Жорис-Карл Гюисманс, при сравнительно небольшом литературном даровании, умудрялся всё время будоражить литературное общественное мнение сенсационными романами. (Заметим в скобках, а что ему ещё оставалось, при отсутствии большого дарования?) После романа «Наоборот» последуют романы о сектах сатанистов. А «Наоборот» станет, ни много ни мало, библией французского символизма. И не только французского. Романом будет зачитываться, например, Оскар Уайльд. Сейчас даже трудно как-то объяснить то влияние, которое оказал этот роман на французское общество. Ну, заперся человек в своём замке, с головою ушёл в одиночество. У богатых – свои причуды, что тут революционного? Такого рода эскапизм – личное дело человека. Наверное, кому-то надоедает каждый вечер бегать, как Онегин, по салонам. Дез`Эссент, не найдя применения своим способностям, попытался построить ковчег внутри себя. Уединение как самоизгнание. Новизна романа «Наоборот» заключалась ещё и в протесте против классических канонов прозаической литературы. Сюжет в романе фактически отсутствует. То есть он имеется, но играет третьестепенную роль. А на первый план выходят подробности уединения героя.