Ликбез-конкурс «Словарь на канапе» (Литературные конкурсы)

                                                                           GEORGES D’ESPAGNAT (1870-1950) Liseuse sur un canapé

Дорогие товарищи!

ВКП приглашает вас поучаствовать в очередном, третьем, конкурсе цикла «Ликбез» [code]«СЛОВАРЬ НА КАНАПЕ»[/code]

В предыдущих ликбезах мы рассмотрели ряд терминов теории стиховедения, напомним некоторые из них.

[code] Словарь поэтических терминов[/code]


Стих  – основная повторяющаяся, ритмически подобная единица стихотворения. В случае классического стихосложения и классической формы записи один стих – это одна строка. Стих состоит из стоп. Стихи объединены в строфы. Как правило, стих оканчивается рифмой.

Рифма женская  – рифма, в которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Рифма дактилическая  – рифма, в конце которой – ударный, и, затем, – два безударных слога.

Метр  – закономерность ритма, обладающая достаточной определённостью, чтобы вызвать ожидание её подтверждения в последующих стихах.

Метрика  – один из разделов современного стиховедения, изучающий системы стихосложения, стихотворные размеры (метры).

Стопа  – структурная единица стиха, повторяющаяся комбинация ударных и безударных слогов. Если каждый стих некоторого произведения состоит, скажем, из пяти стоп, то такое стихотворение именуют пятистопником.

Размер стихотворения  – с точки зрения интернета, размер – это характеристика ритмической организации стиха: если ямб – это метр, то пятистопный ямб или вольный ямб – это его размер. У таких серьёзных учёных, как А.Н. Колмогоров или В.Е. Холшевников, разночтений в понятиях «метр» и «размер» мы пока не заметили.

Ямб  – стихотворный размер, образованный чередованием безударных и ударных слогов, двусложными стопами вида _ / (в сети часто безударные слоги обозначают подчёркиванием, а ударные – слешем).

Хорей  – ещё один двусложный размер, при котором стопа выглядит так: / _ , ударение (точнее, сильное место, разницу между ударным и сильным, безударным и слабым слогом мы пока рассматривать не будем – оставим это для следующих ликбезов) в стихе падает на нечётные слоги.

Дактиль  – стихотворный размер, образованный трёхсложными стопами вида / _ _ , ударяется первый слог стопы.

Амфибрахий  – трёхсложный размер со стопами вида _ / _ .

АнАпест  – ударение на втором «А» – ещё один трёхсложник, стопы имеют вид _ _ / .

Логаэд  – это стихотворный размер, где каждый стих «составлен» из ямбовых, дактилических и прочих неодинаковых стоп, но последовательность ударных и безударных слогов чётко повторяется из стиха в стих (стопный логаэд) или из строфы в строфу (строчный логаэд).
  
Ну, и под конец, – эпиграф и гвоздь программы нашего предыдущего ликбеза:
  
Гендекасиллаб фалеков  – частный случай стопного логаэда, в котором каждый стих выглядит следующим образом: / _ / _ _ / _ / _ / _ . Как стало известно внимательным зрителям к/ф «Покровские ворота»… «Фалеков гендекасиллаб есть сложный пятистопный метр, состоящий из четырёх хореев и одного дактиля, занимающего второе место. Античная метрика требовала в фалековом гендекасиллабе большой постоянной цезуры после арсиса третьей стопы. Этот стих вполне приемлем и в русском языке».

Цезура  – ритмическая пауза в стихе, например:

Унылая пора, // очей очарованье,
Приятна мне твоя // прощальная краса…


(Цезуру принято обозначать двумя слешами). В VI главке поэмы «Домик в Коломне» сам А.С. своё отношение к цезурам описал так:

Немного отдохнем на этой точке.
Что? Перестать или пустить на пе?..
Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе.
Иначе стих то в яме, то на кочке,
И хоть лежу теперь на канапе,
Всё кажется мне, будто в тряском беге
По мерзлой пашне мчусь я на телеге.


Арсис  – в стихосложении, в отличие от музыки, – сильная часть «такта», ударный слог.

В очередном конкурсе всем участникам предлагается использовать в конкурсных стихотворениях (чем больше – тем лучше) первые слова из статей вышеприведённого поэтического словарика (не забывая, конечно, что в стихотворении в первую очередь приветствуется художественная ценность))).


Программа конкурса:
  
27 апреля – 8 мая  – запись участников, приём конкурсных стихотворений (дата написания – произвольная);
9 мая – 14 мая  – голосование, плебисцит и дискуссии;
15 – 16 мая  – подведение итогов конкурса, объявление результатов, награждения самых достойных товарищей.

Для участия в работе конкурса всем творчески инициативным гражданам портала предлагается в срок до 8 мая (до 23:59 по декретному времени) предоставить заявку-рецензию по нижеследующей форме.
1. Заглавие.
2. Ссылка на конкурсную работу на сайте ГН.
3. Текст работы – одно авторское стихотворение от 12 строк до 333 слов, как минимум, одно из которых есть в следующем списке: «стих», «рифма», «метр», «метрика», «стопа», «размер», «ямб», «хорей», «дактиль», «амфибрахий», «анапест», «логаэд», «гендекасиллаб», «цезура» и «арсис». Омонимы принимаются. В спорных случаях (однокоренные и т.п.) окончательное и бесповоротное решение остаётся за ведущими конкурса. Дата написания конкурсного стихотворения значения не имеет. «Тюнинг» написанных ранее произведений указанными стиховедческими терминами не возбраняется. Для стихотворений, содержащих большое количество указанных терминов, предусмотрен специальный приз.

Правила смотра-конкурса
1. В мероприятии могут принимать участие все зарегистрированные на портале Графоманам.нет товарищи, согласные с Уставом ВПК. Секретари собрания могут участвовать в соревновании на равных с прочими правах.
2. Тексты должны быть опубликованы на портале Графоманам.нет! и могут быть написаны специально для конкурса или опубликованы ранее. Произведения низкого художественного уровня, провокационного характера или содержащие площадную брань приняты к участию не будут.
3. От каждого товарища принимается одно произведение объёмом от 12 строк (точнее, стихов, см. прилагаемый ликбез) до 333 слов (статистика сайта уже исправно работает). Предлагаемые на смотр-конкурс стихотворения должны содержать, как минимум, одно из вышеприведённых в словарике слов. Дополнительный приз – 400 графобаллов – достанется автору работы, ставшей победителем по формуле: число голосёжных баллов умножается на число использованных словарных слов (повторы-рефрены и однокоренные не считаем).
4. Заявки подаются в рецензиях к данному призыву. Форма заявки приведена выше. Решение насущных оргвопросов, обсуждение терминов словаря, урегулирование возникших силлабо-тонических разногласий и разговоры «за жисть» производятся ремарками под специально отведённой для этого рецензией.
5. Победители определяются общим голосованием участников и сочувствующих им товарищей. В лонг-лист настоящего конкурса будут на равных правах добавлены работы конкурса «Ликбез-2», забуксовавшего по причине недостаточного количества участников. Голосование проводится открыто, бюллетенями, число персоналий в бюллетене и разнарядку по количеству выдвиженцев секретариат объявит по итогам окончания приёма работ. Товарищи, не поучаствовавшие в свободном волеизъявлении, не будут снабжены талонами на пиво и харч, равно как и обслуживаться буфетом. Каждому проголосовавшему, напротив, добавляется поощрительный балл за проявленную самосознательность.
6. На конкурсах цикла «Ликбез ВКП» продолжает действовать прогрессивка (по-буржуйски – джек-пот): ежели кто-либо из участников принесёт на конкурс стихотворение, от которого у обоих ведущих случится чувство глубокого удовлетворения (отвиснут челюсти, волосы встанут дыбом) – тому гражданину – уже 300 графобаллов на вынос. Ежели такого сейчас не случится – ждём шедевров на следующем конкурсе – уже с 400-ми графобаллами.


ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРИЗОВОЙ ФОНД КОНКУРСА:

   1-е место – 600 графобаллов,
   2-е место – 500 графобаллов,
   3-е место – 400 графобаллов,
   1-е место по «мультипликативной» формуле: число набранных работой баллов на голосовании умножается на число использованных словарно-канапешных слов (без учёта повторов) – 400 графобаллов.


Количество призовых мест пропорционально зависит от числа участвующих.


Ответственные секретари конкурса – товарищи  Раджабов и Бычков  

© Ваша Конкурсная Площадка, 27.04.2013 в 13:07
Свидетельство о публикации № 27042013130703-00331400 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 76, полученных рецензий — 10.
Голосов еще нет