. Он работает в банке, но каждую свободную минуту готов проводить с дочерью.  Трэверс - большой выдумщик, фантазер, сказочник. Они с дочкой, как только оказываются вместе, отправляются в волшебный мир, о котором не знают, который не видят другие. Обывателям, поглощенным своими земными заботами, такой мир просто недоступен. И эта «близорукость» обычных людей вызывает у наших героев неудовольствие, даже раздражение. Вспомним, как прикрикнул Трэверс на жену, когда та не поверила, что ее дочь – наседка. Курица для мечтателей превращается в их тетушку, конь оказывается заколдованным. Они строят замки, они любуются облаками, они скачут вдвоем на закатное солнце (прочь от ненастных будней, бытовых неурядиц и финансовых проблем). Вот чего не хватает повзрослевшей Хелен – безопасности, понимания, сочувствия  родственной души. Ей всюду видятся деляги, корыстолюбцы, таковым она считает и Уолта Диснея. Памела, как и ее отец, всеми фибрами души ненавидит деньги, поскольку финансовые вопросы разрушают иллюзию идеального (сказочного) мира.  
Трэверс носит дочку на руках, балует ее. Покупает ей груши (видимо, для Австралии это был экзотический фрукт). Трэверс готов оставить работу, чтобы отправиться с дочкой есть мороженое. Он, конечно, существо несчастное: это свободный человек, которого заперли в клетку и заставили считать чужие деньги. Его единственная отрада – любимая дочка. Трэверс - заботливый отец. Он скрывает от дочери свою болезнь, он не желает, чтобы она видела его жалким, беспомощным, умирающим.
Вот такой идеальный образ сложился у меня в голове. «Вот каким должен быть настоящий родитель», - подумал я и стал лихорадочно анализировать свою жизнь, свои поступки, свое отношение к дочерям.
А потом фильм посмотрела жена и сообщила, что не доверила бы дочь такому отцу, как Трэверс. И я посмотрел  на героя другими глазами. Главной его страстью, пришел я к выводу, была не забота о дочери, а выпивка. В фильме есть эпизод, когда Хелен читает папе свое стихотворение, но тот, испытывая желание выпить, грубо отзывается о произведении. Трэверс алкоголик, в этом нет сомнения. Он радостен, счастлив, ласков с дочерью, когда подшофе.  И Хелен находит спрятанную матерью бутылку виски и приносит ее умирающему отцу: она папина дочка, она хочет, чтобы папа был добрым с нею, как прежде. Трэверс позорит родных. Его постоянно выгоняют с работы, он с трудом обеспечивает семью. Произнося речь перед почтенной публикой, он,  пьяный, падает со сцены в грязь. Разве можно гордиться таким отцом? Он своим поведением доводит до самоубийства жену, и только чудом та остается жива. И еще вопрос: «А почему он не обращает внимания на других своих детей, также не возится с ними?» Ведь Хелен не единственный его ребенок.
Одним словом, не все так просто в этой истории, но мы-то видим Трэверса глазами его восхищенной дочери, а это многое объясняет. У девочки особая любовь к отцу, смешанная с болью, это сильнейшее горько-сладкое чувство, которое сама Памела долго не может ни признать, ни выразить.
А что касается финала фильма, то я полагаю, что Мэри Поппинс спасает не Трэверса и не Бэнкса, а саму Памелу, которая вновь превращается в Хелен. Именно ей нужна помощь. Ей не дает покоя тоска по отцу (и, конечно, обида, ведь он ее бросил, оставил одну наедине с этим бездушным миром). Взрослой состоявшейся писательнице  всё так же требуется защита, но она отпускает воспоминания, дарит их людям. Она всех прощает. Она, как ребенок, плачет на финальной сцене фильма 1964 года. Волшебная няня улетает, она больше не нужна.
Памела Трэверс (Хелен Гофф) понимает, что теперь она свободна.
Пусть летит наш змей
Прочь от ненастных дней.
Пусть парит наш змей
Под самым солнцем,
Там, где ни туч, ни лет,
Там, где светлее свет…
© Victor G., 07.05.2015 в 12:31
Свидетельство о публикации № 07052015123125-00379564 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 136, полученных рецензий — 2.
Оценка: 5,00 (голосов: 2)