"Погляди, как для храма везут доломит,
И в бессмертный народ превращается племя.
Потому я оставлю тебя, Шуламифь,
Что с тобой я не слышу, как движется время.
Да, конечно, я знаю, что будет полынь
Пробиваться сквозь стены, которые рухнут,
Зов горячего ветра Синайских пустынь
Будут переводить как "томление духа".
Но не всякая жизнь сквозь шуршанье олив
В изначальное Слово вплетается слогом.
Потому я оставлю тебя, Шуламифь,
Чтобы вынести все, что даровано Богом.
И страна превращается в пепел и хлам,
Если сеятель думает только о хлебе.
Но десницей моей воздвигаемый храм,
Троекратно сожжен, отражается в небе..."
Юрий Лорес
(полный текст песни).
Доброй субботы, уважаемые графоманчане!
О приметах времени, выпавшего тебе на долю, в значительной степени судишь по привычкам и образу жизни тех, кто тебя окружает. Мне повезло: всю мою молодость меня окружали люди, которым был присущ своеобразный культ книги. Причем роль культовых в этих сообществах играли отнюдь не те книги, по которым я знакомилась с русской литературой в школе. Речь в наших кампаниях редко шла и о диссидентской самиздатовской литературе; но на человека, признавшегося, что он не читал "Мастера и Маргариту", посмотрели бы с плохо скрытым изумлением. Первыми в "джентльменском списке" настольных книг, необходимом для любого, более не менее начитанного человека, стояли труды Булгакова, за ними шли бессмертные романы Ильфа и Петрова, затем "Понедельник, начинается в субботу" братьев Стругацких. Иногда, в зависимости от личного вкуса, эти книги менялись пьедесталами – наиболее ценным называли «Понедельник», или «Двенадцать стульев», но в реестр «золотой десятки» они входили непременно. Эти книги читали взахлеб, ими восхищались; крылатые фразы из них цитировали чуть ли не на каждом шагу, достоинства их почти никогда не подвергались сомнению. Похоже, что и двадцать лет спустя популярность этих книжек не снизилась: не случаяно наш конкурс позаимствовал свое название у шедевра знаменитых фантастов. Впрочем, и Борис Натанович Стругацкий, которому 15 апреля исполнилось бы 80 лет, тоже его не изобрел, а получил из рук своей старинной подруги Наташи Свенцицкой.
Тема 42 тура понедельника дословно совпадает с названием знаменитой повести; это не означает, что речь в стихотворениях непременно должна крутиться вокруг волшебного исчезающего дивана, неразменного пятака или событий в НИИЧАВО.
Хотелось бы, словами Ю. Лореса, услышать, как «движется время»: понедельник (будущее) вырастает из субботы (прошлого); если суббота – детство, как в стихотворениях у Григория Берковича или Галины Бориной, то понедельник – зрелость или даже старость; если суббота "двор хрущёвской трёхэтажки", как в стихотворении Регины Мариц, то понедельник - описание судеб соседей; если суббота - сменяющие друг друга исторические эпохи, как в "Исходе" Виталия Айхалова, то понедельник - выбор, который главный герой сделает на страшном суде. Но в любом случае, даже если действие происходит в условное "воскресенье", откуда главные герои глядят на миновавшую субботу (как в трагическом стихотворении Люче), символичный понедельник тоже должен присутствовать. Хотя бы одним словом...
На 42 тур "Понедельника" принимаются стихотворения,опубликованные начиная с 2012 года, образно обыгрывающие название знаменитой повести братьев Стругацких
Примеры из классики:
БАБУШКЕ - Марина Цветаева;
ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ - Владислав Ходасевич;
Песня про велосипед - Александр Галич;
Времена не выбирают - Александр Кушнер;
Сентиментальный марш - Булат Окуджава;
Примеры из творчества наших авторов:
"На пляже резвятся щекастые дети" - Беркович Григорий;
Времена года - Галина Борина;
Кишинёв - Регина Мариц;
Дед и внучка - Людмила Чеботарева (Люче);
"... под молитву колес" - Валентина Криш;
Когда отцветает миндаль - Виталий Айхалов;
Правила:
1. Жанр - свободный.
2. Стихотворение должно точно соответствовать теме конкурса.
3. Каждый участник может подать на конкурс одно стихотворение
4. Размер стихотворения не должен превышать 28 строк.
5. Стихи с ненормативной лексикой, стихи низкого художественного уровня, стихи,
не удовлетворяющие условиям конкурса - не принимаются!
6. Решение об отклонении стихотворения принимает Ведущий конкурса. Решение
Ведущего окончательное, обжалованию не подлежит.
7. Если у вас возникли вопросы или какие-либо пункты правил неясны - обращайтесь
в личку к Марине Генчикмахер
Сроки конкурса:
Начало: суббота, 13 апреля.
Окончание: суббота, 20 апреля.
Редакторское голосование: суббота, 20 апреля - суббота, 27 апреля.
Голосование зрителей и участников: суббота, 20 марта - суббота, 27 апреля.
Подведение итогов : суббота, 27 апреля.
Начало нового конкурса: суббота, 20 апреля.
Призовой фонд:
До 10 заявок - 1 победитель (600 баллов), 20 - 2 призовых места
(600 и 400 баллов), 30 - 3 призовых места (600, 400 и 200 баллов).
Дополнительные призы:
Приз Симпатий Жюри - 300 баллов, выдается по решению жюри.
Приз Зрительских Симпатий - 200 баллов.
Приз за обоснование шорт листа - по 40 балов за рецензию каждого стихотворения*
P.S.
1. Напоминаю: название цикла конкурсов позаимствовано нами у братьев Стругацких абсолютно осознанно,
о чем и писалось в соответствующем анонсе. http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/242389/
2. Приз за обоснование шорт листа выдается при условии уважительного отношения к автору обозреваемого
текста, грамотности рецензии, упоминающей и плюсы и минуса рассматриваемого стихотворения и
определенного объема (не менее 2-3 строк). Если соберется несколько мини-обзоров по конкурсу,
они будут объединены в один обзор, анонсируемый на Главной странице портала.
3. Доска почета "Понедельника"