Шестой Грифоновский обзор, нетрадиционный (Литературные конкурсы)

Хочу сразу  разочаровать любителей стеба - на этот раз я серьезен. Взяться за перо побудила ситуация, которую имею честь наблюдать на голосовании на «Стихотворении недели».
Насколько понимаю, этот раздел сайта призван определить, какое же из предложенных на этой неделе  к рассмотрению произведений можно счесть лучшим. Мнение авторов является единственным и определяющим. Пришел, отдал голос и ушел. До изумления просто…и, главное, объяснять причины выбора не требуется. «Ассортимент» стихотворений, как правило, не велик,  посему составить мнение несложно.
Что ж, попробую высказать  свое и я.

Итак, имеются:

Елена Русланова "Двое строили дом"
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/19708/
Елена Кабардина "Ты помнишь, как дышать?" http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/6861/  
Людмила Юхимец "Забытая вещь"
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/2921/
  Мария Тернова "Рыжий конь"
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/5389/  
Солнцу-нужны-окна "Браво..."
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/20164/
Alla Rozwadowska "Вас видели вместе..."
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/18634/  
Алина Грэм "Меры вер"
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/15884/  
Юлия Чиж "манна небесная"
http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/12012/


Рассматриваю потекстово,  в порядке возрастания, по количеству голосов, набранных произведениями на  21 июля - день,  практически завершающий голосование. Время - 17.30.
Поехали?)
____________
Вас видели вместе...( Alla Rozwadowska)

По улице тени.
Строения… Сердцебиение…
Четыре ступени прикинулись лестницей в Рай.
Казалось: мгновенье…
и будут цветы и колени…
Но хриплые губы застали врасплох: «Выбирай»

Отсутствие взгляда
и фраза змеиного яда,
И кадры из прошлого (жизнь неплохой режиссёр)
-«Не рада?»
-«Не надо!»
Но дробь обвинений злорадна!
- «Неправда!»
- «Неправда? Позор!»
- «Это вздор, это вздор!»

- «Нелепые вести!
Не лезьте!»
- «Вас видели вместе!
Подумай о чести!» И с грохотом падает стул…
Плаксиво-красива…
бесчестие…Бестия…
- «Бестия!»
Открытая дверь, ступени, дома, переул…


Динамичные строки, подобием  небольшой пьесы отразившее ситуацию расставания супругов. Всего 12 строк - но за ними разворачивается целое действо. Рваная запись строки подчеркивает смятенное  состояние лиргероини, от имени которой ведется повествование,  и второго участника диалога. Экспрессию подчеркивает упавший с грохотом стул и оборванность последнего слова. «Емкость» стихотворения впечатляет. Немого царапнули сочетания «дробь обвинений злорадна» и «фраза змеиного яда», уверен, здесь можно было бы то же самое выразить более четко. Плюс первая строка длиннее на один слог, но, возможно, это авторская задумка?

За стихотворение не было отдано ни одного голоса.
___________

манна небесная (Юлия Чиж)
Мятой пахнет. Горчит полынно.
И развратна. И так невинна.
И умна. И глупа, до дури.
По зубам ей всё, по фигуре.
То котенком, то дьяволицей.
То вороной, то синей птицей.
Или мачехой, или мамой.
Может трезвой, а может – пьяной.
И понятной, и очень странной.
И спокойной, и говорливой.
То «по шерсти», то «в хвост и в гриву».
То щедра, то скупа кощейно.
Молока жбан, стакан портвейна.
Пухом стелется и соломой.
Или доброю, или злобной
Ты любой мне мила, желанна…
Жизнь – подарок небесный, манна.

Небольшая инверсия в последней строке практически не портит общего впечатления. Хотя лично я бы подумал - возможно, для большего эффекта стоило бы простроить строку так, чтобы на последнем месте таки оказалось слово «жизнь» Или «жизни». Или любая другая форма этого слова – чтобы держать в неведении читателей, так уж до конца. Поскольку после нахождения отгадки на то, что же именно обладает столькими разнообразными свойствами, немаловажное замечание о том, что жизнь кроме всего прочего еще и подарок и манна небесная – практически теряется. Порадовали отточенность ритма  и интересная синтетическая лексема « кощейно». Хотя рифмы «соломой-злобной» и «мамой-пьяной» несколько сомнительны, ну да ладно.
Стихотворение набрало  целый один голос.


Браво (Солнцу-нужны-окна)
Браво...

В изголовье и – на коленях, конечно.
Читаю тебе. Встала жизнь
Поперечно:
Коленями в крупе
Гречневой,
Крупной ступней,
В сумраке так
Выразительно
Очерченной.
Ты… Поразителен,
Как все, что прекрасно и невечно.
…И как же все, что разительно
Тебе
- увечно.

И отчего наши движения совсем не встречны,
И отчего я должна за тобой ползать по гречке –
Не знаю… право.
А ты тут лежишь и якобы болен.
Браво!!..
Как придумано… ловко! Читаю.
Тебе. Что там – стихи?.. – я не разбираю
Текста,
В нем – как в сухом треске…
На фреске
Трещин не счесть…
Прелесть!!!
Лесть…!
Во что влюбленность, однако, вылилась…
Браво! докатились…
(24. 06. 2007 год)

Как эксперимент, возможно, это стоило написать. Хотя бы для того, чтобы не было желания повторить его еще раз. Хотя все рано стоило бы более внимательно отнестись к смыслу - не совсем ясно, то ли тот, кому читают стихи лежит приболевши, на гречке, то ли за ним приходится ползать(странно, почему нельзя встать и пойти, поднять болезного, на худой конец). Не совсем ясно как можно читать вслух то, что нельзя разобрать. Если что-то автор и хотел всем этим сказать, боюсь, оно так и осталось тайной для прочитавшего.

Стихотворение тоже набирает один голос. Как и предыдущее. Хотя разница в уровне авторов и произведений очевидна.

______

Забытая вещь...( Людмила Юхимец (Mila))

Упаковать меня забыли,
Собрали в узел кое-как.
На антрессоль-приговорили.
И с глаз долой!Да будет так!

Лежу на полочке на верхней
В тиши,в пыли и темноте...
Совсем расстаться жаль, наверно,
Вдруг пригожусь когда тебе...

В углу паук мохнатый злобно
Ткёт паутину для меня.
Сожрал бы целиком,голодный,
Да вредный запах от меня.

А моль?О! Эта дрянь всеядна.
Ей нафталин,что кашемир...
Летает около,да рядом.
В надежде на росскошный пир.

Я запылилась,задыхаюсь.
И долго здесь не залежусь.
Вот силы соберу,я знаю...
И с этой полочки свалюсь.

Первое, что бросилось в глаза здесь – грамматические ошибки и большое количество отглагольных рифм. Впрочем, некоторые неглагольные окончания строк вообще трудно назвать рифмами, например «голодный-злобно», и «тебе-темноте».Про рифму «как-так» можно вообще не говорить, приблизительно то же самое, что «кеды-полукеды».Присутствуют ритмические сбивы «Сожрал бы цЕликом, голодный» и «Вот силы сОберу, я знаю»
В итоге стихотворение набирает два голоса. Исходя из оценок- оно, видимо, вдвое лучше, чем приведенное выше стихотворение Юлии Чиж. Но - выщипайте мне перья, если это так и есть.
_____

МЕРЫ ВЕР(Алина Грэм)

В единое слово
любовь и печаль
вместить и — листок в огонь:
исчадие рая,
в свой мир отчаль,
не жди за собой погонь.
Горбатого жеста
прощальных рук
не стоит вовек жалеть.
Время, ты — лекарь,
ты верный друг,
поскольку ты —
время-смерть.

**
Резкостью ветра —
добро ли, зло? —
с утренним светом
находишь меру.
Время вчера
в забытье вросло —
вечность маячит
в часах химерой.
Кукушка зовет потерять, поймав,
и обрести, отпустив на волю.
Время, сгорая,
сходит с ума.
В углях расплавилось
слово боли.

Совершенно очаровывающий музыкальностью ритма диптих. Красивые стихи, хотя новых образов автор практически не изобрел. Понравились строки «Время вчера в забытье вросло - вечность маячит в часах химерой».  К сожалению, строка «Кукушка зовет потерять, поймав» больше на один слог, чем нужно по уже взятому ритму, но, думается, это легко поправимо. При желании.

Стихотворение набирает три голоса.


____
Двое строили дом (Елена Русланова)
Стихи, не вошедшие в рубрики

Двое строили дом на поросшем полынью пригорке,
Там, где рвет тишину лишь сухое скрипенье цикад.
Там, где пахнет от трав и от моря соленым и горьким,
И лиловое солнце в воде растворяет закат

Двое строили дом, и была им не в тягость работа.
Были камни легки, золотистым казался песок.
Выступали на лицах узоры из капелек пота,
Стены ввысь поднимались, хоть жарило солнце в висок.

А потом отдыхали, в холодной рыбачили речке,
Где хрустальная влага прозрачна до самого дна,
И варили уху, и, смеясь, грели руки у печки -
В горных реках вода и в июле, как лед, холодна.

Что случилось потом? Дом полами скрипел от досады…
Он не смог бы сказать, только чувствовал – что-то не так.
Двое строили дом – чтобы был он с камином и садом,
Но молчали теперь. Дом задумчиво морщил чердак.

Зарядили дожди. Был октябрь устал и простужен,
И холодный сквозняк, как собака, крутился у ног.
Дом пытался согреть их, пытался спасти свою душу,
Но тепла не хватало – от тоже от ветра продрог.

В неоклеенных комнатах тучей сгущалось молчанье
Горько думал один из двоих: «Коль уйду – не вернусь.
Скоро снег. Все закончилось. Лишние слезы – прощанье.
Он сказал «Я пойду…». И подумал второй: «Ну и пусть»

Поделили, что было, и каждый унес свою ношу,
А весною исчезли следы их под пологом трав.
Двое предали дом. Он стоит, одинок и заброшен,
Только хлопают дверью пришедшие с юга ветра…

Глубокие, прекрасно исполненные философские стихи, беспристрастное отражение трагедии двух людей. Понравился подтекст – если двое не находят понимания, обязательно пострадает то, что они творили совместно. Будь то дело или вещь. Точно так же как при размолвках или разводах родителей страдают дети.  Хороший образный ряд – дом благодаря буквально нескольким мазкам  кажется живым, он морщит чердак, досадливо  скрипит полами… Понравился сквозняк, крутящийся собакой у ног - одновременно являющийся ассоциативным символом неустроенности, хорошая смысловая игра. Порадовала и звукопись – «Там, где рвет тишину лишь сухое скрипенье цикад», - сухой скрип слышится уже, когда читаешь эту строку. Технически претензий практически нет, интересный ритм, рифмы неизбиты. Единственное пожелание –  меньше бы инверсий, таких, как «в холодной рыбачили речке», и т.д.  Пожалуй, не стоило бы увлекаться затертыми «золотистым песком» и «хрустальной влагой».

Стихотворение набирает четыре балла.

Ты помнишь, как дышать? ( Елена Кабардина)

Ты помнишь, как дышать? А я уже не помню…
В бессонном кураже – сплошные миражи,
по кромке на закат лечу мечтой укромной,
и некому поймать «над пропастью во ржи».

Ты знаешь, как любить? А я уже не знаю…
Как низко над землёй безумные стрижи…
Опять к тебе лечу такая молодая,
и некому убить над пропастью во лжи…

Практически идеально переданное настроение. Короткое и летящее - как последний полет души, задохнувшейся в крике. Блестящая иллюстрация к тому, что «краткость - сестра таланта».
Судя по количеству голосов – оно по уровню такое же, как и предыдущее, поскольку набрано им тоже четыре голоса. Хотя лично я не стал бы их приравнивать, это – отточеннее, лучше и тщательнее исполнено.

  
И вот, наконец, лидер (причем бесспорный, судя опять же по количеству тех, кто за него проголосовал) –

Рыжий конь(Мария Тернова)

За лесами, за долами, за высокими горами,
Где целуются, встречаясь, сине небо и земля,
Рыжий конь по мне скучает, ждет меня и вспоминает,
Как резвились на просторе, словно ветер, он и я.

Как расстались мы, не знаю. Что случилось, я не помню,
Только вдруг я оказалась далеко от тех краев.
И с тех пор понять пытаюсь, что мне делать с этой болью,
Безнадежно задыхаясь в камне тесных городов.

Только б он меня дождался, не забыл мои ладони,
Что касались рыжей холки, теплых бархатных ноздрей…
Вдруг однажды он случайно у реки, на водопое,
Встретит весело бегущий табунок других коней?

И тогда он перестанет тосковать и к ним прибьется.
Не хочу об этом думать, но печаль не отогнать…
Я зову его, но только глухо эхо отдается
От безликих темных башен, где ночами душно спать.

Но однажды на закате рыжий конь за мной прискачет,
Полыхая яркой гривой и сверкая, как огонь.
И тогда мы с ним помчимся в те края, где все иначе,
Где гуляют вольный ветер, я сама и рыжий конь.

Если честно- то когда почитал, слегка оторопел: Э Т О считается лучшим? Точные рифмы, которые присутствуют здесь – либо избиты со времен царя Гороха «я-земля», «конь-огонь», либо сплошь отглагольные. И те с порой с натяжкой, например – «спать-отогнать». Если лучшему автору на этой неделе позволительно рифмовать «ладони-водопое», «помню-болью» и «краёв- городов», то я уже просто не знаю что и сказать. Я уже даже не комментирую штампы, которые на штампах сидят и штампами погоняют – «сверкая как огонь», «гуляет вольный ветер», «синее небо».  Не говорю уже о первой строке, которая невольно вызывает в памяти десяток-другой эстрадных мотивчиков. Да что тут говорить…

«Рыжий конь» набирает семь(!) голосов.

Вопрос в следующем, господа и дамы.  Почему стихотворение, обладающее достаточно явными погрешностями, тем не менее,  выносится на первое место среди других, намного лучших по многим показателям? Потому что так голоса расположились? Тогда позвольте поинтересоваться, чем  именно «голосующие  за» руководствуются при выборе именно этого произведения? Только тем, что лично знают автора и плотно общаются в сети с автором на этом или других ресурсах?
Потому что если анализировать стихи с точки зрения их литературных достоинств - картина  по текущему голосованию вырисовывается  абсолютно безрадостная. И разместить данное произведение на главной странице сайта (а в итоге так и будет)- все равно что повесить над головой лозунг: «Мы в стихах не разбираемся и разбираться не желаем, нас устраивает наш уровень, ибо графоманов здесь нет по определению». Потому что если ЭТИ стихи - лучшие, значит все остальные – еще хуже. А впечатление об общем уровне сайта складывается именно по стихотворениям  на главной странице – в том числе и по стихотворениям недели. Даже скорее в первую очередь по ним, поскольку именно над ними расположено  слово «лучшее стихотворение…».

Собственно, это даже не обзор. Скорее - призыв. Призыв к тем, кто рекомендует стихотворения на голосование, более тщательно относиться к выбору текстов. Потому что приходишь вот так посмотреть, что сочли лучшим - и думаешь, из каких зол выбирать меньшее. Призыв к тем, кто, голосуя, даже не прочитав ВСЕ тексты, кликает по знакомой фамилии – типа, «пусть человеку приятно будет». Подумайте, что вы делаете – и кому от этого лучше.

Да и вообще - посерьезней бы во всем, господа. Чай, не в бирюльки играем.

Ваш Грифон.


© Константин Нестеренко (Грифон), 21.07.2007 в 17:05
Свидетельство о публикации № 21072007170505-00032839 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 22, полученных рецензий — 17.
Голосов еще нет