Все там будем - на Главной в Декабре 2012, часть 2 (Литературный обзор)

Все там будем...

Путеводитель по Главной странице портала за декабрь 2012, часть 2


Год умирает в декабре. В последних числах, на исходе. И завещает детворе мечтать уже о новом годе, о новом счастье без забот... Пройдет весна, настанет лето, а там и следующий год уйдет в расход – точь-в-точь, как этот.

Не знаю, конец ли года тому виной, но Главная в декабре была просто насквозь пропитана запахом смерти: безносую старуху с косой поминали едва ли в каждом стихотворении. Ну что ж, "смерть – это изнанка жизни", писал Пабло Неруда. Так попробуем же вывернуть эту жизнь обратно на лицевую сторону!


50. Вероника Сенькина, Не гони лошадей...

"Какая сука разбудила Ленина? Кому мешало, что ребенок спит?"
Наум Коржавин в свое время обессмертил себя этими чеканными строками, вошедшими в легенду (анти-)советского Самиздата. Но в стихотворении Вероники Сенькиной история с декабристами, которые то ли разбудят, то ли не разбудят Герцена, проходит лишь легкой побочной темой. Основной же посыл её "Не гони лошадей" перекликается скорее с печальной сентенцией Булата Окуджавы. "А как дойти до цели, когда ботинки жмут?"
О великом смысле малых дел, с афористичным философским финалом о том, что
          … всякая мелочь важна на большом пути,
          Чем бы путь ни закончился,
          чем бы ни начинался…


51. Ярослав Юмжаков, Дом

Интересный вариант объяснения в любви... Достойный настоящего мужика, в традиционно крестьянском понимании этого слова: выстоить дом для своей избранницы и туды ее, в качель, зазывать.
Вот только если любимая женщина лирического героя обладает вдруг чуть более утонченным вкусом, чем какая-нибудь Авдотья или Аксинья – боюсь, что ее подобными стихами в избу не заманишь: масса проходных необязательных слов, сентиментальных банальностей типа "загадочной силой" или
          За что одиноко хранить я приставлен
          Жилище, где ты никогда не жила?

Впрочем, на вкус и на цвет товарищей нет. Но я бы посоветовал ЛГ сменить либо  предмет страсти, либо стиль изложения, чтобы одно соответствовало другому. И тогда его, несомненно, ждет успех.

52. Юлита Ран, в поисках рыбака

"Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков." (Мк. 1: 16-17)
Меньших по калибру ассоциаций пронзительное стихотворение  Юлиты Ран не заслуживает. Глубокие раздумья о жизни о месте человека в этой жизни  - на фоне филигранно выписанного летнего пейзажа, в неровном и обманчивом ритме по мотивам пятистопного анапеста. Остроумная изысканная игра слов, масса парафраз и аллюзий, различимых внимательному читателю... Не хочу приводить конкретные примеры: получите удовольствие сами, отыскивая золотые крупинки в речном песке сквозь плавное течение стиха. Процитирую лишь заключительные строки:
          птицелов пробирается вброд. он нашёл рыбака. а рыбак держит реку в ладонях, смеясь как ребёнок...
Одно из лучших стихотворений подборки.


53. Игорь Приклонский, Летучий Голландец

Игорь Приклонский относит свое стихотворение  к философской лирике. Но я бы назвал его скорее "мини-пьесой в стихах". Такое не следует читать глазами и даже слушать через наушники: остроумный и динамичный "Летучий Голландец" просто-таки требует представления в лицах, хотя бы по типу "Гражданина поэта" Дм.Быкова – М.Ефремова. Кинжальные диалоги в объеме 12 строф – для "просто стихотворения" это все-таки многовато, при всех неотъемлемых литературных качествах.
- Актеров и чтецов просят срочно подняться на сцену!


54. Сергей Фаттахов, из гордого гранита

Очень трогательное стихотворение - о любви на фоне северной Пальмиры. Образное и многоплановое, с четко выдержанной рифмовкой abcd abcd...
Не могу не отметить также  блестящее владение арифметикой любви, на уровне сложения (столь непростых) простых дробей.
Только до боли жаль погибшего ангела...


55. Артем Сенчило, Трактирное

Монолог усталого и разочарованного жизнью Дон-Кихота. Интересно по содержанию, четко по настроению, но прежде всего – непревзойдённая техника стихосложения, в которой уверенный ритм пятистопного анапеста и россыпь внутренних рифм почти в каждой строфе создают объемное ЗВУЧАНИЕ, подобное... ну, пожалуй что 12-струнной гитаре, если позволительно такое музыкальное сравнение.
          Слушай, хочешь останусь? На то есть немало причин: ты одна, я один - отчего мы с тобою не пара?  
          Будем жить до седин, и подбрасывать копья в камин, и, забыв о стихах, вечерами писать мемуары...


56. Евгений Петропавловский, На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц...

          "Харе Кришна ходит строем по Арбату и Тверской –
          Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской",

пел когда-то Борис Гребенщиков. А вот Евгений Петропавловский, напротив, находит в такой тоске определенную поэтику и  не устает ей предаваться в тягучей казацкой поступи семи(!)-стопного амфибрахия. На мой вкус, если казаки "несутся" и "безудержно мчат", для этого скорее подошел бы более энергичный ритм.
Впрочем, стихотворение как раз и построено на контрастах:
          Когда б супостат повстречался - ему не сносить головы;
          но нет никого: ни чужих, ни своих, ни великой страны -
          лишь Дикое Поле...

Может быть, в этом и заключается великая сермяжная правда "древнего космоса русской тоски"?


57. Елена Кабардина, Какой-то стриптиз...

Ох уж эта знаменитая женская логика!
          Вчера она вас, позабыв обо всём, целовала,
          а нынче ей хочется вам на пиджак наблевать…

Мне кажется, ироническое стихотворение Елены Кабардиной было задумано в жанре "смех сквозь слезы", чтобы через ёрничество и стёб проступала боль, трагедия измученной и мятущейся женской души … Но если это действительно так, то должен заметить, что первое удалось гораздо лучше, чем второе.


58. Алина Марк, post factum

Желающих "в единое слово слить свою грусть и печаль" на портале достаточно много, и "post factum" Алины Марк – типичный тому пример, не лучше и не хуже остальных. Вне времени, вне пространства, очень экзистенциально... Техника стихосложения отработана до блеска, хотя для уверенного чтения - без разбиения на строки - лично мне четкости ритма чуть-чуть не хватило.
Добротно, крепко, но – как-то без изюминки. Хорошо хоть, что post factum, а не postum.
         ..Но на кладбище - слишком тихо.
          Все, кто нужен - уже мертвы.

Не торопитесь туда, Алина, умоляю! Вы нам еще и здесь нужны, с новыми и громкими стихами.


59. Елена Миронова, Когда так много вязкой тишины...

А вот стихотворение Елены Мироновой, казалось бы, о том же, что и предыдущее - но звучит уже заметно ярче. Может быть, благодаря отсылке к конкретному времени года,
          Когда снега под снегом не видны,
          морозом заколоченные в глину,

Благодаря запоминащимся метафорам: "время, как ослепшая пчела... "
Да, кстати: ангелу в финале тоже спасибо скажем - за то,  что милостиво предлагает пожить ещё чуток.


60. Валерий Носуленко, Болит не там

И снова, в который уже раз для данной подборки – о безносой старухе с косой. Но на сей раз – очень жизнеутвердающе, со здоровым полемическим запалом в самом названии: "Болит не там".
Стихотворение удостоилось массы положительных отзывов на своей странице...
... но меня, как раз, метафора заключительных строк
          Там бегают за Богом пацаны,
          Когда он хлеб несет из магазина.

повергает в глубокое недоумение. Чего-то я здесь не вижу. Сходить, что ли, к офтальмологу и провериться?  
В любом случае, многим наверняка понравится.


61. Олег Юшкевичъ; Любовь, которую ненавидишь

Еще одно "сферическое стихотворение в вакууме" – экзистенциальные переживания лирического героя на тему любви и ревности. Ничуть не хуже и не лучше "post factum" Алины Марк (№58) и иже с ними.


62. Арчет, Я сижу один и глажу пустую стену

В том же стиле, что предыдущее, но всё-таки у автора с ником Арчет проглядывают какие-то намёки на "лица необщее выраженье": приметы времени в образе звёзд французского шансона, "волчье солнышко" или поезд, который "щурится, как якут"...
А в целом, определение данному настроению души дал еще Александр Сергеевич П.:
          подобно аглицкому сплину,
          короче, русская хандра.
Хорошо хоть не древнерусская, как у Евгения Петропавловского за №56.


63. Ширанкова Светлана; Осторожно, злая ХХХХХХ

Судя по всему, в названии своего стихотворения Светлана Ширанкова под кодом ХХХХХX имела в виду неприличное слово на букву "Л" – то самое, которое "чего только эти русские не придумают, лишь бы женщине денег не платить!"
Накал страсти и агрессии впечатляет. Трогает и запоминается. Так что даже и не пытайтесь отвертеться:
          Всё равно догонит, обрушится смрадной тушей,
          Подомнёт, раздавит, сломает тебе хребет.

Это вам не вздохи на скамейке и не прогулки при луне. Впрочем, вас предупреждали, прямо в названии. Кто не спрятался – она не виновата.


64. Ирина Голованова (Domiri); Это война, команданте...

Это я уже комменировал на странице самого стихотворения, но повторю и здесь:
Хорошо написано. Про содержание и чувство даже и говорить не стану - и без меня всё уже сказали. Но чисто технически: все рифмы без исключения - "мужские", с ударением на последний слог. И это придает стиху сочности, выразительности и полностью соответствует образу. Ну и звукопись, конечно: аллитерации и внутренние рифмы. "В вине вина - ... война" сразу бросается в глаза и уши. Но ведь есть еще и "ВОЙна - конВОЙ", и многое другое...


65. Владимир Сытенко, Мы все устали

Стихотворение Владимира Сытенко исполнено гражданского и религиозного пафоса, против которого невозможно что-либо возразить... Но как-то уж очень прямолинейно и декларативно, в стиле Агитпропа. Поэзией как таковой и не пахнет: всего лишь рифмованные строки, а между строк – ничего.


66. Василий Гринчук, Берите выше

Ну, авторская песня есть авторская песня, для нее – другие критерии оценки. Безумно жаль, что нет аудиофайла, послушать с музыкой.
А так – не Окуджава, конечно, и не Визбор... Но вполне на уровне.


67. Владимир Плющиков, Когда идет гражданская война...

Гражданская война, когда брат идет на брата, а отец на сына – это всегда трагедия. Беда в том, что об этой трагедии готовы писать все, кому не лень – и 95% произведений о гражданской войне в России 1918-1922 гг. (равно как и о Великой Отчественной) представляют собой стандартные конъюнктурные поделки, написанные с неплохим набором ремесленных навыков стихосложения... но без души.
К счастью, случаются и исключения – такие, как цикл Владимира Плющикова "Когда идет гражданская война". Это – действительно объемный и полнокровный цикл, открывающий катастрофу и трагедию страны (и народа) с самых разных сторон. Когда чума обрушивается на "оба ваших дома" и победивших нет, есть только пострадавшие, ведь, "по последним данным разведки, мы воевали сами с собой".
И логически, и стилистически, и ритмически весь цикл выстроен очень четко, никакого лыка в строках тоже не наблюдается... Не стану продолжать дальше: на странице самого стихотворения хватает теплых слов и без меня. Скажу в завершение о другом: автор не случайно употребил в названии своего цикла не прошедшее, а настоящее время. Увы, но гражданская война идет и доныне, и не только на просторах бывшего Союза. Позавчера это была Югославия, вчера Ливия, сегодня – Сирия... Где полыхнет завтра, неизвестно, но со времен Каина и Авеля мы обречены на эту трагедию.
Или, может быть, внимательно прочитав цикл Владимира Плющикова, все-таки чему-то научимся?!


68. Василий Тюренков, Мы вырастаем из своих стихов

Рано или поздно то,  что раньше называлось взрослением, становится старением. Именно об этом и пишет Василий Тюренков. И не могу не согласиться с автором:
          А в общем, зря я так разволновался –
          Собака лает... караван идёт.

Совершенно незачем ломать стулья и материться в 11-й строчке, будь Александр Македонский хоть трижды великим человеком.


69. Павел Шульга (thelonewolf), град обреченный

"Град обреченный". Так назвал  свое стихотворное полотно Павел Шульга, с первого же момента обрушивая на читателя целую лавину ассоциаций – от Ветхого Завета до романов братьев Стругацких. Яркими, сочными мазками автор выписывает картину этакого города Гаммельна, из которого под звуки дудочки неспешно уходят мокрецы, провожаемые горящей на стене надписью "Мене, текел, фарес"... Так, наверное.
Но все-таки, силой слова Павла Шульги, город еще не обречен, доколе в нем остается... хотя бы три праведника? Нет, хотя бы один человек, верящий в Сказку и в Чудо.


70. Ляля Беззубая, Пандорино горе

Существуют такие сообщества, такие культуры, где на похоронах принято не плакать, а хохотать. Смех как отторжение смерти – именно это, наверное, и составляет суть "Пандорина горя": Ляля Беззубая отдает свою дань памяти ушедшему человеку в совершено шутовской манере, сталкивая высокое и низкое, низводя трагедию к стёбу или же, наоборот, возвышая стёб до уровня трагедии:
          О моем сочинительском пыле бесстыдно трубя,
          Полновесные строки попрут боевыми слонами,
          В толчее и в пыли  я опять потеряю тебя,
          Придавив сожаления фразой: победа за нами.

Ошарашивает – другого слова и не подобрать.


71. Кристина Корнеева, Ода юродивым

Юродивые тадиционно считались на Руси людьми божьими, недаром синонимом юродивого зачастую выступает "блаженный", что в церковном словообороте вообще есть чин прославления. И если умный в гору не пойдет - на нее восходит Магомет, которого многие современники тоже считали юродивым. Лишь безумным дается прозрение, откровение, иноговорение. "Без працы бендзы кололацы", - сказал знаменитый московский юродивый Корейша уже больше ста лет тому назад, но загадка его прорицания-заклинания всё еще жива, все еще с нами.
Вот таким "божьим людям" и поёт свою оду Кристина Корнеева.
          И  покамест  блаженные
          век  бушующий  длят
          сквозь трясины  и  тернии...
          - Спи  спокойно,  Земля!


72. Ирина МелNik, Контрольный выстрел

И снова мы в гостях у костлявой сестры сна. Смерть просто-таки гуляет с декабре 2012-го по просторам Главной страницы, подкашивая все новых и новых лирических героев (главное, чтобы не самих авторов – тьфу, тьфу, тьфу!). И каждый раз в новом обличье, с новым антуражем...  Вот, например, лирическая героиня Ирины МелNik просто-таки отчаянно кокетичает с Завершительницей всех увеселений, любезно приглашая на контрольный выстрел. А стол уже накрыт по всем правилам поминок:
          Стакан пруда, накрытый неба сирой коркой,
          И колченогая нетрезвая скамья,
          И снежной соли пуд, и пепла рядом горка, -
          И это всё, что вам осталось от меня.

Со столь любезным моей поэтической душе кладбищенским оптимзмом. R.i.p., дорогая!


73. Клавдия Смирягина (Дмитриева), А лес ушёл...

Жуть зелёная! "Нам нечего ждать милостей от природы", учил когда-то Иван Мичурин. Вот и природа осознала, что не дождется от человека милостей, и сбегает от лесорубов-душегубов ожившими лесами, словно у Толкиена. Роскошная фантасмагория...
... у которой, как выясняется, присутствует еще и второй смысл, аллегорический: про нас с вами, рашен-деревяшен. Помните Юза Алешковского? "Мы рубим лес, и сталинские щепки, как прежде, во все стороны летят". И философские пароходы, если кто успел.
Ну что тут скажешь?! Беги, лес, беги...


74. Александр Голодской, Встречаем год Змеи

Весело и незатейливо. Для новогоднего застолья – в самый раз.


75. Ирина Ашомко, Чувства танцуют танго любви и страсти

Для того, чтобы вчувствоваться в это стихотворение Ирины Ашомко, требуется определенное душевное усилие. Без него – да, мило; да, осень года – осень жизни – осень любви; да, приятная рифмовка... Но в целом, казалось бы, только очередной ребус на тему "счастье", который и разгадывать-то лень...
Но стоит лишь коснуться душой какой-то внутренней Аргентины, уловить четкий синкопированный ритм в четырех четвертях – и все наконец встает на свои места: чувства - знойные, дамы - страстные, жизнь и любовь – враздрызг!
И возлюбенную – через колено, со вздернутой вверх нагой ногой.


76. Александр Грозный, Где ты птица певчая...

А вот текст Александра Грозного просто-таки просится быть положенным на музыку: из него должен получиться очень успешный эстрадный шлягер. Ах, ну почему я не Кобзон?!


77. Ирина Корнетова, Нетрезвый ангел

"Мой ангел-хранитель попал в вытрезвитель" – вот так, наверное.
Забавная и лукавая картинка из жизни небесных созданий на грешной Земле, от Ирины Корнетовой.
... Ему и грустно, и смешно, а Бог грозит ему в окно.


78. Сахара, Диагноз

Интересно и небесталанно написано.... Но по насыщенности профессиональной терминологией напоминает скорее фольклор медицинского института. Хотя цели, как я понимаю, самые благие – отдать дань памяти ушедшему,
          Ведь смерть остается последним средством
          Напомнить живым о себе, любимом,


79. Алексей Сажин, ИСТИННАЯ ИСТОРИЯ ИИСУСА ХРИСТА

Каждый имеет право на свою собственную интерпретацию известных событий 33-го года от р.Х. В том числе – в рамках материалистического понимания мира и в предположении абсолютной искренности всех авторов Священного Писания.
Но совершенно непонятно, зачем вылезать с этим на Главную, тем более что собственно литературных достоинств у сего текста не наблюдается в упор.
Поэтому вместо опуса Алексея Сажина я позволю себе порекомендовать всем интересующимся "Евангелие от Афрания" Кирилла Еськова – абсолютно о том же и с тех же позиций, но гораздо более художественно и убедительно.


80. Владимир Урсу, Вахтангу Кикабидзе

Собственно, суть произведения Владимира Урсу полностью исчерпывается его названием. Хотя, если бы данного конкретного имени не стояло, вполне годится как посвящение любому поэту, актеру или эстрадному исполнителю. Вагон душевного тепла и ноль конкретики.  


81. Андрей Васильев (Альфа Люм), финита ля - 3

Замечательная иллюстрация ко всем домыслам о конце света. Вот так и следует жить в эпоху перемен,
          Шепча под нос как мантру: « Даждь нам днесь…»,
          «Идите в жо…» и «Господи, помилуй!»

Остроумно, афористично, в чем-то отдает постмодернизмом 1990-х. И очень жизнеутверждающе.


82. А.Begun, Арктика

Именно с этого стихотворения автор А.Begun рекомендует начать знакомство со своим творчеством, у себя на странице. Но желания продолжать это знакомство у меня, честно признаюсь, не возникло: предельно сбивчиво и сумбурно – как по мысли, так и по форме изложения.


83. ГОЛУШКО ПАВЕЛ, Перезимуем жизнь

Лирическая зарисовка "Из жизни поэта", замаскированная под белый стих. И, как уже отмечал Лев Вьюжин, очень неровно по стилю и лексике.


84. Ирина Ашомко, Снова зима. Белой анестезией входит декабрь

Очень святочное стихотворение. С простенькими рифмами, сусальными банальностями и глубочайшим благочестием – именно так, как и полагается по законам данного жанра.
И Вас также с Рождеством Христовым, Ирина!


85. Йгор Щялп, Пасмурное зерцало

"Если у тебя есть фонтан – заткни его, дай отдохнуть и фонтану", учил нас когда-то Козьма Прутков.
Афоризм, как определяет википедия, есть "оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми." Сбирание же под крышей одного поста 738 (прописью: семисот тридцати восьми) афоризмов напрочь убивает и лаконизм, и шансы на то, чтобы что-нибудь запомнилось: memory overload.
По закону больших чисел, среди этих завалов наверняка найдутся и хорошие, интересные изречения. Но я, увы, не Геракл, чтобы здесь разгрести.


86. Клавдия Смирягина (Дмитриева), Про деда...

О преемственности поколений – образно и сочно:
          Вон он -  сидит у Бога на виду,
          устало свесив жилистые ноги,
          на облаке, как сиживал в страду
          на смётанном любовно пышном стоге.

И действительно: "Подумаешь, каких-то двести лет"! Две отечественные войны, две мировые, две-три революции, отмена крепостного права, смена календаря и орфографии... Гонения на неверующих, потом на верующих, потом снова на неверующих, а уж на иноверцев – так безостановочно...  Реформы александровские, хрущевские, горбачевские...
Но Клавдия Смирнягина абсолютно права: главное – оставаться человеком.
          А двести лет – такая чепуха,
          пройдут – и не успеешь оглянуться…


87. Ольга Кнорр, Метельное

Яркий и редкий пример того, как можно чисто техническими средствами передавать суть стиха, формой иллюстрировать и даже воплощать содержание. Рваный ритм, инверсии, вязкие аллитерации, деепричастные обороты - на компактном пространстве двенадцати строк Ольге Кнорр удается создать удивительно адекватное ощущение зимней метели. Мои аплодисменты!


88. Папернов Евгений Абрамович (epapernov), МОНОЛОГ ИСАВА

Рифмованая интерпретация библейской истории о продаже первородства. С листа читается с трудом – многословно, затянуто...
Думаю, что это произведение, как и "Летучий голландец" Игоря Приклонского (№53), принадлежит скорее пространству драматургии. И для любого "Театра одного актёра" пойдет на ура.


89. Кукла Саша, неправильное создание

Очень девическое стихотворение – даже не для альбома, а для дневника, который прячут под подушкой. Наивно, безыскусно, сентиментально... Но чего еще можно ожидать от автора с ником "Кукла Саша"?!


90. Марина Старчевская, Покуда укорачивая сроки...

Автопортрет на фоне уходящих лет. Философично, образно – и предельно эгоцентрично.


91. Сергей Тимшин (Мартовский), С Новым Годом, земляне!

Прекрасный тост для новогоднего застолья.  
          С Новым Годом, земляне,
          Звёзд немеркнущих вам!


И на этой высокой ноте мой сегодняшний обзор завершен. Смертей в нем оказалось немеряное количество, но смерть есть лишь повод для рождения новой жизни, не правда ли? Так что всех православных и примкнувших к ним - с Рождеством!

В качестве подарка – мой личный список "Лучшее из лучшего" (в алфавином порядке):

Андрей Васильев (Альфа Люм), финита ля - 3
Артем Сенчило, Трактирное
Владимир Плющиков, Когда идет гражданская война...
Клавдия Смирягина (Дмитриева), А лес ушёл...
Ольга Кнорр, Метельное
Павел Шульга (thelonewolf), град обреченный
Юлита Ран, в поисках рыбака


Искренне Ваш обозреватель,

Михаил Козловский.  

© Михаил Козловский, 06.01.2013 в 19:12
Свидетельство о публикации № 06012013191259-00318679 на Grafomanam.net
Читателей произведения за все время — 89, полученных рецензий — 3.
Оценка: 5,00 (голосов: 1)